МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Петровская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Петровской СОШ
_______________С.Г.Захарова
«__» _________2017г
Рабочая программа
по учебному предмету
«Технология»
(базовый уровень)
4 «а» класс
Составитель
Сидорова Марина Николаевна,
учитель начальных классов
2017 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
представление о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
положительная мотивация и познавательный интерес к созданию личностно и общественно значимых объектов труда;
представление о мире профессий и важности правильного выбора профессии, о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о роли ручного труда в жизни человека;
уважительное отношение к труду людей и людям труда, к традициям своего народа;
мотивация к самообслуживанию в школе, дома, элементарному уходу за одеждой и обувью, к оказанию помощи младшим и старшим, доступной помощи по хозяйству в семье;
адекватная оценка правильности выполнения задания;
основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни, понимания труда, творчества, красоты как ценности;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
мотивации на творческую самореализацию при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных изделий;
чувства ответственности за выполнение своей части работы в группе;
устойчивой учебно-познавательной мотивация учения;
понимания причин успеха в деятельности, способность к самооценке.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
удерживать цель в процессе трудовой, декоративно-художественной деятельности;
действовать самостоятельно по инструкции, учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
использовать изученные правила безопасности, способы действий, пошаговые разъяснения, навыки, свойства материалов при выполнении учебных заданий и в творческой деятельности;
осознанно использовать безопасные приёмы труда;
самостоятельно планировать действия, необходимые для изготовления поделки;
участвовать (находить своё место, определять задачи) в коллективной и групповой творческой работе; распределять обязанности и общий объём работ в выполнении коллективных поделок;
вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самооценки;
сопоставлять результаты собственной деятельности с её оценкой товарищами, учителем; адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её при дальнейшей работе над поделками;
планировать собственную творческую деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
распределять рабочее время;
осуществлять универсальные способы контроля и коррекции результатов действий;
Обучающиеся получат возможность научиться:
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной и декоративно-художественной задачей;
организовывать коллективную и групповую творческую работу, элементарные доступные проекты.
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
наблюдать и сравнивать свойства различных материалов;
узнавать и называть освоенные материалы, их свойства, происхождение, практическое применение в жизни; различать материалы по декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
соотносить развёртку заданной конструкции с рисунком, простейшим чертежом или эскизом;
конструировать из разных материалов в соответствии с доступными заданными условиями;
осуществлять поиск необходимой информации на персональном компьютере для решения доступных конструкторско-технологических задач;
Обучающиеся получат возможность научиться:
классифицировать и обобщать информацию об истории происхождения материалов (глины, пластилина, бумаги, ткани, проволоки, фольги), предметов (книги, игрушек, упаковки, колеса), инструментов (ножниц, шила, иглы), измерительных приборов (часов, термометра, сантиметровой ленты), ремёсел и технологий (оригами, изонити, бисероплетения, вышивки, фитодизайна);
пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
задавать вопросы уточняющего характера;
высказывать собственное мнение о результатах творческой работы; рассказывать о профессии своих родителей (близких, знакомых);
объяснять инструкции по изготовлению поделок; уметь дополнять или отрицать суждение. приводить примеры;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании творческой работы в группе;
договариваться и приходить к общему решению;
владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о разных профессиях, о значении труда в жизни человека и общества;
Обучающиеся получат возможность научиться:
брать интервью у одноклассников и взрослых; задавать вопросы с целью планирования хода выполнения работы, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности;
владеть диалогической формой речи, аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать свою идею;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты
Выпускник научится:
осознанно подбирать доступные к обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам на основе полученных представлений смногообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия;
экономно расходовать используемые материалы:
соблюдать безопасные приёмы труда, в том числе с ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла, шило);
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, развёртке;
соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
создавать модели несложных объектов из различных материалов;
осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
пришивать пуговицы, выполнять разные виды швов;
пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско- технологических задач;
использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами активировать, читать информацию, выполнять задания;
создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера. "программы Wordи Paint.
