№ урока | Темы, входящие в разделы примерной программы | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
Культура речевого общения - 4 ч |
1. | Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника |
2. | Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление) | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника «Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства». Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы. Читать текст друг другу. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
3. | Внеклассное чтение. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма, с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде ответа на вопрос. Книги, прочитанные летом. | Знакомство с прочитанными книгами: автор, заглавие, оглавление, иллюстрации. Пересказ наиболее понравившегося отрывка. Высказывание собственного мнения о книге. Рекомендации одноклассникам. | Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Составлять краткий отзыв о прочитанной книге. |
4. | Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. | Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество». Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. |
Чтение - 2 ч |
5. | Малые фольклорные формы. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Русские народные песни. | Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Колыбельные песни. | Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. |
6. | Малые фольклорные формы. Работа со словом, целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | Шуточные народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок с опорой на особенности их построения. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. |
Культура речевого общения - 1 ч |
7. | Осознание понятия «Родина. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Произведения прикладного искусства. | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | Называть виды прикладного искусства. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. |
Чтение - 6 ч |
8 - 9. | Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. | Читать текст целыми словами без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. |
10 - 11. | Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. |
12 - 13. | Анализ мотивов поступков персонажей. Выявление авторского отношения к героям на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | Русская народная сказка «Сивка-бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. |
Культура письменной речи - 1 ч |
14. | Волшебные сказки и их художественные особенности. Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку», «Дополняем литературную сказку своими историями». Оценка достижений | Придумывать свои сказочные истории. Участвовать в подготовке проекта |
Культура речевого общения - 3 ч |
15. | Внеклассное чтение Самостоятельное воспроизведение текста с использованием иллюстраций художников. Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. | Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного текста и произведения живописи. | Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. |
16. | Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». | Жанровое разнообразие произведений. Определение темы, главной мысли. Подбор пословиц. Сравнение разных произведений. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование. | Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
17. | Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. «Как научить читать стихи» по статье Я. Смоленского. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Научно-популярная статья «Как научиться читать стихи» Я. Смоленского. Русские поэты XIX—XX вв. | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихотворения, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
Аудирование - 1 ч |
18. | Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». | Ф. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение—средство художественной выразительности. | Читать выразительно стихотворения, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
Культура письменной речи - 1 ч |
19. | Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку и использование выразительных средств языка. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. |
Литературоведческая пропедевтика - 1 ч |
20. | Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного. А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». | А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...» Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения. Оценка достижений | Читать выразительно стихотворения, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
Чтение - 3 ч |
21. | Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе. А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…» | А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...». Картины природы. Эпитеты — слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения Оценка достижений | Читать выразительно стихотворения, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
22. | Нахождение в стихотворном тексте средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. И.С.Никитин «Полно, степь моя…». | И. Никитин. «Полно, степь моя...». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. Выразительное чтение стихотворения Оценка достижений |
23. | Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. И.С.Никитин «Встреча зимы». | И. Никитин. «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. Выразительное чтение стихотворения Оценка достижений |
Аудирование - 1 ч |
24. | Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. И.З.Суриков «Детство». | И. Суриков. «Детство». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Выразительное чтение стихотворения Оценка достижений | Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. |
Творческая деятельность - 1 ч |
25. | Нахождение в стихотворном тексте средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. И.З.Суриков «Зима». | И. Суриков.«Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Выразительное чтение стихотворения Оценка достижений | Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. |
Культура речевого общения - 2 ч |
26. | Внеклассное чтение. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Времена года. Стихотворения русских поэтов. | Выразительное чтение стихотворений. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Оценка достижений | Объяснять значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике или толковым словарём. Находить в тексте произведения средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения) и использовать их в устных высказываниях. |
27. | Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1». | Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. Оценка достижений | Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения |
Чтение - 2 ч |
28. | Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Знакомство с разделом «Великие русские писатели» | Знакомство с названием раздела «Великие русские писатели» Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. |
29. | Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного текста. А.С.Пушкин. «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». | А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. Пушкина». | Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение, отвечать на вопросы по содержанию Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Аудирование - 1 ч |
30. | . Восприятие на слух звучащей речи. «Уж небо осенью дышало»; «В тот год осенняя погода» | Лирические стихотворения. «Уж небо осенью дышало»; «В тот год осенняя погода». Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. | Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на тест или пользуясь словарём в учебнике и толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). |
Чтение - 2 ч |
31. | Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. «Опрятней модного паркета». «Зимнее утро». | Лирические стихотворения. «Опрятней модного паркета». «Зимнее утро». Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. | Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на тест или пользуясь словарём в учебнике и толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). |
32. | Нахождение в стихотворном тексте средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. «Зимний вечер». | Лирические стихотворения. «Зимний вечер». Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. |
Культура речевого общения - 1 ч |
33. | Внеклассное чтение. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». | А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина. | Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. |
Чтение - 3 ч |
34. | Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина. | Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. |
35. | Понимание нравственного содержания прочитанного. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героев и события А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. | Объяснять значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике или толковым словарём. Находить в тексте произведения средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения) и использовать их в устных высказываниях. Давать характеристику героев литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. |
36. | Характеристика героев произведения. Анализ, мотивы поступков персонажей. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. |
Творческая деятельность - 1 ч |
37. | Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование | Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Характеризовать героев сказки на основе их поступков. |
Культура речевого общения - 1 ч |
38. | Внеклассное чтение. Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. И.А.Крылов. Басни. «Волк и журавль». «Квартет». | Басни И.А.Крылова. Мораль басен. Герои басен. Нравственный урок читателю. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. | Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни и давать им характеристику на основе их поступков. Различать в басне изображённые события и скрытый смысл. |
Культура письменной речи - 1 ч |
39. | Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку и использование выразительных средств языка. Подготовка сообщения об И.А. Крылове. | Подготовка сообщения об И.А.Крылове на основе статьи в учебнике или других книг о баснописце. Скульптурный портрет И.А.Крылову. | Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. |
Чтение - 3 ч |
40. | Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. И.А.Крылов. «Мартышка и очки». | Басни И.А.Крылова. Мораль басен. Герои басен. Нравственный урок читателю. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. | Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни и давать им характеристику на основе их поступков. Различать в басне изображённые события и скрытый смысл. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
41. | Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения. И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна». |
42. | Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. И.А.Крылов. «Ворона и лисица». |
Культура речевого общения - 1 ч |
43. | Внеклассное чтение. Прозаическая и стихотворная речь. Лирические стихи М.Ю.Лермонтова | Лирические стихотворения М.Ю.Лермонтова. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. | Объяснять значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике или толковым словарём. Находить в тексте произведения средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения) и использовать их в устных высказываниях. |
Культура письменной речи - 1 ч |
44. | Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку и использование выразительных средств языка. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове. | М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. |
Чтение - 2 ч |
45. | Работа со словом: распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности. М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», « На севере диком…» | Лирические стихотворения М.Ю.Лермонтова. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи И.Шишкина. | Объяснять значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике или толковым словарём. Находить в тексте произведения средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения) и использовать их в устных высказываниях. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. |
46. | Работа со словом: распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности. М.Ю.Лермонтов «Утёс», « Осень» | Лирические стихотворения М.Ю.Лермонтова. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи А.Куинджи. |
Культура письменной речи - 1 ч |
47. | Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: рассуждение (монолог героя) Подготовка сообщения о детстве Л.Н. Толстого. | Л.Н.Толстой. Детство Л.Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого. | Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. |
Чтение - 4 ч |
48. | Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Л.Н.Толстой «Акула» | Рассказы Л. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического и лирического текстов. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст- рассуждение. Сравнение текста- рассуждения и текста-описания. Оценка достижений | Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью. Отвечать на вопросы по содержанию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
49. | Понимание нравственного содержания прочитанного. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героев и события Л.Н.Толстой «Прыжок» |
50. | Характеристика героев произведения. Анализ, мотивы поступков персонажей. Л.Н.Толстой «Лев и Собачка» |
51. | Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря» |
Культура речевого общения - 2 ч |
52. | Внеклассное чтение. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного художественного текста. Произведения Л.Н.Толстого | Рассказы Л. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Подробный или выборочный пересказ прочитанного рассказа. Высказывание собственного впечатления о прочитанном произведении. | Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. |
53. | Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» | Жанровое разнообразие произведений. Определение темы, главной мысли. Подбор пословиц. Сравнение разных произведений. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование. | Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. |
