№ урока | Тема урока | Дата проведения | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся. |
план | факт |
Язык и общение (2ч.+1ч.) |
1 | Язык и человек. Общение устное и письменное | | | Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения. Пишут мини-сочинение. Узнают основные особенности устной и письменной речи, анализируют устные и письменные высказывания с точки зрения их цели, условий общения. Рассматривают и объясняют схему. Отвечают на вопросы, анализируя пословицы и поговорки русского народа. Списывают текст, учат его наизусть и подготавливают его торжественное произношение. Приводят примеры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение. |
2 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | | | Овладевают приёмами работы с учебной книгой; знакомятся с особенностями ознакомительного и изучающего чтения. Читают текст, анализируют его структуру, пересказывают содержание, пользуясь выделенными словами. Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога. Работают в группе. Сочиняют продолжение сказки, моделируя ситуацию диалога. |
3 | Р. Р. Стили речи | | | Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Устанавливают принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Анализируют тексты упражнений с точки зрения целей высказывания; ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов; сравнивают выражения приветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета. |
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (17 ч + 3 ч) |
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | | | Читают текст, определяют его тему, анализируют содержание, высказывают и обосновывают своё мнение о тексте. Осознают соотношение произношения и правописания. Знакомятся с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Вспоминают понятие орфографического правила. Работают в группе. Читают и списывают текст, выделяя безударные гласные; определяют основную мысль текста. Знакомятся с репродукцией картины. |
5 | Орфограмма | | | Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выполняют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомятся с понятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове. |
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | | | Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, проставляя ударение и подбирая проверочные слова. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Пишут диктант. |
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | | | Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки написания согласных в корне. Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов. |
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | | | Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Пишут диктант; выбирают заголовок, отражающий содержание. |
9 | Буквы и, а, у после шипящих | | | Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила, работают с орфографическим словарём, составляют предложения. |
10 | Разделительные Ъ и Ь. | | | Активизируют и анализируют правило написания разделительных ъ и ь. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма, пишут диктант и выделяют те случаи, когда ь не является разделительным знаком. |
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами | | | Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими словами. Выполняют упражнения, закрепляющие данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней. |
12 | Р.р. Что мы знаем о тексте. | | | Определяют признаки текста. Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. |
13 | Части речи | | | С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи. Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомятся со всеми частями речи. Читают рассказ и выписывают наречия и относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признаками этой части речи. Участвуют в игре, применяя уже известные приёмы слушания. Списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, определяют главные члены в одном из предложений. |
14 | Р.Р.Изложение (Скребицкий «Хитрый заяц») | | | Пишут изложение по тексту при помощи плана. |
15 | Глагол. -Тся и –ться в глаголах | | | Активизируют правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом. |
16 | Входная контрольная работа. Промежуточный контроль за курс 4 класса. | | | Формируют деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания |
17 | Анализ контрольной работы. | | | Формируют деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания |
18 | Р.Р Тема текста | | | Анализируют темы сочинений. Подбирают заголовок к приведённому в упражнении сочинению ученика, анализируют само сочинение. Перерабатывают сочинение и записывают исправленный вариант. |
19 | Личные окончания глаголов | | | Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи таблицы. Выделяют окончания глаголов в текстах упражнений. Составляют предложения с глаголами. Определяют написание не с глаголами. |
20 | Имя существительное | | | Определяют морфологические признаки имени существительного. Определяют род, число, склонение, падеж имён существительных. Активизируют правило написания ь на конце имён существительных. Анализируют таблицы. Выделяют окончания в именах существительных. |
21 | Имя прилагательное | | | Определяют морфологические признаки имени прилагательного. Составляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прилагательные с именами существительными. Выделяют окончания в именах прилагательных, определяют их род, число, падеж. Устно или письменно описывают картину. Пишут диктант. |
22 | Местоимение | | | Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и число местоимений, приведённых в упражнениях. Читают и пересказывают текст, выписывают из него местоимения. |
