№ п/п | Тема урока Тип урока | Элемент содержания | Характеристика деятельности. Планируемые результаты | | Дата |
Научится | Получит возможность научиться | Личностные и метапредметные результаты | СОТ |
1. | Введение. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество — особая часть реального мира. Организация содержания школьного учебника обществознания. Знакомство с содержанием учебника обществознания 5 класса. | Объяснить, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования. | Фиксировать информацию в различных знаковых системах. | РУУД: Объяснить с помощью схемы, чем общественные науки отличаются от других наук и от школьного предмета «обществознание». КУУД: Представить в виде схемы значение науки в жизни общества; различия между общественными и другими видами наук; взаимосвязь общественных наук с школьным предметом «обществознание». | Информационные. | |
Глава I. Человек (5часов) |
2 -3. | Загадка человека. Наследственность – биологическая сущность человека. Изучение нового материала. | Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Социальная среда обитания человека. Черты, преходящие по наследству. Можно ли влиять на наследственность. | Формулировать характеристики природы человека с т.з. современных общественных наук. Определять проблему урока и понятия, выделять главное. | Алгоритму находить дополнительной информации (памятка) Алгоритму осуществлять проекты. | ПУУД: Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. ЛУУД: Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. КУУД: Сравнивать свойства человека и животных | Информационные, проектные. | |
4. | Отрочество- особая пора жизни. Комбинированный. | Возраст и положение человека в обществе. Права и обязанности несовершеннолетних Отношения со сверстниками. | Определять правильность действия на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Уметь договариваться | ЛУУД: Описывать отрочество как особую пору жизни. ПУУД: Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости | Информационные, сотрудничество | |
5. | Самостоятель-ность – показатель взрослости. Комбинированный. | Этапы в становлении человека как личности | Характеризовать основные этапы и факторы социализации личности. | Аргументации своей т.з. | ПУУД: Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости. ЛУУД: Определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами. РУУД: Составить по алгоритму план по возвышению и расширению своих потребностей. | Информационные, разноуровневые. | |
6 | Практикум по теме “Человек” | Проанализировать ситуации общения и партнерских взаимоотношений; | Понимает побудительную роль мотивов в деятельности человека | Дает оценку своих учебных действий | КУУД: принимает другое мнение и позицию, допускает существование различных точек зрения; РУУД: определяет уровень усвоения изучаемого материала | Сотрудничество. | |
Глава II. Cемья (5 часов) |
7. | Семья и семейные отношения. Изучение нового материала. | Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи. Брак. Роли в семье. Роль подростка в семье. | Характеризовать основные роли членов семьи, включая свою собственную. Воспитать социальную ответственность и гражданские компетенции. | Навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми. | РУУД: Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы, работая со схемой «Кто такие современники»? ПУУД: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, работая в паре над разделом семья. | Информационные, сотрудничество. | |
8. | Семейное хозяйство. Изучение нового материала. | Доходы семьи, семейный бюджет. Распределение обязанностей в семье. Семья и семейные отношения. Родство. Семейные конфликты и их причины. Пути разрешения семейных конфликтов. | Дать характеристику семейным отношениям, назвать причины конфликтов в семье и пути разрешения конфликтов. | Навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми. | РУУД: Планирование семейного бюджета, правильное распределение обязанностей членов семьи. КУУД: Понимать переносный смысл выражений, объясняя смысл пословиц, приведенных в конце параграфа. ПУУД: Формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения вопроса: «Каким образом родители могут контролировать поведение детей? Какой контроль влияет на детей лучше всего?» | Информационные, сотрудничество | |
9. | Свободное время. Изучение нового материала. | Распределение свободного времени, режим дня. Сочетание учебного времени, кружковой деятельности и отдыха. | Планировать свободное время, распорядок дня. | Навыкам самостоятельности. | РУУД: Планирование свободного времени с пользой для здоровья. ПУУД: Задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности | Традиционные. | |
10. | Практикум по теме “Семья” Урок развивающего контроля. | Государственная социальная помощь. Материнский капитал. Социальные службы помощи семье. Почему государство должно поддерживать семью. Социальный работник | Научиться навыкам рефлексии и навыкам поиска и переработки информации при помощи информационно-компьютерных технологий. | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. | РУУД: Преобразовать практическую задачу в познавательную, отвечая на вопрос перед параграфом «Почему государство должно поддерживать семью?» ПУУД: Задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности при подготовке ответа на вопрос «Какую помощь от государства получала или получает ваша семья?» | Информационные. | |
11. | Практикум по теме “Семья”. Урок развивающего контроля. | Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека. Попечительство. Дети сироты. Социальные сироты. Приемная семья. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка. | Исследовать ситуации, связанных с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; нахождение и извлечение социальной информации о государственной семейной политике из источников различного типа и знаковой системы. | Обучится навыкам исследовательской деятельности. | КУУД: Исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. ПУУД: Планировать общие способы работы (с помощью родителей или других взрослых) при оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей. ЛУУД: Формировать потребность в участии в общественной жизни, в благотворительных акциях | Информационные, исследовательские. | |
Глава III. Школа (6часов) |
12-13. | Образование в жизни человека. Урок открытия нового знания. | Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное и рациональное познания. Самопознание. | Обучение формулированию понятий, навыкам ведения дискуссий. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции. | Правила ведения дискуссии. | КУУД: Принять участие в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше». ПУУД: Объяснить, как человек познает мир и самого себя. ЛУУД: Оценить себя, отличить истинное познание от ложного. | Сотрудни-чество. | |