Аудирование – 1 ч |
54. | Восприятие на слух и адекватное понимание содержания звучащей речи. Н.А.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором» | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст- повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения |
Чтение - 3 ч |
55. | Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворения. | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст- повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. |
56. | Осознание смысла произведения при чтении про себя. Понимание особенностей чтения -описания. К.Д.Бальмонт. «Золотое слово». И.А.Бунин. «Детство». | К. Бальмонт, И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. Оценка достижений |
57. | Нахождение в стихотворном тексте средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. И.А.Бунин. «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник…» | И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. Оценка достижений |
Культура речевого общения - 2 ч |
58. | Внеклассное чтение. Прозаическая и стихотворная речь. Стихи русских поэтов о детских воспоминаниях. | Выразительное чтение стихотворений. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Оценка достижений | Объяснять значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике или толковым словарём. Находить в тексте произведения средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения) и использовать их в устных высказываниях. |
59. | Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. Оценка достижений | Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения |
Чтение - 4 ч |
60. | Сказки. Художественные особенности сказок. Литературная (авторская) сказка. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Присказка. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. Оценка достижений | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок, определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев литературной сказки, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому в произведении. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. |
61. | Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств текста. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. Оценка достижений |
62-63. | Литературная (авторская) сказка. Характеристика героя произведения. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». | В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. Оценка достижений |
Литературоведческая пропедевтика - 1 ч |
64. | Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». | В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Соотношение понятий «герой» - «рассказчик» - «автор». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. | Определять авторское отношение к изображаемому в произведении. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Чтение - 1 ч |
65. | Литературная (авторская) сказка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович». | В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Сравнение героев сказки. | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок, определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. |
Культура письменной речи - 1 ч |
66. | Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ мотивов поступков персонажа. В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович». | В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях - рассуждениях на заданную тему. | Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. |
Культура речевого общения - 2 ч |
67. | Внеклассное чтение. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного художественного текста. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка». | Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Подробный или выборочный пересказ прочитанного рассказа. Высказывание собственного впечатления о прочитанном произведении. | Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. |
68. | Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Обобщение по разделу «Литературные сказкиь». | Жанровое разнообразие произведений. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Определение темы, главной мысли. Подбор пословиц. Сравнение разных сказок. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок, определять нравственный смысл сказки. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного). |
Чтение - 4 ч |
69 – 70. | Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. М. Горький. «Случай с Евсейкой». | М. Горький. «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям |
71 - 72. | Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. К.Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». | К.Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. | Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. |
Творческая деятельность - 1 ч |
73. | Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. К.Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». | К.Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Составление рассказа от имени воробья. | Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям |
Чтение - 2 ч |
74 – 75. | Понимание нравственного содержания прочитанного. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героев и события. А.И. Куприн. «Слон». | А. Куприн. «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. Оценка достижений | Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. |
Творческая деятельность - 1 ч |
76. | Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. А.И. Куприн. «Слон». | А. Куприн. «Слон». Составление рассказа от имени слона. | Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям |
Культура речевого общения - 2 ч |
77. | Внеклассное чтение. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. В. Бианки "Лесные небылицы" В.Медведев "Грунькины были и небылицы" | Знакомство с названием раздела «Были и небылицы». Прогнозирование содержания раздела. | Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. |
78. | Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Обобщение по разделу «Были и небылицы». | Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. Выразительное чтение отрывков из произведений. Характеристики героев произведения с опорой на текст. | Воспринимать на слух сочинения – продолжения сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного). |
Аудирование – 2 ч |
79-80. | Восприятие на слух и адекватное понимание содержания звучащей речи. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?» «Воробей» «Слон» | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1» Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. |
Чтение - 2 ч |
81 – 82. | Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). А.А.Блок «Ветхая избушка» «Сны» «Ворона» | А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. | Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения |
Аудирование – 1 ч |
83. | Восприятие на слух и адекватное понимание содержания звучащей речи. С.А. Есенин. «Черемуха». | С. Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Оценка достижений | Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения |
Культура речевого общения - 1 ч |
84. | Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | Урок-викторина по разделу. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. Оценка достижений | Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения |
