МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Петровская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Петровской СОШ
______________С.Г.Захарова
«__» _________
Рабочая программа
по учебному предмету
«Литературное чтение»
4 «а» класс
Составитель
Сидорова Марина Николаевна,
учитель начальных классов
2017 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
способность к самооценке;
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
регулирования поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
эмпатии, понимания чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетического чувства на основе знакомства с художественной культурой;
познавательной мотивация учения.
:*чувства понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки;
Обучающиеся получат возможность научиться:
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи). Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
Обучающиеся получат возможность научиться:
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач;
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе
Предметные результаты
Речевая и читательская деятельность
Выпускник научится:
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту);
читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
различать последовательность событий и последовательность их изложения;
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
* составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Выпускник научится:
читать по ролям художественное произведение;
создавать текст на основе плана
придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
создавать иллюстрации к произведениям;
создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится:
выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора. народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка - рассказ и др.);
находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Выпускник получит возможность научиться:
*делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия: фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
Содержание учебного предмета
Учебник: Литературное чтение . 4 класс: в 2 ч./ Э.Э. Кац -2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа; Астрель, 2017.-(УМК «Планета знаний» )
Мифы
Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.
Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».
Народные сказки
Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».
Былины
«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».
Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».
Авторские сказки
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками.-- Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».
Басни
И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».
Самостоятельное чтение.И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; ЦиприанГодебский «Дуб и деревца».
Слово о родной земле
Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...»; С. Есенин ;С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».
Самостоятельное чтение.А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».
О прошлом Родины
«Повесть временных лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».
Самостоятельное чтение.Ф. Глинка «Москва».
Прошла по земле война
А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».
Самостоятельное чтение.К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете...»; А. Ахматова «Памяти друга».
О добре и красоте
А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги...»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; X. К. Андерсен Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»
Самостоятельное чтение.С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».
Мир детства
Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».
Самостоятельное чтениеА. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».
Удивительные приключения
Р. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).
Самостоятельное чтениеТ. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).
Навыки и культура чтения
Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного.
Скорость чтения вслух — примерно 90 слов в минуту; осознанного, продуктивного чтения про себя — примерно 120 слов
Работа с текстом и книгой
Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова в тексте.
Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их изложения.
Формирование умения выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением списаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.
Формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения.
Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу открытому доступу книг в детской библиотеке.
Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета.
Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего.
Формирование умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.
Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.
Литературоведческая пропедевтика
Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в 3 классе.
Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной.
Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата |
По плану | По факту |
Мифы (7 ч) |
1. | Контрольное чтение № 1. | 01.09 | |
2. | Шумерские мифы. «Подвиги бога Нинурты». | 04.09-08.09 | |
3. | Древнегреческие мифы. «Нарцисс и Эхо». | |
4. | Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции. | |
5. | Славянские мифы. | 11.09-15.09 | |
6. | Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай» | |
7. | Научно-популярная литература. Статья «Восточные славяне в сочинениях византийцев» | |
Народные сказки (10 ч ) |
8. | Народные сказки. | 18.09-22.09 | |
9. | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Знакомство со сказкой. | |
10. | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Анализ текста сказки. Обобщение. | |
11. | «Находчивый солдат» (русская народная сказка). | 25.09-29.09 | |
12. | «Мужик и царь» (русская народная сказка). | |
