№ п/п | Дата | Тема урока | Страницы учебника, раб. тетр. | Вид урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Вселенная, время. Календарь (15ч) |
1 | Iч.(16ч) 5.09 | Мы – союз народов России. | Уч.Iч.с.4-7 Т. с.3-5 | ОНЗ | Овладевать способами соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями; моделировать ситуацию общения игровых кукол на разных языках. Называть, находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в котором находится город и школа; называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности, осознавать важность доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей. |
2 | 6.09 | Мы – жители Вселенной. | Уч. с.8-11 Т. с.6-7 | ОНЗ | Овладевать способностью определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны. Развивать умения анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней. Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, осуществлять самопроверку. Осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. |
3 | 12.09 | Наш «космический корабль» – Земля. | Уч. с.12-13 Т. с.8-10 | ОНЗ | Анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу. Развивать умение на глобусе находить океаны и материки; находить нашу страну, город, в котором мы живем; применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради; осуществлять самопроверку; работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта. Осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле |
4 | 13.09 | Экскурсия «Что нас окружает?» | Уч. с.14-15 Т. с.10-11 | УЭ | Наблюдать за окружающей природой, строениями в районе школы, воспитывать бережное отношение к окружающему. Наблюдать за окружающими школу деревьями, строениями, природой. Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, восприятия. |
5 | 19.09 | Время. | Уч. с.16-19 Т. с.12-13 | ОНЗ | Овладевать способом по рисунку учебника определять настоящее, прошлое и будущее; выделять приметы времени. Приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; иметь представление о понятии «единицы измерения времени». Развивать умения располагать единицы измерения времени в порядке увеличения и уменьшения; осознавать достоинства и недостатки различных видов часов. |
6 | 20.09 | Сутки и неделя. | Уч. с.20-23 Т. с.14-17 | ОНЗ | Овладевать способностью по схеме учебника объяснять причину смены дня и ночи; формировать умения придумывать сказочное объяснение смены дня и ночи. Развивать умения работать со взрослыми: составлять рассказ об интересном событии; определять количество дней в неделе. Осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего. |
7 | 26.09 | Месяц и год. | Уч. с.24-27 Т. с.18-19 | ОНЗ | Формировать умения прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления; осваивать навыки фиксирования результатов наблюдений в виде рисунков. Развивать умения устанавливать связь между названием естественного спутника Земли и единицей измерения времени – месяц; выстраивать правильную последовательность месяцев года; осуществлять взаимопроверку. Осознавать важность наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развивать творческое воображение детей в процессе наблюдения за природой. |
8 | 27.09 | Времена года. | Уч. с.28-31 Т. с.20-21 | ОНЗ | Овладевать способностью перечислять времена года в правильной последовательности, называть месяцы каждого сезона, предлагать для каждого времени года рисунки; объяснять причины смены времен года. Развивать умения работы со взрослыми; наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края, выявлять среди них специфические сезонные явления. Понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца. |
9 | 3.10 | Погода. | Уч. с.32-35 Т. с.22-25 | УПр | Овладевать способностью конструировать определение понятия «погода», сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике. Уважительно относиться к наблюдениям товарищей; развивать умения рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды, учиться различать виды термометров и пользоваться каждым из них. |
10 | 4.10 | Календарь – хранитель времени, страж памяти. Проект. | Уч. с.36-39 Т. с.26-27 | П | Ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря; находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких; иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей. Овладевать способностью сравнивать календари разных типов; обсуждать правила пользования ими. Развивать умения сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях. |
11 | 10.10 | Праздники для всех. | Уч. с.40-43 Т. с.28-29 | ОНЗ | Овладевать способностью определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками; характеризовать содержание государственных праздников современного российского календаря. Развивать умения составлять устный рассказ о праздниках и своем городе. Понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедования. |
12 | 11.10 | Народный календарь. | Уч. с.44-47 Т. с.30-31 | ОНЗ | Овладевать способностью соотносить народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств. Сравнивать результат с прогнозами метеорологов; наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений. Понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. |
13 | 17.10 | Экологический календарь. | Уч. с.48-51 Т. с.32-33 | Р | Участвовать по мере сил в охране природы; иметь представление об экологии; знакомиться с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Овладевать способностью находить в тексе учебника определение экологии как науки. Рассказывать по рисунку учебника о природе, выражать своё отношение. |
