№ п/п | Месяц, неделя | Лексическая тема | Содержание |
Диагностика речевого развития детей |
1. | Октябрь 1 неделя | Овощи. Труд людей в огородах и на полях. | Активация и актуализация словаря по теме: «Овощи». Представление детей о труде людей на полях осенью, о необходимости и важности труда. Совершенствование грамматического строя речи. Пересказ с опорой на мнемотехническую таблицу. Развитие связной речи, фонематических представлений, памяти, мышления, зрительного внимания, общей моторики. Разучивание пальчиковой гимнастики «Корзина с овощами», Сюжетно – ролевой игры «Повара», обучение в игре образованию относительных прилагательных (морковный сок….) |
2. | Октябрь 2 неделя | Фрукты. Труд людей в садах. | Расширение, уточнение и активизация словаря по теме: «Фрукты». Труд взрослых в садах. Расширение экспрессивной речи словами – антонимами. Обучение составлению плана рассказа и творческого рассказа по картине. Обучение рисованию с натуры. Разучивание упражнения «Садовник». |
3. | Октябрь 3 неделя | Осень. Периоды осени. | Систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Осень». Совершенствование грамматического строя речи, синтаксической стороны речи. Развитие связной речи, фонетических представлений, дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, тонкой моторики. Разучивание подвижного упражнения «Ветер и листья». |
4. | Октябрь 4 неделя | Деревья осенью. | Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, берёзка, осинка), сложными словами (листопад). Расширение представлений о переносном значении слова (золотая осень). Совершенствование грамматического строя речи. |
5. | Ноябрь 1 неделя | Ягоды. | Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных ягодах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме: «Ягоды». Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи, речевого слуха, фонетических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики. |
6. | Ноябрь 2 неделя | Грибы. | Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о грибах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме: «Грибы.». Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи, речевого слуха, фонетических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Разучивание упражнения «За грибами». |
7. | Ноябрь 3 неделя | Человек | Расширение, уточнение и активация словаря по теме: «Человек». Обобщение представлений о частях лица и тела. Научить определять по лицу настроение. Совершенствовать знания о том, какую функцию выполняет каждый орган. Совершенствование грамматического строя речи. Выполнение упражнения «Помоги художнику». |
8. | Ноябрь 4 неделя | Игрушки | Систематизация знаний по теме: «Игрушки». Совершенствование грамматического строя, синтаксической стороны речи. Расширение знаний о составных частях игрушки, материала, из которого она сделана. Игра «Найди отличия». |
9. | Декабрь 1 неделя | Посуда | Расширение знаний о предметном мире. Обобщение представлений о посуде, её деталях, материалах, из которых она сделана. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Посуда». Совершенствование навыка образования слов с суффиксами – иц-, -к-. Совершенствование грамматического строя речи. Уточнение словаря по теме: «Посуда». Разучивание пальчиковой гимнастики «Машина каша» и загадок о посуде. |
10. | Декабрь 2 неделя | Продукты питания | Активизировать словарь по теме «Продукты питания». Закрепление умения изменять существительные по падежам. Упражнение в употреблении слов - антонимов.Практическое употребление в речи притяжательных местоимений. Закрепить согласование числительных с существительными. Образование относительных прилагательных. Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику |
11. | Декабрь 3 неделя | Одежда | Обобщение и систематизация представлений об окружающем предметном мире, об одежде материалах из которых они сделаны, о процессе производства. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Одежда». Совершенствование грамматического строя, синтаксической стороны речи. Разучивание скороговорок и загадок об одежде. |
12. | Декабрь 4 неделя | Обувь | Обобщение и систематизация представлений об окружающем предметном мире, об обуви, материалах из которых они сделаны, о процессе производства. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Обувь». Совершенствование грамматического строя, синтаксической стороны речи. Разучивание скороговорок и загадок об обуви пальчиковой гимнастики «Ботинки». |
13. | Январь 2 неделя | Головные уборы | Обобщение и систематизация представлений об окружающем предметном мире, головных уборах, материалах из которых они сделаны, о процессе производства. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Головные уборы». Совершенствование грамматического строя, синтаксической стороны речи. |
