1900–1939 гг.
№ п/п | № урока | Тема урока | Основные вопросы содержательного компонента урока | Дата урока (план) | Дата урока (факт) | | Рабочие примечания |
|
1 | 1 | Введение. Комбинированный с элементами ТРКМ | Ознакомление учеников с задачей и структурой курса. Формы и методы организации учебной деятельности на занятиях курса. «Потрясения» ХХ в. | | | | |
Тематический модуль 1. Российская империя в начале ХХ в. (5 часов) |
2 | 1 | Монополистический капитализм в России. Комбинированный с элементами ТРКМ | Территория и население России и Донецкого региона в начале ХХ вв. Территория и население России в начале ХХ в. Административное устройство и население Донецкого региона в начале ХХ века. Особенности политического и социально-экономического развития России в начале ХХ вв. Реформы С. Ю. Витте. Монополистический капитализм в России. Монополизация промышленности Донбасса в начале ХХ ст. «Продамет», «Продвагон», «Продуголь». | | | | |
3 | 2 | Россия накануне первой русской революции. Комбинированный с элементами ТРКМ | Николай II. Активизация общественных движений. «Зубатовский социализм». Образование политических партий. Оформление либеральных организаций. Нарастание экономических и социальных противоречий | | | | |
4 | 3 | Внешняя политика России в начале ХХ в. Комбинированный с элементами ТРКМ | Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. КВЖД. Русско-японская война 1904–1905 гг., ее влияние на российское общество. | | | | |
5 | 4 | Практическое занятие | Практическое занятие: 1. Работа с картами и документами. 2. Особенность экономического кризиса 1900–1903 гг. 3. Ведущие промышленные центры Донбасса 4. Личность в истории | | | | |
6 | 5 | Модульный контроль 1 | УУД | | | | |
Тематический модуль 2. Российская империя в 1905–1917 гг. (6 часов) |
7 | 1 | Россия в годы революции 1905–1907. Комбинированный с элементами ТРКМ | Революция 1905–1907 гг.: предпосылки, причины, характер революции. Образование Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Участие рабочих Донбасса в событиях весны–лета 1905 г. Манифест 17 октября 1905 г. Декабрьское вооруженное восстание. Вооруженное восстание в Донбассе. I и II Государственные Думы. Итоги и последствия революции. | | | | |
8 | 2 | Общество и власть после революции. Комбинированный с элементами ТРКМ | Реформы. П. А. Столыпина. Особенности столыпинских реформ в Донбассе. Общество и власть после революции. III и IV Государственные Думы. | | | | |
9 | 3 | «Серебряный век» русской культуры. Комбинированный с элементами ТРКМ | Духовная жизнь российского общества на рубеже столетий. Развитие системы образования. Просвещение и образование в Донбассе. Научные достижения российских ученых. Новые явления в художественной литературе и искусстве. Благотворительность, спорт, кинематограф в Донбассе. | | | | |
10 | 4 | Россия в Первой мировой войне 1914–1918 гг. Комбинированный с элементами ТРКМ | Международный кризис 1914 г. Начало войны. Планы воюющих держав. Донбасс в планах воюющих сторон. Основные события на Восточном фронте в 1914–1917 гг. Экономика России в годы Первой мировой войны. Власть и общество в годы войны. Общественно-политический кризис в России накануне 1917 г. | | | | |
11 | 5 | Практическое занятие | Практическое занятие: 1. Работа с картами и документами. 2. Личность в истории 3. «Сводка с фронта» 4. Кульминация революции 5. Герои Первой мировой войны 6. Роль женщины в Первой мировой войне | | | | |
12 | 6 | Модульный контроль 2. | УУД | | | | |
Тематический модуль 3. Великая российская революция 1917 г. (10 часов) |
13-14 | 1-2 | Комбинированный с элементами ТРКМ | Падение самодержавия в России. Назревание революционной ситуации в Российской империи в 1916–нач. 1917 гг. Причины и начало Февральской революции. Падение самодержавия. Двоевластие (программа Временного правительства и декреты Петроградского Совета). Основные политические партии в условиях революции. Кризисы Временного правительства. | | | | |
15-16 | 3-4 | Февраль 1917 в национальных районах России. Комбинированный с элементами ТРКМ | События Февральской революции в национальных районах России. Революционные события в национальных районах. Создание Центральной Рады в Киеве. I Универсал Центральной Рады. Донецкий регион в событиях Февральской революции (февраль–сентябрь 1917 г.). | | | | |
17 | 5 | Провозглашение Советской власти. | Выступление генерала Л. Корнилова. Большевизация Советов. Провозглашение Советской власти в октябре 1917 г. | | | | |
