МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Петровская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Петровской СОШ ______________С. Г. Захарова
«____»________________2017 г.
Рабочая программа по учебному предмету « Русский язык » (базовый уровень)
4 а класс
Составитель Сидорова Марина Николаевна, учитель начальных классов
2017 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка:
Обучающиеся получат возможность для формирования:
* чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа; эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
*осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации. КоммуникативныеУУД: Обучающийся научится:
владеть диалоговой формой речи;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
Обучающиеся получат возможность научиться:
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
Выпускник научится:
различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, тексты:
различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные:
применять при письме правила: орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
практически использовать знания алфавита при работе со словарём:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Выпускник получит возможность научиться:
производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность и точность использования слов в тексте:
определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms- сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
Содержание учебного предмета
Учебник: Русский язык. 4 класс: в 2 ч./ Л. Я. Желтовская, О.Б.Калинина-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа; Астрель, 2017.-(УМК «Планета знаний» )
Речевое общение
Речь
Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? о чём? —как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.
Высказывание. Текст
Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.
Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.
Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы- обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.
Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).
Речевой этикет
Извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.
Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)
Слушание и чтение (восприятие смысла)
Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):
слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов: понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);
читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130-140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;
выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;
ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;
понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема, с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;
определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
Говорение и письмо (передача смысла)
Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2-3 микротемами):
продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;
понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;
выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);
произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии, орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;
писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65-70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;
интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;
составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;
вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.
Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
Язык как средство общения
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке
Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).
Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.
Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.
Лингвистика и разделы науки о языке.
*Фонетика и орфоэпия. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.
*Графика. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.
*Чистописание. Совершенствовать владение рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений: 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа ш-м, к-х, л-я, н-ы, у-ц, и-ее,м-ле, щ-из, но-ю и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.
*Лексика (слово и его значение). Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов, как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов
Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика)
Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.
Морфология (слово как часть речи)
Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.
Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.
Имя существительное
Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).
Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.
Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное
Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).
Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение
Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.
Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).
Глагол
Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится; считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?
(глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.
Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.
Служебные части речи
Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.
«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.
Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.
Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц «ли», «разве», «бы».
Синтаксис
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия в назначении, в строении).
Словосочетание
Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).
Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение.
Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.
Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение). объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство) Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация
Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.
Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).
Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь). на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся(мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).
Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.
Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями.
Развитие речи. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи:
в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);
в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;
в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).
Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.
Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех жетипов, жанров с 2-3 микротемами):
дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть; письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);
близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);
сжато (краткий пересказ);
с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.
Составление текстов указанных выше жанров и тематики.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата
По плану
По факту
Общаемся устно и письменно… (вспоминаем, повторяем (21 ч)
1.
Качества устной речи. Произносим правильно, читаем выразительно.
01.09
2.
Качества устной речи. Наблюдение над свойствами русского ударения.
04.09 –08.09
3.
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма. О нормах произношения и правописания гласных в словах.
4.
О нормах произношения и правописания гласных в словах.
5.
О нормах произношения и правописания согласных в словах.
6.
О нормах произношения и правописания согласных в словах.
7.
Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм. Мягкий и твёрдый знак.
11.09-15.09
8.
Упражнения в написании слов с разными типами гласных и согласных орфограмм.
9.
Стартовая диагностическая работа.
10.
Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение.
11.
Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение.
12.
Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение.
18.09-22.09
13.
Словарный диктант. Уточняем смысл высказывания.
14.
Уточняем смысл высказывания.
15.
Проверочная работа по правильной записи «сплошного «текста с грамматическим заданием.
16.
Выделяем этикетные слова и фразы.
17.
Творческая работа с текстом. «Осенний лес».
25.09-29.09
18.
Перечисляем…
19.
Используем средства пунктуации.
20.
Проверочный диктант «Берёзовая роща» с грамматическим заданием.
21.
Анализ и коррекция ошибок.
Анализируем и строим предложения (34ч)
22.
Составление текста поздравления с днем рождения.
02.10-06.10
23.
Выражаем мысли и чувства. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
24.
Части речи и члены предложения.
25.
Диктант «Осенью» с творческим заданием.
