СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс ФГОС (Ладыженская)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработано подробное календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс. Пригодится для учителей, работающих в среднем звене.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс ФГОС (Ладыженская)»

КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС

Учебник Т. А. Ладыженская,М.Т, Баранов, Л.А. Тростенцова Русский язык 5 класс в 2ч. М.: Просвещение, 2013.

Рабочие программы 5-9 классы Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской,М.Т, Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. Пособие для учителей образовательный учреждений. М.: Просвещение, 2011



Тематическое планирование по курсу «Русский язык» 5 класс

П/П

Наименование разделов и тем

Р/Р

Контрольные и проверочные работы(тесты)

Всего

час

1.

Язык и общение.

1

-

3

2.

Вспоминаем, повторяем, изучаем.

3

1

20

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

6

1+1

30

4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

2

1

15

5.

Лексика. Культура речи.

1

1

8

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

4

1

22

7.

Морфология. Орфография. Культура реч.

Имя существительное.



5



1



21

8.

Имя прилагательное.

4

1+1

14

9.

Глагол.

6

1+1

35

10.

Повторение и систематизация изученного.

5

2

7

11.

Всего.

37

8+5

175




№ урока

Тема урока

Дата проведения

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся.

план

факт

Язык и общение (2ч.+1ч.)

1

Язык и человек. Общение устное и письменное



Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения. Пишут мини-сочинение. Узнают основные особенности устной и письменной речи, анализируют устные и письменные высказывания с точки зрения их цели, условий об­щения. Рассматривают и объясняют схему. Отвечают на вопросы, анализи­руя пословицы и поговорки русского народа. Списывают текст, учат его наизусть и подготавливают его торжественное произношение. Приводят при­меры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение.

2

Читаем учебник. Слушаем на уроке.



Овладевают приёмами работы с учебной книгой; знакомятся с особенно­стями ознакомительного и изучающего чтения. Читают текст, анализиру­ют его структуру, пересказывают содержание, пользуясь выделенными сло­вами. Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания устной мо­нологической речи и речи в ситуации диалога. Работают в группе. Сочиня­ют продолжение сказки, моделируя ситуацию диалога.

3

Р. Р. Стили речи



Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литера­туры и стилей речи. Устанавливают принадлежность текста к определён­ной функциональной разновидности языка. Анализируют тексты упраж­нений с точки зрения целей высказывания; ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов; сравнивают выражения при­ветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета.

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (17 ч + 3 ч)

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.



Читают текст, определяют его тему, анализируют содержание, высказы­вают и обосновывают своё мнение о тексте.

Осознают соотношение произношения и правописания. Знакомятся с по­нятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Вспоминают по­нятие орфографического правила. Работают в группе. Читают и списывают текст, выделяя безударные гласные; определяют основную мысль текста. Знакомятся с репродукцией картины.

5

Орфограмма



Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выпол­няют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомятся с по­нятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове.

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова



Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают пра­вило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражне­ния, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, про­ставляя ударение и подбирая проверочные слова. Учатся различать одина­ково произносимые слова с разным написанием. Пишут диктант.

7

Правописание проверяемых согласных в корне слова.



Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки на­писания согласных в корне. Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным напи­санием. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов.

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.



Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Пишут диктант; выбирают заголовок, отражающий содержание.

9

Буквы и, а, у после шипящих



Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выпол­няют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущен­ные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из прави­ла, работают с орфографическим словарём, составляют предложения.

10

Разделительные Ъ и Ь.



Активизируют и анализируют правило написания разделительных ъ и ь. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма, пишут диктант и выделяют те случаи, когда ь не является разделительным знаком.

11

Раздельное написание предлогов с другими словами



Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими сло­вами. Выполняют упражнения, закрепляющие данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис и составляют с ними предложения. Ра­ботают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней.

12

Р.р. Что мы знаем о тексте.



Определяют признаки текста.

Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности.

13

Части речи



С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи.

Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомятся со всеми частями речи. Читают рассказ и выписы­вают наречия и относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признака­ми этой части речи. Участвуют в игре, применяя уже известные приёмы слушания. Списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, опреде­ляют главные члены в одном из предложений.


