Рабочая программа по штукатурно - малярному делу разработана на основе Программы специальной (коррекционной) школы вида VIII под редакцией В.В. Воронковой, выбрана с учётом особенностей обучающихся.
Темы программы опираются на такие школьные дисциплины, как математика, ИЗО, география, письмо, чтение, СБО. В свою очередь, умения и навыки, полученные при освоении и отработки технологических операций, способствуют более успешному изучению учащихся общеобразовательных предметов.
Год обучения по предмету «Штукатурно-малярное дело» - первый.
Настоящая программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий на уровне 1 разряда квалификационной характеристики штукатура–маляра и возможности дальнейшей специализации по другим строительным специальностям, связанным с выполнением операций штукатурки и окраски.
Знания по штукатурно-малярному делу имеют важное значение в повседневной жизни. Работа по предложенным в программе темам благотворно сказывается на сообразительности и развитии мелкой моторики подростков с нарушением интеллекта (например, все операции связанные с подготовкой деревянных поверхностей под окраску). Темы программы опираются на школьные дисциплины.
В программе «Штукатурно-малярное дело» обучение новым приемам и операциям штукатурки и окраски различных поверхностей происходит при изучении технологических тем. Важную роль в обучении детей имеет умение самостоятельно выполнять трудовые задания, совершенствуются в процессе практического повторения и при выполнении самостоятельных работ.
Основная задача профессионального обучения научить учащихся выполнять операции штукатурки и окраски деревянных поверхностей. Одновременно учащиеся знакомятся со свойствами масляных и эмалевых красок, с простой и улучшенной штукатуркой. Школьники приобретают навыки работы с гипсом и цементом, знакомятся с их свойствами. В 8 классе предусматривается обучение учащихся более сложным приемам работ и ознакомление с механизацией некоторых производственных процессов.
В связи с географическим расположением города и погодными условиями практические работы учащихся могут проходить как в учебных кабинках мастерской, учебных классах и служебных помещениях школы, так и на открытых площадках, территории школы.
На уроках штукатурно-малярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида используются :
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию ;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
№ урока п/п | Кол-во уроков по теме | Дата | Тема урока | Инстру-менты | Примечание |
1 | 2 | | Вводное занятие. Значение строительных работ. Технический прогресс в строительстве. Техника безопасности. | | Закрепление инд.инструмента и рабочих мест, ТБ |
2 | | | Творческая работа |
3 | 1 | | Экскурсия "Строительные материалы и инструменты" | | Строительный магазин |
Общие сведения об обойных работах |
4-5 | 2 | | Назначение обойных работ в малярном деле. | | |
6 | 1 | | Экскурсия "Мир обоев" | | Строительный магазин |
7 | 1 | | Виды обоев. | | |
8-9 | 2 | | Виды обоев. | | Практическая работа |
10 | 1 | | Полотнище и кромки обоев. | | |
11 | 1 | | Бордюры и фризы. | | |
12-13 | 2 | | Бордюры и фризы. | | Практическая работа |
14-15 | 2 | | Инструменты и приспособления для обойных работ. | | 1-теория, 1-практика |
16-17 | 2 | | Клеящие составы для обойных работ: клейстер. | | 1-теория, 1-практика |
18-19 | 2 | | Клеящие составы для обойных работ: клей КМЦ. | | 1-теория, 1-практика |
20-21 | 2 | | Клеящие составы для обойных работ: клей "Момент". | | 1-теория, 1-практика |
22-23 | 2 | | Клеящие составы для обойных работ: клей "Metylan". | | 1-теория, 1-практика |
24-25 | 2 | | Клеящие составы для обойных работ: клей "Quelyd". | | 1-теория, 1-практика |
26 | 1 | | Экскурсия "Клеящие составы для обоев" | | Строительный магазин |