13. | «Портной и царь» (армянская народная сказка). | |
14. | «Кола-Рыба» (итальянская народная сказка). | 02.10-06.10 | |
15. | Составление плана сказки «Кола-Рыба» | |
16. | Составление словесных портретов героев сказки «Кола-Рыба». | |
17. | Внеклассное чтение. Сказки народов мира. | 16.10-20.10 | |
Былины (8 ч) |
18. | Былины.«Как Илья из Мурома богатырём стал». | | |
19. | Знакомство с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник» | |
20. | Работа с текстом былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». | 23.10-27.10 | |
21. | Особенности былинной речи. Контрольное чтение№2 | |
22. | А.К.Толстой «Илья Муромец». | |
23. | Былина «На заставе богатырской». | 30.10-03.1 | |
24. | Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях. | |
25. | Картинная галерея. В.М.Васнецов «Богатыри». | |
Авторские сказки (11 ч ) |
26. | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | 06.11-10.11 | |
27. | Составление характеристик главных героев «Сказки о царе Салтане…» | |
28. | Деление на части «Сказки о царе Салтане…». | 13.11-17.11 | |
29. | Пересказ фрагментов «Сказки о царе Салтане…». Обобщение. | |
30. | Н.С.Гумилёв «Маркиз де Карабас». | |
31. | К.Чапек «Случай с русалками». | 27.11-01.12 | |
32 | Внеклассное чтение. К.Чапек «Сказки». | |
33. | Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». | |
34. | Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави».Обобщение по сказке. | 04.12-08.12 | |
35. | Картинная галерея. М.А.Врубель «Царевна-лебедь». | |
36. | Внеклассное чтение. Авторские сказки. | |
Басни (6 ч ) |
37. | . И.А. Крылов «Трудолюбивый медведь». | 11.12-15.12 | |
38. | И.А. Крылов «Любопытный». | |
39. | Эзоп «Ворон и лисица».И.А.Крылов «Ворона и Лисица». | |
40. | Читальный зал И.И. Дмитриев «Рысь и кот». | 18.12-22.12 | |
41. | Внеклассное чтение «Басни». | |
42. | Наш конкурс (викторина). Контрольное чтение №3 | |
Слово о родной земле (9 ч) |
43. | Ю. Яковлев «Мама». | 25.12-29.12 | |
44. | М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». | |
45. | С.А. Есенин «С добрым утром!». | |
46. | Внеклассное чтение. Стихотворения С.А. Есенина. | 11.01-12.01.18 | |
47. | М.М. Пришвин «Моя родина». | |
48. | И. Северянин «Запевка». | 15.01-19.01 | |
49. | И.С. Никитин «Русь». | |
50. | Читальный зал. Лирическое произведение (статья). А. Плещеев «Летние песни» (отрывок). | |
51. | Внеклассное чтение. Любимые стихотворения о родине. | 22.01-26.01 | |
О прошлом Родины (7 ч) |
52. | «Повесть временных лет» | | |
53. | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». | |
54. | Чтение по ролям «Песнь о вещем Олеге». | 29.01-02.02 | |
55. | Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь». | |
56. | К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». | |
57. | Контрольное чтение №4 Читальный зал. Ф.Н. Глинка «Москва». | 05.02-09.02 | |
58. | Картинная галерея. В.В. Маторин «Дмитрий Донской». | |
Прошла по земле война (8 ч ) |
59. | А.А. Ахматова «Мужество». | | |
60. | Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». | 12.0216.02 | |
61. | Составление плана рассказа «Последний день Матвея Кузьмина». | |
62. | А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». | |
63. | К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». | 26.02-05.03 | |
64. | А. Ахматова «Памяти друга». | |
65. | Внеклассное чтение. Рассказы о детях-героях. | |
66. | Внеклассное чтение. Стихотворения, посвящённые ВОВ. | |
О добре и красоте (15ч ) |
67. | А.А. Фет «На рассвете». | 12.0316.03 | |
68. | И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…». | |
69. | Н.А. Некрасов «Саша». | |
70. | Научно-популярные статьи «Кумушка лиса», «Ландыш», «Валдайский национальный парк». | 19.03-23.03 | |
71. | Жизнь и творчество К.Г. Паустовского. | |
72. | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | |
73. | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».Обобщение. | |
74. | Внеклассное чтение. Музыка и литература. | 26.03-30.03 | |
75. | А.Н.Майков «Мать». Контрольное чтение №5 | |
76. | Х.К.Андерсен «Соловей». | |
77. | Работа с текстом сказки Г.-Х. Андерсена «Соловей». | 02.04-06.04 | |
78. | Чтение по ролям отрывков из сказки «Соловей». | |
79. | Внеклассное чтение. Х.К.Андерсен «Снежная королева». | |
80. | Читальный зал. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». А.А. Блок «Летний вечер», С. Есенин «Черемуха», Б. Пастернак «Тишина». | |
81. | Картинная галерея. И. Шишкин «Рожь». | 16.04-20.04 | |
Мир детства(13 ч ) |
82. | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» | | |
83. | Внеклассное чтение. Произведения русских поэтов о детях. | |
84. | Л.Н. Толстой «Детство». | 23.04-27.04 | |
85. | И.А. Бунин «Детство». | |
86. | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | |
87. | Внеклассное чтение. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | 28.004.05 | |
88. | В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой». | |
89. | Работа с текстом рассказа «Ножичек с костяной ручкой». | |
90. | М.И. Цветаева «Наши царства | 07.05-11.05 | |
91. | Р.Л. Стивенсон «Страна кровати». | |
92. | А.П.Чехов «Мальчики». | |
93. | Работа с текстом «Мальчики». | 14.05-18.05 | |
94. | Работа с текстом «Мальчики» Итоговое контрольное чтение №6 | |
Удивительные приключения (8 ч) |
95. | Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена». | | |
96. | Р.Э. Распе «Верхом на ядре», «За волосы». | |
97. | Д. Свифт «Путешествия Гулливера» | 21.05-25.05 | |
98. | Озаглавливание частей истории Гулливера. | |
99. | Внеклассное чтение. Т.Крюкова «Хрустальный ключ». | |
100. | Работа с научно-популярными текстами | 28.05-31.05 | |
101. | Повторение пройденного. | |
102. | Обобщение пройденного. | |
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании МО учителей начальных классов
Протокол от «____» __________________2017 г. №___
Руководитель МО_______________ Шалыгина Т.А.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_________ /Н. В. Масляницына /
«____» __________________2017 г.