Пояснительная записка.
Программа А.Я. Данилюк Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы, М., «Просвещение», 2012 г.
Учебник А.В.Кураев Основы духовно – нравственной культуры народов России Основы православной культуры, - М., «Просвещение», 2012 г.
№ урока | Тема урока | Дата | Кор-ка | Предметный результат | Личностный результат | УУД: Регулятивные Коммуникативные Познавательные |
1 | Введение. Россия – наша Родина. | 02.09. | | Познакомятся с содержанием курса Получит представление о духовном мире человека; разовьёт умение работы с учебником; познакомится с понятиями «Отечество», «духовные ценности», «патриотизм», «культурные традиции» и др. | развитие чувства патриотизма; усвоение значимости духовных ценностей; Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну; формирование уважения к духовным ценностям, воспитание патриотических чувств | Р:Оценивает собственное умение учиться и возможности его развития; осуществляет целеполагание; К:Задаётвопросы, необходимые для организации собственной деятельности П: Извлекает информацию из собственного опыта, текста учебника |
2 | Культура и религия | 09.09. | | усвоит понятия культура, и как она создаётся, религия, православие; осознает взаимосвязьрусской культуры иправославия. | Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости; воспитание чувства уважения к старшим, формирование уважение к духовным ценностям | Р: Выделяет основные смысловые части текста. К:Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание;П: Раскрывает на конкретных примерах ценность культуры и религии для каждого человека. Выделяет незнакомые слова и находить их значение в учебнике и словаре; развивать умения работы с учебником, дополнительной литературой; |
3 | Человек и Бог в православии | 16.09. | | Познакомится с пониманием Бога в православии, с дарами, которые он дал человеку (свободу, разум, совесть, доброта, любовь) и осознает их значение в жизни каждого человека и общества | Воспитание понимания и сопереживания чувствам других людей; Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | Р: планирует поэтапно свою деятельность; составляет план своего ответа на поставленный вопрос; оценивает ответы оппонентов К: осуществляет обмен информацией; грамотно излагает мысли по спорным вопросам П: раскрывает смысл понятий православие, Бог, совесть; развивает умения и навыки работы с учебником и дополнительной литературой, словарем; Выделять основные смысловые части текста; |
4 | Православная молитва | 23.09. | | Осознает чем молитва отличается от магии, узнает какие бывают виды молитв, что значит «благодать», то такие святые. | Воспитание понимания и сопереживания чувствам других людей; Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | Р: осуществляет целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование познавательной задачи в практическую К: Осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; П: получает мировоззренческие и ориентировочные знания о нормах поведения в обществе |
5 | Библия и Евангелие | 30.09. | | Познакомится с содержанием священной книгой христиан – Библии. Узнает, что означают слова: христианство, пророки, Евангелие и др., что говорит Библия о жизни Христа. | формирование уважительного отношения к нравственным ценностям | Р: Самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; осуществляет самоанализ своей деятельности К: Организует и планируетучебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цели и функции участников, способы взаимодействия; планирует общие способы работы; П: получает мировоззренческие ориентиры, демонстрирует оценочные знания и навыки; учится устанавливать причинно – следственные связи |
6 | Проповедь Христа | 07.10. | | Познакомятся с содержанием Нагорной проповеди Христа и её предназначением; приведут примеры её проявления из собственного житейского опыта; наполнят содержанием понятие «духовные сокровища» | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных жизненных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование уважительного отношения к нравственным ценностям, | Р: прогнозирует значимость и результативность своего труда; осуществляет коррекцию своего поведения и учебной деятельности в соответствии с требованиями социума К: определяет способы взаимодействия, осуществляет обмен практически полезной информацией; отрабатывает навыки работы в группе; П: получает мировоззренческие знания |
7 | Христос и Его крест | 14.10. | | Узнают о жизненном пути Христа, осознают необходимость для людей его жертвы; раскроют символичный смысл христианского креста, на котором был распят Иисус | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных жизненных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование уважительного отношения к нравственным ценностям, | Р: корректирует свою деятельность в зависимости от собственных и общественных потребностей; осуществляет самооценку К: осуществляет обмен практически полезной информацией; П: Исследует несложные практические ситуации, в ходе чего получает ориентировочные знания |