23 | Р. Р. Основная мысль текста. Сочинение по упр.118 Летние радости. | | | Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметку и замечания к ней, редактируют заметку. Пишут сочинение на заданную тему и по возможности делают к нему иллюстрации. Отвечают на контрольные вопросы и задания. |
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (23 ч + 7 ч) |
24 | Синтаксис. Пунктуация. | | | Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознают значение знаков препинания для понимания текста. Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания. |
25 | Р.р. Сжатое изложение . Упр.127 | | | Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) |
26 | Словосочетание. | | | Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Пишут диктант. Работают с иллюстрацией — составляют словосочетания, соответствующие теме рисунка. |
27 | Разбор словосочетания. | | | Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделяют окончание и/или предлог). Выполняют разборы словосочетаний. |
28 | Предложение. | | | Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Определяют главные члены в предложении. |
29 | Р. Р. Сжатое изложение по упр. 144 | | | Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) |
30 | Виды предложений по цели высказывания. | | | Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных предложений. Пишут диктант. Моделируют интонационную окраску различных по цели высказывания предложений. Обращаются к знаниям, полученным на уроках литературы: определяют принадлежность цитат к тем или иным произведениям А. С. Пушкина. |
31 | Восклицательные предложения | | | Распознают виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Соотносят эмоциональную окраску предложения и цель высказывания. Работают в парах.. |
32 | Контрольный тест. | | | Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) |
33 | Анализ контрольного теста. Работа над ошибками | | | Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) |
34 | Главные члены предложения. Подлежащее. | | | Опознают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют основы в предложениях. |
35 | Сказуемое. | | | Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым. Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут мини-сочинение, используя глаголы-сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов-сказуемых. |
36-37 | Р. Р. Изложение по упр.168 | | | Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) |
38 | Тире между подлежащим и сказуемым. | | | Распознают опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях навыки определения главных членов предложения |
39 | Нераспространенные и распространенные предложения. | | | Различают распространённые и нераспространённые предложения. Составляют нераспространённые предложения и распространяют их однородными членами. |
40 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | | | Распознают виды второстепенных членов предложения. Анализируют схему, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графически. Распространяют предложения дополнениями. Составляют схемы распространённых предложений. Пишут диктант. |
41 | Обстоятельство. Определение. | | | Распознают определение в предложении, выделяют определение графически. Распространяют предложения определениями. Распознают обстоятельство в предложении, выделяют обстоятельство графически. Распространяют предложения обстоятельствами. Составляют устный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополнения и обстоятельства. |
42 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | | | Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, какие члены предложения являются однородными. Правильно интонируют предложения с однородными членами. Составляют предложения и связные тексты с однородными членами. Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявляют обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами. Обозначают опознавательные признаки постановки запятой в предложениях с однородными членами; составляют предложения с однородными членами, подбирают обобщающие слова. Пишут диктант. |
43 | Предложения с обращениями. | | | Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают уместность той или иной формы обращения. Составляют предложения с обращениями. |
44 | Р. Р. Письмо | | | Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль речи текстов писем, находят в письмах обращения. Пишут письмо товарищу. |
45 | Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения | | | Характеризуют простое предложение по цели высказывания, по интонации, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуационный разбор предложений. |
46 | Простые и сложные предложения | | | Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связи в сложных предложениях (союзные/бессоюзные). Находят сложные предложения в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схемы сложных предложений и составляют сложные предложения по схемам. |
47 | Синтаксический разбор сложного предложения. | | | Характеризуют сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, знакам препинания. Выполняют устный и письменный разбор предложений. Пишут диктант. Составляют план сообщения на тему «Простые и сложные предложения». |
48 | Прямая речь. | | | Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Структурно изменяют предложения с прямой речью (меняют местами слова автора и прямую речь). |
49 | Диалог | | | Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе: делятся на команды, по очереди читают реплики стихотворения с заданной интонацией и оценивают точность и выразительность произношения. Работают со схемами диалогов. Моделируют диалог, описывая происходящее на картинке. |
50 | Повторение и систематизация по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | | | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант. Работают со схемами предложений. |
51 | Р.р. Сжатое изложение по упр.261 | | | Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) |