14


Р.Р.Изложение (Скребицкий «Хитрый заяц»)



Пишут изложение по тексту при помощи плана.

15

Глагол. -Тся и –ться в глаголах



Активизируют правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом.

16

Входная контрольная работа. Промежуточный контроль за курс 4 класса.



Формируют деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

17


Анализ контрольной работы.



Формируют деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

18

Р.Р Тема текста



Анализируют темы сочинений. Подбирают заголовок к приведённому в упражнении сочинению ученика, анализируют само сочинение. Перера­батывают сочинение и записывают исправленный вариант.

19

Личные окончания глаголов




Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи табли­цы. Выделяют окончания глаголов в текстах упражнений. Составляют пред­ложения с глаголами. Определяют написание не с глаголами.

20

Имя существительное



Определяют морфологические признаки имени существительного. Опре­деляют род, число, склонение, падеж имён существительных. Активизи­руют правило написания ь на конце имён существительных. Анализируют таблицы. Выделяют окончания в именах существительных.

21

Имя прилагательное



Определяют морфологические признаки имени прилагательного. Состав­ляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прила­гательные с именами существительными. Выделяют окончания в именах прилагательных, определяют их род, число, падеж. Устно или письменно описывают картину. Пишут диктант.

22

Местоимение



Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и число местоимений, приведённых в упражнениях. Читают и пере­сказывают текст, выписывают из него местоимения.

23

Р. Р. Основная мысль текста. Сочинение по упр.118 Летние радости.



Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметку и замечания к ней, редактируют заметку. Пишут сочинение на за­данную тему и по возможности делают к нему иллюстрации. Отвечают на контрольные вопросы и задания.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (23 ч + 7 ч)

24

Синтаксис. Пунктуация.



Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точ­ки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осозна­ют значение знаков препинания для понимания текста.

Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания.

25

Р.р. Сжатое изложение . Упр.127



Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.)

26

Словосочетание.



Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Пишут диктант. Рабо­тают с иллюстрацией — составляют словосочетания, соответствующие теме рисунка.

27

Разбор словосочетания.



Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделяют окончание и/или пред­лог). Выполняют разборы словосочетаний.

28

Предложение.



Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Определяют главные члены в предложении.

29

Р. Р. Сжатое изложение по упр. 144



Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.)

30

Виды предложений по цели высказывания.



Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопроси­тельных, побудительных предложений. Пишут диктант. Моделируют ин­тонационную окраску различных по цели высказывания предложений. Об­ращаются к знаниям, полученным на уроках литературы: определяют принадлежность цитат к тем или иным произведениям А. С. Пушкина.

31

Восклицательные предложения



Распознают виды предложений по эмоциональной окраске (восклицатель­ные и невосклицательные). Соотносят эмоциональную окраску предложе­ния и цель высказывания. Работают в парах..

32

Контрольный тест.



Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.)

33

Анализ контрольного теста. Работа над ошибками



Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности)

34

Главные члены предложения. Подлежащее.



Опознают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют ос­новы в предложениях.

35

Сказуемое.



Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым. Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут мини-со­чинение, используя глаголы-сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов-сказуемых.

36-37

Р. Р. Изложение по упр.168



Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.)

38

Тире между подлежащим и сказуемым.



Распознают опознавательный признак употребления тире как знака раз­деления между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях навыки определения главных членов предложения

39

Нераспространенные и распространенные предложения.



Различают распространённые и нераспространённые предложения. Состав­ляют нераспространённые предложения и распространяют их однородными членами.

40

Второстепенные члены предложения. Дополнение.



Распознают виды второстепенных членов предложения. Анализируют схе­му, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графиче­ски. Распространяют предложения дополнениями. Составляют схемы рас­пространённых предложений. Пишут диктант.

41

Обстоятельство. Определение.



Распознают определение в предложении, выделяют определение графиче­ски. Распространяют предложения определениями. Распознают обстоятельство в предложении, выделяют обстоятельство гра­фически. Распространяют предложения обстоятельствами. Составляют уст­ный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополне­ния и обстоятельства.

42

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.



Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, ка­кие члены предложения являются однородными. Правильно интонируют предложения с однородными членами. Составляют предложения и связные тексты с однородными членами. Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявляют обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами.

Обозначают опознавательные признаки постановки запятой в предложе­ниях с однородными членами; составляют предложения с однородными чле­нами, подбирают обобщающие слова. Пишут диктант.

43

Предложения с обращениями.



Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интони­руют предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают уместность той или иной формы обращения. Составляют пред­ложения с обращениями.

44

Р. Р. Письмо



Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль речи текстов писем, находят в письмах обращения. Пишут письмо товарищу.

45

Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения



Характеризуют простое предложение по цели высказывания, по интона­ции, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуацион­ный разбор предложений.

46

Простые и сложные предложения



Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связи в сложных предложениях (союзные/бессоюзные). Находят сложные пред­ложения в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схе­мы сложных предложений и составляют сложные предложения по схемам.

47

Синтаксический разбор сложного предложения.



Характеризуют сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, зна­кам препинания. Выполняют устный и письменный разбор предложений.

Пишут диктант. Составляют план сообщения на тему «Простые и слож­ные предложения».

48

Прямая речь.



Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Структурно изменяют предложения с прямой речью (меняют местами сло­ва автора и прямую речь).

49

Диалог



Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе: делятся на команды, по очереди чи­тают реплики стихотворения с заданной интонацией и оценивают точность и выразительность произношения. Работают со схемами диалогов. Модели­руют диалог, описывая происходящее на картинке.

50

Повторение и систематизация по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»



Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде­ла. Пишут диктант. Работают со схемами предложений.

51

Р.р. Сжатое изложение по упр.261



Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.)

52

Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Синтаксис, Пунктуация. Культура речи».



Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

53

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками



Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности)

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 ч + 3 ч)

54

Фонетика



Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демон­стрирующую группы звуков речи в русском языке.

55

Гласные звуки. Согласные звуки



Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. Осознают смыслоразличительную функцию звука.

Составляют таблицу «Гласные звуки». Распознают согласные звуки, выделяют шипящие согласные. Отрабатывают правильное произношение шипящих звуков. Активизируют знания, полученные при изучении предыдущего раздела: выделяют основную мысль текста, составляют предложения с прямой ре­чью, обозначают орфограммы.

56

Изменение звуков в потоке речи



Распознают гласные и согласные в сильных и слабых позициях. Анали­зируют правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.

57

Согласные твердые и мягкие



Распознают твёрдые и мягкие согласные.

Анализируют смысловое различие слов, отличающихся только твёрдой/ мягкой согласной.

58

Р.Р. Повествование. Изложение по упр. 283



Выделяют повествование как функционально-смысловой тип речи. Пишут изложение по повествованию. Доказывают принадлежность текста к опре­делённому стилю. Составляют план текста.

59

Согласные звонкие и глухие



Распознают звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличи­тельную функцию.

Характеризуют согласные звуки. Объясняют знаки препинания в предло­жениях, орфограммы в словах. Учат стихотворение наизусть и декламиру­ют его.

60

Графика. Алфавит



Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объ­ясняют важность графики и каллиграфии.

61

Р. Р. Описание предмета. Сочинение. Описание предмета.



Выделяют описание как функционально-смысловой тип речи. Редактируют текст-описание. Пишут сочинение, описывая предмет.

62

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака



Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, ана­лизируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака.

Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Пишут дик­тант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте.

63

Двойная роль букв я, ю, е, е



Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозна­чают два звука или мягкость предыдущего согласного

64

Орфоэпия



Осознают важность нормативного произношения для культурного челове­ка. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произноситель­ные ошибки.

65

Фонетический разбор слова



Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки в составе слова. Выполняют устные и письменные фонетические раз­боры слов.

66

Повторение по теме « Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».



Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Моделируют диалог. Пишут диктант, объясняя орфограммы. Работают со схемами предложений. Составляют устное описание картины.

67

Контрольная диктант с грамматическим заданием по теме « Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».



Формируют у умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

68

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками



Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности)

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6 ч + 2 ч)

69

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова



Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют разли­чие лексического и грамматического значений слова.

