СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование уроков по предмету "Основы религиозных культур и светской этики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ для 4 класса с УУД.

Планирование составлено на основе:ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков по предмету "Основы религиозных культур и светской этики.»


Приложение 1

«Рассмотрено» на заседании

ШМО учителей начальных

классов протокол №_от________

Руководитель ШМО__________

Митрофанова С. В.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВРМОУ ООШ №11г.о. Шуя

__________Бодрягина Е. Б.

«___»_________20___г.

«Утверждено»

директор МОУ ООШ №11г.о. Шуя

_______________ Ворожейкина О. П.

Приказ №___________

от «___»___________2014г.

Календарно-тематическое планирование

уроков по предмету « Основы религиозных культур и светской этики»

на 2015-2016 учебный год.

Класс 4-а

Учитель: Морозова С. А.

Количество часов на учебный год: 35 ч., в неделю: 1ч.,

1 четверть – 9 ч, 2 четверть – 7 ч, 3 четверть – 10 ч, 4 четверть – 9 ч

Планирование составлено на основе: ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 в действующей редакции;

примерной программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» Данилюк А. Я., Просвещение 2012 год.

Учебник: А.В. Кураев Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 год

Дополнительная литература: «Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2012

Электронные образовательные ресурсы :

Электронное приложение к учебнику А. В. Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы» М., Просвещение, 2012 год



Тематическое (поурочное) планирование по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

( модуль «Основы православной культуры) 4 класс



п/п

Тема


Тип урока

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата

предметные результаты

метапредметные

личностные

план

факт

1

Россия – наша Родина

Введе-ние


Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.

Уметь: объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства

Регулятивные :

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные:выражение своих мыслей.

нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина


Написать сочинение «С чего начинается Родина?»

04.09


2

Культура и религия

Урок-позна-ние.

Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.

Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века

Регулятивные :

саморегуляция

Познавательные:

поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

нравственно-эстетическое оценивание.


Подготовить рассказ

Что такое культура?

Что такое религия?

11.09


3

Человек и Бог в православии

Урок-рассуж-дение.

Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди

Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом.

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию

ценить и принимать ценности.


Подготовить ответ «Что значит быть православным человеком?»


18.09


4

Православная молитва

Урок-исследование

Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые.

Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

ценить и принимать ценности.


Подготовить рассказ

Что такое молитва



25.09


5

Библия и Евангелие

Урок-позна-ние

Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.

Что такое Откровение Божие.

Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Расска-зать об апостолах Христовых.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.



Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


ценить и принимать ценности.


Подготовить сообщения на тему: «Кто такие христиане?»

02.10


6

Проповедь Христа

Урок-позна-ние

Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.

Уметь: Объяснить, чему учил Хри-стос. Объяснить, что является духо-вными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.



Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

нравственно-эстетическое оценивание.


Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции».


19.10


7

Христос и Его крест

Урок-размыш

ление

Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплоще-

ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.

В чём состояла жертва Иисуса Христа.

Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, поче-му Христос не уклонился от распя-тия. Объяснить, почему крест стал символом христианства.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.



Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уметь вести дискуссию

нравственно-эстетическое оценивание.


Нарисовать православный крест.

16.10


8

Пасха

Урок-позна-ние и рассуж-дение.

Знать: Что такое Пасха (Воскресение).

Как празднуют Пасху.

Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.

Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресе-нием Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна, христианского поста.

Регулятивные : саморегуляция


Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

нравственно-эстетическое оценивание.


Нарисовать пасхальную открытку на тему «Празднуем Пасху»

23.10


9

Православное учение о человеке

Урок-лабора-торное занятие.

Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина.

Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу».Объяснить выражение «болезни души».

Регулятивные : учиться работать по предложен-ному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

нравственно-эстетическое оценивание.


Написать мини-сочинение на «Когда на душе светло и радостно»

30.10


10

Совесть и раскаяние

Урок-размышление

Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние

Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.Объяснить выражение «Человек – это живот-ное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души».

Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.


Коммуникативные: выражение своих мыслей.

нравственно-эстетическое оценивание.


Мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Спешить делать добро»

13.11


11

Заповеди

Урок-рассуж-дение

Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.

Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.


Регулятивные : саморегуляция

Познавательные:

анализировать жизнен-ные ситуации и выби-рать нравственные фор-мы поведения.

Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность

ценить и принимать ценности.


Обсудить с родителями, почему нельзя лгать.

20.11


12

Милосердие и сострадание

Урок-рассуж-дение

Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».

Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным, какие существуют дела милосердия

Регулятивные : оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.


личностное пережива

ние

Мини-сочинение «Ближний для меня – это…»

27.11


13

Золотое правило этики

Урок-размышление

Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».

Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осужде-ния других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину.

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

ценить и принимать ценности.


Составить свои правила этики

04.12


14

Храм

Урок-экскур-сия

Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык».

Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь».

Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

ценить и принимать ценности.


Повторить как устроен православный храм


11.12


15

Икона

Урок-ознакомление

Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христиа-нам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.

Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиа-не, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик»

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


Коммуникативные: выражение своих мыслей.

ценить и принимать ценности.