27-28 | 2 | | Клеящие составы для обоев. Выбор, применение. | | Практика |
29-30 | 2 | | Правила ТБ при изготовлении клеящих составов. | | 1-теория, 1-практика |
31-33 | 3 | | Приготовление клейстера. | | 1-теория, 2-практика |
34 | 1 | | Приготовление клейстера. | | Самостоятельная работа |
35 | 1 | | Определение видов обоев на образцах. | | Самостоятельная работа |
36-37 | 2 | | Бордюры и фризы на образцах. Определение различий. | | Самостоятельная работа |
Подготовка поверхности под обои |
38-39 | 2 | | Основные операции подготовки различных поверхностей для оклеивания обоями. | | |
40-42 | 3 | | Очистка поверхности лещадью. | | 1-теория, 2-практика |
43 | 1 | | Макулатура для обойных работ. | | |
44-45 | 2 | | Подготовка и расположение макулатуры. | | 1-теория, 1-практика |
46 | 1 | | Организация рабочего места. | | |
47 | 1 | | Наклеивание макулатуры на учебные щиты. | | Теория |
48-49 | 2 | | Нанесение клеящего состава на поверхность маховой кистью. | | 1-теория, 1-практика |
50-51 | 2 | | Нанесение клеящего состава на макулатуру маховой кистью. | | 1-теория, 1-практика |
52-54 | 3 | | Наклеивание макулатуры на учебные щиты различными способами: внахлест, впритык. | | 1-теория, 2-практика |
55-56 | 2 | | Разглаживание наклеенной макулатуры. | | 1-теория, 1-практика |
57-58 | 2 | | Зачистка просохшей после приклеивания макулатуры пемзой. | | 1-теория, 1-практика |
Оклеивание поверхности обоями |
59-60 | 2 | | Способы соединения обоев на поверхности - внахлест и впритык. | | 1-теория, 1-практика |
61-62 | 2 | | Правила обрезки кромок обоев в зависимости от способа соединения их на поверхности. | | 1-теория, 1-практика |
63 | 1 | | Правила обрезки кромок обоев в зависимости от расположения полотнищ по отношению к свету. | | |
64-65 | 2 | | Инструменты для ручной и машинной обрезки обоев. | | 1-теория, 1-практика |
66-67 | 2 | | Организация рабочего места при оклеивании поверхности обоями. | | 1-теория, 1-практика |
68 | 1 | | Организация труда на обойных работах в производственных условиях. | | |
69-70 | 2 | | Механизация обрезки и раскроя обоев. | | 1-теория, 1-практика |
71 | 1 | | Организация мастерских по раскрою и комплектации обоев | | |
72-73 | 2 | | Определение высоты оклеиваемой поверхности путем измерения | | 1-теория, 1-практика |
74-75 | 2 | | Пробное расположение обоев на поверхности стен для определения правильности стыкования рисунка | | 1-теория, 1-практика |
76-78 | 3 | | Нарезание полотнищ ножницами по установленному размеру. | | 1-теория, 2-практика |
79 | 1 | | Обрезка кромок ножницами. | | Практика |
80-81 | 2 | | Складывание заготовленных полотнищ. | | 1-теория, 1-практика |
82-83 | 2 | | Нанесение клеящего состава на полотнище кистью. | | 1-теория, 1-практика |
84-86 | 3 | | Наклеивание обоев на поверхность, разглаживание. | | 1-теория, 2-практика |
87-89 | 3 | | Обрезка излишков обоев ножом или ножницами у потолка или пола. | | 1-теория, 2-практика |
90-92 | 3 | | Контрольная работа за четверть | | |
Практическое повторение |
93-95 | 3 | | Окраска деревянных поверхностей масляными и эмалевыми красками. | | 1-теория, 2-практика |
96-98 | 3 | | Окраска оштукатуренных поверхностей масляными и эмалевыми красками. | | 1-теория, 2-практика |
99-101 | 3 | | Ремонтные работы. | | Самостоятельная работа по выбору |
102-104 | 3 | | Оклеивание обоями учебных щитов: подготовка обоев. | | Самостоятельная работа |
105 | 1 | | Оклеивание обоями учебных щитов: промазывание обоев клеящим составом. | | Самостоятельная работа |
106 | 1 | | Оклеивание обоями учебных щитов: промазывание оклеиваемой поверхности клеящим составом. | | Самостоятельная работа |
107-108 | 2 | | Подбор рисунка на обоях. | 108 | Самостоятельная работа |
Общие сведения о линолеуме |