Пользуются толковыми словарями. Объясняют лексическое значение слов. Работают с текстом — озаглавливают его, составляют план текста, анали­зируют содержание и структуру текста. Разгадывают кроссворд и опреде­ляют по толковому словарю значение одного из отгаданных слов. Различают однозначные и многозначные слова.

Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых ос­нована на многозначности слова. Определяют функциональный стиль и функционально-смысловой тип текста. Выражают своё отношение к тексту, списывают часть текста.

70

Прямое и переносное значение слов. Омонимы



Различают прямое и переносное значение слова.

Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное зна­чение. Составляют словосочетания, используя слово в его прямом и переносном значении. Работают с иллюстрациями. Составляют сложные пред­ложения со словами в переносном значении. Пишут диктант. Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры омонимов. Со­ставляют и анализируют предложения и словосочетания с омонимами. Ана­лизируют стихотворение, содержащее омонимы.

71

Синонимы



Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические разли­чия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами; анализируют предложения, содержащие синонимы. Подбирают синонимы к данным в упражнениях словам.

72

Антонимы



Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов. Пишут диктант и подбирают антонимы к словам диктанта, поль­зуясь словарём антонимов

73

Повторение по теме «Лексика. Культура речи».



Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.

Объясняют омонимы. Подбирают антонимы к словам. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами. Готовят сообщение о словаре.

74

Р. Р. Изложение по тексту К. Паустовского «Первый снег» упр.375.



Пи­шут изложение, попутно определяя функциональный стиль текста и объ­ясняя знаки препинания.

75

Контрольная работа с грамматическим задание по теме «Лексика. Культура речи».



Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

76

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками



Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности)

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (18 ч + 4 ч)

77

Морфема – наименьшая значимая часть слова



Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их со­ответствующими знаками

78

Изменение и образование слов. Окончание



Осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опреде­ляют форму слов, подбирают однокоренные слова. Пересказывают текст. Делят слова на группы (однокоренные слова/разные формы одного слова). Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в сло­вах окончание и его грамматические значения. Анализируют таблицу.

79

Основа слова



Выделяют основу в слове. Работают с текстами: определяют стиль, вы­деляют основы у существительных, прилагательных и глаголов в тексте, списывают текст, расставляют знаки препинания. Пишут сочинение в фор­ме письма товарищу.

80

Р. Р. Сочинение в форме письма своему другу.



Пишут сочинение в фор­ме письма товарищу.

81

Корень слова



Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов.

82

Р. Р. Сочинение-рассуждение

«Дни недели рассказывают о себе»



Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи.

Анализируют текст, высказывают своё мнение о тексте и доказывают его. Рассуждая по плану, объясняют происхождение слов. Пишут сочине­ние-рассуждение, в котором объясняют происхождение названий дней недели.

83

Суффикс



Опознают суффикс как словообразующую морфему.

Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.

84

Приставка



Опознают приставку как словообразующую морфему. Обозначают при­ставки в словах; подбирают ряды однокоренных слов, образованных при­ставочным способом; характеризуют морфемный состав слов. Пишут вы­борочное изложение по тексту упражнения

85

Р. Р. Выборочное изложение по тексту В. Пескова «Последний лист орешника»



Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.)

86

Чередование звуков



Получают представление о чередовании звуков как смене звуков в од­ной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирают слова с че­редующимися согласными и гласными; определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов).

87

Беглые гласные



Определяют случаи появления беглых гласных при чередовании. Выде­ляют части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередо­вании; записывают слова с таким чередованием.

88

Варианты морфем. Морфемный разбор слова



Определяют части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделяют однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов. Выделяют основу в слове. Определяют окончание и его значение; при­ставку, суффикс и их значение; корень. Подбирают два-три однокоренных слова. Выполняют устный и письменный морфемный разбор слов. Пишут диктант.

89

Правописание гласных и согласных в приставках



Усваивают правило написания гласных и согласных в приставках. Обо­значают приставки в словах, анализируют разницу между произношением и написанием приставок. Подбирают слова с беглым гласным в пристав­ках. Выбирают из орфографического словаря слова с изучаемой в пара­графе орфограммой.

