Рабочая программа по штукатурно - малярному делу разработана на основе Программы специальной (коррекционной) школы вида VIII под редакцией В.В. Воронковой, выбрана с учётом особенностей обучающихся.
Темы программы опираются на такие школьные дисциплины, как математика, ИЗО, география, письмо, чтение, СБО. В свою очередь, умения и навыки, полученные при освоении и отработки технологических операций, способствуют более успешному изучению учащихся общеобразовательных предметов.
Год обучения по предмету «Штукатурно-малярное дело» - первый.
Настоящая программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий на уровне 1 разряда квалификационной характеристики штукатура–маляра и возможности дальнейшей специализации по другим строительным специальностям, связанным с выполнением операций штукатурки и окраски.
Знания по штукатурно-малярному делу имеют важное значение в повседневной жизни. Работа по предложенным в программе темам благотворно сказывается на сообразительности и развитии мелкой моторики подростков с нарушением интеллекта (например, все операции связанные с подготовкой деревянных поверхностей под окраску). Темы программы опираются на школьные дисциплины.
В программе «Штукатурно-малярное дело» обучение новым приемам и операциям штукатурки и окраски различных поверхностей происходит при изучении технологических тем. Важную роль в обучении детей имеет умение самостоятельно выполнять трудовые задания, совершенствуются в процессе практического повторения и при выполнении самостоятельных работ.
Основная задача профессионального обучения научить учащихся выполнять операции штукатурки и окраски деревянных поверхностей. Одновременно учащиеся знакомятся со свойствами масляных и эмалевых красок, с простой и улучшенной штукатуркой. Школьники приобретают навыки работы с гипсом и цементом, знакомятся с их свойствами. В 7 классе предусматривается обучение учащихся более сложным приемам работ и ознакомление с механизацией некоторых производственных процессов.
В связи с географическим расположением города и погодными условиями практические работы учащихся могут проходить как в учебных кабинках мастерской, учебных классах и служебных помещениях школы, так и на открытых площадках, территории школы.
На уроках штукатурно-малярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида используются :
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию ;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
№ урока п/п | Кол-во уроков по теме | Дата | Тема урока | Инструменты | Примечание |
1 | 2 | | Вводное занятие. | | Закрепление инд.инструмента и рабочих мест, ТБ |
2 | | | Творческая работа |
3 | 1 | | Экскурсия "Строительные материалы и инструменты" | | Строительный магазин |
Окраска поверхностей водными составами с помощью краскопульта |
4 | 1 | | Ручной краскопульт С-536. | | |
5 | 1 | | Принцип работы краскопульта. Правила техники безопасности при работе с краскопультом. | | |
6 | 1 | | Подготовка краскопульта к работе. Требования к водным составам, наносимым с помощью краскопульта. | | |
7 | 1 | | Правила работы краскопультом. Условия равномерного нанесения красящего вещества. | | |
8-9 | 2 | | Проверка и промывка краскопульта перед началом работы. Подготовка водного состава к работе, процеживание. | | 1-теория, 1-практика |
10-11 | 2 | | Заправка краскопульта. Направление струи конуса красочного состава, передвижение удочки краскопульта. | | 1-теория, 1-практика |
12-13 | 2 | | Соблюдение расстояний между поверхностью и форсункой краскопульта. | | 1-теория, 1-практика |
14-15 | 2 | | Нанесение грунтовочного и красочного слоев. | | 1-теория, 1-практика |
16 | 1 | | Промывка краскопульта после работы. | | Практика |
Знакомство с организацией штукатурных и малярных работ на производстве |
17 | 1 | | Механизация штукатурных работ: растворонасосы. Общие принципы их работы. Правила ТБ. | | |
18 | 1 | | Механизация штукатурных работ: бетономешалки. Общие принципы их работы. Правила ТБ. | | |
19 | 1 | | Механизация малярных работ: мелотерки. Общие принципы их работы. Правила ТБ. | | |
20 | 1 | | Механизация малярных работ: мелосеялки. Общие принципы их работы. Правила ТБ. | | |
21 | 1 | | Механизация малярных работ: краскотерки. Общие принципы их работы. Правила ТБ. | | |