14 | 18.10 | Проверочная работа по теме: « Вселенная, время. Календарь». | | К | Контролировать уровень усвоения изученного материала в тестовой форме, анализировать ошибки, корректировать знания. Показывать уровень усвоения изученного материала при выполнении тестовых заданий, анализировать ошибки с целью ликвидации пробелов. |
15 | 24.10 | За страницами учебника. «Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений». | | ОНЗ | Изучать творчество воронежской сказительницы Корольковой, учить искать в сказочных явлениях реальные явления. Описывать красоту природы, используя выразительные средства родного языка; сочинять устный рассказ по картинке. Понимать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде; осознавать необходимость эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного творчества для развития своей личности. |
Осень (18ч) |
16 | 25.10 | Осенние месяцы. | Уч. с.54-57 Т. с.36-37 | ОНЗ | Овладевать способностью составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов; сопоставлять старинные и современные названия месяцев. Развивать навыков сравнения общего и особенного в осенних праздниках разных народов России. Осознавать важность умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; понимать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде; осознавать необходимость эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества для развития своей личности. |
17 | IIч.(16ч) 7.11 | Осень в неживой природе. | Уч. с.58-61 Т. с.38-39 | ОНЗ | Различать объекты неживой природы; приводить примеры объектов неживой природы. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе. |
18 | 8.11 | Экскурсия «Осенние изменения в природе». | | УЭ | Знакомиться с сезонными изменениями в природе. Определять подходящими словами ощущения от восприятия с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Выявлять сезонные изменения в природе. Рассказывать по своим наблюдениям о погоде летом и осенью; устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе; извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в неживой природе; составлять в рабочей тетради список осенних явлений; сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени; научить играть в старинную игру по правилам, описанным в учебнике. Осознавать красоту осенней природы. |
19 | 14.11 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия. | Уч. с.62-65 Т. с.40-41 | ОНЗ | Соотносить текст с иллюстрацией учебника; выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников; рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников и оленеводов. Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе. Осознавать необходимость проявлять благодарность природе в условиях современной жизни; значение осенних народных праздников как выражение благодарности природе за все, что она дает людям. |
20 | 15.11 | Звездное небо осенью. Исследование. | Уч. с.66-69 Т. с.42-43 | ОНЗ | Сравнивать древние и современные представления о созвездиях. Достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации учебника. Наблюдать звездное небо, используя атлас-определитель, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради; использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания рассказа об одном из созвездий. Воспринимать красоту звездного неба. |
21 | 21.11 | Трава у нашего дома. | Уч. с.70-73 Т. с.44-45 | ОНЗ | Описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений; фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков. Использовать сведения из книг, газет, др. источников для написания рассказа о растениях. Осознавать важность бережного отношения к природе. |
22 | 22.11 | Старинная женская работа. Образовательное путешествие. | Уч. с.74-77 Т. с.46-47 | ОНЗ | Формировать умения исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных материалов; определять особенности льняной ткани. Сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов. Планировать последовательность и согласовывать распределение операций по изготовлению игрушки между мальчиками и девочками; обобщать итоги совместной работы. Осознавать нравственное значение совместной работы людей; испытывать уважение к такому значительному человеческому качеству, как трудолюбие. |
23 | 28.11 | Деревья и кустарники осенью. | Уч. с.78-81 Т. с.48-49 | Р | Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников; узнавать изученные деревья. Уважительно относиться к природе. Воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени. |
24 | 29.11 | Чудесные цветники осенью. | Уч. с.82-85 Т. с.50-51 | ОНЗ | Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника; оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника. Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках; проявлять уважение к культурным традициям, связанных с растениями. Понимать, что выращивание цветов – большой труд на радость людям; оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника |
25 | 5.12 | Грибы. | Уч. с.86-89 Т. с.52-53 | ОНЗ | Объяснять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; знать строение грибов; отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя. Узнавать и рассказывать о строении гриба, осуществлять самопроверку; формировать умение сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. |
