СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 3 классе по программе "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 3 классе по программе "Школа России" к учебнику Литературное чтение авторов: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. - М.: Просвещение, 2012

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 3 классе по программе "Школа России"»

Литературное чтение

3 КЛАСС


№ урока

Темы, входящие в разделы примерной программы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Культура речевого общения - 4 ч

1.

Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, ан­нотация, иллюстрации

Знакомство с учебником по лите­ратурному чтению.

Система ус­ловных обозначений.

Содержание учебника.

Словарь

Ориентироваться в учебнике по литератур­ному чтению.

Знать и применять систему условных обо­значений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произве­дение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержа­ние главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллю­страциям и оформлению учебника


2.

Книга как особый вид искусства.

Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и на­чало книгопечатания (общее пред­ставление)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Рукописные книги Древней Руси.

Подготовка сообщения на основе статьи учебника «Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства». Первопечатник Иван Фёдоров.

Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации.

Под­готовка сообщения о первопечат­нике Иване Фёдорове.

Оценка достижений

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу по теме, используя ус­ловные обозначения.

Читать текст вслух целыми словами, ин­тонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

Находить необходимую информацию в книге.

Обобщать полученную информацию по истории создания книги.

Осмыслить значение книги.

Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.

Читать возможные аннотации на книги.

Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).

Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Участвовать в работе пары и группы.

Читать текст друг другу.

Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения


3.

Внеклассное чтение.

Монологическое речевое высказывание небольшого объёма, с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде ответа на вопрос.

Книги, прочитанные летом.


Знакомство с прочитанными книгами: автор, заглавие, оглавление, иллюстрации.

Пересказ наиболее понравившегося отрывка.

Высказывание собственного мнения о книге. Рекомендации одноклассникам.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Составлять краткий отзыв о прочитанной книге.


4.

Фольклор и авторские художествен­ные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведе­ний.



Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество».

Прогнозирование содержания раздела.




Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Различать виды устного народного творче­ства: малые и большие жанры.

Чтение - 2 ч

5.

Малые фольклорные формы. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.


Русские народные песни.


Русские народные песни.

Обра­щение к силам природы.

Лириче­ские народные песни.

Колыбельные песни.

Воспроизводить наизусть текст русских на­родных песен.

Сравнивать произведения словесного, музы­кального, изобразительного искусства.


6.

Малые фольклорные формы. Работа со словом, целена­правленное пополнение активного словарного запаса.

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.


Шуточные народные песни.

Докучные сказ­ки.

Сочинение докучных сказок.

Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Принимать участие в коллективном сочине­нии сказок с опорой на особенности их по­строения.

Сравнивать произведения словесного, музы­кального, изобразительного искусства.


Культура речевого общения - 1 ч

7.

Осознание понятия «Родина. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Произведения прикладного искусства.

Произведения прикладного ис­кусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богород­ская игрушка.


Называть виды прикладного искусства.

Сравнивать произведения словесного, музы­кального, изобразительного искусства.


Чтение - 6 ч

8 - 9.

Понимание нравственного содержа­ния прочитанного, осознание моти­вации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм мо­рали

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».


Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Осо­бенности волшебной сказки.

Де­ление текста на части.

Составле­ние плана сказки.

Характеристика героев сказки.

Читать текст целыми словами без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составле­ния выборочного и краткого пересказов.

Ускорять или замедлять темп чтения, соот­нося его с содержанием.

Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, опи­сывая волшебные события.

Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно со­ставленному плану, находить героев, кото­рые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.

Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения.

Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.

Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.


10 - 11.

Характеристика героя произведения с использованием художественно­выразительных средств данного тек­ста. Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».


Русская народная сказка «Иван-царевич и се­рый волк».

Осо­бенности волшебной сказки.

Де­ление текста на части.

Составле­ние плана сказки.

Характеристика героев сказки.

12 - 13.

Анализ мо­тивов поступков персонажей. Выявление авторского отношения к героям на основе анализа текста, ав­торских помет, имён героев.

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».


Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Осо­бенности волшебной сказки.

Де­ление текста на части.

Составле­ние плана сказки.

Характеристика героев сказки.

Культура письменной речи - 1 ч

14.

Волшебные сказки и их художественные особенности.

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».


Проект «Сочиняем вместе вол­шебную сказку», «Дополняем литературную сказку своими историями».

Оценка достижений

Придумывать свои сказочные истории.

Участвовать в подготовке проекта


Культура речевого общения - 3 ч

15.

Внеклассное чтение

Самостоятельное воспроиз­ведение текста с использованием иллю­страций художников.

Художники-иллюстраторы В. Васнецов и

И. Билибин.


Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Били­бина.

Сравнение художественного текста и произведения живописи.

Сравнивать содержание сказок и иллюстра­ции к ним.


16.

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту.

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».


Жанровое разнообразие произ­ведений.

Определе­ние темы, главной мысли.

Подбор пословиц. Сравнение разных произведений.

Интерпретация текста литератур­ного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драмати­зация; устное словесное рисование.


Участвовать в работе группы, читать фраг­менты текста в паре.

Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


17.

Соблюдение орфоэпических и инто­национных норм чтения. Чтение предложений с интонационным вы­делением знаков препинания.