22 | 1 | | Механизация малярных работ: вибраторы. Общие принципы их работы. Правила ТБ. | | |
23 | 1 | | Механизация малярных работ: шлифовальные машинки. Общие принципы их работы. Правила ТБ. | | |
Штукатурка кирпичных и бетонных поверхностей |
24 | 1 | | Экскурсия "Стены и потолки различных помещений". | | |
25-26 | 2 | | Подготовка ранее не оштукатуренных кирпичных поверхностей к штукатурке. | | 1-теория, 1-практика |
27-28 | 2 | | Подготовка ранее не оштукатуренных бетонных поверхностей к штукатурке. | | 1-теория, 1-практика |
29 | 1 | | Инструменты для подготовки кирпичных поверхностей к штукатурке. | | |
30 | 1 | | Инструменты для подготовки бетонных поверхностей к штукатурке. | | |
31 | 1 | | Металлический сокол. | | |
32 | 1 | | Правила техники безопасности. | | |
33-35 | 3 | | Осмотр поверхностей, удаление остатков затвердевшего раствора штукатурным молотком и металлической кельмой. | | 1-теория, 2-практика |
36 | 1 | | Смачивание кирпичной поверхности водой. | | Практика |
37 | 1 | | Смачивание бетонной поверхности водой. | | Практика |
38-39 | 2 | | Насечка поверхности зубилом или зубчатой бучардой. | | 1-теория, 1-практика |
40-43 | 4 | | Выполнение операций простой штукатурки. | | 1-теория, 3-практика |
44-47 | 4 | | Выполнение операций улучшенной штукатурки. | | 1-теория, 3-практика |
48 | 1 | | Штукатурка потолка: расположение сокола на уровне плеча или головы. | | Практика |
49-50 | 2 | | Штукатурка потолка: набрасывание мастерком "от себя". | | Практика |
51-52 | 2 | | Штукатурка потолка: набрасывание мастерком "над собой". | | Практика |
53 | 1 | | Выбор правильного рабочего положения при штукатурке потолка. | | Практика |
54-56 | 3 | | Нанесение грунта и накрывки. | | 1-теория, 2-практика |
57-60 | 4 | | Штукатурка стен различных помещений. | | Самостоятельное выполнение операций |
61-64 | 4 | | Штукатурка потолка различных помещений. | | Самостоятельное выполнение операций |
65-67 | 3 | | Окраска оштукатуренных поверхностей водными составами кистями. | | Самостоятельное выполнение операций |
68-70 | 3 | | Окраска оштукатуренных поверхностей водными составами валиком. | | Самостоятельное выполнение операций |
71-73 | 3 | | Окраска оштукатуренных поверхностей водными составами краскопультом. | | Самостоятельное выполнение операций |
74-76 | 3 | | Самостоятельная подготовка кирпичной поверхности к оштукатуриванию. | | Самостоятельное выполнение операций |
77-79 | 3 | | Самостоятельная подготовка бетонной поверхности к оштукатуриванию. | | Самостоятельное выполнение операций |
80-83 | 4 | | Самостоятельное приготовление раствора. | | Самостоятельное выполнение операций |
84-85 | 2 | | Контрольная работа за четверть | | |
86-90 | 4 | | Самостоятельное выполнение операций штукатурки. | 90 | Самостоятельное выполнение операций |
Приготовление шпатлевки и нанесение ее на поверхность вручную |
91 | 1 | | Экскурсия "В мире красок" | | |
92-93 | 2 | | Шпатлевки: их применение и назначение в малярных работах. Основные виды шпатлевок. | | 1-теория, 1-практика |
94 | 1 | | Клеевая шпатлевка под водоразбавляемые красочные составы. | | |
95 | 1 | | Купоросная шпатлевка под водоразбавляемые красочные составы. | | |
96 | 1 | | Квасцовая шпатлевка под водоразбавляемые красочные составы. | | |
97-99 | 3 | | Масляно-клеевая шпатлевка под масляные и эмалевые краски. Их рецепты. | | 1-теория, 2-практика |
100-102 | 3 | | Масляная шпатлевка под масляные и эмалевые краски. Их рецепты. | | 1-теория, 2-практика |
103-104 | 2 | | Основные компоненты шпатлевочных составов. | | 1-теория, 1-практика |
105 | 1 | | Инструменты для нанесения шпатлевочного состава ручным способом: шпатели деревянные и металлические. | | |
106 | 1 | | Инструменты для нанесения шпатлевочного состава ручным способом: шпатель-полутерок. | | |
107-108 | 2 | | Инструменты для нанесения шпатлевочного состава ручным способом: стеклянная бумага. | | 1-теория, 1-практика |
109 | 1 | | Осмотр поверхностей перед нанесением шпатлевочного состава. | | Практика |
110 | 1 | | Приготовление шпатлевки под масляную краску: просеивание мела. | | Практика |
111 | 1 | | Приготовление шпатлевки под масляную краску: растворение животного клея. | | Практика |