26 | 6.12 | Шестиногие и восьминогие. | Уч. с.90-93 Т. с.54-55 | ОНЗ | Объяснять, чем отличаются насекомые от паукообразных; называть этапы развития бабочки и стрекозы; описывать паука-крестовика и его сеть; узнавать изученных насекомых на рисунках; с помощью атласа-определителя приводить примеры насекомых различных групп. По своим наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и пауках; рассказывать о разнообразии насекомых. Обосновывать необходимость бережного отношения к паукам; формулировать соответствующие правила экологической этики. |
27 | 12.12 | Птичьи секреты. Исследование. | Уч. с.94-97 Т. с.56-57 | ОНЗ | Используя свои наблюдения отвечать на вопросы о птицах; узнавать и классифицировать птиц по определенным признакам. Выделять в тексте учебника проблемные вопросы, высказывать предположения. Осуществлять самопроверку. |
28 | 13.12 | Как разные животные готовятся к зиме. | Уч. с.98-101 Т. с.58-59 | ОНЗ | Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных. Осознавать важность чувства любви к родной природе. |
29 | 19.12 | Невидимые нити в осеннем лесу. | Уч. с.102-105 Т. с.60-61 | ОНЗ | Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой. Моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем, аппликаций и графических схем. Осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными. |
30 | 20.12 | Осенний труд. | Уч. с.106-109 Т. с.62-63 | ОНЗ | Сравнивать осенние работы в городах и селах в старину и сейчас; соотносить их особенностями в мире осенней живой и неживой природы. Выделять общее и различное; конструировать алгоритм изготовления осенней куклы. Осознавать многообразие работы осенью в городах и селах и то, как эта работа связана с особенностями осенней живой и неживой природы; понимать важность и необходимость уважения к труду на земле и желание заботиться обо всех живых существах накануне предстоящей зимы. |
31 | 26.12 | Будь здоров! Проект. | Уч. с.110-113 Т. с.64-65 | ОНЗ | Формулировать правила здорового образа жизни осенью. Контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры, поддерживать в ходе игр благожелательное общение друг с другом; корректировать в ходе игр недостатки в межличностных отношениях; контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. Осознавать важность и необходимость благожелательного отношения друг с другом. |
32 | 27.12 | Проверочная работа по теме: «Осень». | | К | Контролировать и оценивать уровень усвоения материала по теме «Осень» в тестовой форме, учиться анализировать ошибки. Показывать уровень усвоения изученного материала, анализировать допущенные ошибки с целью ликвидации пробелов. |
33 | IIIч. (21ч) 10.01 | Охрана природы осенью. | Уч. с.114-117 Т. с.66-67 | ОНЗ | Формулировать правила охраны природы осенью. Работать в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы, извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информации; использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России; составлять фоторассказ об осенней прогулке. Понимать необходимость соблюдения правил охраны природы при сборе ее даров осенью; осознавать важность изучения страниц Красной книги. |
Зима (15ч) |
34 | 16.01 | За страницами учебника. Экскурсия в Воронежский зоопарк. | Т. с.68-69 | УЭ | Наблюдать за объектами живой природы (их внешним видом, повадками). Выражать свои мысли в высказываниях устных и письменных. Осознавать важность наблюдений за животными для охраны природы. Формулировать наблюдаемые изменения в природе. |
35 | 17.01 | Зимние месяцы. | Уч.IIч.с.4-7 Т. с.3-5 | ОНЗ | Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам русских художников, сочинять устный рассказ по картине; наблюдать и отмечать характер погоды для прогноза урожая. Делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическим впечатлением по отношению к природе зимой и произведениям словесного и изобразительного искусства, представляющим красоту зимней природы. |
36 | 23.01 | Зима – время науки и сказок. | Уч. с.8-11 Т. с.6-7 | ОНЗ | Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл. Воспитывать уважительное отношение к сказкам разных народов России и мира; формулировать их нравственное значение для современной жизни. |
37 | 24.01 | Зима в неживой природе. | Уч. с.12-15 Т. с.8-9 | ОНЗ | Извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений. По своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях в природе; устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе. |
38 | 30.01 | Звездное небо зимой. Исследование. | Уч. с.16-19 Т. с.10-11 | ОНЗ | Сравнивать схемы созвездий; осваивать их способ нахождения. Осознавать целостность мира, определять по Полярной звезде стороны горизонта. Воспринимать красоту звездного неба. |
39 | 31.01 | Зима в мире растений. | Уч. с.20-23 Т. с.12-13 | ОНЗ | Формировать умение извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой; распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам по разным признакам. Определять растения, зимующие под снегом; устанавливать связи изученных растений с животными. |
40 | 6.02 | Зимние праздники. Образовательное путешествие. | Уч. с.24-27 Т. с.14-15 | ОНЗ | Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота; различать общее и особенное в зимних праздниках; уметь описывать картину Б. Кустодиева « Елочный торг». Развивать умение планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье, друзьям. |