52 | Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Синтаксис, Пунктуация. Культура речи». | | | Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. |
53 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | | | Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) |
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 ч + 3 ч) |
54 | Фонетика | | | Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демонстрирующую группы звуков речи в русском языке. |
55 | Гласные звуки. Согласные звуки | | | Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. Осознают смыслоразличительную функцию звука. Составляют таблицу «Гласные звуки». Распознают согласные звуки, выделяют шипящие согласные. Отрабатывают правильное произношение шипящих звуков. Активизируют знания, полученные при изучении предыдущего раздела: выделяют основную мысль текста, составляют предложения с прямой речью, обозначают орфограммы. |
56 | Изменение звуков в потоке речи | | | Распознают гласные и согласные в сильных и слабых позициях. Анализируют правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования. |
57 | Согласные твердые и мягкие | | | Распознают твёрдые и мягкие согласные. Анализируют смысловое различие слов, отличающихся только твёрдой/ мягкой согласной. |
58 | Р.Р. Повествование. Изложение по упр. 283 | | | Выделяют повествование как функционально-смысловой тип речи. Пишут изложение по повествованию. Доказывают принадлежность текста к определённому стилю. Составляют план текста. |
59 | Согласные звонкие и глухие | | | Распознают звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличительную функцию. Характеризуют согласные звуки. Объясняют знаки препинания в предложениях, орфограммы в словах. Учат стихотворение наизусть и декламируют его. |
60 | Графика. Алфавит | | | Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объясняют важность графики и каллиграфии. |
61 | Р. Р. Описание предмета. Сочинение. Описание предмета. | | | Выделяют описание как функционально-смысловой тип речи. Редактируют текст-описание. Пишут сочинение, описывая предмет. |
62 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | | | Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака. Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Пишут диктант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте. |
63 | Двойная роль букв я, ю, е, е | | | Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного |
64 | Орфоэпия | | | Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки. |
65 | Фонетический разбор слова | | | Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки в составе слова. Выполняют устные и письменные фонетические разборы слов. |
66 | Повторение по теме « Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи». | | | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Моделируют диалог. Пишут диктант, объясняя орфограммы. Работают со схемами предложений. Составляют устное описание картины. |
67 | Контрольная диктант с грамматическим заданием по теме « Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи». | | | Формируют у умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. |
68 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | | | Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) |
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6 ч + 2 ч) |
69 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова | | | Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют различие лексического и грамматического значений слова. Пользуются толковыми словарями. Объясняют лексическое значение слов. Работают с текстом — озаглавливают его, составляют план текста, анализируют содержание и структуру текста. Разгадывают кроссворд и определяют по толковому словарю значение одного из отгаданных слов. Различают однозначные и многозначные слова. Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых основана на многозначности слова. Определяют функциональный стиль и функционально-смысловой тип текста. Выражают своё отношение к тексту, списывают часть текста. |
70 | Прямое и переносное значение слов. Омонимы | | | Различают прямое и переносное значение слова. Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Составляют словосочетания, используя слово в его прямом и переносном значении. Работают с иллюстрациями. Составляют сложные предложения со словами в переносном значении. Пишут диктант. Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры омонимов. Составляют и анализируют предложения и словосочетания с омонимами. Анализируют стихотворение, содержащее омонимы. |
71 | Синонимы | | | Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами; анализируют предложения, содержащие синонимы. Подбирают синонимы к данным в упражнениях словам. |
72 | Антонимы | | | Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов. Пишут диктант и подбирают антонимы к словам диктанта, пользуясь словарём антонимов |
73 | Повторение по теме «Лексика. Культура речи». | | | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Объясняют омонимы. Подбирают антонимы к словам. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами. Готовят сообщение о словаре. |
74 | Р. Р. Изложение по тексту К. Паустовского «Первый снег» упр.375. | | | Пишут изложение, попутно определяя функциональный стиль текста и объясняя знаки препинания. |
75 | Контрольная работа с грамматическим задание по теме «Лексика. Культура речи». | | | Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. |
76 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | | | Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) |
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (18 ч + 4 ч) |
77 | Морфема – наименьшая значимая часть слова | | | Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками |
78 | Изменение и образование слов. Окончание | | | Осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования. Определяют форму слов, подбирают однокоренные слова. Пересказывают текст. Делят слова на группы (однокоренные слова/разные формы одного слова). Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в словах окончание и его грамматические значения. Анализируют таблицу. |
79 | Основа слова | | | Выделяют основу в слове. Работают с текстами: определяют стиль, выделяют основы у существительных, прилагательных и глаголов в тексте, списывают текст, расставляют знаки препинания. Пишут сочинение в форме письма товарищу. |
80 | Р. Р. Сочинение в форме письма своему другу. | | | Пишут сочинение в форме письма товарищу. |
81 | Корень слова | | | Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов. |
82 | Р. Р. Сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе» | | | Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи. Анализируют текст, высказывают своё мнение о тексте и доказывают его. Рассуждая по плану, объясняют происхождение слов. Пишут сочинение-рассуждение, в котором объясняют происхождение названий дней недели. |
83 | Суффикс | | | Опознают суффикс как словообразующую морфему. Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом. |
84 | Приставка | | | Опознают приставку как словообразующую морфему. Обозначают приставки в словах; подбирают ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом; характеризуют морфемный состав слов. Пишут выборочное изложение по тексту упражнения |
85 | Р. Р. Выборочное изложение по тексту В. Пескова «Последний лист орешника» | | | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) |
86 | Чередование звуков | | | Получают представление о чередовании звуков как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирают слова с чередующимися согласными и гласными; определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). |
87 | Беглые гласные | | | Определяют случаи появления беглых гласных при чередовании. Выделяют части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередовании; записывают слова с таким чередованием. |
88 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова | | | Определяют части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделяют однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов. Выделяют основу в слове. Определяют окончание и его значение; приставку, суффикс и их значение; корень. Подбирают два-три однокоренных слова. Выполняют устный и письменный морфемный разбор слов. Пишут диктант. |
89 | Правописание гласных и согласных в приставках | | | Усваивают правило написания гласных и согласных в приставках. Обозначают приставки в словах, анализируют разницу между произношением и написанием приставок. Подбирают слова с беглым гласным в приставках. Выбирают из орфографического словаря слова с изучаемой в параграфе орфограммой. |
90 | Буквы з и с на конце приставок | | | Усваивают правило написания букв з и с на конце приставок. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой. Пишут диктант. |
91 | Буквы а-о в корне –лаг/лож | | | Усваивают правило написания букв а — о в корне -лаг- — -лож-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Выписывают из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой. |
92 | Буквы а-о в корне –раст/рос | | | Усваивают правило написания букв а — о в корне -раст- — -рос-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным в упражнениях словам однокоренные с чередованием согласных. Пишут диктант, обозначая корни с чередующимися гласными |
93 | Буквы е-о после шипящих в корне | | | Усваивают правило написания букв ё — о после шипящих в корне. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Составляют диктант, в котором потребуется применить правила, изученные в разделе «Словообразование». |
94 | Буквы и-ы после ц | | | Усваивают правило написания букв и — ы после ц. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. |
95 | Р.Р. Устное сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине» | | | Описывают картину П. Кончаловского «Сирень в корзине» устно. |
96 | Повторение по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи». | | | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Заполняют и анализируют таблицы. Готовят сообщение, описывающее словарь. Определяют стиль текста, содержащего орфограммы, изученные в разделе, озаглавливают и списывают его. |
97 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи». | | | Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. |
98 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | | | Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Имя существительное (17 ч + 4 ч) |
99 | Имя существительное как часть речи | | | Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются приведённые в текстах слова. Определяют род, склонение и падеж имён существительных. |
100 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | | | Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Пишут диктант, выделяя одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. |
101 | Р. Р. Доказательства в рассуждении. Сочинение по упр. 484 | | | Определяют доказательство как структурную часть рассуждения. Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Приводят доказательства для раскрытия тем по выбору (упр. 484) Пишут сочинение-рассуждение. |
102 | Имена существительные собственные и нарицательные | | | Распознают имена существительные собственные и нарицательные. Подбирают примеры имён существительных собственных. Записывают текст в форме диалога, выделяя собственные имена существительные. |
103 | Род имен существительных | | | Определяют род имён существительных. Дополняют данную в учебнике таблицу примерами имён существительных, определение рода которых вызывает затруднения. Составляют словосочетания или предложения, в которых отчётливо выявляется род имён существительных. |