8 | Пасха | 21.10. | | Узнают в чём проявились свойства Христа как богочеловека после распятия, познакомятся с традицией празднования Пасхи у христиан; раскроют значение пасхальных символов | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре своего народа; | Р: Выявляет возможности практического применения получаемых в школе знаний, прогнозирует результат своей учебной деятельности К: высказывает своё мнение, работает в группах; грамотно выстраивает монолог и участвует в диалоге П: Описывает и оценивает собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития; |
9 | Православное учение о человеке | 28.10. | | Осознают основные отличия человека от животного; раскроют понятие «внутренний мир человека» («душа»), осознают её предназначение, причины её болезни и способы излечения | Формирование уважительного отношения к личности человека; обогащение внутреннего мира | Р: Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития; осуществляет коррекцию своей деятельности К: Организует и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,; П: Исследует несложные ситуации из жизни человека и общества; приобретает мировоззренческие знания; развивает и совершенствует умения и навыки работы с различными источниками |
10 | Совесть и раскаяние | 11.11. | | Познакомятся с понятиями «грех», «совесть», «раскаяние». Узнают шаги раскаяния и осознают его необходимость для здоровья души. Поймут, что совесть – главный регулятор нашего поведения | Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; Развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; формирование уважительного отношения к нравственным ценностям | Р: осуществляет навыки целеполагания как важнейшего компонента любой деятельности; К: Определяет собственное отношение к различным средствам достижения успеха; П: приобретает оценочные знания, устанавливает причинно – следственные связи |
11 | Заповеди | 18.11. | | Познакомятся с понятием «заповеди» и содержанием скрижалей, данных Моисею, научатся оценивать поступки в соответствии с ними | формирование уважительного отношения к нравственным ценностям | Р: Самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; К: Организует и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цели и функции участников, способы взаимодействия; планирует общие способы работы; П: осознаёт значимость моральных норм для человека и общества; исследует несложные практические ситуации, связанные с взаимоотношениями людей |
12 | Милосердие и сострадание | 25.11. | | Узнают кого христиане называют «ближним». Как христианин долженотноситься к людям. Что такое «милосердие», «милостыня», осознают важность этой добродетели | Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; Развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; формирование уважительного отношения к нравственным ценностям | Р: Выявляет возможности практического применения получаемых в школе знаний; К: Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание; П: приобретает навыки исследовательской работы |
13 | Золотое правило этики | 02.12. | | Познакомятся более подробно с понятиями этика, нормы морали, выяснит их происхождение и назначение; научатся применять и реализовывать на практике золотое правило этики. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | Р: осуществляет навыки целеполагания как важнейшего компонента любой деятельности; оценку своих и чужих действий К: Определяетсобственное отношение к различным ситуациям, отрабатывает навыки сотрудничества, аргументации своего мнения П: приобретает ценностно – ориентировочные знания и навыки их применения в житейских ситуациях |
14 | Храм | 09.12. | | Узнают о предназначении христианского храма, его структуре, о предназначении его отдельных частей: алтаря, икон, иконостаса, кануна и др. познакомятся с правилами поведения в храме. | Формирование чувства долга за сохранение культурного наследия | Р: выделяет основные смысловые части в тексте и сопоставляет их с собственным опытом; осуществляет прогнозирование своей возможной будущей деятельности, самоанализ К: осуществляет обмен информацией, отрабатывает навыки работы в группе, выстраивает грамотно монолог и диалог П: применяет ценностно – ориентировочные знания на практике |
15 | Икона | 16.12. | | Узнают, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. Познакомятся с наиболее почитаемыми иконами, объяснят слова «нимб» и«лик» | воспитание доверия и уважения к истории и культуре своего народов | Р: прилагает волевые усилия и преодолевает трудности и препятствия на пути достижения целей К: осваивает навыки целеполагания при решении учебной задачи; выстраивает алгоритм своих действий; осуществляет планирование своей деятельности П: демонстрирует собственные способности к творчеству, исследует культурное наследие многонационального государства; |