109-110 | 2 | | Виды линолеума: безосновный и на основе. | | 1-теория, 1-практика |
111 | 1 | | Экскурсия "Все о линолеуме" | | Строительный магазин |
112 | 1 | | Основные свойства линолеума: водоустойчивость, износоустойчивость , эластичность. | | |
113-114 | 2 | | Применение линолеума в строительстве. | | 1-теория, 1-практика |
115 | 1 | | Хранение линолеума. | | |
116-117 | 2 | | Мастика и клей для приклеивания линолеума. | | 1-теория, 1-практика |
118 | 1 | | Способы приклеивания линолеума на различные основания. | | |
119 | 1 | | Правила подбора линолеума. | | |
120 | 1 | | Правила безопасности при работе с линолеумом. | | |
121-122 | 2 | | Подбор линолеума по цвету, в соответствии с окраской стен. | | Самостоятельная работа |
123-124 | 2 | | Приготовление масляно-клеевой мастики. | | Самостоятельная работа |
125 | 1 | | Определение вида линолеума по образцам. | | Самостоятельная работа |
Подготовка поверхностей под настилку линолеума |
126-127 | 2 | | Основные операции подготовки различных поверхностей под настилку линолеума. | | |
128-129 | 2 | | Нанесение олифы. | | 1-теория, 1-практика |
130-131 | 2 | | Шпатлевание полумасляной шпатлевкой. | | 1-теория, 1-практика |
132-133 | 2 | | Инструменты для подготовки поверхности под настилку линолеума. | | 1-теория, 1-практика |
134-135 | 2 | | Организация рабочего места при настилке линолеума. | | 1-теория, 1-практика |
136-137 | 2 | | Закрепление досок. | | 1-теория, 1-практика |
138-139 | 2 | | Простругивание деревянных поверхностей рубанком. | | Практика |
140-141 | 2 | | Нанесение олифы. | | Практика |
142-143 | 2 | | Шпатлевание полумасляной шпатлевкой. | | Практика |
Раскрой линолеума |
144 | 1 | | Инструменты для раскроя линолеума. | | |
145-146 | 2 | | Расчет размера полотнищ. | | 1-теория, 1-практика |
147-148 | 2 | | Правила раскроя линолеума. | | 1-теория, 1-практика |
149-150 | 2 | | Организация рабочего места для раскроя линолеума. | | 1-теория, 1-практика |
151-152 | 2 | | Расположение линолеума. | | 1-теория, 1-практика |
153-154 | 2 | | Разметка полотнищ линолеума. | | Практика |
155-156 | 2 | | Резание линолеума ножом или резаком. | | Практика |
Наклеивание линолеума |
157-158 | 2 | | Правила нанесения масляно-клеевой мастики. | | 1-теория, 1-практика |
159-160 | 2 | | Способы приклеивания линолеума. | | 1-теория, 1-практика |
161-162 | 2 | | Подбор рисунка. | | 1-теория, 1-практика |
163 | 1 | | Инструменты для нанесения мастики. | | |
164-165 | 2 | | Прирезка кромок и инструменты для резки кромок. | | 1-теория, 1-практика |
166-168 | 3 | | Организация труда при настилке линолеума в производственных условиях. | | 1-теория, 2-практика |
169-170 | 2 | | Последовательность настилки линолеума на производстве. | | 1-теория, 1-практика |
171-173 | 3 | | Подготовка основания для настилки линолеума. | | Практика |
174 | 1 | | Подготовка линолеума к раскрою. | | Практика |
175-176 | 2 | | Раскрой линолеума ножом с припуском на усадку. | | Практика |
177-178 | 2 | | Расклеивание и расположение полотнищ линолеума в производственном помещении. | | Практика |
179-180 | 2 | | Вырезка в линолеуме по шаблону отверстий в местах расположения труб, колонн и пр. | | Практика |
181-182 | 2 | | Подготовка полотнищ и помещения к наклеиванию линолеума(раскатывание, очистка, нанесение и разравнивание мастики). | | Практика |
183-184 | 2 | | Наклеивание линолеума на небольшие расстояния. | | Практика |
185 | 1 | | Тщательное разглаживание полотнищ от середины к краям. | | Практика |
186 | 1 | | Прирезка кромок линолеума | | Практика |
187-189 | 3 | | Контрольная работа за четверть | | |
Практическое повторение (штукатурные, малярные, обойные работы в теплых помещениях) |
190 | 1 | | Самостоятельное определение вида ремонта | | Практика |
191 | 1 | | Самостоятельный подбор инструмента. | | Практика |