Литературоведческая пропедевтика - 1 ч |
85. | Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Знакомство с разделом «Люби живое» | Знакомство с названием раздела «Люби живое» Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. |
Чтение - 2 ч |
86. | Осознание понятия «Родина». Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка. М.Пришвин. «Моя Родина». | М. Пришвин. «Моя Родина». Заголовок—«входная дверь» в текст. Основная мысль текста. | Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. |
87. | Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. | Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения |
Творческая деятельность - 1 ч |
88. | Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». | Листопадничек — главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | Рассказывать о герое, подбирая из произведения слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. |
Культура письменной речи - 1 ч |
89. | Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Сочинение на основе художественного текста И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек». | Сочинение на основе художественного текста И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку и использование выразительных средств языка. | Составлять план произведения. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения |
Культура речевого общения - 1 ч |
90. | Внеклассное чтение. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). В.В.Бианки. «Оранжевое горлышко. «Мурзук». | В.В.Бианки. «Оранжевое горлышко. «Мурзук». Подробный или выборочный пересказ прочитанного рассказа. Высказывание собственного впечатления о прочитанном произведении. | Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. |
Аудирование - 2 ч |
91-92. | Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. В.И.Белов «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». | В.И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. | Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая из произведения слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. |
Чтение - 3 ч |
93 – 94. | Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий. В.В.Бианки «Мышонок Пик» | В. Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения. | Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведение. Рассказывать о герое, подбирая из произведения слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Составлять план произведения. Пересказывать произведение на основе плана. |
95. | Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Характеристика героя по предложенному плану. Освоение разных видов пересказа. Б. Житков. «Про обезьянку». | Б. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. |
Культура письменной речи - 1 ч |
96. | Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ мотивов поступков персонажа. Б. Житков. «Про обезьянку». | Б. Житков. «Про обезьянку». Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях - рассуждениях на заданную тему. | Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. |
Чтение - 2 ч |
97. | Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. В.П.Астафьев «Капалуха». | В. Астафьев. «Капалуха». Герои произведения. | Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая из произведения слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. |
98. | Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. | Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. |
Культура речевого общения - 2 ч |
99. | Внеклассное чтение Монологическое речевое высказывание небольшого объёма, с опорой на авторский текст. Б.Заходер. «Занимательная зоология». | Б.Заходер. «Занимательная зоология». Подробный или выборочный пересказ прочитанного рассказа. Высказывание собственного впечатления о прочитанном произведении. | Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. |
100. | Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Обобщающий урок по разделу «Люби живое» | Творческий пересказ: сочинение своих рассказов о животных. Выразительное чтение отрывков из произведений. Характеристики героев произведений с опорой на текст. | Воспринимать на слух сочинения – рассказы о животных, высказывать своё мнение, отношение. Читать отрывки из произведений вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании произведений. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного). |
Чтение - 3 ч |
101. | Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). С.Я. Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной…» | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. С. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной...». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. |
102-103. | Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. А.Л. Барто «Разлука». «В театре» | А.Л. Барто «Разлука». «В театре». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. | Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. |
Культура речевого общения - 1 ч |
104. | Внеклассное чтение Произведения А.Барто, С.Маршака, С.Михалкова | Выбор книг на основе рекомендованного списка. Выходные данные; структура книги: автор, заглавие, оглавление, иллюстрации. Выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка. | Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. |
Чтение - 2 ч |
105. | Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. С.В.Михалков «Если». | С.В.Михалков «Если». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. | Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. |
106. | Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Е.А.Благинина «Кукушка». «Котенок». | Е.А.Благинина «Кукушка». «Котенок». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. |
Культура речевого общения - 2 ч |
107. | Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: создание собственного стихотворного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Проект «Праздник поэзии». | Проект «Праздник поэзии». Сочинение стихотворения. Участие в творческом проекте. | Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. |
108. | Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2» | Урок-викторина по разделу. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. Оценка достижений | Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения |
Аудирование - 1 ч |
109. | Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок». | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы, подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений, выделять эпизоды, которые вызывают смех, определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Чтение - 2 ч |
110. | Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. А.П.Платонов «Цветок на земле» | А. Платонов. «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. |
111. | Осознание смысла произведения при чтении про себя. Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения. А. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама». | А. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. |
Культура письменной речи - 1 ч |
112. | Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. А. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама». | А. Платонов. «Цветок на земле», «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. | Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. |