«Как научить читать стихи» по статье Я. Смоленского.


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Научно-популярная ста­тья «Как научиться читать стихи» Я. Смоленского.

Русские поэты XIX—XX вв.


Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно стихотворения, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безу­дарных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразитель­ности.

Использовать приёмы интонационного чте­ния (выразить радость, удивление, опреде­лить силу голоса, выбрать тон и темп чте­ния).


Аудирование - 1 ч

18.

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».


Ф. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». Звукопись, её художе­ственно-выразительное значение.

Олицетворение—средство худо­жественной выразительности.

Читать выразительно стихотворения, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безу­дарных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Использовать приёмы интонационного чте­ния (выразить радость, удивление, опреде­лить силу голоса, выбрать тон и темп чте­ния).


Культура письменной речи - 1 ч

19.

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку и использование выразительных средств языка.

Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

Со­чинение-миниатюра «О чём рас­скажут осенние листья».

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.


Литературоведческая пропедевтика - 1 ч

20.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содер­жанием.

Понимание нравственного содержа­ния прочитанного.

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…».

А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окош­ка...» Картины природы.

Эпитеты — слова, рисующие картины приро­ды. Выразительное чтение стихо­творения.

Оценка достижений

Читать выразительно стихотворения, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безу­дарных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразитель­ности.

Использовать приёмы интонационного чте­ния (выразить радость, удивление, опреде­лить силу голоса, выбрать тон и темп чте­ния).


Чтение - 3 ч

21.

Осознание поня­тия «Родина», представления о про­явлении любви к Родине в литерату­ре.

А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»


А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...».

Картины природы.

Эпитеты — слова, рисующие картины приро­ды. Выразительное чтение стихо­творения

Оценка достижений


Читать выразительно стихотворения, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безу­дарных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразитель­ности.

Использовать приёмы интонационного чте­ния (выразить радость, удивление, опреде­лить силу голоса, выбрать тон и темп чте­ния).


22.

Нахождение в стихотворном тексте средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. И.С.Никитин «Полно, степь моя…».


И. Никитин. «Полно, степь моя...».

Заголо­вок стихотворения.

Подвижные картины природы.

Олицетворение как приём создания картины при­роды. Выразительное чтение стихо­творения

Оценка достижений


23.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. И.С.Никитин «Встреча зимы».


И. Никитин. «Встреча зимы».

Заголо­вок стихотворения.

Подвижные картины природы.

Олицетворение как приём создания картины при­роды.

Выразительное чтение стихо­творения

Оценка достижений

Аудирование - 1 ч

24.

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.

И.З.Суриков «Детство».

И. Суриков. «Детство».

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Выразительное чтение стихо­творения

Оценка достижений

Воспринимать стихи на слух.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.


Творческая деятельность - 1 ч

25.

Нахождение в стихотворном тексте средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. И.З.Суриков «Зима».


И. Суриков.«Зима».

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Выразительное чтение стихо­творения

Оценка достижений

Находить средства художественной вырази­тельности: сравнения, эпитеты, олицетворе­ния.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Объяснять смысл непонятных слов и выра­жений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Культура речевого общения - 2 ч

26.

Внеклассное чтение.

Соблюдение орфоэпических и инто­национных норм чтения. Чтение предложений с интонационным вы­делением знаков препинания.

Времена года. Стихотворения русских поэтов.


Вырази­тельное чтение стихотворений.

Настроение стихотворения.

Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению.

Оценка достижений

Объяснять значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике или толковым словарём.

Находить в тексте произведения средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения) и использовать их в устных высказываниях.


27.

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту.

Обобщение по разделу

«Поэтическая тетрадь 1».


Вырази­тельное чтение стихотворений.

Создание словесных картин.

Оценка достижений

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Создавать словесные картины по тексту сти­хотворения.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения


Чтение - 2 ч

28.

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Установка на нормальный для чита­ющего темп чтения, позволяющий ему осознать текст.

Знакомство с разделом «Великие русские писатели»


Знакомство с названием раздела «Великие русские писатели»

Прогнозирование содержания раздела.


Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке, выбирать ви­ды деятельности.

Использовать средства художественной вы­разительности в устных высказываниях.


29.

Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного текста.

А.С.Пушкин. «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».


А.С. Пушкин. Подготовка сообще­ния «Что интересного я узнал о жизни А. Пушкина».


Понимать содержание прочитанного, вы­сказывать своё отношение, отвечать на вопросы по со­держанию

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


Аудирование - 1 ч

30.

. Восприятие на слух звучащей речи.

«Уж небо осенью дышало»; «В тот год осенняя погода»

Лириче­ские стихотворения.

«Уж небо осенью дышало»;

«В тот год осенняя погода».

Настроение стихотворения.

Средства художе­ственной выразительности: эпи­тет, сравнение.

Звукопись, её вы­разительное значение.

Приём контраста как средство создания картин.


Читать произведения вслух и про себя, уве­личивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, вы­сказывать своё отношение.

Различать лирическое и прозаическое про­изведения.

Называть отличительные особенности сти­хотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опо­рой на тест или пользуясь словарём в учебни­ке и толковым словарём.

Находить средства художественной вырази­тельности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).


Чтение - 2 ч

31.

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.