192 | 1 | | Ориентация в задании по образцу. | 84 | Практика |
Сведения о производстве штукатурных и отделочных работ внутри помещения в зимнее время |
193 | 1 | | Особенности выполнения штукатурных работ в зимнее время. Требования температурного режима в помещениях. | | |
194-196 | 3 | | Приготовление растворов в зимнее время. | | 1-теория, 2-практика |
197-199 | 3 | | Производство штукатурных работ зимой простыми подогретыми растворами. | | 1-теория, 2-практика |
200-202 | 3 | | Приготовление растворов с различными химическими добавками. | | 1-теория, 2-практика |
203-204 | 2 | | Особенности выполнения внутренних малярных работ в зимнее время. | | 1-теория, 1-практика |
205 | 1 | | Технические требования к поверхностям. | | |
206 | 1 | | Технические требования к малярным составам. | | |
207 | 1 | | Технические требования к температурному режиму в помещениях. | | |
208 | 1 | | Технические требования к работам в зимнее время. | | Самостоятельная работа |
209-211 | 3 | | Способы и приготовление малярных составов в зимнее время. | | 1-теория, 2-практика |
212-213 | 2 | | Транспортировка и хранение малярных составов в зимнее время. | | 1-теория, 1-практика |
214-216 | 3 | | Особенности окраски окон в зимнее время. | | 1-теория, 2-практика |
217-218 | 2 | | Правила ТБ при выполнении штукатурных и малярных работ в зимнее время. | | 1-теория, 1-практика |
219-220 | 2 | | Самостоятельное планирование последовательности работы (оштукатуривание) в неотапливаемых помещениях. | | Практика |
221-225 | 5 | | Самостоятельное выполнение операций оштукатуривания, сушка штукатурки. | | Практика |
226-227 | 2 | | Ориентировка в задании по сокращенной инструкции. | | Самостоятельная работа |
228-229 | 2 | | Самостоятельное определение последовательности отделочных работ | | Практика |
230-232 | 3 | | Окраска окон, дверей и металлических конструкций. | | Практика 28 пр |
Высококачественная окраска |
233-235 | 3 | | Применение высококачественной окраски, ее отличие от простой и улучшенной. | | 1-теория, 2-практика |
236-239 | 4 | | Основные операции высококачественной окраски по дереву. | | 1-теория, 3-практика |
240-243 | 4 | | Штукатурка при высококачественной окраске поверхностей масляными, эмалевыми и синтетическими составами. | | 1-теория, 3-практика |
244-245 | 2 | | Инструменты и приспособления для высококачественной окраски. | | 1-теория, 1-практика |
246-248 | 3 | | Организация рабочего места при окраске поверхностей. | | 1-теория, 2-практика |
249-252 | 4 | | Очистка поверхностей наждачной бумагой, лещадью, шпателем. | | Практика |
253-255 | 3 | | Сглаживание торцом дерева. | | Практика |
256-258 | 3 | | Вырезка сучков и засмолов с расшивкой щелей. | | Практика |
259-262 | 4 | | Расшивка трещин оштукатуренных поверхностей. | | Практика |
263-265 | 3 | | Нанесение олифы на поверхность. | | Практика |
266-268 | 3 | | Частичная подмазка с проолифкой подмазанных мест. | | Практика |
269-271 | 3 | | Шлифование подмазанных мест наждачной бумагой. | | Практика |
272-275 | 4 | | Первое сплошное шпатлевание шпателем и шлифование. | | Практика |
276-279 | 4 | | Второе шпатлевание и шлифование. | | Практика |
280-282 | 3 | | Первая окраска. | | Практика |
283-286 | 4 | | Первое флейцевание поверхностей флейцевой кистью. | | Практика |
287-289 | 3 | | Шлифование. | | Практика |
290-292 | 3 | | Вторая окраска. | | Практика |
293-295 | 3 | | Второе флейцевание. | | Практика |
296-298 | 3 | | Контрольная работа за четверть | | 1+2 60 пр |
Практическое повторение |
299 | 1 | | Маркировка инвентаря по трафаретам. | | Практика |
300 | 1 | | Самостоятельное определение вида ремонтных работ оштукатуренной поверхности. | | Практика |
301 | 1 | | Самостоятельная подготовка материалов и инструментов к работе. | | Практика |