112-113 | 2 | | Приготовление шпатлевки под масляную краску: смешивание мела и животного клея до рабочей вязкости. | | Практика |
114 | 1 | | Определение готовности шпатлевки. | | Практика |
115-116 | 2 | | Нанесение шпатлевочного состава шпателем или шпателем-полутерком. | | 1-теория, 1-практика |
117 | 1 | | Нанесение шпатлевочного состава ребром под углом 15°. | | Практика |
118-119 | 2 | | Перемещение шпателя-полутерка снизу-вверх на стенах. | | 1-теория, 1-практика |
120-121 | 2 | | Перемещение шпателя-полутерка на себя на потолке. | | 1-теория, 1-практика |
122-123 | 2 | | Нанесение шпатлевки шпателем под различными углами в зависимости от слоя шпатлевки. | | 1-теория, 1-практика |
124-125 | 2 | | Заполнение трещин поперечными движениями (по отношению к трещине). | | 1-теория, 1-практика |
126-127 | 2 | | Выравнивание уложенного слоя шпатлевки движениями шпателя вдоль трещин. | | 1-теория, 1-практика |
128 | 1 | | Зачистка наждачной или стеклянной бумагой. | | Практика |
129 | 1 | | Назначение и выполнение тяг, их виды. Инструменты и приспособления для вытягивания тяг. | | |
130 | 1 | | Правила ТБ при вытягивании тяг. | | |
131-132 | 2 | | Приготовление раствора для разделки угла. | | 1-теория, 1-практика |
133-135 | 3 | | Набрасывание грунта в углы, придание нанесенному грунту форму тяги. | | 1-теория, 2-практика |
136-137 | 2 | | Нанесение накрывочного слоя. | | 1-теория, 1-практика |
138 | 1 | | Разделка угла при помощи линейки с равномерным нажимом на нее. Проверка угла по отвесу. | | Практика |
139-140 | 2 | | Самостоятельное приготовление растворов для оштукатуривания. | | Самостоятельное выполнение операций |
141-143 | 3 | | Штукатурка деревянных, бетонных или кирпичных поверхностей (по выбору). | | Самостоятельное выполнение операций |
144-146 | 3 | | Самостоятельное приготовление шпатлевки. | | Самостоятельное выполнение операций |
147-149 | 3 | | Шпатлевка деревянных поверхностей. | | Самостоятельное выполнение операций |
150-151 | 2 | | Самостоятельное приготовление красочного состава. | | Самостоятельное выполнение операций |
152-154 | 3 | | Окраска водными составами, масляными или эмалевыми красками (по выбору). | | Самостоятельное выполнение операций |
155-156 | 2 | | Самостоятельное приготовление шпатлевочного состава под масляную краску. | | Самостоятельное выполнение операций |
157-158 | 2 | | Контрольная работа за четверть | | |
159-160 | 2 | | Самостоятельное нанесение шпатлевочного состава на деревянную поверхность. | 70 | Самостоятельное выполнение операций |
Штукатурка оконных откосов и дверных проемов |
161-162 | 2 | | Понятие о дверных и оконных откосах. | | 1-теория, 1-практика |
163 | 1 | | Элементы дверных и оконных откосов. | | |
164 | 1 | | Откосы внутренние и наружные. | | |
165-166 | 2 | | Заглушины верхние, нижние, боковые. | | 1-теория, 1-практика |
167-168 | 2 | | Последовательность штукатурки дверных откосов. | | 1-теория, 1-практика |
169-170 | 2 | | Последовательность штукатурки оконных откосов. | | 1-теория, 1-практика |
171-172 | 2 | | Правило, малка, конопатка. | | 1-теория, 1-практика |
173-174 | 2 | | Правила ТБ при штукатурке оконных и дверных откосов. | | 1-теория, 1-практика |
175-177 | 3 | | Железнение штукатурки на откосах. | | 1-теория, 2-практика |
178-179 | 2 | | Пакля для законопачивания. | | 1-теория, 1-практика |
180-182 | 3 | | Проверка крепления коробки и ее закрепление. | | 1-теория, 2-практика |
183-186 | 4 | | Подкладывание кирпича, крепление гвоздями, законопачивание вставленной коробки. | | 1-теория, 3-практика |
187-190 | 4 | | Установка правил на верхние откосы и их штукатурка. | | 1-теория, 3-практика |
191-192 | 2 | | Разравнивание раствора малкой или правилом. | | 1-теория, 1-практика |
193-196 | 4 | | Нанесение накрывочного состава и разравнивание его малкой. | | 1-теория, 3-практика |
197-200 | 4 | | Железнение штукатурки на откосах мокрым способом: нанесение раствора толщиной 2-3 мм на поверхность. | | 1-теория, 3-практика |
201-204 | 4 | | Железнение штукатурки на откосах мокрым способом: тщательное разглаживание раствора металлической кельмой. | | 1-теория, 3-практика 27 пр |
Противопожарные мероприятия |