«Опрятней модного паркета».

«Зимнее утро».

Лириче­ские стихотворения.

«Опрятней модного паркета».

«Зимнее утро».

Настроение стихотворения.

Средства художе­ственной выразительности: эпи­тет, сравнение.

Звукопись, её вы­разительное значение.

Приём контраста как средство создания картин.


Читать произведения вслух и про себя, уве­личивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, вы­сказывать своё отношение.

Различать лирическое и прозаическое про­изведения.

Называть отличительные особенности сти­хотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опо­рой на тест или пользуясь словарём в учебни­ке и толковым словарём.

Находить средства художественной вырази­тельности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).


32.

Нахождение в стихотворном тексте средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. «Зимний вечер».


Лириче­ские стихотворения.

«Зимний вечер».

Настроение стихотворения.

Средства художе­ственной выразительности: эпи­тет, сравнение.

Звукопись, её вы­разительное значение.

Приём контраста как средство создания картин.


Культура речевого общения - 1 ч

33.


Внеклассное чтение.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».


А.С.Пушкин.

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки.

Герои литературной сказки.

Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки.


Чтение - 3 ч

34.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…».


А.С.Пушкин.

«Сказка о царе Салтане…».

Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки.

Герои литературной сказки.

Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки.


35.

Понимание нравственного содержания прочитанного. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героев и события

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…».


А.С.Пушкин.

«Сказка о царе Салтане…».

Герои литературной сказки.

Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина.

Рисунки И.Билибина к сказке.

Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

Объяснять значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике или толковым словарём.

Находить в тексте произведения средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения) и использовать их в устных высказываниях.

Давать характеристику героев литературной сказки.

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.

36.

Характеристика героев произведения. Анализ, мотивы поступков персонажей. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…».


А.С.Пушкин.

«Сказка о царе Салтане…».

Герои литературной сказки.

Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина.

Рисунки И.Билибина к сказке.

Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

Творческая деятельность - 1 ч

37.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…».


А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…».

Чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Характеризовать героев сказки на основе их поступков.

Культура речевого общения - 1 ч

38.

Внеклассное чтение.

Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

И.А.Крылов. Басни. «Волк и журавль». «Квартет».



Басни И.А.Крылова.

Мораль басен.

Герои басен.

Нравственный урок читателю.

Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни и давать им характеристику на основе их поступков.

Различать в басне изображённые события и скрытый смысл.

Культура письменной речи - 1 ч

39.

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку и использование выразительных средств языка.

Подготовка сообщения об И.А. Крылове.



Подготовка сообщения об И.А.Крылове на основе статьи в учебнике или других книг о баснописце.

Скульптурный портрет И.А.Крылову.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.


Чтение - 3 ч

40.

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. И.А.Крылов. «Мартышка и очки».


Басни И.А.Крылова.

Мораль басен.

Герои басен.

Нравственный урок читателю.

Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни и давать им характеристику на основе их поступков.

Различать в басне изображённые события и скрытый смысл. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

41.

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна».


42.

Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

И.А.Крылов. «Ворона и лисица».


Культура речевого общения - 1 ч

43.

Внеклассное чтение.

Прозаическая и стихотворная речь.

Лирические стихи М.Ю.Лермонтова

Лирические стихотворения М.Ю.Лермонтова. Настроение стихотворения.

Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению.

Объяснять значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике или толковым словарём.

Находить в тексте произведения средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения) и использовать их в устных высказываниях.


Культура письменной речи - 1 ч

44.

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку и использование выразительных средств языка.

Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове.

М.Ю.Лермонтов.

Статья В.Воскобойникова.

Подготовка сообщения на основе статьи.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.


Чтение - 2 ч

45.

Работа со словом: распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности. М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», « На севере диком…»

Лирические стихотворения М.Ю.Лермонтова. Настроение стихотворения.

Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению.

Сравнение лирического текста и произведения живописи И.Шишкина.

Объяснять значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике или толковым словарём.

Находить в тексте произведения средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения) и использовать их в устных высказываниях. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.


46.

Работа со словом: распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности.

М.Ю.Лермонтов «Утёс», « Осень»


Лирические стихотворения М.Ю.Лермонтова. Настроение стихотворения.

Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению.

Сравнение лирического текста и произведения живописи А.Куинджи.

Культура письменной речи - 1 ч

47.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: рассуждение (монолог героя)

Подготовка сообщения о детстве Л.Н. Толстого.

Л.Н.Толстой.

Детство Л.Н. Толстого.

Из воспоминаний писателя.

Подготовка сообщения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.


Чтение - 4 ч

48.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Л.Н.Толстой «Акула»


Рассказы Л. Толстого.

Тема и главная мысль рассказа.

Составление различных вариантов плана. Сравнение рас­сказов (тема, главная мысль, со­бытия, герои).

Рассказ-описание.

Особенности прозаического и лирического текстов.

Средства ху­дожественной выразительности в прозаическом тексте.

Текст- рассуждение.

Сравнение текста- рассуждения и текста-описания.

Оценка достижений

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рас­суждение.

Составлять разные виды планов, воссозда­вать текст по плану.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью.

Отвечать на вопросы по содержанию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


49.