104 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | | | Распознают имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения или диалог. Озаглавливают и пересказывают текст, отмечают количество имён существительных в тексте. |
105 | Р. Р. Сжатое изложение «Перо и чернильница» | | | Пишут сжатое изложение «Перо и чернильница» |
106 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | | | Распознают имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения. Составляют таблицу для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение. Пишут диктант. |
107 | Три склонения имен существительных | | | Определяют тип склонения имён существительных. Склоняют имена существительные. С учётом полученных знаний составляют новую таблицу на основе данной в учебнике. |
108 | Падеж имен существительных | | | Определяют падеж имён существительных. Выделяют падежные окончания имён существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. Составляют словосочетания с именами существительными в родительном падеже. Анализируют место имён существительных в том или ином падеже в предложении. |
109-110 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | | | Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений (составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам). |
111 | Р. Р. Изложение с изменением лица по тексту В.П. Астафьева. | | | Пишут изложение по тексту упражнения. |
112 | Множественное число имен существительных | | | Определяют морфологические признаки множественного числа имён существительных. Склоняют имена существительные во множественном числе по падежам. Работают с рисунками. Обозначают условия выбора орфограммы написания мягкого знака после шипящих на конце слова. Анализируют текст. |
113 | Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных | | | Усваивают правило написания о — е после шипящих и ц. в окончаниях существительных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Записывают данный текст в форме диалога. |
114 | Повторение по теме «Имя существительное» | | | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Списывают тексты, объясняя знаки препинания, выделяя морфемы, обозначая падежи имён существительных. Пишут диктант из слов с непроверяемым написанием. |
115 | Морфологический разбор имени существительного | | | Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. |
116 | Р. Р. Устное сочинение по картине Г.Нисского «Февраль.Подмосковье» | | | Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Описывают картину устно. |
117 | Р. Р. Отзыв на устное сочинение | | | .Пишут отзыв на устное описание товарища. |
118 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | | | Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. |
119 | Анализ контрольной работы по теме «Имя существительное» Работа над ошибками | | | Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) |
Имя прилагательное (10 ч + 4 ч) |
120 | Имя прилагательное как часть речи | | | Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными. Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи. |
121-122 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | | | Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.. Пишут диктант, выделяя окончания имён прилагательных. |
123-124 | Р. Р. Описание животного. Сочинение «Мое любимое животное» (по упр. 587) | | | Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Пишут сочинение-описание по упр. 587 |
125 | Прилагательные полные и краткие | | | Распознают полные и краткие формы имён прилагательных. Образуют краткие формы имён прилагательных; в предложениях выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными; составляют предложения и словосочетания с краткими прилагательными. |
126 | Морфологический разбор прилагательного | | | Формируют деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания |
127-128 | Р. Р. Сочинение «Как я испугался» (по упр. 600) | | | Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Пишут сочинение. |
129 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении | | | Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) |
130 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | | | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Списывают текст, указывают в тексте падежи имён существительных и прилагательных, обозначают орфограммы. |
131 | Повторение по теме «Имя прилагательное» Тест | | | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Списывают текст, указывают в тексте падежи имён существительных и прилагательных, обозначают орфограммы. |
132 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | | | Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. |
133 | Анализ контрольной работы по теме «Имя прилагательное» Работа над ошибками | | | Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) |
Глагол (29 ч + 6 ч) |
134-135 | Глагол как часть речи | | | Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Определяют глаголы-сказуемые в предложениях, характеризуют глаголы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются глаголы-сказуемые с подлежащими. |
136-137 | Не с глаголами | | | Усваивают правило написания не с глаголами. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют предложения на тему «Настоящий товарищ (друг)», используя глаголы с не. Готовят рассказ о признаках глагола как части речи. Пишут диктант. |
138 | Р. Р. Устный рассказ на юмористическую тему. | | | Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ. Придумывают свой устный рассказ на юмористическую тему |
139-140 | Неопределенная форма глагола | | | Распознают неопределённую и личные формы глагола. Образуют глаголы в неопределённой форме. Составляют памятку, используя глаголы в неопределённой форме. Устно пересказывают текст, озаглавливают его, выписывают из текста глаголы в неопределённой форме. Готовят по плану сообщение о неопределённой форме глагола. |