14. | Январь 3 неделя | Зима | Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима. Зимние забавы». Совершенствование синтаксической стороны речи. |
15. | Январь 4 неделя | Зимующие птицы | Активизация и актуализация словаря по теме: «Зима. Зимующие птицы». Обогащение экспрессивной речи прилагательными, обозначающими моральные качества. Совершенствование грамматического строя речи, навыка пересказа. |
16. | Февраль 1 неделя | Дикие животные | Обобщение и систематизация знаний о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Домашние животные». Совершенствование навыка составления рассказа по картине. |
17. | Февраль 2 неделя | Домашние птицы | Обобщение и систематизация знаний о домашних птицах, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Домашние птицы». Совершенствование навыка составления рассказа по картине. |
18. | Февраль 3 неделя | Перелётные птицы | Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Систематизация знаний о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Уточнение и активизация словаря по теме: «Перелётные птицы». Совершенствование навыка рассказывания по картине. Просмотр слайдов с изображениями перелётных птиц, разучивание упражнения «Лебеди учатся летать». |
19. | Февраль 4 неделя | Весна | Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Весна». Совершенствование навыка рассматривания картины. Разучивание пальчиковой гимнастики «Дрозд-дроздок». |
20. | Март 1 неделя | Мебель | Расширение знаний о предметном мире. Обобщение и активизация словаря по теме: «Мебель» на основе обобщения знаний об окружающем. Совершенствование грамматического строя речи. Беседа о мебели, ёё деталях, из которых она сделана. Составление сложноподчинённых предложений. Разучивание пальчиковой гимнастики «Наша квартира». |
21. | Март 2 неделя | Транспорт | Расширение и закрепление представлений о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Транспорт». Закрепление понятия грузовой и пассажирский транспорт. Виды транспорта. Совершенствование грамматического строя речи. Обобщающая беседа о транспорте. Разучивание упражнения «На шоссе», загадок, скороговорок о транспорте. |
22. | Март 3 неделя | Профессии | Уточнить и закрепить знания о профессиях. Расширить словарь по теме: «Профессии». Совершенствование грамматического строя речи, синтаксической стороны речи. |
23. | Март 4 неделя | Инструменты | Закрепление и систематизация представлений об инструментах и орудиях труда и трудовых действиях, совершаемых с их помощью. Уточнение и активизация словаря по теме: «Орудия труда и инструменты». Совершенствование грамматического строя речи, синтаксической стороны речи. Заучивание загадок об орудиях труда и инструментах. |
24. | Апрель 1неделя | Зоопарк | Актуализация словаря по теме: «Зоопарк». Совершенствование грамматического строя речи. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Употребление сущ. в дательном, винительном, творительном падеже. Употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят- . Развитие связной речи, зрительного восприятия, мышления, памяти, внимания. |
25. | Апрель 2 неделя | Рыбы | Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Аквариумные и пресноводные рыбы». Совершенствование грамматического строя речи. Разучивание стихов о морских животных. |
26. | Апрель 3 неделя | Цветы | Активизация и актуализация словаря по теме: «Цветы». Обобщение представлений об изменениях, происходящих в живой природе весной. Развитие синтаксической стороны речи. Рассматривание предметных картинок и слайдов с изображениями насекомых. Разучивание стихотворений о цветах. |
27. | Апрель 4 неделя | Лето | Уточнение и активизация словаря по теме «Лето». Совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных, образование однокоренных слов к слову солнце. Согласование числительных с существительными и прилагательными. Обучение составлению рассказа по сюжетной картине. Совершенствование навыка составление предложений с союзами и предлогами. Составление предложений и распространение их однородными определениями. |
28. | Май 1 неделя | Насекомые | Активизация и актуализация словаря по теме: «Насекомые». Обобщение представлений об изменениях, происходящих в живой природе весной. Развитие синтаксической стороны речи. Рассматривание предметных картинок и слайдов с изображениями насекомых. Разучивание упражнений «Зарядка» и «Стрекоза», загадок о насекомых. |
29. | Май 2 неделя | Школьные принадлежности | Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме: «Школа. Школьные принадлежности. Разучивание пальчиковой гимнастики «Я выросла» и стихов о школьных принадлежностях. |
29. | Май 3 неделя | Повторение | Закрепить знания и умения по темам пройденным за уч. год. |
30 | Май 4 неделя | Контрольная диагностика | Подведение итогов. |