90

Буквы з и с на конце приставок



Усваивают правило написания букв з и с на конце приставок. Выбира­ют правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в па­раграфе орфограмма. Подбирают к данным словам однокоренные с при­ставками с орфограммой. Пишут диктант.

91

Буквы а-о в корне –лаг/лож



Усваивают правило написания букв а — о в корне -лаг--лож-. Вы­бирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Выписывают из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой.

92

Буквы а-о в корне –раст/рос



Усваивают правило написания букв а — о в корне -раст--рос-. Вы­бирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным в упражнениях словам од­нокоренные с чередованием согласных. Пишут диктант, обозначая корни с чередующимися гласными

93

Буквы е-о после шипящих в корне



Усваивают правило написания букв ё — о после шипящих в корне. Вы­бирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Составляют диктант, в котором потребуется при­менить правила, изученные в разделе «Словообразование».

94

Буквы и-ы после ц



Усваивают правило написания букв иы после ц. Выбирают правиль­ное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфо­грамма.

95

Р.Р. Устное сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»



Описывают картину П. Кончаловского «Сирень в корзине» устно.

96

Повторение по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи».



Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде­ла. Заполняют и анализируют таблицы. Готовят сообщение, описывающее словарь. Определяют стиль текста, содержащего орфограммы, изученные в разделе, озаглавливают и списывают его.

97

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи».



Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

98

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками



Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности)

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное (17 ч + 4 ч)

99

Имя существительное как часть речи



Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются при­ведённые в текстах слова. Определяют род, склонение и падеж имён су­ществительных.

100

Имена существительные одушевленные и неодушевленные



Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Пишут диктант, выделяя одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения с одушев­лёнными и неодушевлёнными именами существительными.

101

Р. Р. Доказательства в рассуждении. Сочинение по упр. 484



Определяют доказательство как структурную часть рассуждения. Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Приводят доказательства для раскрытия тем по выбору (упр. 484) Пи­шут сочинение-рассуждение.

102

Имена существительные собственные и нарицательные



Распознают имена существительные собственные и нарицательные. Под­бирают примеры имён существительных собственных. Записывают текст в форме диалога, выделяя собственные имена существительные.

103

Род имен существительных



Определяют род имён существительных.

Дополняют данную в учебнике таблицу примерами имён существитель­ных, определение рода которых вызывает затруднения. Составляют сло­восочетания или предложения, в которых отчётливо выявляется род имён существительных.

104

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.



Распознают имена существительные, имеющие форму только множе­ственного числа.

Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения или диалог. Озаглавливают и пересказывают текст, отмеча­ют количество имён существительных в тексте.

105

Р. Р. Сжатое изложение «Перо и чернильница»



Пишут сжатое изложение «Перо и чернильница»

106

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа



Распознают имена существительные, имеющие форму только единствен­ного числа.

Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения. Составляют таблицу для слов, данных в упражнении, рас­пределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает уда­рение. Пишут диктант.

107

Три склонения имен существительных



Определяют тип склонения имён существительных.

Склоняют имена существительные. С учётом полученных знаний состав­ляют новую таблицу на основе данной в учебнике.

108



Падеж имен существительных



Определяют падеж имён существительных.

Выделяют падежные окончания имён существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. Составляют словосочетания с име­нами существительными в родительном падеже. Анализируют место имён существительных в том или ином падеже в предложении.

109-110

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.



Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях суще­ствительных в единственном числе.

Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений (составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам).

111

Р. Р. Изложение с изменением лица по тексту В.П. Астафьева.



Пишут из­ложение по тексту упражнения.

112

Множественное число имен существительных



Определяют морфологические признаки множественного числа имён су­ществительных.

Склоняют имена существительные во множественном числе по падежам. Работают с рисунками. Обозначают условия выбора орфограммы написа­ния мягкого знака после шипящих на конце слова. Анализируют текст.

113

Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных



Усваивают правило написания о — е после шипящих и ц. в окончани­ях существительных.

Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Записыва­ют данный текст в форме диалога.

114

Повторение по теме «Имя существительное»



Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раз­дела.