Выпускник получит возможность научиться:
соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации воплощать этот образ в материале;
работать с различными материалами, зная их свойства (пластилином, глиной, солёным тестом, природными материалами, бумагой, картоном, гофрокартоном, тканью, нитками, проволокой, фольгой, бисером);
проводить мелкий ремонт одежды;
ремонтировать разорвавшуюся книгу;
ухаживать за домашними питомцами и растениями;
обращаться с бытовыми приборами:
пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, с доступными способами её получения, хранения, переработки;
использовать приобретённые навыки для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Содержание учебного предмета
Учебник: Технология . 4 класс: в 1 ч./ О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова -2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа; Астрель, 2017.-(УМК «Планета знаний» ).
Страна технических профессий
Объемное конструирование из бумаги и других материалов
Знакомство с учебником. Ознакомление с миром профессий. Взаимосвязь профессий. Разнообразие типографской продукции. Изготовление шаблона из картона. Работа с канцелярским ножом и дыроколом.
Изготовление поделок: памятный фотоальбом (поделка из картона с прорезями).
Ознакомление с профессией метеоролога. Сведения об измерении силы и направления втра. Принципы действия ветроуказателя, флюгера, ветряной вертушки.
Изготовление поделок: ветряная вертушка (объемная поделка с вращающимся модулем).
Ознакомление с историей подвижных игрушек прежних поколений, принципом их действия. Изготовление поделок: бумажная вертушка-вертолетик (бумажный подвижный модуль).
Изготовление поделок: пуговичная вертушка (подвижная инерционная игрушка).
Игра в парах.
Изготовление поделок:волшебный цветок (бумажная подвижная модель).
Ознакомление с профессией топографа. Обсуждение рельефа земли. Изготовление салфеточной массы для лепки. Работа с циркулем и линейкой. Изготовление развертки для конуса. Вырезание сектора.
Изготовление поделок: горы и равнины (макет рельефа земли).
Ознакомление с профессией архитектора и смежными профессиями. Конструкции мостов. Мост. Чудо-мост (эксперимент). Ознакомление с историей Пизанской башни. Работа с отвесом. Выравнивание по отвесу.
Изготовление поделок:бумажная Пизанская башня (бумажный макет).
Ознакомление с историей бревенчатых срубов на Руси. Древние зодчие. Принципы построения бревенчатого сруба.
Изготовление поделок: колодец (объемный макет из дерева).
Беседа о профессиях и городах будущего. Подведение итогов. Повторение приемов работы и принципов работы изученных макетов, приборов.
Изготовление поделок: мегаполис (объемный макет из различных материалов).
Страна разработчиков идей
Конструирование из природных и рукотворных материалов, знакомство с окружающим миром
Ознакомление с историей возникновения профессий. Сведения о самых первых профессиях. Ознакомление с принципами экономичного ведения хозяйства. Экономия природных ресурсов и экология. Правила экономии. Уборка в доме. Правила подметания.
Изготовление поделок: сувенирный веник «Домовушка» (поделка из природных материалов).
Ознакомление с ценностью здоровья, мероприятиями по сохранению здоровья. Здоровое питание. Пищевой режим. Режим дня. Личная гигиена. Гигиена быта.
Изготовление поделок: мешочек для запаривания трав (объемная поделка из ткани).
Ознакомление с назначением и свойствами гипса. Гипс как декоративный материал Работа с гипсом. Изготовление гипсового раствора. Лепка формы для гипса Подготовка формы к заливке. Соскабливание облоя.
Изготовление поделок: гипсовый подсвечник (объемная поделка из гипса
Ознакомление с традициями и историей мексиканской игрушки пиньята. Техника папье-маше.
Изготовление поделок: мексиканская кукла пиньята (объемная поделка из папье-маше на основе воздушного шара).
Ознакомление с историей бисера и бисероплетения. Плетение по схеме.
Изготовление поделок:юркая ящерка (бисероплетение по схеме).
