Учитель: Морозова С. А.
Планирование составлено на основе: ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 в действующей редакции;
примерной программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» Данилюк А. Я., Просвещение 2012 год.
Учебник: А.В. Кураев Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 год
Дополнительная литература: «Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2012
Электронное приложение к учебнику А. В. Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы» М., Просвещение, 2012 год
№ п/п | Тема | Тип урока | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата |
предметные результаты | метапредметные | личностные | план | факт |
1 | Россия – наша Родина | Введе-ние | Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции. Уметь: объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные:выражение своих мыслей. | нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина | Написать сочинение «С чего начинается Родина?» | 04.09 | |
2 | Культура и религия | Урок-позна-ние. | Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: выражение своих мыслей. | нравственно-эстетическое оценивание. | Подготовить рассказ Что такое культура? Что такое религия? | 11.09 | |
3 | Человек и Бог в православии | Урок-рассуж-дение. | Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию | ценить и принимать ценности. | Подготовить ответ «Что значит быть православным человеком?» | 18.09 | |
4 | Православная молитва | Урок-исследование | Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера | ценить и принимать ценности. | Подготовить рассказ Что такое молитва | 25.09 | |
5 | Библия и Евангелие | Урок-позна-ние | Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое Откровение Божие. Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Расска-зать об апостолах Христовых. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации | ценить и принимать ценности. | Подготовить сообщения на тему: «Кто такие христиане?» | 02.10 | |
6 | Проповедь Христа | Урок-позна-ние | Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Уметь: Объяснить, чему учил Хри-стос. Объяснить, что является духо-вными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации | нравственно-эстетическое оценивание. | Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции». | 19.10 | |
7 | Христос и Его крест | Урок-размыш ление | Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплоще- ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек. В чём состояла жертва Иисуса Христа. Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, поче-му Христос не уклонился от распя-тия. Объяснить, почему крест стал символом христианства. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уметь вести дискуссию | нравственно-эстетическое оценивание. | Нарисовать православный крест. | 16.10 | |
8 | Пасха | Урок-позна-ние и рассуж-дение. | Знать: Что такое Пасха (Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост. Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресе-нием Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна, христианского поста. | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | нравственно-эстетическое оценивание. | Нарисовать пасхальную открытку на тему «Празднуем Пасху» | 23.10 | |
9 | Православное учение о человеке | Урок-лабора-торное занятие. | Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина. Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу».Объяснить выражение «болезни души». | Регулятивные : учиться работать по предложен-ному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | нравственно-эстетическое оценивание. | Написать мини-сочинение на «Когда на душе светло и радостно» | 30.10 | |
10 | Совесть и раскаяние | Урок-размышление | Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.Объяснить выражение «Человек – это живот-ное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». | Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | нравственно-эстетическое оценивание. | Мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Спешить делать добро» | 13.11 | |
11 | Заповеди | Урок-рассуж-дение | Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: анализировать жизнен-ные ситуации и выби-рать нравственные фор-мы поведения. Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность | ценить и принимать ценности. | Обсудить с родителями, почему нельзя лгать. | 20.11 | |
12 | Милосердие и сострадание | Урок-рассуж-дение | Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня». Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным, какие существуют дела милосердия | Регулятивные : оценка нравственных норм Познавательные: извлечение необходимой информации. Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы. | личностное пережива ние | Мини-сочинение «Ближний для меня – это…» | 27.11 | |
13 | Золотое правило этики | Урок-размышление | Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение». Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осужде-ния других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | ценить и принимать ценности. | Составить свои правила этики | 04.12 | |
14 | Храм | Урок-экскур-сия | Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык». Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя | ценить и принимать ценности. | Повторить как устроен православный храм | 11.12 | |
15 | Икона | Урок-ознакомление | Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христиа-нам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиа-не, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик» | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: выражение своих мыслей. | ценить и принимать ценности. | Подберите пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом. | 18.12 | |
16 | Творческие работы учащихся | | Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источника-ми информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы, выступление. Уметь: Искать требующуюся литературу. Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информа-цию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответ-ствии с требованиями. | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера Оформлять свои мысли в устной и письменной речи | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи | Подобрать иллюстративный материала к творческим работам. | 25.12 | |