Понимание нравственного содержания прочитанного. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героев и события

Л.Н.Толстой «Прыжок»


50.

Характеристика героев произведения. Анализ, мотивы поступков персонажей. Л.Н.Толстой «Лев и Собачка»


51.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря»


Культура речевого общения - 2 ч

52.

Внеклассное чтение.

Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного художественного текста. Произведения Л.Н.Толстого

Рассказы Л. Толстого.

Тема и главная мысль рассказа.

Составление различных вариантов плана.

Подробный или выборочный пересказ прочитанного рассказа.

Высказывание собственного впечатления о прочитанном произведении.


Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью.

Составлять разные виды планов, воссозда­вать текст по плану.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.


53.

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту.

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»

Жанровое разнообразие произ­ведений.

Определе­ние темы, главной мысли.

Подбор пословиц. Сравнение разных произведений.

Интерпретация текста литератур­ного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драмати­зация; устное словесное рисование.


Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью.

Объяснять смысл непонятных слов и выра­жений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.



Аудирование – 1 ч

54.

Восприятие на слух и адекватное понимание содержания звучащей речи.

Н.А.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором»

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Н.А.Некрасов.

Стихотворения о природе.

Настроение стихотворений.

Картины природы.

Средства художественной выразительности.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Сравнивать текст-описание и текст- повествование.

Находить средства художественной вырази­тельности: сравнения, эпитеты, олицетворе­ния.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Объяснять смысл непонятных слов и выра­жений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Создавать словесные картины по тексту сти­хотворения.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения


Чтение - 3 ч

55.

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Н.А.Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы»

Повествовательное произ­ведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы».

Авторское отношение к герою.

Выразительное чтение стихотворения.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Сравнивать текст-описание и текст- повествование.

Находить средства художественной вырази­тельности: сравнения, эпитеты, олицетворе­ния.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Объяснять смысл непонятных слов и выра­жений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Создавать словесные картины по тексту сти­хотворения.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.


56.

Осознание смысла произведения при чтении про себя. Понимание особенностей чтения -описания. К.Д.Бальмонт. «Золотое слово». И.А.Бунин. «Детство».


К. Бальмонт, И. Бунин.

Вырази­тельное чтение стихотворений.

Создание словесных картин.

Оценка достижений

57.

Нахождение в стихотворном тексте средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. И.А.Бунин. «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник…»


И. Бунин.

Вырази­тельное чтение стихотворений.

Создание словесных картин.

Оценка достижений

Культура речевого общения - 2 ч

58.

Внеклассное чтение.

Прозаическая и стихотворная речь.

Стихи русских поэтов о детских воспоминаниях.

Вырази­тельное чтение стихотворений.

Настроение стихотворения.

Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению.

Оценка достижений

Объяснять значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике или толковым словарём.

Находить в тексте произведения средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения) и использовать их в устных высказываниях.


59.

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».


Вырази­тельное чтение стихотворений.

Создание словесных картин.

Оценка достижений

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Создавать словесные картины по тексту сти­хотворения.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения


Чтение - 4 ч

60.

Сказки. Художественные особенности сказок. Литературная (авторская) сказка. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Присказка.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушки­ны сказки». Присказка. Сравне­ние литературной и народной сказок. Герои сказки. Характери­стика героев сказки. Нравствен­ный смысл сказки.

Оценка достижений


Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отноше­ние.

Читать сказку вслух и про себя, использо­вать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и на­родной сказок, определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательно­стью событий в литературных сказках.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев литературной сказки, ха­рактеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изобра­жаемому в произведении.

Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.


61.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств текста. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».


Д.Н.Мамин-Сибиряк

«Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Герои сказки. Характери­стика героев сказки. Нравствен­ный смысл сказки.

Составление плана сказ­ки.

Подробный и выборочный пересказ сказки.

Оценка достижений


62-63.

Литературная (авторская) сказка. Характеристика героя произведения. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».

В.М. Гаршин. «Лягушка-путешест­венница». Характеристика героев сказки.

Нравственный смысл сказки.

Составление плана сказ­ки.

Подробный и выборочный пересказ сказки.

Оценка достижений


Литературоведческая пропедевтика - 1 ч

64.

Понимание нравственного содержа­ния прочитанного, осознание моти­вации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм мо­рали.

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».


В.М. Гаршин. «Лягушка-путешест­венница». Соотношение понятий «герой» - «рассказчик» - «автор».

Герои сказки.

Характеристика героев сказки.

Нравственный смысл сказки.

Определять авторское отношение к изобра­жаемому в произведении.

Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Чтение - 1 ч

65.

Литературная (авторская) сказка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содер­жанием. В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович».


В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Сравнение народной и литератур­ной сказок. Сравнение героев сказки.

Читать сказку вслух и про себя, использо­вать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и на­родной сказок, определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательно­стью событий в литературных сказках.


Культура письменной речи - 1 ч

66.

Нахождение в тексте слов и выраже­ний, характеризующих героя и собы­тия. Анализ мо­тивов поступков персонажа.

В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович».


В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях - рассуждениях на заданную тему.


Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.


Культура речевого общения - 2 ч

67.

Внеклассное чтение.

Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного художественного текста.

Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».


Н.Г. Гарин-Михайловский.

«Тёма и Жучка».

Тема и главная мысль рассказа.

Составление различных вариантов плана.

Подробный или выборочный пересказ прочитанного рассказа.

Высказывание собственного впечатления о прочитанном произведении.



Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью.

Составлять разные виды планов, воссозда­вать текст по плану.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.


68.

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту.

Обобщение по разделу «Литературные сказкиь».

Жанровое разнообразие произ­ведений.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Определе­ние темы, главной мысли.

Подбор пословиц. Сравнение разных сказок.

Художественные особенности ска­зок: лексика, построение (компо­зиция).

Литературная (авторская) сказка.

Интерпретация текста литератур­ного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драмати­зация; устное словесное рисование


Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отноше­ние.

Читать сказку вслух и про себя, использо­вать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и на­родной сказок, определять нравственный смысл сказки.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).


Чтение - 4 ч

69 – 70.

Понимание нравственного содержа­ния прочитанного, осознание моти­вации поведения героев, анализ по­ступков героев с точки зрения норм морали.

М. Горький. «Случай с Евсейкой».


М. Горький. «Случай с Евсейкой».

Приём сравнения — основной приём описания подводного цар­ства.

Творческий пересказ: сочи­нение продолжения сказки.


Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реаль­ные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступ­кам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной вырази­тельности в прозаическом тексте.

Составлять план для краткого и полного пе­ресказов.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произве­дения с опорой на текст.

Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Находить в тексте слова и выражения, под­тверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям


71 - 72.

Нахождение в тексте слов и выраже­ний, характеризующих героя и собы­тие. Анализ мо­тивов поступков персонажа. Сопо­ставление поступков героев по аналогии или контрасту. К.Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».

К.Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения.

Герои произведе­ния.

Характеристика героев.


Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реаль­ные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступ­кам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной вырази­тельности в прозаическом тексте.

Составлять план для краткого и полного пе­ресказов.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произве­дения с опорой на текст.


Творческая деятельность - 1 ч

73.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

К.Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».


К.Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».

Составление рассказа от имени воробья.

Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Находить в тексте слова и выражения, под­тверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям


Чтение - 2 ч

74 – 75.

Понимание нравственного содержания прочитанного. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героев и события. А.И. Куприн. «Слон».


А. Куприн. «Слон».

Основные со­бытия произведения.

Составление различных вариантов плана.

Пе­ресказ.

Оценка достижений

Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реаль­ные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступ­кам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной вырази­тельности в прозаическом тексте.

Составлять план для краткого и полного пе­ресказов.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произве­дения с опорой на текст.


Творческая деятельность - 1 ч

76.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

А.И. Куприн. «Слон».

А. Куприн. «Слон».

Составление рассказа от имени слона.


Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Находить в тексте слова и выражения, под­тверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям


Культура речевого общения - 2 ч

77.

Внеклассное чтение.

Осознание того, что фольклор есть выражение общечело­веческих нравственных правил и от­ношений.

В. Бианки "Лесные небылицы"
В.Медведев "Грунькины были и небылицы"

Знакомство с названием раздела «Были и небылицы».

Прогнозирование содержания раздела.


Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.


78.

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту.

Обобщение по разделу «Были и небылицы».

Творческий пересказ: сочи­нение продолжения сказки. Вырази­тельное чтение отрывков из произведений.

Характеристики героев произве­дения с опорой на текст.



Воспринимать на слух сочинения – продолжения сказок, высказывать своё мнение, отноше­ние.

Читать сказку вслух и про себя, использо­вать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).


Аудирование – 2 ч

79-80.

Восприятие на слух и адекватное понимание содержания звучащей речи.

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?» «Воробей» «Слон»



Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1»

Прогнозирование содержания раздела.

Саша Чёрный.

Стихи о живот­ных.

Средства художественной выразительности. Авторское от­ношение к изображаемому.


Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.


Чтение - 2 ч

81 – 82.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произ­ведения (ритм, рифма).

А.А.Блок «Ветхая избушка» «Сны» «Ворона»


А. Блок.

Картины зимних забав.

Средства художественной вырази­тельности для создания образа.

Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.


Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.

Объяснять смысл выражений с опорой на текст.

Определять авторское отношение к изобра­жаемому.

Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, све­ряя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения


Аудирование – 1 ч

83.

Восприятие на слух и адекватное понимание содержания звучащей речи.

С.А. Есенин. «Черемуха».


С. Есенин.

Выразительное чтение стихотворения.

Средства художе­ственной выразительности для создания картин цветущей черё­мухи.

Оценка достижений

Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст.

Определять авторское отношение к изобра­жаемому.

Проверять правильность высказывания, све­ряя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения


Культура речевого общения - 1 ч

84.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятель­ности учащихся.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

Урок-викторина по разделу.

Вырази­тельное чтение стихотворений.

Создание словесных картин.

Оценка достижений

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Создавать словесные картины по тексту сти­хотворения.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения


Литературоведческая пропедевтика - 1 ч

85.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содер­жанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка.

Знакомство с разделом «Люби живое»

Знакомство с названием раздела «Люби живое»

Прогнозирование содержания раздела.


Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведе­ния.