Изготовление поделок: елочные игрушки из бисера (бисероплетение по схеме).
Изготовление поделок: новогоднее меню.
Страна модельеров
Работа с текстильными материалами
Обсуждение проблемы актуальности профессий и выбора профессии. Ознакомление с историей возникновения талисманов, амулетов и легенд о нитях, пряже и плетениях.
Волшебные плетения. Плетение по схеме.
Изготовление поделок:славянский оберег «Божье око» (плоскостное плетение из нити).
Изготовление поделок: индейский талисман «Ловец снов» (техника «изонить»).
Ознакомление с деловым этикетом. Спецодежда Одежда делового человека. Жесты и движения делового человека. Этикет делового костюма. Ознакомление с историей галстука.
Изготовление поделок:малый узел (галстучный узел).
Работа с утюгом. Мужская рубашка (порядок глажения).
Ознакомление с миром профессий, связанных с производством одежды. Увеличение выкройки по клеткам.
Изготовление поделок: грелка-курица на чайник (поделка из ткани по выкройке).
Знакомство с историей искусственных цветов. Цветы из ткани. Технологические приемы работы с тканью.
Изготовление поделок:пышные цветы (объемная поделка из ткани).
Изготовление поделок:цветы с бахромой (объемная поделка из ткани).
Изготовление поделок:спиральные розы (объемная поделка из ткани).
Изготовление поделок:объемные цветы (объемная поделка из ткани).
Изготовление поделок: чудо-букет (объемная поделка из ткани).
Ознакомление с историей джинсовой ткани и джинсов. Виды швов. Ручной шов «Строчка». Швы на джинсах. Ознакомление с историей заплаток. Нарядные заплатки - декоративное украшение.
Изготовление поделок:изготовление заплатки (поделка из ткани).
Изготовление поделок:сумка-карман из джинсов (поделка из ткани).
Изготовление поделок:сумка-мешок из джинсов (объемная поделка из ткани).
Обсуждение профессии дизайнера. Проект оформления детской комнаты.
Изготовление поделок на выбор: поделка-фантазия (работа с разными материалами).
Страна информационных технологий
Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними
Расширение информационного кругозора. Свойства информации. Профессии информационных технологий. Долговременное хранение информации. Носители информации. Современные носители информации. Виды и свойства информации.
Цифровая и аналоговая информация. Информационная емкость носителей информации. Флеш-накопитель. Работа с флешкой.
Ознакомление с понятием организации (систематизировании) информации. Систематизация информации. Информационные процессы. Надежность хранения информации. Долговременность хранения информации. Поиск информации в компьютере (файлы и папки).
Ознакомление с понятием интерфейс - средством согласования, связи и взаимодействия человека с машиной. Повторение изученного в 3 классе. Окна Windows. Виртуальная реальность и ее применение. Виртуальные путешествия. Калькулятор (компьютерная программа). Работа с калькулятором.
Ознакомление с новыми возможностями Word. Преимущества Word. Работа в Word. Панель инструментов Буфер обмена. Вставка изображений. Как вставить картинку. Как вставить изображение из файла. Изменение размера изображения.
Виртуальная поделка: табличка на дверь (сочетание текста и графического изображения).
Ознакомление с ролью таблиц в систематизации информации. Работа в Wordпо созданию таблиц. Создание таблицы в текстовых документах. Создание таблицы от руки. Автоматическое создание таблицы. Заполнение таблицы. Преобразование текста в таблицу.
Виртуальная поделка: расписание звонков (сочетание текста, таблицы и графического изображения).
Ознакомление с многообразием и назначением графических редакторов. Получение первичных представлений о возможностях Photoshop(Фотошоп). Работа с фотографией в Paint(декорирование).
Виртуальная поделка: веселая открытка (преобразование в Paint, использование надписей).
Ознакомление с миром печатных публикаций. Работа в Word. Создание печатного текста. Компьютерная верстка. Современный верстальщик. Виртуальная типография. Верстка в Word. Газета.