16 | Творческие Работы учащихся | 23.12. | | закрепит основные понятия курса, приобретут навыки публичного выступления в ходе презентации своей работы; получат возможность применить на практике полученные знания | Формирование и закрепление устойчивых знаний теоретического материала по курсу ОРКЭ и осознание необходимости применения его на практике | Р: осуществляет целеполагание, планирует деятельность К: участвует в конструктивном диалоге с учителем и одноклассниками; отрабатывает навыки совместной работы в группе П: осваивает приоритетность духовных ценностей |
17 | Подведение итогов | 30.12. | | закрепит и систематизирует основные понятия курса, приобретут навыки публичного выступления в ходе презентации своей работы; получат возможность применить на практике полученные знания | Формирование и закрепление устойчивых знаний теоретического материала по курсу ОРКЭ и осознание необходимости применения его на практике | Р: прогнозирует и оценивает результаты своей деятельности совместно с учителем; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров; К: Аргументирует свою точку зрения, отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом П: Строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объясняет явления, процессы, связи и отношение к ним. |
18 | Как христианство пришло на Русь | 20.01. | | Познакомятся с историей и причинами принятия христианства, личностью князя Владимира, Кирилла, Мефодия; осознают как христианство изменило жизнь людей и способствовало развитию государства. Раскроют смысл слов «крещение», «исповедь» | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Р:Оценивает собственное умение учиться и возможности его развития; осуществляет целеполагание; К:Задаётвопросы, необходимые для организации собственной деятельности П: Извлекает информацию из собственного опыта, текста учебника, дополнительной литературы |
19 | Подвиг | 27.01. | | Узнают, что такое подвиг, жертвенность в православии.приведут примерыподвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Объяснят значение слов «подвижник», «жертвенность»; научатся выделять ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | Р: Выделяет основные смысловые части текста. К:Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание;П: Раскрывает на конкретных примерах ценность самопожертвования человека. Выделяет незнакомые слова и находить их значение в учебнике и словаре; развивать умения работы с учебником, дополнительной литературой; |
20 | Заповеди блаженств | 03.02. | | Узнают, что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. Научатся осмысленно читать текст Заповедей Блаженства.Приведут примеры исполнения этих заповедей христианами. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | Р: планирует поэтапно свою деятельность; составляет план своего ответа на поставленный вопрос; оценивает ответы оппонентов К: осуществляет обмен информацией; грамотно излагает мысли по спорным вопросам П: выделяетосновные смысловые части текста; получает ориентировочные знания |
21 | Зачемтворить добро? | 10.02. | | познакомиться с понятиями добро, самоотверженность, святой и их значением; представит образцы нравственности из жизни Христа, житейской практике; раскроет причины недоброжелательности и установит её последствия | Воспитание понимания и сопереживания чувствам других людей; Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | Р: осуществляет целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование познавательной задачи в практическую К: Осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; П: получает мировоззренческие и ориентировочные знания о нормах поведения в обществе |
22 | Чудо в жизни христианина | 17.02. | | Узнает, в чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Расскажет какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках | Воспитание понимания и сопереживания чувствам других людей; Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | Р: Самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; осуществляет самоанализ своей деятельности К: Организует и планируетучебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цели и функции участников, способы взаимодействия; планирует общие способы работы; П: получает мировоззренческие ориентиры, демонстрирует оценочные знания и навыки; учится устанавливать причинно – следственные связи |
23 | Православие о Божиемсуде | 24.02. | | Познакомится с представлением христиан о Божием суде. Узнает как христианство воспринимает смерть, какие добродетели проповедует христианство. | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; Развитие чувства личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах | Р: прогнозирует значимость и результативность своего труда; осуществляет коррекцию своего поведения и учебной деятельности в соответствии с требованиями социума К: определяет способы взаимодействия, осуществляет обмен практически полезной информацией; отрабатывает навыки работы в группе; П: получает мировоззренческие знания |