Подберите пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом.

18.12


16

Творческие работы учащихся


Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источника-ми информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы, выступление.

Уметь: Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информа-цию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответ-ствии с требованиями.

Регулятивные : саморегуляция


Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


Коммуникативные:  умение слышать, слушать и понимать партнера

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Подобрать иллюстративный материала к творческим работам.

25.12


17

Подведение итогов

Урок-обобще-ние

Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи


15.01


18

Как христианство пришло на Русь

Урок-позна-ние

Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос.

Узнать: что такое Церковь и кре-щение. Как Русь стала христианс-кой страной.

Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображе-ние Иисуса Христа и Пасхи на ико-нах. Рассказать историю проникно-вения христианства в древнерус-ские земли и крещения Руси.

Регулятивные : учиться работать по предложен-ному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

нравственно-эстетическое оценивание

Повторить тему урока


22.01


19

Подвиг

Урок-рассуж-дение

Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижни-ческой жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.

Уметь: Объяснить слово «подвиж-ник», «жертвенность» и употреб-лять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое.

Регулятивные : саморегуляция


Коммуникативные: выражение своих мыслей.

личностное пережива

ние

Написать эссе. «Чем мне приходится жертвовать ради…(близких, друзей…)

29.01


20

Заповеди блаженств

Урок-размышление

Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.

Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: умение и готовность вес-ти диалог, искать реше-ния. 

ценить и принимать ценности.


Вместе с родными обсудить заповеди.

05.02


21

Зачем творить добро?

Урок-рассуждение

Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые

Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.

Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте».

Регулятивные : понимать значение добра и зла.

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог. 

эмоциональное пережива

ние.

Нарисовать кресты: Христов, Петров, Андреевский.

12.02


22

Чудо в жизни христианина

Урок-рассуж-дение

Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются

Уметь: Отличать на иконе изобра-жение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.


Коммуникативные: выражение своих мыслей.

личностное пережива

ние

Записать, какие добродетели вы видите в себе.

19.02


23

Православие о Божием суде

Урок-размышление

Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра.

Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра.

Регулятивные : учиться работать по предложен-ному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации.

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог. 

личностное пережива

ние

Повторить что такое божий суд

26.02


24

Таинство Причастия

Урок-размышление

Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство.

Что происходит в храме во время Литургии.

Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная на-дежда христиан связана с Литурги-ей. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.

Регулятивные : саморегуляция


Познавательные: поиск и отбор необходимой информации



ценить и принимать ценности.


Повторить что такое таинство причастия

04.03


25

Монастырь

Урок-ознаком-ление

Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России.

Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России.

Регулятивные : учиться работать по предложен-ному учителем плану.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

личностное пережива

ние

Нарисовать рисунок монастыря

11.03


26

Отношение христианина к природе

Урок-ознаком-ление

Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём прояв-ляется милосердное отношение к животным.

Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём.

Регулятивные : саморегуляция


Коммуникативные: выражение своих мыслей.

личностное пережива

ние

Нарисовать плакат на тему: «Экологический кризис»

18.03


27

Христианская семья

Урок-размышление

Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо.

Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяс-нить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позво-ляет ли совесть бросать постарев-шего или заболевшего супруга?»

Регулятивные : саморегуляция

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

ценить и принимать ценности.


Рассказать о своей семье, её традициях, взаимоотношениях

01.04


28

Защита Отечества

Урок-ознаком-ление

Знать: Имена и подвиг святых за-щитников Родины. Когда война бы-вает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сра-жались разные народы.

Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рас-сказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.


Коммуникативные: выражение своих мыслей.

ценить и принимать ценности.


Подготовить сообщения об Александре Невском, Дмитрии Донском

08.04


29

Христианин в труде

Урок-рассуждение

Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину.

Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины

Регулятивные : саморегуляция


Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

нравственно-эстетическое оценивание.


Рассказать о труде родителей.


15.04


30

Любовь и уважение к Отечеству

Урок-ознаком-ление

Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальнос-ти или религиозной культуре он себя ни относил – Родина, семья, жизнь, культура.

Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совер-шать человек на благо других людей, на благо своей Родины.

Регулятивные : саморегуляция


Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


Коммуникативные: выражение своих мыслей.

нравственно-эстетическое оценивание.


Мини-сочинение по вопросу: «Я люблю свою Родину, что это значит для меня?»

22.04


31

Подготовка творческих проектов учащихся

Комби-нирован-ный

Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют.

Уметь: Искать нужную информа-цию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследова-ния, разработать творческий проект.

Познавательные:Осуществляют поиск необходи-мой информации для выполнения заданий

Коммуникативные: сотрудничать в совмест-ном решении задачи.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Подобрать иллюстративный материал к творческим работам.

29.04


32-33

Выступление учащихся со своими творческими работами

Урок-обобще-ние

Знать: тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: Владеть красивой, грамотной ре-чью, отвечать на вопросы, аргумен-тировать свою точку зрения.

Коммуникативные:

Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника

Умение излагать свое мнение


06.05

13.05


34-35

Презентация творческих проектов

Урок-презента

ция





20.05

27.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!