Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности («Праздники, традиции и ремёсла народов России») во 2 классе (34часа по 1 часу в неделю) |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Раздел 1. «Старинный русский быт» (9 часов) |
1. | Головные уборы девушек и женщин, украшения. | Знакомство с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. | 06.09 | |
2. | Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки. | Знакомство с элементами, характерными для рубахи, портов, брюкшин, кафтанов, зипунов | 13.09 | |
3. | Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. | Демонстрация устройства крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки); сравнение боярских хором с крестьянкой избой. | 20.09 | |
4. | Красный угол. Иконы. | Знакомство с понятием «красный угол», главными иконами, находящимися в нем и его убранством | 27.09 | |
5. | Пословицы и поговорки о хлебе. Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть. | Знакомство с пословицами и поговорками о хлебе. | 04.10 | |
6. | Мясные и постные кушанья. | Знакомство с блюдами славян, историей возникновения этих блюд; | 11.10 | |
7. | Быт крестьянской и городской семьи. Разыгрывание этюдов на основные эмоции: удивление, страх, отвращение. | Формирование представления о быте крестьянских и городских семей | 18.10 | |
8. | Замкнутая жизнь женщин в городе. Упражнение на дыхание «Погасить свечи». | Знакомство с жизнью женщин в городе. | 25.10 | |
9. | Письменные принадлежности. Береста и бумага | Формирование представления о письменных принадлежностях прошлого. | 08.11 | |
| Итого: 9 часов. | | | |
Раздел 2. «Новый русский быт» (6 часов) |
10. | Наряды девушек и дам XIX века. Игра «Угадай, что я делаю?» | Знакомство с историей появления и элементами одежды девушек и придворных | 15.11 | |
11. | Атрибуты придворных. Упражнение «произнеси звуки». | Знакомство с атрибутами придворных. | 22.11 | |
12. | Атрибуты и аксессуары барского дома. | Знакомство с атрибутами и аксессуарами барского дома. | 29.11 | |
13. | Вестибюль особняка. Интерьер | Формирование знаний об особенностях интерьера дворянской усадьбы Формирование умения выполнять зарисовки по представлению и описанию интерьера дворянского особняка | 06.12 | |
14. | Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе | Знакомство с повседневной жизнью дворянина в столице и усадьбе. | 13.12 | |
15. | Традиционные званые обеды. Балы и праздники Игра на воображение «одно и то же по-разному». | Умение воссоздать исторический образ; сравнение жизни и быта россиян разных сословий. | 20.12 | |
| Итого: 6 часов. | | | |
Раздел 3. «Русские народные праздники» (8 часов) |
16. | Древние праздники, пришедшие от восточных славян. Игра на развитие фантазии «Превращение предмета». | Знакомство с древними праздниками, пришедшими к нам от восточных славян. | 27.12 | |
17. | Канун Нового года. Васильев вечер. Творческая игра со словом «Сочини сказку». | Знакомство с русским народным праздником Васильев день, с историей возникновения, традициями, обычаями. | 17.01 | |
18. | Прощёное воскресенье Чистый понедельник. Великий пост. Творческая игра со словом «Ручной мяч». | Знакомство с понятием прощение, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения «прощение» в жизни человека и общества. Знакомство с понятием «Великий пост», формирование представления о Великом посте как времени подготовки к празднику Пасхи. | 24.01 | |
19. | Вербное воскресенье. Игра со скороговорками «Испорченный телефон». | Знакомство детей с событиями и особеннос- тями праздника Входа Господня в Иерусалим. | 31.01 | |
20. | Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Чтение тараторок. | Знакомство с весенне-летним праздником «Троица» и его символом берёзой. | 07.02 | |
21. | Иван Купала. Игра на развитие внимания и быстроты реакции. | Приобщение детей к народным традициям | 14.02 | |
22. | День Петра и Павла — 12 июля. Упражнение на опору дыхания «Эхо». | Знакомство с историей христианского праздника – день Петра и Павла; с традициями празднования этого праздника. | 21.02 | |
23. | Успение Богородицы. Игра на четкость произношения «Птичий двор». | Знакомство с земным жизненным путём Пресвятой Богородицы; взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной через почитание образа Пресвятой Богородицы как прообраза женщины-матери. | 28.02 | |
| Итого: 8 часов | | | |
Раздел 4. «Русские народные промыслы» (5 часов) |
24. | Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы. Игра на чувство ритма «Считалочка». | Эмоциональное восприятие, выражение своего отношения к произведениям гжельской керамики. Сравнение благозвучного сочетания синего и белого в природе и в произведениях Гжели. | 07.03 | |
25. | Растительный орнамент Хохломы. Упражнение «Ритмический этюд». | Знакомство с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. | 14.03 | |
26. | Букеты и венки Жостова. Игра на дыхание «Гудок». | Знакомство с особенностями художественного промысла России – Жостово. Принцип построения композиции, используя элементы росписи. | 21.03 | |
27. | Производство платков и шалей | Знакомство с историей русского платка, правила расположения и росписи рисунка платка | 04.04 | |
28. | Вятские матрёшки. | Ознакомление учащихся с русской матрёшкой как с предметом народного творчества | 11.04 | |
| Итого: 5 часов | | | |
Раздел 5. «Русские народные игры» (2 часа) |
29. | Командные игры. | Осознание значимости игры в жизни детей. Знание правил народных игр. | 18.04 | |
30. | Горелки. Прятки | Знакомство с наиболее известными русскими народными играми | 25.04 | |
| Итого: 2 часа | | | |
Раздел 6. «Песни для детей» (2 часа) |
31. | Загадки, пословицы, поговорки. | Знакомство с загадками, пословицами, поговорками о труде. | 02.05 | |
32. | Трудовые песни | Разучивание трудовых народных песен | 16.05 | |
| Итого: 2 часа | | | |
Раздел 7. «Народные танцы» (2 часа) |
33. | Переплясы. Кадрили. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник» | Разучивание танцевальных движений, характерных для хороводов и кадрилей Различие русских народных танцев, запоминание их названий. | 23.05 | |
34. | Показ музыкальной сказки. | Развитие желания выступать перед родителями, участниками детского театра. | 30.05 | |
| Итого: 2 часа | | | |
| Итого: 34 часа | | | |
Протокол №___ от «____» __________2016 г.
__________Мельникова Е. Л.
«___» __________2016 г.