26.
Анализ и коррекция работ.
27.
Формы глаголов и их работа в качестве сказуемого. Неопределенная форма глагола.
16.10-20.10
28.
Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени.
29.
Формы глаголов в настоящем и будущем времени.
30.
Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения.
Словарный диктант.
31.
Спряжение глаголов будущего времени.
32.
Правописание глаголов. Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов.
23.10-27.10
33.
Мягкий знак после шипящих в глаголах. Глаголы в повелительном наклонении.
34.
Сочинение на тему «Самый лучший мой день».
Коллективная работа.
35.
Сопоставление правил. Проверочная работа по теме
« Написания глаголов и существительных с шипящими на конце».
36.
Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов.
37.
Гласные а(я)-у(ю) в безударных окончаниях глаголов множественного числа.
30.10-03.11
38.
Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-.
39.
Гласные в ударных личных окончаниях глаголов. Тренинг.
40.
Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. Глаголы-исключения.
41.
Выражение сказуемого разными формами времени глаголов.
42.
Осложненное списывание с дополнительным заданием.
07.11-10.11
43.
Выражение сказуемого повелительными формами глаголов в побудительных предложениях. Словарный диктант.
44.
Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов»
45.
Анализ и коррекция ошибок.
46.
Мастерская слова. Изложение.
13.11-17.11
47.
Анализ и коррекция ошибок.
48.
Второстепенные члены предложения.
49.
Падежные формы склоняемых частей речи.
50.
Падежи имен существительных, прилагательных.
51.
Склонение имен существительных, прилагательных, местоимений.
27.11-01.12
52.
Однородные подлежащие и сказуемые.
53.
Распространенные и нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.
54.
Предложения с однородными членами, связанными союзами.
55.
Однородные второстепенные члены предложения. Словарный диктант.
Развёртываем, распространяем мысли… (23 ч)
56.
Связь слов в предложении с однородными членами.
04.12-08.12
57.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
58.
Правила пунктуации. Закрепление.
59.
Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».
60.
Анализ и коррекция ошибок.
61.
Строение текстов разных типов.
62.
Анализ и редактирование текстов.
63.
11.12-15.12
64.
. Изложение «Переправа».
65.
Анализ и коррекция ошибок
66.
Сочинение.
67.
Анализ и коррекция творческих работ.
68.
Инструктаж по проектной деятельности*.
18.12-22.12
69.
2 часть.
Слово как часть речи.
70.
Роль частей речи в художественной речи.
71.
Изменение частей речи по числам.
72.
Изменение частей речи по родам.
73.
Множественное число имен существительных.
74.
Изменение по числам личных местоимений.
25.12-29.12
75.
Закрепление.
Словарный диктант.
76.
Спряжение и склонение.
77.
Спряжение глаголов.
78.
Склоняемые части речи.
79.
Проверочная работа. Решение орфографических задач.
Части речи, их формы и правописание (обобщаем, изучаем) (63ч)
80.
Анализ и коррекция ошибок. Урок-тренинг.
11.01-12.01
81.
Повторение. Словарный диктант.
82.
Имена существительные 1, 2 и 3 склонения.
83.
Склонение имен существительных с мягкой и твердой основой.
15.01-19.01
84.
Склонение имен существительных. Обобщение.
85.
Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе.
86.
1 и 2 склонение имен существительных.
87.
Падежные окончания имен существительных 3 склонения.
88.
Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже и в предложном падеже.
22.01-26.01
89.
Выбор гласных « Е-И » в безударных окончаниях имён существительных.
90.
Правописание безударных падежных окончаний в единственном числе. Закрепление. Словарный диктант.
91.
Урок-тренинг. Письмо под диктовку.
92.
Проверочный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний в единственном числе».
93.
Коррекция ошибок. Безударные падежные окончания существительных во множественном числе.
29.01-02.02
94.
Варианты окончаний существительных в винительном падеже.
95.
Варианты окончаний существительных в родительном падеже.
96.
Окончания существительных дательного, творительного и предложного падежей.
97.
Урок-тренинг.
98.
Безударные падежные окончания существительных. Обобщение.
99.
Проверочный диктант по теме «Безударные падежные окончания имен существительных».