Виртуальная поделка: школьная стенгазета (статья для газеты). При возможности выведения материала на принтер - выполнение коллективной поделки (плоскостная поделка из бумаги).
Ознакомление с ролью Интернета в жизни современного человека. Интернет. Всемирная паутина. Как попасть в Интернет. Где находится Интернет. Что можно делать в Интернете. Интернет-почта. Преимущества и отличия электронной почты от обычной. Адрес электронной почты. Компьютерные вирусы. Безопасность компьютера. Информационная безопасность личности и государства. Просмотр веб-страниц. Переход по ссылке.
Ознакомление с ролью Интернета в хранении и доступе к информации. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации. Электронный журнал. Веб-дизайн.
Как попасть на нужную страницу с помощью URL. Поиск на странице. Информационнопоисковые системы. Стартовая страница. Поисковый запрос. Критерии поиска. Найди и изучи (поиск информации о любимом животном).
Обобщение знаний о компьютере и работа на выбор. Беседа о месте компьютера в жизни учащихся.
Виртуальная поделка: я и компьютер (сочетание текста и графического изображения).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
По плану | По факту |
-
| Типографские работы. Памятный фотоальбом | 04.09 | |
-
| Город воздушных потоков. Ветроуказатель | 11.09 | |
-
| Город испытателей. Бумажная вертушка-вертолетик. Пуговичная вертушка. Волшебный цветок. | 18.09 | |
-
| Веселая топография. Горы и равнины (поделка из бумажных конусов и салфеточной массы). | 25.09 | |
-
| Город архитекторов. Пизанская башня. | 02.10 | |
-
| Город зодчих. | 16.09 | |
-
| Твои творческие достижения. Город будущего. | 23.10 | |
-
| История профессий. Рачительный хозяин. | 30.10 | |
-
| Студия здоровья. Мешочек для трав. | 13.11 | |
-
| Город скульпторов. Работа с гипсом. | 27.11 | |
-
| Бульвар устроителей праздников. Пиньята. | 27.11 | |
-
| Бисерная улица. | 04.12 | |
-
| Твои творческие достижения Новогодние затеи. | 11.12 | |
-
| Ткацкая мастерская. Волшебное плетение. Славянский оберег «Божье око». Индейский «Ловец снов». | 18.12 | |
-
| Деловой мир. Завязывание галстука. | 25.12 | |
-
| Курсы кройки и шитья.Грелка на чайник «Курица». | 15.01 | |
17-18 | Город флористов. Цветы из ткани. Махровые цветы. | 22.01 | |
-
| Город флористов. Цветы из ткани Пышные цветы. | 29.01 | |
-
| Город джинсовой фантазии. Виды швов. Сумка- карман. | 05.02. | |
-
| Твой творческие достижения. Школа дизайна. | 12.02 | |
-
| Твой творческие достижения. Школа дизайна. | 28.02 | |
-
| Хранение информации. | 05.03 | |
-
| Виды информации. Работа с флеш- накопителем. | 12.03 | |
-
| Организация информации. Поиск в компьютере. | 19.03 | |
-
| Диалог с компьютером. Работа с калькулятором. | 26.03 | |
-
| Работа с текстами. Редактирование текста. Работа с изображениями из архива. | 02.04 | |
-
| Работа с таблицами. Ручное и автоматическое создание таблицы. | 16.04 | |
-
| Графические редакторы - исправление реальности. Обработка фотографии. | 23.04 | |
-
| Печатные публикации. Изготовление школьной газеты. | 28.04 | |
-
| Всемогущий Интернет. Безопасность в Интернете. | 07.05 | |
-
| Поиск информации | 14.05 | |
-
| Твои творческие достижения. Компьютер в твоей жизни. | 21.05 | |
-
| Виртуальная поделка: я и компьютер | 28.05 | |
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании МО учителей начальных классов
Протокол от «____» __________________2017 г. №___
Руководитель МО_______________ Шалыгина Т.А.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_________ /Н. В. Масляницына /
«____» __________________2017 г.