41 | 7.02 | Растения в домашней аптечке. Проект. | Уч. с.28-31 Т. с.16-17 | П | Распознавать растения по изготовленному сырью; осуществлять самопроверку; извлекать из учебника информацию о целебных свойствах растений и их частей. Обсуждать рассказ о лекарственных растениях в книге «Великан на поляне»; формулировать правила экологической этики. Осознавать необходимость бережного отношения к природе, а именно к лекарственным растениям. |
42 | 13.02 | Зимняя жизнь птиц и зверей. | Уч. с.32-33 Т. с.18-19 | ОНЗ | Извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы; находить изучаемых птиц на рисунках учебника. Устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птиц. Осознавать важность оказания помощи животным, чтобы они могли пережить зиму. |
43 | 14.02 | Невидимые нити в зимнем лесу. | Уч. с.36-39 Т. с.20-21 | ОНЗ | Извлекать из текста учебника и иллюстраций информацию о связях в природе; анализировать рисунок и схему учебника, соотносить их между собой. Моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем, работая в группах; рассказывать по схемам о невидимых линиях. |
44 | 20.02 | В феврале зима с весной встречается впервой. | Уч. с.40-43 Т. с.22-23 | ОНЗ | Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре своего народа. Планировать реальное проведение зимних праздников народов своего края. Осознавать нравственное значение обычаев, характерных для Масленицы и других праздников на переломе между зимой и весной, во взаимоотношениях разных поколений в семье. |
45 | 21.02 | Зимний труд. | Уч. с.44-47 Т. с.24-25 | ОНЗ | Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время. Рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных в родном доме зимой. Понимать нравственный смысл и значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; необходимость поддержать порядок на улице. |
46 | 27.02 | Будь здоров! | Уч. с.48-51 Т. с.26-27 | ОНЗ | Контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. Формулировать правила здорового образа жизни зимой; объяснять правила народных игр. Понимать необходимость соблюдения правил здорового и безопасного образа жизни в зимний период; осознавать важность благожелательного общения друг с другом во время игры. |
47 | 28.02 | Проверочная работа по теме: «Зима». | | К | Контролировать и оценивать уровень усвоения материала по теме «Зима», анализировать ошибки с целью восполнения пробелов. Показывать уровень усвоения материала по теме «Зима», анализировать ошибки. |
48 | 6.03 | Охрана природы зимой. | Уч. с.52-55 Т. с.28-29 | ОНЗ | Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания об одном представителе из Красной книги. Описывать красоту зимней природы; извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях из Красной книги России. Осознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты зимней природы; понимать необходимость бережного отношения к природе (правила зимой чистоты в парке, сквере, лесу, способы подкормки зверей и птиц). |
Весна и лето (20ч) |
49 | 7.03 | За страницами учебника. Экскурсия «Зимние изменения в природе». | Т. с.30-31 | УЭ | Уметь формулировать наблюдаемые изменения в природе. Наблюдать за живой и неживой природой зимой, наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами. Осознавать важность проявления любви к зимней природе. |
50 | 13.03 | Весенние месяцы. | Уч. с.58-61 Т. с.32-33 | ОНЗ | Сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями весенних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних месяцев по картинам художников; обозначать пору весеннего равноденствия. |
51 | 14.03 | Весна в неживой природе. | Уч. с.62-65 Т. с.34-35 | ОНЗ | Устанавливать связь между детскими играми и весенними изменениями в неживой природе. Сравнивать иллюстрации учебника и рассказывать по ним. Устанавливать причинно- следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе. Понимать смысл проблем безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоемах). |
52 | 20.03 | Весна – утро года. | Уч. с.66-69 Т. с.36-37 | ОНЗ | Знакомиться с народными традициями встречи весны, устно описывать представленные в них события. Изготавливать игрушку в виде весенней птички; украшать деревце во дворе школы. Осознавать образ весны в мире природы и людей как поры обновления жизни, символически представленной в образе птицы. |
53 | 21.03 | Звездное небо весной. Исследование. | Уч. с.70-73 Т. с.38-39 | ОНЗ | Сравнивать схемы расположения ковшей созвездий Большая Медведица и Малая Медведица в разные сезоны, выявлять различия. Определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звезды. Воспринимать красоту звездного неба. |
54 | IVч. (15ч) 3.04 | Весеннее пробуждение растений. | Уч. с.74-77 Т. с.40-43 | ОНЗ | Выявлять условия, необходимые для цветения; узнавать раннецветущие растения на фотографиях; характеризовать признаки весеннего пробуждения природы. Наблюдать за весенним цветением, фиксировать сроки цветения; оценивать эмоционально-эстетические впечатления от раннецветущих растений. |
55 | 4.04 | Чудесные цветники весной. | Уч. с.78-81 Т. с.44-45 | ОНЗ | Определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя; узнавать изученные растения. Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника; выделять наиболее понравившиеся растения и объяснять причины своих предпочтений; различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов; использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из растений цветника. Осознавать красоту весенних цветников и стремиться участвовать самому в создании таких цветников; проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями. |
