№ п/п | Раздел | Содержание урока | Кол-во часов | Методы и формы контроля, рефлексии | Домашнее задание, привлечение родителей | Дата |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Проект «Традиции моей семьи». | 1 | Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» | Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи. | |
2 | Основы светской этики (28 часов) | Что такое светская этика. Светская этика и её значение в жизни человека. | 1 | Творческая работа «Составление предложений со словами культура, моральный, этический.» | Кто был основателем науки «Этика»? Что означает слово «мораль»? Что помогает понять светская этика? | |
3 | Культура и мораль. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Трудовая мораль. Методика создания морального кодекса в школе. Защита проекта «Традиции моей семьи» | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | Приведи примеры материальной и духовной культуры. Объясни, почему возникла мораль. Вместе с родителями составь свод моральных норм, принятых в вашей семье. | |
4 | | Особенности морали. Государство и мораль гражданина.. Есть ли единый список моральных правил. Нормы морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе. | 1 | Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры» | Подумай и обсудите с родителями или друзьями, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью». Почему плохо быть равнодушным? Приведи примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях. | |
5 | | Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления. | 1 | Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными» | Назови поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете? Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения. | |
6 | | Добро и зло. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи. | |
7 | | Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек. Что такое добродетель человека. | 1 | Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их» | Расспросите родителей, бабушек дедушек, чем знамениты Лев Яшин, Чулпан Хаматова, Юрий Гагарин,Ирина Слуцкая. Почему они могут служить примером для подражания? | |
8 | | Добродетель и порок. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели. | 1 | Самостоятельная работа «Найти в тексте слова с противоположным значением. Выписать две- три пары» | Обсуди с родителями, какие качества главных героев сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», вы назвали бы добродетельными, а какие - порочными. Расскажи о своих или о поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетель ли как порочные. | |
9 | | Свобода и моральный выбор человека.. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. Комментированное чтение, | 1 | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор» | Обсуди с родителями герои каких сказок представляют добро, а какие- зло. | |
10 | | Свобода и ответственность. Что такое ответственность? Работа с иллюстративным материалом. | 1 | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности» | Выберите дела, за которые отвечаете вы: выполнение дом. заданий, наведение порядка на своём столе, покупка продуктов, прогулка с собакой, стирка, уборка квартиры. | |
11 | | Свобода и ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. Работа со словарём. | 1 | |
12 | | Моральный долг. Особенности морального долга .Какие моральные обязанности есть у человека. | 1 | Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг» | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. | |
13 | | Справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Моральные правила справедливого человека. | 1 | Самостоятельная работа «Составить план татьи из пособия» | Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке | |
14 | | Альтруизм и эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом». | 1 | Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма» | Посоветуйся с родителями и приведи примеры разумного эгоизма. | |
15 | | Дружба. Добродетельные отношения. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений. Проект «Вот что значит настоящий верный друг». | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Написать рассказ о своём друге | |
16 | | Что значит быть моральным. Нормы морали. Этикет. Моральный выбор. Защита проекта «Вот что значит настоящий верный друг». | 1 | Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит…» | Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло» | |
17 | | Род и семья – источник нравственных отношений. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная. | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Вместе с родителями составьте свою родословную. Придумайте и изобразите герб своей семьи. | |
18 | | Нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время? Методы нравственного самосовершенствования. | 1 | Самостоятельная работа «Выписать из пособия пять компонентов нравственного поступка» | Выбрать и проанализировать поступок любимого героя литературного произведения | |
19 | | Золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни. Образование как нравственная норма. | 1 | Самостоятельная работа «Выписать из пособия золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке» | Оценить поступок героя сказки с точки зрения золотого правила нравственности | |
20 | | Стыд, вина и извинение. Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. Методы нравственного самосовершенствования. | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовьте вопросы к тексту в учебнике. | |
21 | | Честь и достоинство. Кодекс чести. Проект «Мы помним, мы гордимся». | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о чести и достоинстве | |
22 | | Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля. Чем различаются понятия «стыд» и «совесть».Защита проекта «Мы помним, мы гордимся». | 1 | Самостоятельная работа «Составить план статьи» | Обсудите с родителями, что значит испытывать муки совести. | |
23 | | Нравственные идеалы. Богатырь и рыцарь. Правила честного поединка. Смелые и сильные защитники Отечества | 1 | Самостоятельная работа «Составить несколько предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей» | Подготовить рассказ н тему «Нравственный образец богатыря» | |
24 | | Нравственные идеалы. Джентльмен и леди. Кто такие рыцари. Что значит быть настоящей леди. | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ на тему «Джентльмен и леди» | |
25 | | Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль . Труженик, патриот, воин | 1 | Словарный диктант по содержанию 18-24 уроков. | Ответить на вопрос «Кого из современников можно назвать героями защитниками Отечества?» | |
26 | | Образцы нравственности в культуре Отечества. Нравственные традиции предпринимательства. | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник. | |
27 | | Этикет. Образец. Правила этикета. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. | 1 | Подготовить рассказ о семейном празднике. | |
28 | | Когда и как появились праздники. Семейные праздники. Подарок и как его выбирать. Праздничный ритуал. Государственные праздники. Праздники как одна из форм исторической памяти. | 1 | Подготовить рассказ на тему «Жизнь человека – высшая нравственная ценность» | |
29 | | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. | 1 | Рассказать членам семьи и друзьям о государстве и морали гражданина | |
30 | Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) | Любовь и уважение к Отечеству. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. | 1 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |
31 | Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Проект «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». | 1 | |
32 | Традиционные религии России. | 1 | |
33 | Подготовка творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) | 1 | | Подготовка и презентация творческих проектов | |
34 | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | 1 | | |