05.02-09.02
100.
Анализ и коррекция ошибок.
101.
Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел.
102.
Закрепление правописания безударных падежных окончаний существительных.
103.
Значение имен прилагательных в речи.
104.
Правописание ударных и безударных окончаний имен прилагательных.
12.02-16.02
105.
Проверка безударных окончаний.
Словарный диктант.
106.
Безударные окончания прилагательных женского рода.
107.
Проверка безударных окончаний прилагательных с мягкой и твердой основой.
108.
Безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода.
109.
Контрольный диктант по теме
« Правописание окончаний имён прилагательных»
26.02-02.03
110.
Анализ работы и коррекция ошибок.
111.
Закрепление написания падежных окончаний прилагательных и существительных.
112.
Употребление и правописание падежных форм личных местоимений.
113.
Окончания личных местоимений.
Словарный диктант.
114.
Правописание падежных форм склоняемых частей речи. Обобщение.
05.03-07.03
115.
Урок-тренинг. Подготовка к диктанту.
116.
Осложненное списывание с заданием комплексного характера.
117.
Анализ и коррекция.
12.03-16.03
118.
Самостоятельные и служебные части речи. Имена числительные.
119.
Полные и краткие имена прилагательные.
120.
Морфологический разбор прилагательного. Причастие.
121.
Морфологический разбор глагола. Наречия.
122.
Глаголы и деепричастия. Словарный диктант.
19.03-23.03
123.
Служебные части речи. Частицы.
124.
Предлоги и приставки.
125.
Части речи. Проверочная работа.
126.
Анализ и коррекция ошибок.
127.
Подготовка к изложению.
26.03-30.03
128.
Изложение под условным названием
«Шаги весны».
129.
Анализ изложения.
130.
Подготовка к сочинению «Подснежник».
131.
Сочинение «Подснежник».
132.
Анализ творческих работ.
02.0406.04
133.
Язык и речь. Слово.
134.
Слово в тексте. Монолог и диалог как формы речи. Словарный диктант.
135.
Лексическое и грамматическое значение слова.
136.
Правописание слов. Орфограммы.
137.
Правописание слов.
138.
Способы проверки орфограмм в слове.
16.04-20.04
139.
Способы проверки орфограмм в слове.
140.
Контрольный диктант по теме
«Орфограммы корня»
141.
Анализ работы и коррекция ошибок.
142.
Предложение. Текст.
143.
Распространение мыслей в предложении и тексте.
Используем средства языка в речи (повторяем, систематизируем) ( 29 ч)
144.
Связи частей и предложений в тексте.
23.04-28.04
145.
Разновидности текстов-повествований.
Словарный диктант.
146.
Составление текста инструкции, рецепта.
147.
Строение текста-повествования. Пробное изложение текста-повествования с самопроверкой.
148.
Композиционные особенности текста-рассуждения.
149.
Составление текста- рассуждения.
150.
Строение текста-описания. Подготовка к изложению
03.05-04.05
151.
Изложение текста-описания репродукции картины А. Саврасов «Грачи прилетели».
152.
Анализ изложений.
07.05-11.05
153.
Язык мой – друг мой. Словарный диктант.
154.
Развернутый письменный ответ на вопрос.
155.
Красота русского языка.
156.
Итоговая комплексная работа на основе единого текста.
157.
Анализ и коррекция.
14.05-18.05
158.
Контрольное списывание.
159.
Анализ и коррекция.
160.
Повторение. Решение орфографических и пунктуационных задач. Словарный диктант.
161.
Повторение пройденного
162.
Итоговый контрольный диктант.
21.05-25.05
163
Анализ и коррекция ошибок.
164.
Контрольное итоговое тестирование.
165.
Анализ работ , коррекция ошибок.
166.
Повторение правил составления текста письма.
167.
Составление текста письма. Сочинение
28.05-31.05
168.
Коррекция работ.
169.
Составление отзыва о прочитанной книге.
170.
Коррекция работ.
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании МО учителей начальных классов
Протокол от «____» __________________2017 г. №___
Руководитель МО_______________ Шалыгина Т.А.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_________ /Н. В. Масляницына /
«____» __________________2017 г.