Календарно-тематическое планирование по биологии.
№ урока | Дата | По факту | Наименование общей темы, темы урока | Цель урока | Дидактические материалы, наглядные пособия |
1 | | | Введение (3ч) Неживая и живая природа. | Познакомить уч-ся с живой и неживой природой. | Рисунки учебника |
2 | | | Твёрдые тела, жидкости и газы. | Познакомить уч-ся с телами неживой природы: твёрдыми, жидкими и газообразными. | Рисунки учебника |
3 | | | Для чего изучают природу. | Рассмотреть, почему в наше время каждый человек должен многое знать о природе и беречь её. | Рисунки учебника |
4-1 | | | Вода (17ч). Вода в природе. | Рассмотреть значение воды, её три состояния. | Рисунки учебника |
5-2 | | | Вода – жидкость. | Познакомить уч-ся со свойствами воды. | Стакан, вода, рис. учебника. |
6-3 | | | Температура воды и её измерение. Практическая работа №1 «Измерение температуры воды». | Познакомить уч-ся с особенностями строения термометра, научить определять температуру. | Термометр, банка с водой. |
7-4 | | | Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. | Рассмотреть при выполнении опытов свойства воды. | Спиртовка, колба с водой. |
8-5 | | | Изменение состояния воды при замерзании. | Рассмотреть свойство воды расширяться при замерзании. | Рис. учебника |
9-6 | | | Лёд – твёрдое тело. | Познакомить уч-ся со свойствами льда. | Кусочки льда, стакан. |
10-7 | | | Превращение воды в пар. | На примере опытов, доказать испарение воды. | Колбы с водой, спиртовки. |
11-8 | | | Кипение воды. | Познакомить с понятиями: кипение воды, туман, турбины, гейзеры. | Рис. учебника. |
12-9 | | | Три состояния воды. | Познакомить уч-ся тремя состояниями воды в природе. | Рис. учебника. |
13-10 | | | Вода – растворитель. | познакомить уч-ся со свойством воды – хороший растворитель. | Фильтровальная бумага, колба, стакан с водой. |
14-11 | | | Водные растворы и их использование. | Познакомить уч-ся с понятием – водные растворы, использованием водных растворов. | Стакан с тёплой водой, сахар, соль. |
15-12 | | | Водные растворы в природе. | Рассмотреть значение водных растворов в природе. | Рис учебника. |
16-13 | | | Нерастворимые в воде вещества. | Познакомить с веществами нерастворимыми в воде. | Подсолнечное масло, колба с водой, фильтровальная бумага. |
17-14 | | | Чистая и мутная вода. | Познакомить с понятиями: чистая и мутная вода, с отличиями чистой воды от мутной. | Стаканы с чистой и мутной водой. |
18-15 | | | Питьевая вода. Практическая работа № 2. «Наблюдения за расходом воды и электроэнергии». | Познакомить с понятием: питьевая вода, её значением. | Рис. учебника. |
19-16 | | | Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. | Познакомить уч-ся с использованием воды. | Рис. учебника. |
20-17 | | | Что мы узнали о воде. | Повторить с уч-ся материал о воде. | Инструктивные листы. |
| | | Воздух (15ч). | | |
21-1 | | | Воздух в природе. | На примере проведения опытов рассмотреть, где находится воздух в природе. | Пипетка, стакан с водой, почва. |
22-2 | | | Воздух занимает место. | Доказать – воздух занимает место. | Рис учебника |
23-3 | | | Воздух сжимаем и упруг. | Познакомить с понятием: упругость, с использованием сжатого воздуха. | Рис. учебника. |
24-4 | | | Воздух – плохой проводник тепла. | Рассмотреть с уч-ся свойства воздуха. | Рис. учебника. |
25-5 | | | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | В ходе демонстрации опытов, рассмотреть: расширение воздуха при нагревании, сжатие при охлаждении. | п.25, вопросы стр.26 |
26-6 | | | Тёплый воздух легче холодного. | Продолжить знакомство уч-ся со свойствами воздуха. | Весы, колба, песок. |
27-7 | | | Движение воздуха в природе. | Познакомить уч-ся с особенностями движения воздуха в природе. | Рис учебника. |
28-8 | | | Состав воздуха. | Познакомить уч-ся с составом воздуха. | Пробирки, колбы с известковой водой. |
29-9 | | | Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. | Рассмотреть с уч-ся со свойствами кислорода, с его значением. | Рис учебника. |
30-10 | | | Углекислый газ. | Познакомить со свойствами углекислого газа. | Рис. учебника. |
