№ п/п | № урока | Тема урока | Основные вопросы (содержательный компонент урока) | Дата урока (план) | Дата урока (факт) | Домашнее задание | Рабочие примечания |
Изм-ние содержательн. компонента урока, перенос часов, другое |
1 | 1 | Введение. ИНМ | Ознакомление обучающихся с задачами и структурой курса. Учебная литература и электронные средства обучения. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Источники по истории средних веков. | | | | |
Тематический модуль 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв). (6 часов) |
2 | 1 | Франкское государство. Комбинированный с элементами ТРКМ | Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Франкское государство Меровингов. Хлодвиг. «Салическая правда». Реформа К. Мартелла. | | | | |
3 | 2 | Империя Карла Великого. Комбинированный с элементами ТРКМ | Каролинги. Карл Великий. Возникновение империи Карла Великого. Каролингское возрождение. Распад Каролингской империи. | | | | |
4 | 3 | Феодальная раздробленность Западной Европы. Комбинированный с элементами ТРКМ | Феодальная раздробленность Западной Европы. Сеньоры, вассалы. Феодальная лестница. | | | | |
5 | 4 | Образование государств. ИНМ | Образование государств во Франции, Германии, Италии. Образование Священной Римской империи. Англия в раннем Средневековье. Походы викингов. Государства норманнов. | | | | |
6 | 5 | Практическое занятие | 1. Влияние империи Карла Великого, на становление Средневековой Европы. 2. Средневековый монастырь. 3. Путешествие викингов. 4. Работа с картами и документами, решение исторических задач. | | | | |
7 | 6 | Модульный контроль 1 | УУД | | | | |
Тематический модуль 2. Византийская империя и славяне VI - XIV вв.. (4 часа) |
8 | 1 | Византийская империя. Комбинированный с элементами ТРКМ | Образование Византийской империи. Особенности развития Византии в IV–XI вв (территория, государственное устройство). Юстиниан и его реформы. Иконоборчество. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. | | | | |
9 | 2 | Образование славянских государств. Комбинированный с элементами ТРКМ | Славяне (расселение, занятия и образ жизни). Образование славянских государств (Болгарское государство, Великоморавская держава, Польское королевство, Чешское королевство). Чехия в XIV в. Гуситские войны. | | | | |
10 | 3 | Османская империя. Комбинированный с элементами ТРКМ | Образование Османского государства. Завоевания турок-османов и формирование империи. Гибель Византии. | | | | |
11 | 4 | Византийская культура. ИНМ | Культура Византии. Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. | | | | |
Тематический модуль 3. Арабский мир. (4 часа) |
12 | 1 | Арабские племена. Комбинированный с элементами ТРКМ | Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания. | | | | |
13 | 2 | Арабский халифат. ИНМ | Арабские завоевания. Возникновение Арабского халифата. Правление Аббасидов. Гарун ар-Рашид. Распад халифата. Культура стран халифата. | | | | |
14 | 3 | Практическое занятие | 1. Влияние Арабского халифата на становление Средневековой Европы. 2. Империи раннего средневековья в период расцвета. 3. Сказки «Тысяча и одна ночь» как исторический источник. 4. Влияние Византии на становление Средневековой Европы. 5. Византийская мозаика. 6. Создание славянской азбуки. 7. Осада Константинополя. 8. Работа с картами и документами, решение исторических задач. | | | | |
15 | 4 | Модульный контроль 2–3 | УУД | | | | |
Тематический модуль 4. Средневековый мир Западной Европы. (4 часа) |
16-17 | 1-2 | Средневековое общество и натуральное хозяйство. ИНМ | Средневековое общество. Феодальное землевладение. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Натуральное хозяйство. Феодальные повинности. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Рыцарский кодекс чести. | | | | |
18-19 | 3-4 | Средневековые города. Комбинированный с элементами ТРКМ | Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городские коммуны. Цеховое производство. Торговля и ростовщичество. Купеческие гильдии. Ярмарки и банки. Повседневная жизнь горожан. | | | | |
Тематический модуль 5. Религиозно-церковная жизнь средневековой Европы. (4 часа) |
20 | 1 | Церковь в раннем Средневековье. Комбинированный с элементами ТРКМ | Христианская церковь в раннее Средневековье. Аврелий Августин. Монастыри. Могущество папской власти. Разделение церквей. Борьба пап за светскую власть. | | | | |
21 | 2 | Инквизиция и еретики. ИНМ | Ереси и борьба церкви против их распространения. Инквизиция. | | | | |
22 | 3 | Крестовые походы. Практическое занятие Комбинированный с элементами ТРКМ | Монашеские и духовно-рыцарские ордена. Крестовые походы. Значение Крестовых походов для Востока и Европы. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Церковь в ХIV–ХV вв. 1. Участник крестового похода. 2. Тайны рыцарских орденов. 3. Средневековая деревня. 4. Рыцарский турнир. 5. Средневековая ярмарка. | | | | |
23 | 4 | Модульный контроль 4–5 | УУД | | | | |
Тематический модуль 7. Европейские государства в эпоху развитого средневековья. (6 часов) |
24-25 | 1-2 | Франция и Англия в средние века. Комбинированный с элементами ТРКМ | Сословная монархия в средние века. Предпосылки объединения Франции. Правление Филиппа IV Красивого. Генеральные штаты во Франции. Норманнское завоевание Англии. Государство Плантагенетов. Великая хартия вольностей и парламент. Столетняя война: причины и итоги. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Жанна Д’Арк. Окончание Столетней войны. Завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. | | | | |
26 | 3 | Реконкиста. Комбинированный с элементами ТРКМ | Реконкиста. Образование Испанского королевства. | | | | |
27 | 4 | Германские и итальянские земли. Комбинированный с элементами ТРКМ | Германские государства в XIV–XV вв. «Итальянская и восточная» политика германских императоров. Сохранение раздробленности Италии. Итальянские республики. | | | | |
28 | 5 | Практическое занятие | 1. Виртуальная экскурсия по средневековой Европе. 2. Работа с картами и документами, решение исторических задач. 3. История в лицах. 4. Орлеанская дева 5. Тайна ордена тамплиеров | | | | |
29 | 6 | Модульный контроль 5-6 | УУД | | | | |
Тематический модуль 6. Культура Западной Европы в V—XV вв. (2 часа) |
30-31 | 1-2 | Культура Западной Европы в V–XV вв. Комбинированный с элементами ТРКМ | Духовный мир средневекового человека. «Семь свободных искусств». Средневековые университеты. Схоластика. Литература. Архитектура. Скульптура. Живопись. Культура раннего Возрождения. Гуманизм. Развитие науки и техники. Искусство рукописной книги. Начало книгопечатания в Европе. | | | | |
Тематический модуль 8. Народы Востока, Африки и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.). (5 часов) |
32 | 1 | Китай, Индия, Япония в средние века. Комбинированный с элементами ТРКМ | Династии Тан и Сун в Китае. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Культура Китая. Индийские княжества Средневековья. Создание империи Великих Моголов. Делийский султанат. Наука и искусство Индии. Средневековая Япония. Сегунат. Культура Японии. | | | | |
32 | 2 | Народы Америки и Африки в средние века. Комбинированный с элементами ТРКМ | Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Народы и государства Африки и их культура. | | | | |
33 | 3 | Практическое занятие | 1. Самураи и европейские рыцари 2. Непростая история простых предметов 3. Работа с картами и документами, решение исторических задач. 4. Тайны цивилизаций Америки | | | | |
35 | 4 | Модульный контроль 8 | | | | | |