56 | 10.04 | Весна в мире насекомых. | Уч. с.82-85 Т. с.46-47 | ОНЗ | Знакомиться с весенними изменениями в жизни насекомых; узнавать их на рисунках и в природе; обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых, рассказывать о них. Формулировать соответствующие правила экологической этики; наблюдать весеннее появление насекомых, фиксировать их в рабочей тетради. |
57 | 11.04 | Весна в мире птиц и зверей. | Уч. с.86-89 Т. с.48-49 | ОНЗ | Рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей; знакомиться с их жизнью. Формулировать соответствующие правила экологической этики, определять последовательность прилета перелетных птиц; фиксировать результаты наблюдений в своей тетради. Узнавать птиц по рисунку, определять по атласу-определителю. |
58 | 17.04 | Невидимые нити в весеннем лесу. | Уч. с.90-93 Т. с.50-51 | ОНЗ | Извлекать из текста информацию о связях в природе; анализировать рисунки и схемы в учебнике; сравнивать разные виды схем, рассказывать по этим схемам. Моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных схем. Осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными. |
59 | 18.04 | Весенний труд. | Уч. с.94-97 Т. с.52-53 | ОНЗ | Инсценировать мужскую и женскую старинную весеннюю работу; соотносить с видами работы в настоящее время в городе. Объяснять значение пословиц о важности весенних работ. Понимать важность земледельческого труда для жизни людей во все времена. |
60 | 24.04 | Старинные весенние праздники. Образовательное путешествие. | Уч. с.98-101 Т. с.54-55 | ОНЗ | Характеризовать весенние праздники в культуре народов России; сравнивать традиции отношения к березе в культуре разных народов. Определять нравственный смысл легенд и песен о березе в культуре народов Севера. |
61 | 25.04 | Итоговая комплексная работа. | | К | Проявлять навык самостоятельной деятельности. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий; выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу; применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои знания, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевую саморегуляцию. |
62 | 2.05 | Будь здоров! | Уч. с.102-105 Т. с.56-57 | ОНЗ | Формировать правила здорового образа жизни весной; объяснять правила народных игр. Контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. Понимать необходимость соблюдения правил здорового и безопасного образа жизни в весенний период; осознавать важность благожелательного общения друг с другом. |
63 | 15.05 | Охрана природы весной. | Уч. с.106-109 Т. с.58-59 | ОНЗ | Изучать страницы Красной книги; правила охраны природы весной. Анализировать рисунки учебника (условные знаки); рассказывать с помощью условных знаков о правилах охраны природы; извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; предлагать на основе полученной информации меры охраны изучаемых объектов; использовать дополнительную литературу, ресурсы Интернета для написания собственного рассказа об одном из представителе Красной книги России. Знакомиться с правилами охраны природы; анализировать рисунки учебника; рассказывать правила охраны природы, извлекать информацию из книг, Интернета. Формулировать соответствующие правила экологической этики. |
64 | 16.05 | Лето красное. | Уч. с.110-114 Т. с.62-64 | ОНЗ | Сравнивать названия старинных и современных названий месяцев; характеризовать летние праздники и работу в старину. Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников; отмечать летнее солнцестояние. Понимать нравственный смысл и красоту старинных летних присловий и обычаев; оценивать свое эмоционально-эстетическое впечатление по отношению к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества. |
65 | 22.05 | Летние праздники и труд. Образовательное путешествие. | Уч. с.115-117 Т. с.65-67 | ОНЗ | Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе. Определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира. Понимать глубокий смысл народных обычаев, связанных с плодоносящей силой летней природы, с трудом земледельцев и скотоводов; осознавать нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира, подводя итог полученным в течение года знаниям. |
66 | 23.05 | Проверочная работа по теме: «Весна». | | К | Формировать умения контролировать и оценивать уровень усвоения материала по всем разделам, анализировать ошибки, корректировать знания. Показывать уровень усвоения материала, изученного в течение учебного года. |
67 | 29.05 | За страницами учебника. Экскурсия «Весенние изменения в природе». | Р.т.IIч.с.60-61 | УЭ | Наблюдать сезонные изменения в природе. Знакомство с раннецветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия расцветающей природы. Осознавать важность проявления эстетического чувства при восприятии красоты весенней природы; понимать необходимость бережного отношения к природе. |
68 | 30.05 | Повторение изученного за год. | | Р | Обобщать и систематизировать полученные знания по изученным темам. Повторять в игровой форме материал, изученный в течение учебного года для установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. |