18 | 6 | Второй Всероссийский съезд Советов. | Первые декреты новой власти. Второй Всероссийский съезд Советов и его решения. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Выход России из Первой мировой войны. Становление советской системы. Создание Красной Армии. Провозглашение РСФСР. Конституция 1918 г. | | | | |
19 | 7 | Провозглашение Советской власти на территории бывшей Российской империи. | Провозглашение Советской власти на территории бывшей Российской империи. Возникновение национальных государств на окраинах России. Утверждение советской власти в национальных районах бывшей империи. | | | | |
20 | 8 | Донецко-Криворожская Советская республика. | Артем (Ф.А. Сергеев). Создание ДКСР. Организация власти в Республике. Программа реформ правительства. Историческая судьба ДКСР. Оккупация Донбасса австро-германскими войсками. Восстановление Советской власти в Донецком регионе. | | | | |
21 | 9 | Практическое занятие | Практическое занятие: 1. Работа с картами и документами. 2. История в лицах 3. Политическая тактика большевиков 4. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. 5. Реализация исторической преемственности идеи Донецко-Криворожской республики | | | | |
22 | 10 | Модульный контроль 3 | УУД | | | | |
Тематический модуль 4. Россия и Донецкий регион в период гражданской войны (6 часов) |
23 | 1 | Экономическая политика большевиков. Комбинированный с элементами ТРКМ | Сущность и черты «военного коммунизма». Политика большевиков в промышленности. Особенности промышленного сектора Донбасса. Донецкая трудовая армия. Особенности аграрной политики большевиков. ГОЭЛРО. Положение в Донбассе к концу 1920–началу 1921 гг. . | | | | +1 час изТМ5 |
24 | 2 | Гражданская война и иностранная интервенция. | Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Белое движение. Основные события гражданской войны 1918–1920 гг. «Белый» и «красный» террор. Советско-польская война. Основные события гражданской войны в национальных районах бывшей империи. | | | | |
25 | 3 | События гражданской войны в Донбассе. | Итоги гражданской войны. Н. И. Махно. Махновское движение в Донбассе и на юге Украины. Деникинский режим на территории Донбасса. Изгнание армии Врангеля с территории Донбасса. Восстановление Советской власти в Донецком регионе. Итоги и уроки гражданской войны. | | | | |
26 | 4 | Идеология и культура в годы Гражданской войны. | Политика новой власти в образовании. Пролеткульт, программа монументальной пропаганды. Церковная политика большевиков. Общество и повседневная жизнь | | | | |
27 | 5 | Практическое занятие | Практическое занятие: 1. Работа с картами и документами. 2. История в лицах (С. С. Каменев, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный. А. В Колчак. А. И. Деникин. П. Н. Врангель и др.) 3. Революция и гражданская война в оценках современников и историков. 4. Участники Красного и Белого движения в Донбассе: М. Г. Дроздовский, В. З. Май-Маевский, П. Н. Краснов, Р. Ф. Сиверс, К. Е. Ворошилов, А. Г. Шкуро, Н. И. Махно. | | | | |
28 | 6 | Модульный контроль 4 | УУД | | | | |
Тематический модуль 5. Новая экономическая политика. (6 часов) |
29 | 1 | Новая экономическая политика. Комбинированный с элементами ТРКМ | Социально-экономический и политический кризис 1920–1921 гг. Противостояние власти и церкви. Голод в 1921 г. (восстания на селе и в армии). Х съезд РКП (б). Сущность новой экономической политики. Реализация НЭПа в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Особенности введения НЭПа в Донбассе. Деятельность комнезамов и комбедов. Кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Переход к плановой экономике. | | | | |
30 | 2 | Образование СССР. | Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Административно-территориальные изменения в Донецком регионе. Политика коренизации как способ укрепления власти большевиков. Особенности политики коренизации в Донбассе. РСФСР и СССР как субъект международных отношений. РСФСР как субъект международных отношений. Генуэзская конференция, «полоса признания» СССР. Внешнеполитические отношения со странами Востока и Запада. Коминтерн. | | | | |
31 | 3 | Борьба за власть в партии большевиков. Комбинированный с элементами ТРКМ | Переход к однопартийной диктатуре. Борьба за власть в партии большевиков. Ликвидация оппозиции в партии. Начало репрессивной политики: судебные процессы над лидерами меньшевиков и эсеров, репрессии против деятелей интеллигенции и Русской православной церкви, «Шахтинский» процесс, дело Промпартии. Политические предпосылки свертывания НЭПа. | | | | |