Определять жанр произведения.


Чтение - 2 ч

86.

Осознание понятия «Родина». Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразитель­ных средств языка.

М.Пришвин. «Моя Родина».


М. Пришвин. «Моя Родина».

Заголовок—«входная дверь» в текст.

Основная мысль текста.

Читать и воспринимать на слух произведе­ния.

Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

87.

Понимание нравственного содержа­ния прочитанного, осознание моти­вации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм мо­рали.

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».



И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

Почему произведение так называется? Определение жанра произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения


Творческая деятельность - 1 ч

88.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-вы­разительных средств данного текста.

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».


Листопадничек — главный герой произведения. Рассказ о герое.

Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

Рассказывать о герое, подбирая из произве­дения слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Пересказывать произведение на основе плана.

Культура письменной речи - 1 ч

89.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразитель­ных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода, рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Сочинение на основе художественного текста И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек».



Сочинение на основе художественного текста И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку и использование выразительных средств языка.



Составлять план произведения.

Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения


Культура речевого общения - 1 ч

90.

Внеклассное чтение.

Освоение разных видов пересказа ху­дожественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача ос­новных мыслей).

В.В.Бианки. «Оранжевое горлышко. «Мурзук».


В.В.Бианки. «Оранжевое горлышко. «Мурзук».

Подробный или выборочный пересказ прочитанного рассказа.

Высказывание собственного впечатления о прочитанном произведении.


Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью.

Составлять разные виды планов, воссозда­вать текст по плану.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.


Аудирование - 2 ч

91-92.

Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.

В.И.Белов «Малька провинилась». «Ещё про Мальку».


В.И. Белов.

«Малька провинилась».

«Ещё про Мальку».

Озаглавливание текста.

Главные герои рас­сказа.


Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая из произве­дения слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Пересказывать произведение на основе плана.


Чтение - 3 ч

93 – 94.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-вы­разительных средств данного текста.

Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Освоение разных видов пересказа ху­дожественного текста: подробный, выборочный и краткий.

В.В.Бианки «Мышонок Пик»



В. Бианки. «Мышонок Пик».

Со­ставление плана на основе назва­ния глав.

Рассказ о герое произ­ведения.


Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведе­ние.

Рассказывать о герое, подбирая из произве­дения слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Составлять план произведения.

Пересказывать произведение на основе плана.

95.

Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Характеристика героя по предложенному плану. Освоение разных видов пересказа.


Б. Житков. «Про обезьянку».



Б. Житков. «Про обезьянку».

Ге­рои произведения.

Пересказ.

Краткий пересказ.


Культура письменной речи - 1 ч

96.

Нахождение в тексте слов и выраже­ний, характеризующих героя и собы­тия. Анализ мо­тивов поступков персонажа.

Б. Житков. «Про обезьянку».


Б. Житков. «Про обезьянку».

Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях - рассуждениях на заданную тему.



Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.


Чтение - 2 ч

97.

Понимание нравственного содержа­ния прочитанного, осознание моти­вации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм мо­рали.

В.П.Астафьев «Капалуха».

В. Астафьев. «Капалуха». Герои произведения.


Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая из произве­дения слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Пересказывать произведение на основе плана.


98.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содер­жанием.

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.


Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.


Культура речевого общения - 2 ч

99.

Внеклассное чтение

Монологическое речевое высказывание небольшого объёма, с опорой на авторский текст.

Б.Заходер. «Занимательная зоология».



Б.Заходер. «Занимательная зоология».

Подробный или выборочный пересказ прочитанного рассказа.

Высказывание собственного впечатления о прочитанном произведении.


Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью.

Составлять разные виды планов, воссозда­вать текст по плану.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.


100.

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту.

Обобщающий урок по разделу «Люби живое»


Творческий пересказ: сочи­нение своих рассказов о животных. Вырази­тельное чтение отрывков из произведений.

Характеристики героев произве­дений с опорой на текст.


Воспринимать на слух сочинения – рассказы о животных, высказывать своё мнение, отноше­ние.

Читать отрывки из произведений вслух и про себя, использо­вать приёмы выразительного чтения при перечитывании произведений.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).


Чтение - 3 ч

101.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произ­ведения (ритм, рифма). С.Я. Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной…»


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

С. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной...». Заголо­вок стихотворения. Выразитель­ное чтение.


Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию ав­тора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его со­держание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художе­ственной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.


102-103.

Адекватное по­нимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по со­держанию услышанного произведе­ния, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.

А.Л. Барто «Разлука». «В театре»


А.Л. Барто «Разлука». «В театре».

Заголо­вок стихотворения.

Выразитель­ное чтение.


Читать стихотворения, отражая позицию ав­тора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его со­держание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художе­ственной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.


Культура речевого общения - 1 ч

104.

Внеклассное чтение

Произведения А.Барто, С.Маршака, С.Михалкова


Выбор книг на основе рекомендованного списка. Выходные данные; структура книги: автор, заглавие, оглавление, иллюстрации.

Выразитель­ное чтение наиболее понравившегося отрывка.



Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Читать стихотворения, отражая позицию ав­тора и своё отношение к изображаемому.


Чтение - 2 ч

105.

Адекватное по­нимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по со­держанию услышанного произведе­ния, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.