Чтение - 6 ч |
113-114. | Характеристика героев произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Анализ мотивов поступков персонажей. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к героям на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. М.М.Зощенко «Золотые слова». | М. Зощенко. «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений, выделять эпизоды, которые вызывают смех, определять отношение автора к событиям и героям. |
115-116. | Характеристика героев произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Анализ мотивов поступков персонажей. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к героям на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. М.М.Зощенко«Великие путешественники». | М.М.Зощенко «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. |
117. | Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь Н.Н.Носов. «Федина задача». | Н.Н.Носов. «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова. Оценка достижений | Понимать особенности юмористических произведений, выделять эпизоды, которые вызывают смех, определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
118. | Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь Н.Н.Носов. «Телефон». | Н.Н.Носов. «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова. Оценка достижений |
Культура речевого общения - 2 ч |
119. | Внеклассное чтение. Анализ мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Произведения В.Ю.Драгунского. | Произведения В.Ю.Драгунского. Тема и главная мысль произведения. Подробный или выборочный пересказ прочитанных произведений. Высказывание собственного впечатления о прочитанном произведении. | Определять самостоятельно тему и главную мысль произведения. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. |
120. | Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». | Выразительное чтение или пересказ отрывков из произведений. Характеристики героев произведений с опорой на текст. | Воспринимать на слух чтение или пересказ отрывков из произведений, высказывать своё мнение, отношение к прочитанному. Читать отрывки из произведений вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании произведений. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного). |
Аудирование - 1 ч |
121. | Восприятие на слух звучащей речи и адекватное понимание её содержания. Определение главной мысли текста. Подбор ключевых и опорных слов для пересказа. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов». Прогнозирование содержания раздела. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Высказывание собственного впечатления о прочитанном произведении. | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. |
Чтение - 1 ч |
122. | Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Ю. Ермолаев. «Проговорился». | Ю. Ермолаев. «Проговорился». Вопросы и ответы по содержанию. Чтение по ролям. | Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». |
Творческая деятельность - 1 ч |
123. | Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Ю. Ермолаев. «Воспитатели». | Ю. Ермолаев. «Воспитатели». Оценивание поступков героев с опорой на личный опыт. Чтение по ролям. Придумывание самостоятельно вопросов по содержанию. | Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. |
Чтение - 3 ч |
124 – 125. | Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Г.Остер. «Вредные советы». «Как получаются легенды». | Г.Остер. «Вредные советы». «Как получаются легенды». Создание собственного сборника вредных советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города. | Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
126. | Стихотворная речь. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Р.Сеф. «Веселые стихи». | Р.Сеф. «Веселые стихи». Выразительное чтение стихотворения. Оценка достижений. | Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. |
Культура речевого общения - 2 ч |
127. | Внеклассное чтение. Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. «Мурзилка» и «Веселые картинки»- самые старые детские журналы. | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. Виды информации: научная, художественная (с опорой на внешние показатели, её справочно-иллюстративный материал.) | Выбирать для себя нужный и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. |
128. | Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения. Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». | Выразительное чтение стихотворений или пересказ произведений из детских журналов. Характеристики героев произведений с опорой на текст. | Воспринимать на слух чтение или пересказ произведений из детских журналов, высказывать своё мнение, отношение к прочитанному. Читать отрывки из произведений вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании произведений. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного). |
Чтение - 2 ч |
129 – 130. | Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов. Характеристика героя произведения через поступки и речь. Древнегреческий миф «Храбрый Персей». | Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература». Прогнозирование содержания раздела. Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Пересказывать выборочно произведение. |
Творческая деятельность - 1 ч |
131. | Анализ мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героя по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Древнегреческий миф «Храбрый Персей». | Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить данное описание на основе текста). | Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Пересказывать выборочно произведение. |
Чтение - 2 ч |
132 – 133. | Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений, поступков с точки зрения норм морали. Ганс - Христиан Андерсен «Гадкий утенок». | Ганс - Христиан Андерсен «Гадкий утенок». Подготовка сообщения о датском сказочнике. Нравственный смысл сказки. | Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). |
Культура письменной речи - 1 ч |
134. | Характеристика героя произведения и событий с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Ганс - Христиан Андерсен «Гадкий утенок». | Создание иллюстраций к сказке. Пересказ по иллюстрированному плану. Высказывание своего мнения, отношения к прочитанному. | Пересказывать текст выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения). Сравнивать темы произведений авторов - представителей разных народов России. Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации. |
Культура речевого общения - 2 ч |
135. | Внеклассное чтение. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Р. Бредбери. «Всё лето в один день». | Типы книг (изданий): книга произведение, книга-сборник. Виды информации: художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Выходные данные; структура книги: автор, заглавие, оглавление, иллюстрации. | Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору, записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
136. | Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература» | Выразительное чтение или пересказ отрывков произведений зарубежных авторов. Характеристики героев произведений с опорой на текст. |