Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности («Праздники, традиции и ремёсла народов России») в 1 классе (33часа по 1 часу в неделю) |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Раздел 1. «Старинный русский быт» (9 часов) |
1. | Функциональный характер одежды в старину. Игровая программа «Пока занавес закрыт» | Развитие познавательного интереса. Знакомство с особенностями крестьянской одежды | 05.09 | |
2. | Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки у крестьян (мужская одежда). Игра «Сказку ты, дружок, послушай и сыграй» | Знакомство с элементами характерными для рубахи, портов, брюкшин, кафтанов, зипунов. Сравнение одежды бояр и традиционной крестьянской одежды. | 12.09 | |
3. | Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба). Игры на развитие дыхания и свободы речевого аппарата (скороговорки, рифмы) | Демонстрация устройства крестьянской избы | 19.09 | |
4. | Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня). Упражнение для голоса «Воробьи» | Показ особенностей крестьянской избы | 26.09 | |
5. | Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Упражнение на дыхание «Насос» | Сравнение крестьянской избы с боярскими хоромами. | 03.10 | |
6. | Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Упражнение на артикуляцию гласных. | Оценивание достоинств традиционной русской кухни. Знакомство с рецептами приготовления простейших русских блюд и напитков. Знание пословиц и поговорок о хлебе | 10.10 | |
7. | Игры и забавы детей. Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке». | Разучивание наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта) | 17.10 | |
8. | Обучение грамоте и рукоделию. Игра на внимание «Веселые обезьянки». | Сравнивание учебы детей в старину с современной школой; Букварь - «Азбуковник» и современные учебные книги. | 24.10 | |
9. | Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Игра на наблюдательность «Поварята». | Особенности обучения девочек и мальчиков в старину, учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)) | 07.11 | |
| Итого: 9 часов. | | | |
Раздел 2. «Новый русский быт» (со времен Петра I) (6 часов) |
10. | «Заморское» платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем» | Знакомство с историей появления в России одежды из других стран и элементами характерными для неё. | 14.11 | |
11. | Петровские ассамблеи. Дворцы Петербурга. Упражнение на дыхание «Цветочный магазин» | Развитие навыков работы с историческим, художественным и музыкальным материалом определенного временного периода | 21.11 | |
12. | Особняки дворян. Упражнение на артикуляцию согласных. | Показ изысканной красоты парков и садов, особняков и дворцов (Москва, Петербург, провинция) | 28.11 | |
13. | Светский этикет. Игра на действие с воображаемыми предметами «День рождения». | Определение содержания понятия «светский этикет». Знакомство с историей светского этикета и сравнение его со светским этикетом сегодняшних дней. Формирование представителя светского общества. | 05.12 | |
14. | Танцмейстеры и фехтовальщики. Разыгрывание этюда «Покупка театрального билета». | Знакомство с таким видом спорта, как фехтование. Разучивание нескольких элементов танца. | 12.12 | |
15. | Гувернантки и гувернёры. Упражнение на внимание «Звуки и шумы вокруг нас» | Формирование представление о том, чем занимались гувернантки и гувернёры. | 19.12 | |
| Итого: 6 часов | | | |
Раздел 3. «Русские народные праздники» (8 часов) |
16. | Праздники — время отдыха, веселья и общения. | Знакомство с пословицами и поговорками о праздниках | 26.12 | |
17. | Праздники, пришедшие от восточных славян | Знакомство с древними праздниками, пришедшими к нам от восточных славян. | 16.01 | |
18. | Масленица — весенний праздник проводов зимы. | Рассуждение о Масленице в Древней Руси. Освоение народного календаря. Овладение знаниями о народных песнях, частушках. | 23.01 | |
19. | Традиции Масленицы | Восприятие традиций масленичных игр. Умение печь блины. | 30.01 | |
20. | Егорьев день — 6 мая. Упражнение на внимание «Взгляд на себя со стороны». | Знакомство с традициями отмечать на Руси праздник «Егорьев день – праздник пастушков» | 06.02 | |
21. | День Святой Троицы. Упражнение на развития внимания. «Кругосветное путешествие». | Объяснение понятия Троица – праздника русской березы. Осознание почитания деревьев у славян. Осваивание традиций и обрядов у праздника. Обряд заплетание березки. | 13.02 | |
22. | Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый. | Сравнение Медового, Яблочного, Орехового Спасов | 20.02 | |
23. | Христианские легенды о Спасах. Упражнение на развитие воображения «Превращение детей». | Знакомство с христианскими легендами о Спасах. | 27.02 | |
| Итого: 8 часов | | | |
Раздел 4. «Русские народные промыслы» (4 часов) |
24. | Гжель. Упражнение на развитие эмоциональной памяти. | Эмоциональное восприятие, выражение своего отношения к произведениям гжельской керамики. Сравнение благозвучного сочетания синего и белого в природе и в произведениях Гжели. | 06.03 | |
25. | Золотая хохлома. Упражнение на память физических действий «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!» | Знакомство с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. | 13.03 | |
27. | Вятская игрушка. Упражнение на развитие актерской смелости и непосредственности «Все мы родом из страны детства». | Изготовление из глины и пластилина несколько видов вятской игрушки. | 20.03 | |
| Итого: 4 часа | | | |
Раздел 5. «Русские народные игры» (2 часа) |
28. | Роль игр в жизни детей. Игры « Гуси-лебеди», «Бояре», «Каравай». | Знакомство с русскими народными играми. | 03.04 | |
29. | Игры «Горелки», «Прятки», « Жмурки». | Совершенствование правил изученных ранее игр. Разучивание игр. | 10.04 | |
| Итого: 2 часа | | | |
Раздел 6. «Песни для детей» (2 часа) |
30. | Колыбельные песни для детей. | Знакомство с колыбельными песнями, как жанром устного народного творчества | 17.04 | |
31. | Песни - потешки. | Расширение и систематизация представления детей о потешках, расширить представление о потешках как об устном народном творчестве | 24.04 | |
| Итого: 2 часа | | | |
Раздел 7. «Народные танцы» (2 часа) |
32. | Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. | Разучивание хороводов, игр-хороводов. Знакомство с танцевальным русским народным творчеством | 08.05 | |
33. | Показ музыкальной сказки. | Развитие желания выступать перед родителями, участниками детского театра. | 15.05 | |
| Итого: 2 часа | | | |
| Итого:33 часа | | | |
Протокол №___ от «____» __________2016 г.
__________Мельникова Е. Л.