141 | Р. Р. Устное изложение (по упр.630) | | | Формируют умение построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Пересказывают текст упражнения. |
142 | Правописание –ться и –тся в глаголах | | | Усваивают правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суффиксом -ся. Составляют предложения или связный текст на тему «Если хочешь стать футболистом». Рассуждают на тему, заданную в тексте упражнения. |
143-144 | Виды глагола | | | Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида. Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой раз- (рас-), составляют с ними словосочетания. Образуют от данных в упражнениях глаголов глаголы другого вида. Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы к ним, употребляя глаголы совершенного и несовершенного видов. Составляют предложения с данными в упражнении глаголами. |
145-146 | Буквы е - и в корнях с чередованием | | | Усваивают правило написания букв е — и в корнях глаголов с чередованием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
147 | Р. Р. Устный рассказ на тему «Как я однажды….» | | | Знакомятся с рассказом от первого лица. Анализируют приведённое в упражнении изложение ученика, указывают недочёты, записывают исправленный вариант текста. Готовят устный рассказ на тему «Как я однажды...». |
148 | Время глагола. | | | Определяют время глагола. Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Обозначают вид и время глаголов. |
149 | Прошедшее время | | | Определяют способ образования глаголов прошедшего времени. Выделяют суффиксы в глаголах в прошедшем времени. Образовывают глаголы в прошедшем времени от неопределённой формы, составляют с ними словосочетания. Записывают примеры глаголов в прошедшем времени, которые часто произносятся неправильно. |
150 | Настоящее время. | | | Определяют форму настоящего времени глагола. Составляют связный текст на тему «Сегодня на улице...» или «Новости дня». Составляют словосочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывают правильное произношение глаголов в настоящем времени. |
151 | Будущее время | | | Определяют форму будущего времени глагола и способ её образования. Готовят устный рассказ на тему «Кто рано встал, тот не потерял». Составляют предложения о том, как изменится окружающий мир через десять — двадцать лет. |
152-153 | Спряжение глаголов. | | | Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окончанием, составляют с ними словосочетания или предложения. |
154-155-156 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием закрепление | | | Усваивают правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Готовят устный рассказ по приведённым в учебнике картинкам, предварительно записав глаголы, которые потребуются для рассказа, обозначают спряжение глаголов. Пишут диктант с продолжением. Составляют предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени. Описывают рисунок, выделяя используемые глаголы и обозначая их спряжение. Составляют устный диалог по картинке на тему «Нарушитель». Пишут диктант. |
157 | Морфологический разбор глагола | | | Характеризуют глагол по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов. |
158-159 | Р. Р. Сжатое изложение «Шоколадный торт»(по упр. 688) | | | Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Пишут сжатое изложение по тексту упражнения, содержащее не более ста слов. |
160-161 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2м лице единственного числа | | | Усваивают правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут самодиктант. |
162-163 | Употребление времен | | | Используют в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устно продолжают рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Пишут по рисункам продолжение спортивного репортажа. |
164 | Р.Р. Письменный рассказ на основе изображенного «Не взяли на рыбалку» (по упр. 701) | | | Пишут письменный рассказ на основе изображенного. |
165-166 | Повторение по теме «Глагол» Тест по теме «Глагол» | | | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Готовят рассказ по стихотворению. Составляют словосочетания, схемы предложений. Заполняют и анализируют таблицу. Рассматривают рисунок и составляют устный или письменный рассказ на его основе. Обозначают орфограммы. Пишут диктант. Составляют диктант из слов с непроверяемыми написаниями, данных в разделе. |
167 | Контрольная работа по теме «Глагол» | | | Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. |
168 | Анализ контрольной работы по теме «Глагол» Работа над ошибками | | | Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (5 ч + 2 ч) |
169 | Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. | | | Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Готовят сообщение на тему «Изучайте русский язык»..Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначают орфограммы. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Анализируют, списывают текст. Пишут диктант |
170 | Орфограммы в окончаниях слов. Тест. | | | Систематизируют орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Подбирают примеры на изученные орфограммы, составляют таблицу, выписывают слова с орфограммами. |
171 | Употребление букв Ъ и Ь | | | Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв ъ и ь. Заполняют таблицы. Обозначают орфограммы. Выбирают имена собственные из текста упражнения |
172-173 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью | | | Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Графически выделяют части текста. Учат стихотворение наизусть и записывают его по памяти. |
174 | Итоговый контрольный тест | | | Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий. |
175 | Анализ итогового теста. Работа над ошибками. | | | Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) |