Списывают тексты, объясняя знаки препинания, выделяя морфемы, обозначая падежи имён существительных. Пишут диктант из слов с не­проверяемым написанием.

115

Морфологический разбор имени существительного



Характеризуют имя существительное по его морфологическим призна­кам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных.

116

Р. Р. Устное сочинение по картине Г.Нисского «Февраль.Подмосковье»



Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Описывают картину устно.

117

Р. Р. Отзыв на устное сочинение



.Пишут отзыв на устное описание товарища.

118

Контрольный диктант по теме

«Имя существительное»



Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

119

Анализ контрольной работы по теме

«Имя существительное»

Работа над ошибками



Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности)

Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)

120

Имя прилагательное как часть речи



Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его син­таксическую роль.

Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прила­гательными. Составляют предложения с именами прилагательными. Гото­вят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи.

121-122

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных



Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.. Пишут диктант, выделяя окончания имён прилагательных.

123-124

Р. Р. Описание животного. Сочинение «Мое любимое животное» (по упр. 587)



Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Пишут сочи­нение-описание по упр. 587

125

Прилагательные полные и краткие



Распознают полные и краткие формы имён прилагательных.

Образуют краткие формы имён прилагательных; в предложениях выде­ляют сказуемые, выраженные краткими прилагательными; составляют предложения и словосочетания с краткими прилагательными.

126

Морфологический разбор прилагательного



Формируют деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

127-128

Р. Р. Сочинение «Как я испугался» (по упр. 600)



Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Пишут сочи­нение.

129

Анализ ошибок, допущенных в сочинении



Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности)

130

Повторение по теме

«Имя прилагательное»



Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде­ла. Списывают текст, указывают в тексте падежи имён существи­тельных и прилагательных, обозначают орфограммы.

131

Повторение по теме

«Имя прилагательное»

Тест



Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде­ла. Списывают текст, указывают в тексте падежи имён существи­тельных и прилагательных, обозначают орфограммы.

132

Контрольная работа по теме

«Имя прилагательное»



Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

133

Анализ контрольной работы по теме

«Имя прилагательное»

Работа над ошибками



Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности)

Глагол (29 ч + 6 ч)

134-135

Глагол как часть речи



Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию.

Определяют глаголы-сказуемые в предложениях, характеризуют глаго­лы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются глаголы-сказу­емые с подлежащими.

136-137

Не с глаголами



Усваивают правило написания не с глаголами.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Состав­ляют предложения на тему «Настоящий товарищ (друг)», используя гла­голы с не. Готовят рассказ о признаках глагола как части речи. Пишут диктант.

138

Р. Р. Устный рассказ на юмористическую тему.



Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к ил­люстрации, создавая устный рассказ. Придумывают свой устный рассказ на юмористическую тему

139-140

Неопределенная форма глагола



Распознают неопределённую и личные формы глагола.

Образуют глаголы в неопределённой форме. Составляют памятку, ис­пользуя глаголы в неопределённой форме. Устно пересказывают текст, оза­главливают его, выписывают из текста глаголы в неопределённой форме. Готовят по плану сообщение о неопределённой форме глагола.

141

Р. Р. Устное изложение (по упр.630)



Формируют умение построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Пересказывают текст упражнения.

142

Правописание –ться и –тся в глаголах



Усваивают правило написания -тся и -ться в глаголах.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменя­ют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суф­фиксом -ся. Составляют предложения или связный текст на тему «Если хочешь стать футболистом». Рассуждают на тему, заданную в тексте упражнения.

143-144

Виды глагола



Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида.

Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой раз- (рас-), составляют с ними словосочетания. Образуют от данных в упраж­нениях глаголов глаголы другого вида. Рассматривают рисунки и отвеча­ют на вопросы к ним, употребляя глаголы совершенного и несовершенно­го видов. Составляют предложения с данными в упражнении глаголами.

145-146

Буквы е - и в корнях с чередованием



Усваивают правило написания букв е — и в корнях глаголов с чередо­ванием.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

147

Р. Р. Устный рассказ на тему «Как я однажды….»



Знакомятся с рассказом от первого лица.