14. | Промежуточный внутренний мониторинг Урок контроля | | | | | Тестирование | |
15. | Образование и самообразование. Урок развивающего контроля. | Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в РФ. Инклюзивное образование. | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. | Правилам ведения беседы, дискуссии. | РУУД: Прогнозировать, что может дать хорошее образование человеку и обществу. ЛУУД: Выразить свое отношение к инклюзивному образованию. | Информационные, сотрудни-чество, тестовые. | |
16. | Одноклассники, сверстники, друзья. Роль общения в жизни человека. Урок открытия нового знания. | Особенности общения подростка со сверстниками. Общение как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Общение и его содержание. Манера общения Виды межличностных отношений. Дружба. | Навыкам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности. Обучение навыкам логических рассуждений. | Навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми. | РУУД: Овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельной в форме осознанного управления своим поведением. КУУД: Строить логические рассуждения, отвечая на вопрос «Есть ли в словах Платона противоречие «Сократ мне друг, но истина дороже» ЛУУД: формировать способность и готовность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников. | Разноуровне-вые. | |
17. | Повторение по главе «Школа». Урок развивающего контроля. | | Организовывать свободное время, определять свои отношения с одноклассниками. | Работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение | ПУУД: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. КУУД: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии РУУД:составляют план действий, оценивают правильность его выполнения. | Тестовые. | |
Глава IV. Труд (6часов) |
18-19. | Труд – основа жизни. | Мотивы и виды деятельности. Учение, игра, труд, творчество. Общение. Структура деятельности. Деятельность и поведение. Деятельность как способ существования человека. Личность. | Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека. | Навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми. | РУУД:1)Проанализировать, используя схему «структура деятельности» вид своей деятельности по выбору. 2) выработать на примере характеристики своих ежедневных действий модель обучения в школе. ПУУД: Обосновать высказывание «Отрицательный результат деятельности тоже результат» | Информационные, исследовательские | |
20-21. | Труд и творчество. | Трудовая деятельность. Творчество как разновидность деятельности. Развитие творческих способностей. | Отличать обычную деятельность от творчества, познакомиться с видами творческой деятельности. | Прогнозировать результаты деятельности. | ПУУД: Подготовить сообщение «Виды творческой деятельности». РУУД: Работая сам. с учебником, назвать различия в работе мастера и ремесленника. ЛУУД: выявить у себя наличие творческих способностей, способствовать их развитию. | Информационные, исследовательские | |
22-23. | Практикум по теме “Труд” | | Характеризовать особенности труда как основной деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. | Приводить примеры благотворительности и меценатства. | ПУУД: Объяснять значение трудовой деятельности. ЛУУД: Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде. | Проблемные. | |
Глава V Родина. (9 часов) |
24-25. | Наша Родина – Россия. | Понятие «федерация», «субъект федерации». Структура федеративного государства. Государственный язык. | Познакомиться с понятиями «федерация», «субъект федерации». | Навыкам продуктивно-го взаимодейст-вия. | РУУД: Назвать права человека, работая конституцией РФ, самые крупные субъекты Российской Федерации, работая с картой. КУУД: На основе парной работы научиться задавать вопросы, контролируя партнера (меняясь ролями: контролер и исполнитель). ЛУУД: формирование патриотических чувств, гордости за свою страну. | Информационные, исследовательские, сотрудни- чество. | |
26-27 | Государственные символы России | Герб. Гимн. Государственные символы. Флаг. | Объяснять смысл понятия «государствен-ные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы, историю российского герба и флага. Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России. | Иллюстрировать на конкретных примерах отношение солдат к своему знамени во время Великой Отечественной войны. Использовать дополнительную литературу для подготовки сообщения на уроке о государственных символах зарубежных стран. Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст (Н. А. Соболев «О национальном флаге России | ЛУУД: Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину ПУУД: Описывать Государственный герб РФ, государственный флаг РФ. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки сообщения на уроке о государственных символах зарубежных стран. | Информационные. | |
28-29. | Гражданин России. | Граждане. Гражданство. Конституция РФ о гражданстве. Права человека. Юные граждане России: права и обязанности. | Объяснить значение понятий гражданин, гражданство, права человека, паспорт. | Умениям вести беседу, доказывать свою точку зрения. | РУУД: Назвать права человека, работая с Конституцией РФ, которые он получает от рождения. КУУД: На основе парной работы научиться задавать вопросы, контролируя партнера (меняясь ролями: контролер и исполнитель). ЛУУД: Формировать собственную гражданскую позицию. | Сотрудни-чество. | |
30-31. | Мы-многонацио-нальный народ . | Национальность. Этнический фактор в государственном развитии. Миграция. Толерантность. Этнический фактор в государственном развитии. Национальные различия, уважение к людям другой национальности. | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. | Навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми. | РУУД: Спланировать, что такое национальная принадлежность, пути решения на поставленный вопрос. ПУУД: Подготовить презентацию о культуре других народов. ЛУУД: Оценивать собственные действия в отношении с другими людьми с позиции толерантности. | Информационные, сотрудни-чество. | |
32. | Итоговый мониторинг. Урок контроля | | | | | Тестирование. | |
33. | Практикум по теме “Родина” Урок закрепления | Знать основные положения темы. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - | | Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | ПУУД: Устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать знания по теме, | Информационные, исследовательские, сотрудни- чество. | |
34. | Заключительный урок по курсу. Защита проектов. | | Научиться защищать проектную работу. | Отстаивать свою точку зрения, принимать другие мнения. | | Проектные. | |