302-303 | 2 | | Самостоятельное определение последовательности работ. | | Практика |
304-305 | 2 | | Оценка качества в групповой беседе. | | |
306-312 | 7 | | Подготовка поверхности к высококачественной окраске. | 120 | Самостоятельная работа 12 пр |
Кладка стен и столбов из кирпича |
313 | 1 | | Инструменты и приспособления: отвес, метр или измерительная лента. | | |
314 | 1 | | Инструменты и приспособления: уровень, деревянный угольник. | | |
315 | 1 | | Инструменты и приспособления: порядовка, шнур-причалка. | | |
316 | 1 | | Инструменты и приспособления: молоток-кирочка, ковш-лопата. | | |
317 | 1 | | Инструменты и приспособления: расшивки, кельма. | | |
318 | 1 | | Экскурсия "Инструменты и приспособления для кирпичной кладки" | | |
319-320 | 2 | | Организация рабочего места при кирпичной кладке. | | 1-теория, 1-практика |
321 | 1 | | Правила техники безопасности. | | |
322-323 | 2 | | Растворы, применяемые при кирпичной кладке. | | 1-теория, 1-практика |
324-325 | 2 | | Толщина стен. | | 1-теория, 1-практика |
326-327 | 2 | | Правила перевязки швов кладки по однорядной системе. | | 1-теория, 1-практика |
328-329 | 2 | | Правила перевязки швов кладки по многорядной системе. | | 1-теория, 1-практика |
330-331 | 2 | | Виды швов. | | 1-теория, 1-практика |
332-333 | 2 | | Виды кладки. | | 1-теория, 1-практика |
334-335 | 2 | | Правила кладки углов. | | 1-теория, 1-практика |
336-337 | 2 | | Правила кладки столбов. | | 1-теория, 1-практика |
338 | 1 | | Подготовка материала и инструмента. | | Практика |
339 | 1 | | Установка порядовок и натягивание причалки. | | Практика |
340-341 | 2 | | Раскладка кирпича. | | Практика |
342-343 | 2 | | Расстилание и разравнивание раствора. | | Практика |
344-345 | 2 | | Укладка кирпича "вприжим" . | | Практика |
346-347 | 2 | | Укладка кирпича "вприсык" с подрезкой раствора. | | Практика |
348-351 | 4 | | Кладка углов, столбов. | | Практика |
352-353 | 2 | | Проверка правильности кладки угольником, правилом, уровнем, отвесом. | | Практика |
354-356 | 3 | | Кладка гладких стен толщиной 0,5 кирпича без раствора. | | Практика |
357-359 | 3 | | Кладка гладких стен толщиной 1 кирпич без раствора. | | Практика |
360-362 | 3 | | Кладка гладких стен толщиной 1,5 кирпича без раствора. | | Практика |
363-365 | 3 | | Кладка гладких стен толщиной 2 кирпича без раствора. | | Практика |
366-368 | 3 | | Кладка углов толщиной в 1 кирпич по однорядной системе перевязки швов без раствора. | | Практика |
369-371 | 3 | | Кладка углов толщиной в 1,5 кирпича по однорядной системе перевязки швов без раствора. | | Практика |
372-374 | 3 | | Кладка углов толщиной в 2 кирпича по однорядной системе перевязки швов без раствора. | | Практика |
375-377 | 3 | | Кладка углов по многорядной системе перевязки швов без раствора. | | Практика |
378-390 | 3 | | Кладка столбов по трехрядной системе перевязки швов без раствора. | | Практика |
391-393 | 3 | | Приготовление глиняного раствора. | | 1-теория, 2-практика |
394-395 | 2 | | Кладка столбов на глиняном растворе по трехрядной системе перевязки швов. | | Практика |
396-398 | 3 | | Разбор кладки, очистка кирпичей от глиняного раствора, просушка кирпичей. | | Практика |
399-401 | 3 | | Контрольная работа за четверть | | |
402-404 | 3 | | Итоговая контрольная работа за год | | |
Практическое повторение |
405 | 1 | | Окраска заборов, подсобных помещений. Окраска поверхностей водными составами кистью. | | Самостоятельная работа |
406 | 1 | | Шпатлевка подоконников и полов. | | Самостоятельная работа |
407 | 1 | | Окраска оконных переплетов, металлических поверхностей. | | Самостоятельная работа |
408 | 1 | | Выполнение кирпичной кладки угла толщиной 1;1,5 или 2 кирпича (на выбор) по однорядной системе перевязки швов. | 96 | Самостоятельная работа |