Анализируют приведённое в упражнении изложение ученика, указыва­ют недочёты, записывают исправленный вариант текста. Готовят устный рассказ на тему «Как я однажды...».

148

Время глагола.



Определяют время глагола.

Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Обозначают вид и время глаголов.

149

Прошедшее время



Определяют способ образования глаголов прошедшего времени.

Выделяют суффиксы в глаголах в прошедшем времени. Образовывают глаголы в прошедшем времени от неопределённой формы, составляют с ними словосочетания. Записывают примеры глаголов в прошедшем вре­мени, которые часто произносятся неправильно.

150

Настоящее время.



Определяют форму настоящего времени глагола. Составляют связный текст на тему «Сегодня на улице...» или «Новости дня». Составляют сло­восочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывают правильное произношение глаголов в настоящем времени.

151

Будущее время



Определяют форму будущего времени глагола и способ её образования. Готовят устный рассказ на тему «Кто рано встал, тот не потерял». Составляют предложения о том, как изменится окружающий мир через десять — двадцать лет.

152-153

Спряжение глаголов.



Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окон­чанием, составляют с ними словосочетания или предложения.

154-155-156

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

закрепление



Усваивают правило определения спряжения глагола с безударным лич­ным окончанием.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Готовят устный рассказ по приведённым в учебнике картинкам, предварительно записав глаголы, которые потребуются для рассказа, обозначают спряже­ние глаголов. Пишут диктант с продолжением. Составляют предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем вре­мени. Описывают рисунок, выделяя используемые глаголы и обозначая их спряжение. Составляют устный диалог по картинке на тему «Нарушитель». Пишут диктант.

157

Морфологический разбор глагола



Характеризуют глагол по его морфологическим признакам и синтакси­ческой роли.

Выполняют устный и письменный разбор глаголов.

158-159

Р. Р. Сжатое изложение «Шоколадный торт»(по упр. 688)




Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Пишут сжатое из­ложение по тексту упражнения, содержащее не более ста слов.

160-161

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2м лице единственного числа



Усваивают правило написания мягкого знака после шипящих в глаго­лах во 2-м лице единственного числа.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут самодиктант.

162-163

Употребление времен



Используют в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.

Устно продолжают рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Пишут по рисункам продолжение спортивного репортажа.

164

Р.Р. Письменный рассказ на основе изображенного «Не взяли на рыбалку» (по упр. 701)



Пишут письменный рассказ на основе изображенного.

165-166

Повторение по теме «Глагол»

Тест по теме «Глагол»



Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раз­дела.

Готовят рассказ по стихотворению. Составляют словосочетания, схемы предложений. Заполняют и анализируют таблицу. Рассматривают рису­нок и составляют устный или письменный рассказ на его основе. Обозна­чают орфограммы. Пишут диктант. Составляют диктант из слов с непро­веряемыми написаниями, данных в разделе.

167

Контрольная работа по теме «Глагол»



Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

168

Анализ контрольной работы по теме «Глагол»

Работа над ошибками



Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности)

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (5 ч + 2 ч)

169

Разделы науки о языке.

Орфограммы в приставках и в корнях слов.



Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Готовят сообщение на тему «Изучайте русский язык»..Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанав­ливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке.

Графически обозначают орфограммы. Заполняют, анализируют, состав­ляют таблицы. Анализируют, списывают текст. Пишут диктант

170

Орфограммы в окончаниях слов. Тест.



Систематизируют орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Подбирают при­меры на изученные орфограммы, составляют таблицу, выписывают слова с орфограммами.

171

Употребление букв Ъ и Ь



Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв ъ и ь. За­полняют таблицы. Обозначают орфограммы. Выбирают имена собственные из текста упражнения

172-173

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью



Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Графи­чески выделяют части текста. Учат стихотворение наизусть и записыва­ют его по памяти.

174

Итоговый контрольный тест



Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

175

Анализ итогового теста.

Работа над ошибками.



Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности)






Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного п

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

  • владение разными видами чтения

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

  • владение различными видами монолога и диалога

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета

  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами

  1. применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения

Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц

  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения

  7. проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!