32 | 4 | Культура в 1920-х | Многообразие культурной жизни в 1920-х гг. Государственный контроль над культурой. Литературно-художественные объединения 1920-х гг. Начало «нового искусства». Ликвидация неграмотности, формирование советской системы образования. Образование и культура в Донбассе в период НЭПа. | | | | |
33 | 5 | Практическое занятие | Практическое занятие: 1. Работа с картами и документами. 2. Шахтинский процесс 3. «Ножницы цен» 4. Личность в истории | | | | |
34 | 6 | Модульный контроль 5. | УУД | | | | |
Тематический модуль 6. СССР в период сталинской модернизации. Особенности модернизации в Донбассе. (11 часов) |
35-36 | 1-2 | Сталинская индустриализация в СССР. Комбинированный с элементами ТРКМ | Партийные дискуссии о методах социалистической модернизации общества. Курс на индустриализацию. Цели и источники индустриализации. Планы первой пятилетки. Переход к «форсированной» индустриализации. Ход, механизмы и особенности сталинской индустриализации. | | | | |
37 | 3 | Сталинская индустриализация в Донбассе. | Роль Донбасса в планах первых пятилеток. Решение кадровой проблемы. Промышленные «гиганты» Донбасса. Социалистическое соревнование. Стахановское движение в Донбассе (П. Ангелина, М. Мазай, П. Кривонос.). Изотовское движение. Итоги индустриализации в регионе. Результаты политики индустриализации в СССР. Итоги первой пятилетки. Вторая и третья пятилетки: планы и результаты. «Обратная сторона» индустриализации. Итоги и достижения индустриального развития страны в 30-х гг. | | | | |
38-39 | 4-5 | Политика сплошной коллективизации. Комбинированный с элементами ТРКМ | Дискуссии о преодолении кризиса хлебозаготовок. Начало коллективизации. Цели, методы коллективизации. Политика «сплошной коллективизации». Ее социальные и политические последствия (раскулачивание, «перегибы», массовый голод). Реализация политики «сплошной коллективизации» в Донбассе. Становление колхозной системы. Итоги и последствия политики коллективизации. | | | | |
40 | 6 | Формирование системы государственного управления. Комбинированный с элементами ТРКМ | Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Конституция СССР 1936 г. Особенности политического режима в СССР. | | | | |
41-42 | 7-8 | Общественно-политическая жизнь. ИНМ | Массовые репрессии в СССР. ГУЛАГ. Особенности репрессивной политики в Донецком регионе. Общественно-политическая жизнь в СССР. Социальная структура общества. | | | | |
43 | 9 | Политика сталинского режима в национальных республиках. | Особенности и итоги сталинской модернизации в национальных республиках СССР. Формирование новых республик и национально-государственное строительство. Национальная политика советского руководства. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х–началу 1940-х гг. Результаты переписи 1939 г. в Донбассе. | | | | |
44 | 10 | Практическое занятие | Практическое занятие: 1. Работа с картами и документами. 2. История в лицах 3. Год «Великого перелома» 4. В чем противоречия процесса модернизации в СССР 5. Голод или голодомор 6. Культ личности в истории | | | | |
45 | 11 | Модульный контроль 6. | УУД | | | | |
Тематический модуль 7. Развитие культуры в 30-е гг. (3 часа) |
46- 48 | 1-3 | Развитие культуры в 30-е гг. Комбинированный с элементами ТРКМ | Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе. «Новый человек» советского общества. Развитие образования и науки. Советское искусство и литература в 30-е гг. Культурные изменения в Донбассе в 1930-х гг. Особенности политики советской власти в отношении церкви. Повседневная жизнь советских людей в 30-е гг. Культура русского зарубежья. | | | | |
Тематический модуль 8. СССР в системе международных отношений. (3 часа) |
49 | 1 | Внешняя политика СССР накануне войны. Комбинированный с элементами ТРКМ | СССР в международных отношениях в 30-е гг. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Угрозы на Дальнем Востоке (Хасан, Халхин-Гол). Советско-германские отношения в 1939 гг. Англо-франко-советские переговоры. Советско-германский пакт о ненападении (пакт “Молотова–Риббентропа”) и тайные протоколы к нему (23 августа 1939 г.). | | | | |
50 | 2 | Практическое занятие | Практическое занятие: 1. Работа с картами и документами. 2. История в лицах 3. Творчество русского зарубежья 4. Эпоха 30-х в произведениях литературы искусства и кинематографа 5. «Новый советский человек» 6. Кто кого «обманул» 23 августа 1939 г. | | | | |
51 | 3 | Модульный контроль 7–8 | УУД | | | | |
52 | 1 | Обобщение. | | | | | |