С.В.Михалков «Если».


С.В.Михалков «Если».

Заголо­вок стихотворения.

Выразитель­ное чтение.



Читать стихотворения, отражая позицию ав­тора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его со­держание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художе­ственной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.


106.

Адекватное по­нимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по со­держанию услышанного произведе­ния, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.

Е.А.Благинина «Кукушка». «Котенок».


Е.А.Благинина «Кукушка». «Котенок».

Заголо­вок стихотворения.

Выразитель­ное чтение.



Культура речевого общения - 2 ч

107.

Интерпрета­ция текста литературного произведе­ния в творческой деятельности уча­щихся: создание собственного стихотворного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Проект «Праздник поэзии».


Проект «Праздник поэзии».

Сочинение стихотворения.

Участие в творческом проекте.

Сочинять стихотворения.

Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

108.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произ­ведения (ритм, рифма). Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»

Урок-викторина по разделу.

Вырази­тельное чтение стихотворений.

Создание словесных картин.

Оценка достижений

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Создавать словесные картины по тексту сти­хотворения.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения


Аудирование - 1 ч

109.

Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок».


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Б. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотне­сение пословицы и содержания произведения.


Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы, подби­рать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначе­ний.

Воспринимать на слух художественное про­изведение; читать вслух и про себя, осмыс­ливая содержание.

Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием про­изведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произ­ведения, определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений, выделять эпизоды, которые вызывают смех, определять отношение авто­ра к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористиче­ские рассказы о жизни детей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Чтение - 2 ч

110.

Соблю­дение орфоэпических и интонацион­ных норм чтения. Чтение предложе­ний с интонационным выделением знаков препинания.

А.П.Платонов «Цветок на земле»

А. Платонов. «Цветок на земле». Герои рассказа. Осо­бенности речи героев. Чтение по ролям.


Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначе­ний.

Воспринимать на слух художественное про­изведение; читать вслух и про себя, осмыс­ливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произ­ведения, определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев.


111.

Осознание смысла произведения при чтении про себя. Умение находить в тексте необходимую информацию. Понима­ние особенностей разных видов чте­ния.

А. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама».


А. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама». Герои рассказа. Осо­бенности речи героев. Чтение по ролям.


Культура письменной речи - 1 ч

112.

Выявление авторского отношения к герою на ос­нове анализа текста, авторских по­мет, имён героев.

А. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама».


А. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама». Герои рассказа. Осо­бенности речи героев. Чтение по ролям.


Отвечать на вопросы по содержанию произ­ведения, определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев.

Чтение - 6 ч

113-114.

Характеристика героев произведения с использованием художественно-вы­разительных средств данного текста. Анализ мо­тивов поступков персонажей. Сопо­ставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к героям на ос­нове анализа текста, авторских по­мет, имён героев.

М.М.Зощенко «Золотые слова».


М. Зощенко. «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Осо­бенности юмористического рас­сказа. Главная мысль произведе­ния. Восстановление порядка со­бытий.


Воспринимать на слух художественное про­изведение; читать вслух и про себя, осмыс­ливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием про­изведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произ­ведения, определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений, выделять эпизоды, которые вызывают смех, определять отношение авто­ра к событиям и героям.

115-116.

Характеристика героев произведения с использованием художественно-вы­разительных средств данного текста. Анализ мо­тивов поступков персонажей. Сопо­ставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к героям на ос­нове анализа текста, авторских по­мет, имён героев.

М.М.Зощенко«Великие путешественники».


М.М.Зощенко «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Осо­бенности юмористического рас­сказа. Главная мысль произведе­ния. Восстановление порядка со­бытий.



117.

Выявление авторского отношения к герою на ос­нове анализа текста, авторских по­мет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь

Н.Н.Носов. «Федина задача».


Н.Н.Носов. «Федина задача».

Особенности юмори­стического рассказа. Анализ заго­ловка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова.

Оценка достижений

Понимать особенности юмористических произведений, выделять эпизоды, которые вызывают смех, определять отношение авто­ра к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористиче­ские рассказы о жизни детей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

118.

Выявление авторского отношения к герою на ос­нове анализа текста, авторских по­мет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь

Н.Н.Носов. «Телефон».


Н.Н.Носов. «Телефон».

Особенности юмори­стического рассказа. Анализ заго­ловка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова.

Оценка достижений

Культура речевого общения - 2 ч

119.

Внеклассное чтение.

Анализ мо­тивов поступков персонажа. Сопо­ставление поступков героев по аналогии или контрасту.

Произведения В.Ю.Драгунского.

Произведения В.Ю.Драгунского.

Тема и главная мысль произведения.

Подробный или выборочный пересказ прочитанных произведений.

Высказывание собственного впечатления о прочитанном произведении.


Определять самостоятельно тему и главную мысль произведения.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью.

Составлять разные виды планов, воссозда­вать текст по плану.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.


120.

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту.

Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».

Вырази­тельное чтение или пересказ отрывков из произведений.

Характеристики героев произве­дений с опорой на текст.


Воспринимать на слух чтение или пересказ отрывков из произведений,

высказывать своё мнение, отноше­ние к прочитанному.