205-208 | 4 | | Основные причины возникновения пожаров на строительных площадках. | | 1-теория, 3-практика |
209-212 | 4 | | Меры предупреждения пожаров. | | 1-теория, 3-практика |
213-216 | 4 | | Предупреждающие и запрещающие знаки на строительных площадках. | | 1-теория, 3-практика |
217-220 | 4 | | Правила поведения рабочих при возникновении пожара. | | 1-теория, 3-практика |
221-222 | 2 | | Порядок вызова пожарной охраны. | | 1-теория, 1-практика |
223-224 | 2 | | Противопожарные средства. Оборудование противопожарных щитов. | | 1-теория, 1-практика |
Подготовка ранее окрашенных поверхностей под водную окраску |
225-228 | 4 | | Основные операции подготовки ранее оштукатуренных поверхностей под покраску. | | 1-теория, 3-практика |
229 | 1 | | Понятие о набеле. | | |
230-231 | 2 | | Растворы для снятия набела. | | 1-теория, 1-практика |
232-233 | 2 | | Растворы для снятия копоти, ржавчины. | | 1-теория, 1-практика |
234 | 1 | | Инструменты для снятия набела. | | |
235-236 | 2 | | Правила ТБ при работе со смывочным раствором. | | 1-теория, 1-практика |
237-240 | 4 | | Промывка поверхностей стен, потолков теплой водой или специальными растворами. | | 1-теория, 3-практика |
241-242 | 2 | | Очистка набела металлическим шпателем. | | 1-теория, 1-практика 24 пр |
243-246 | 4 | | Самостоятельная подготовка дверных или оконных откосов к оштукатуриванию. | | Самостоятельное выполнение операций |
247-250 | 4 | | Выполнение операций оштукатуривания дверных и оконных откосов с помощью учителя. | | Самостоятельное выполнение операций |
251-252 | 2 | | Контрольная работа за четверть | | 1+1 |
253-256 | 4 | | Самостоятельное выполнение операций штукатурки. | | Самостоятельное выполнение операций |
257-260 | 4 | | Подготовка ранее окрашенной поверхности под водную окраску. | 100 | Самостоятельное выполнение операций 17 пр |
Отбивка панелей и окраска |
261-262 | 2 | | Экскурсия "Панели, фризы, бордюры". | | |
263-264 | 2 | | Понятие о панелях, высота панелей. | | 1-теория, 1-практика |
265-266 | 2 | | Инструменты для отбивки панелей. | | 1-теория, 1-практика |
267-268 | 2 | | Понятие о гобелене, фризе, их отличие друг от друга, классификация. | | 1-теория, 1-практика |
269-272 | 4 | | Последовательность операций при разметке фриза, бордюра, панели. | | 1-теория, 3-практика |
273-274 | 2 | | Правила ТБ при разметке и окраске панелей. | | 1-теория, 1-практика |
275-278 | 4 | | Разметка высоты панелей: отбивка границы панели шнуром. | | 1-теория, 3-практика |
279-282 | 4 | | Разметка высоты панелей: отбивка границы опыленным древесным углем. | | 1-теория, 3-практика |
283-286 | 4 | | Грунтование поверхности масляной или водной грунтовкой. | | 1-теория, 3-практика |
287-290 | 4 | | Шпатлевание грунтованных поверхностей масляной шпатлевкой. | | 1-теория, 3-практика |
291-294 | 4 | | Нанесение окрасочного состава в два покрытия. | | 1-теория, 3-практика |
Вытягивание филенок |
295-296 | 2 | | Понятие о филенках, их назначение. | | 1-теория, 1-практика |
297-298 | 2 | | Цвет и ширина филенок. | | 1-теория, 1-практика |
299-302 | 4 | | Инструменты и приспособления для вытягивания филенок вручную. | | 1-теория, 3-практика |
303-304 | 2 | | Подвязка кистей для вытягивания филенок. | | 1-теория, 1-практика |
305-306 | 2 | | Правила ТБ при вытягивании филенок. | | 1-теория, 1-практика |
307 | 1 | | Подбор кистей для филенок. | | |
308-309 | 2 | | Отбивка шнуром границы филенки. | | 1-теория, 1-практика |
310-313 | 4 | | Хватка кисти и линейки. Расположение и передвижение кисти. | | 1-теория, 3-практика |
314-315 | 2 | | Контрольная работа за четверть | | |
316-317 | 2 | | Итоговая контрольная работа за год | | |
318-321 | 4 | | Самостоятельное приготовление водных растворов в зависимости от их назначения (для побелки деревьев в саду). | | Самостоятельное выполнение операций |
322-327 | 6 | | Побелка известковым раствором деревьев в саду и в парке школы. | | Самостоятельное выполнение операций |
328-331 | 4 | | Самостоятельное определение вида ремонта здания (школы). | | Самостоятельное выполнение операций |
332-339 | 8 | | Ремонт фундамента, цоколя школы и другие работы по ремонту здания. | | Самостоятельное выполнение операций |
340 | 1 | | Итоговое занятие. | 80 | |