24 | Таинство Причастия | 03.03. | | Узнает, что такое Причастие, его предназначение, что такое церковное Таинство, Тайная вечеря, литургия. Осознает в чём главное предназначение христианской Церкви | Восприятие духовных ценностей | Р: корректирует свою деятельность в зависимости от собственных и общественных потребностей; осуществляет самооценку К: осуществляет обмен практически полезной информацией; П: Исследует несложные практические ситуации, в ходе чего получает ориентировочные знания |
25 | Монастырь | 10.03. | | Узнает, кто такой монах, и почему люди идут в монахи, что представляет собой монастырь, какие монастыри и лавры существуют на территории России и их значение для государства; осознают причины, по которым власть помогает монастырям. | Формирование чувства долга за сохранение культурного наследия; формирование уважительного отношения к выбору другого человека | Р: Выявляет возможности практического применения получаемых в школе знаний, прогнозирует результат своей учебной деятельности К: высказывает своё мнение, работает в группах; грамотно выстраивает монолог и участвует в диалоге П: Описывает и оценивает собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития; |
26 | Отношение христианина к природе | 17.03. | | Осознает, какие качества делают человека «выше»природы. В чём проявляется милосердное отношение ко всему живому. Осознает ответственность, которую несёт человек за сохранение жизни на земле | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; Развитие чувства личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах | Р: Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития; осуществляет коррекцию своей деятельности К: Организует и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,; П: Исследует несложные ситуации из жизни человека и общества; приобретает мировоззренческие знания; |
27 | Христианская семья | 24.03. | | Узнают, почему заключение брака в церкви называется «венчание», что означает венец над молодожёнами, что означает обручальное кольцо. Осознают важность добродетели для семейного счастья и значимость семьи для каждого человека | Осознание важности духовных ценностей в жизни человека; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми. | Р: Самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; К: Организует и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цели и функции участников, способы взаимодействия; планирует общие способы работы; П: осознаёт значимость моральных норм для человека и общества; исследует несложные практические ситуации, связанные с взаимоотношениями людей |
28 | Защита Отечества | 07.04. | | Научится раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; расширит знания по истории России, познакомится с историческими личностями | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну | Р: корректирует свою деятельность в зависимости от собственных и общественных потребностей; осуществляет самооценку К: осуществляет обмен практически полезной информацией; П: Исследует несложные практические ситуации, в ходе чего получает ориентировочные знания |
29 | Христианин в труде | 14.04. | | раскрывает смысл понятий терпение, заповедь труда, пост;узнает какие виды труда существуют; осознает его значение для жизни человека и общества, в том числе с точки зрения религии; | Развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; воспитание уважительного отношения к труду | Р: Выявляет возможности практического применения получаемых в школе знаний; К: Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание; П: приобретает навыки исследовательской работы |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | 21.04. | | Научится раскрывать сущность патриотизма, Отечества, традиции; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну | Р: осуществляет навыки целеполагания как важнейшего компонента любой деятельности; оценку своих и чужих действий К: Определяетсобственное отношение к различным ситуациям, отрабатывает навыки сотрудничества, аргументации своего мнения П: приобретает ценностно – ориентировочные знания и навыки их применения |
31-34 | Творческие работы учащихся | 28.04. 05.05. 12.05. 19.05. | | закрепят основные понятия курса, приобретут навыки публичного выступления в ходе презентации своей работы; получат возможность применить на практике полученные знания | Формирование и закрепление устойчивых знаний теоретического материала по курсу ОРКЭ и осознание необходимости применения его на практике | Р: прогнозирует и оценивает результаты своей деятельности совместно с учителем; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров; К: Аргументирует свою точку зрения, отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом П: Строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объясняет явления, процессы, связи и отношение к ним. |
35 | Резерв | 26.05. | | | | |