Читать отрывки из произведений вслух и про себя, использо­вать приёмы выразительного чтения при перечитывании произведений.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).


Аудирование - 1 ч

121.

Восприятие на слух звучащей речи и адекватное понимание её содержания. Определение главной мысли текста. Подбор клю­чевых и опорных слов для пересказа.

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».


Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов».

Прогнозирование содержания раздела.

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

Высказывание собственного впечатления о прочитанном произведении.




Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух прочитанное и отве­чать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.


Чтение - 1 ч

122.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содер­жанием.

Ю. Ермолаев. «Проговорился».


Ю. Ермолаев. «Проговорился». Вопросы и ответы по содержанию.

Чтение по ролям.



Воспринимать на слух прочитанное и отве­чать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

Использовать приём увеличения темпа чте­ния — «чтение в темпе разговорной речи».


Творческая деятельность - 1 ч

123.

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту.

Ю. Ермолаев. «Воспитатели».


Ю. Ермолаев. «Воспитатели». Оценивание поступков героев с опорой на личный опыт.

Чтение по ролям. Придумывание самостоятельно вопросов по содержанию.


Воспринимать на слух прочитанное и отве­чать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Чтение - 3 ч

124 – 125.

Понимание нравственного содержа­ния прочитанного, осознание моти­вации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм мо­рали.

Г.Остер. «Вредные советы». «Как получаются легенды».


Г.Остер. «Вредные советы». «Как получаются легенды».

Создание собственного сборника вредных советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города.


Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

126.

Стихотворная речь. Осознание того, что фольклор есть выражение общечело­веческих нравственных правил и от­ношений.

Р.Сеф. «Веселые стихи».


Р.Сеф. «Веселые стихи».

Выразительное чтение стихотворения. Оценка достижений.


Читать стихотворения, отражая позицию ав­тора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его со­держание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художе­ственной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.


Культура речевого общения - 2 ч

127.

Внеклассное чтение.

Зна­комство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следствен­ных связей. Определение главной мысли текста.

«Мурзилка» и «Веселые картинки»- самые старые детские журналы.

«Мурзилка» и «Весёлые картин­ки» — самые старые детские жур­налы. По страницам журналов для детей. Виды информации: научная, художественная (с опорой на внешние показатели, её справочно-иллюстративный материал.)

Выбирать для себя нужный и интересный журнал.

Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.

Находить необходимую информацию в жур­нале.

Готовить сообщение по теме, используя ин­формацию журнала.


128.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произве­дения о Родине, природе, детях, бра­тьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Обобщающий урок по разделу

«По страницам детских журналов».


Вырази­тельное чтение стихотворений или пересказ произведений из детских журналов.

Характеристики героев произве­дений с опорой на текст.


Воспринимать на слух чтение или пересказ произведений из детских журналов,

высказывать своё мнение, отноше­ние к прочитанному.

Читать отрывки из произведений вслух и про себя, использо­вать приёмы выразительного чтения при перечитывании произведений.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).


Чтение - 2 ч

129 – 130.

Осознание понятия «Родина», пред­ставления о проявлении любви к Ро­дине в литературе разных народов. Характеристика героя произведения через поступки и речь. Древнегреческий миф «Храбрый Персей».


Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература».

Прогнозирование содержания раздела.

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух художе­ственное произведение.

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Пересказывать выборочно произведение.

Творческая деятельность - 1 ч

131.

Анализ мо­тивов поступков персонажа. Сопостав­ление поступков героя по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою.

Древнегреческий миф «Храбрый Персей».


Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Читать и воспринимать на слух художе­ственное произведение.

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Пересказывать выборочно произведение.

Чтение - 2 ч

132 – 133.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содер­жанием. Осознание того, что фольклор есть выражение общечело­веческих нравственных правил и от­ношений, поступков с точки зрения норм мо­рали.

Ганс - Христиан Андерсен «Гадкий утенок».


Ганс - Христиан Андерсен «Гадкий утенок».

Подготовка сообщения о датском сказочнике.

Нравственный смысл сказки.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя).

Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).



Культура письменной речи - 1 ч

134.

Характеристика героя произведения и событий с использованием художественно-вы­разительных средств данного текста.

Ганс - Христиан Андерсен «Гадкий утенок».

Создание иллюстраций к сказке. Пересказ по иллюстрированному плану. Высказывание своего мнения, отношения к прочитанному.

Пересказывать текст выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения).

Сравнивать темы произведений авторов - представителей разных народов России. Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

Культура речевого общения - 2 ч

135.

Внеклассное чтение.

Самостоятельное воспроизведение текста с использо­ванием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода, рас­сказ по иллюстрациям, пересказ.

Р. Бредбери. «Всё лето в один день».



Типы книг (изданий): книга произведение, книга-сборник. Виды информации: художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Выходные данные; структура книги: автор, заглавие, оглавление, иллюстрации.

Подбирать книги по рекомендованному спи­ску и собственному выбору, записывать на­звания и авторов произведений, прочитанных летом.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Рассказывать о прочитанных книгах зару­бежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

136.

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту.

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература»


Вырази­тельное чтение или пересказ отрывков произведений зарубежных авторов.

Характеристики героев произве­дений с опорой на текст.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!