17 | Подведение итогов | Урок-обобще-ние | Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи | | 15.01 | |
18 | Как христианство пришло на Русь | Урок-позна-ние | Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос. Узнать: что такое Церковь и кре-щение. Как Русь стала христианс-кой страной. Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображе-ние Иисуса Христа и Пасхи на ико-нах. Рассказать историю проникно-вения христианства в древнерус-ские земли и крещения Руси. | Регулятивные : учиться работать по предложен-ному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера | нравственно-эстетическое оценивание | Повторить тему урока | 22.01 | |
19 | Подвиг | Урок-рассуж-дение | Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижни-ческой жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Уметь: Объяснить слово «подвиж-ник», «жертвенность» и употреб-лять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое. | Регулятивные : саморегуляция Коммуникативные: выражение своих мыслей. | личностное пережива ние | Написать эссе. «Чем мне приходится жертвовать ради…(близких, друзей…) | 29.01 | |
20 | Заповеди блаженств | Урок-размышление | Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: умение и готовность вес-ти диалог, искать реше-ния. | ценить и принимать ценности. | Вместе с родными обсудить заповеди. | 05.02 | |
21 | Зачем творить добро? | Урок-рассуждение | Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». | Регулятивные : понимать значение добра и зла. Познавательные: извлечение необходимой информации. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог. | эмоциональное пережива ние. | Нарисовать кресты: Христов, Петров, Андреевский. | 12.02 | |
22 | Чудо в жизни христианина | Урок-рассуж-дение | Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются Уметь: Отличать на иконе изобра-жение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | личностное пережива ние | Записать, какие добродетели вы видите в себе. | 19.02 | |
23 | Православие о Божием суде | Урок-размышление | Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра. Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. | Регулятивные : учиться работать по предложен-ному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации. Коммуникативные: умение и готовность вести диалог. | личностное пережива ние | Повторить что такое божий суд | 26.02 | |
24 | Таинство Причастия | Урок-размышление | Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство. Что происходит в храме во время Литургии. Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная на-дежда христиан связана с Литурги-ей. Рассказать, в чём главное назначение Церкви. | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации | ценить и принимать ценности. | Повторить что такое таинство причастия | 04.03 | |
25 | Монастырь | Урок-ознаком-ление | Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России. Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. | Регулятивные : учиться работать по предложен-ному учителем плану. Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера | личностное пережива ние | Нарисовать рисунок монастыря | 11.03 | |
26 | Отношение христианина к природе | Урок-ознаком-ление | Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём прояв-ляется милосердное отношение к животным. Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. | Регулятивные : саморегуляция Коммуникативные: выражение своих мыслей. | личностное пережива ние | Нарисовать плакат на тему: «Экологический кризис» | 18.03 | |
27 | Христианская семья | Урок-размышление | Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо. Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяс-нить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позво-ляет ли совесть бросать постарев-шего или заболевшего супруга?» | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | ценить и принимать ценности. | Рассказать о своей семье, её традициях, взаимоотношениях | 01.04 | |
28 | Защита Отечества | Урок-ознаком-ление | Знать: Имена и подвиг святых за-щитников Родины. Когда война бы-вает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сра-жались разные народы. Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рас-сказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. | Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: выражение своих мыслей. | ценить и принимать ценности. | Подготовить сообщения об Александре Невском, Дмитрии Донском | 08.04 | |
29 | Христианин в труде | Урок-рассуждение | Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины | Регулятивные : саморегуляция Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. | нравственно-эстетическое оценивание. | Рассказать о труде родителей. | 15.04 | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | Урок-ознаком-ление | Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальнос-ти или религиозной культуре он себя ни относил – Родина, семья, жизнь, культура. Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совер-шать человек на благо других людей, на благо своей Родины. | Регулятивные : саморегуляция Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Коммуникативные: выражение своих мыслей. | нравственно-эстетическое оценивание. | Мини-сочинение по вопросу: «Я люблю свою Родину, что это значит для меня?» | 22.04 | |
31 | Подготовка творческих проектов учащихся | Комби-нирован-ный | Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют. Уметь: Искать нужную информа-цию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследова-ния, разработать творческий проект. | Познавательные:Осуществляют поиск необходи-мой информации для выполнения заданий Коммуникативные: сотрудничать в совмест-ном решении задачи. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи | Подобрать иллюстративный материал к творческим работам. | 29.04 | |
32-33 | Выступление учащихся со своими творческими работами | Урок-обобще-ние | Знать: тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: Владеть красивой, грамотной ре-чью, отвечать на вопросы, аргумен-тировать свою точку зрения. | Коммуникативные: Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника | Умение излагать свое мнение | | 06.05 13.05 | |
34-35 | Презентация творческих проектов | Урок-презента ция | | | | | 20.05 27.05 | |