31-11 | | | Применение углекислого газа. | Познакомить уч-ся с применением углекислого газа. | Рис. учебника. |
32-12 | | | Значение воздуха. | Рассмотреть значение воздуха. | Рис учебника. |
33-13 | | | Чистый и загрязнённый воздух. | Познакомить уч-ся с понятиями: чистый и загрязнённый воздух. | Рис. учебника |
34-14 | | | Охрана воздуха. | Познакомить с необходимостью охраны воздуха. | Инструктивные листы. |
35-15 | | | Что мы узнали о воздухе. | Повторить материал по теме. | Инструктивные листы. |
| | | Полезные ископаемые (20 ч). | | |
36-1 | | | Что такое полезные ископаемые. | Познакомить уч-ся с понятием – полезные ископаемые. | Коллекции полезных ископаемых. |
37-2 | | | Полезные ископаемые, используемые в строительстве. | Познакомить уч-ся с полезными ископаемыми, используемыми в строительстве. | Коллекции полезных ископаемых. |
38-3 | | | Гранит. | Рассмотреть, из чего состоит гранит, что означает слово «гранит». | Коллекции, рис. учебника 175 |
39-4 | | | Известняки. | Рассмотреть, какие известняки встречаются в природе. | Коллекции, рис. учебника. |
40-5 | | | Песок и глина. | Рассмотреть, где в природе встречается песок и глина, их состав. | Коллекции, рис. учебника. |
41-6 | | | Горючие полезные ископаемые. | Рассмотреть, к каким полезным ископаемым относят торф, нефть, каменный уголь, природный газ. | Коллекции, рис. учебника. |
42-7 | | | Торф. | Рассмотреть, из чего состоит торф , где образуется, как используют. | Коллекции, рис. учебника. |
43-8 | | | Каменный уголь. | Рассмотреть, где в природе встречается, как добывают, где используют. | Коллекции, рис. учебника. |
44-9 | | | Нефть. | Рассмотреть, где в природе встречается нефть, как добывают, какие изделия получают из нефти. | Коллекции, рис. учебника. |
45-10 | | | Природный газ. | Рассмотреть, где в природе встречается, использование. | Рис. учебника. |
46-11 | | | Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. | Рассмотреть, из чего получают калийные, фосфорные минеральные удобрения. | Рис. учебника. |
47-12 | | | Калийная соль. | Познакомить уч-ся со свойствами калийной соли, как добывают. | Коллекции, рис. учебника. |
48-13 | | | Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения. | Познакомить с характеристикой фосфоритов. | Коллекции, рис. учебника. |
49-14 | | | Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. | Познакомить с характеристикой полезных ископаемых, которые применяются для получения металлов. | Рис. учебника. |
50-15 | | | Железные руды. | Познакомить уч-ся с характеристикой железных руд. | Коллекции, рис. учебника. |
51-16 | | | Чёрные металлы. Чугун. | Познакомить с характеристикой чёрных металлов. | Коллекции, рис. учебника. |
52-17 | | | Сталь. | Познакомить с характеристикой стали. | Коллекции, рис. учебника. |
53-18 | | | Медная и алюминиевая руды. | Познакомить с признаками медной и алюминиевой руд. | Коллекции, рис. учебника. |
54-19 | | | Алюминий. | Познакомить с характеристикой алюминия. | Коллекции, рис. учебника. |
55-20 | | | Медь и олово. Практическая работа №3 Распознавание чёрных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов». | Познакомить с характеристикой меди и олова. | Коллекции, рис. учебника. |
| | | Почва (11ч) | | |
56-1 | | | Что называют почвой. | Познакомить уч-ся с характеристикой почвы. | Рис. учебника 109 |
57-2 | | | Состав почвы. | Познакомить уч-ся с составом почвы. | Рис. учебника 111 |
58-3 | | | Перегной – органическая часть почвы. | Познакомить уч-ся с органической частью почвы. | Перегной |
59-4 | | | Песок и глина – минеральная часть почвы. | Познакомить с характеристикой песка и глины. | Песок, глина. |
60-5 | | | Минеральные соли в почве. | На примере опытов доказать, что в состав почвы входят минеральные соли. | Почва, стакан с водой. |
61-6 | | | Различие почв по их составу. Практическая работа №4 «Определение типов почв своей местности». | Познакомить уч-ся с типами почв. | Стаканы, вода, типы почв. |
62-7 | | | Как проходит вода в разные почвы. Практическая работа №5 «Различение песчаных и глинистых почв». | На примере опытов рассмотреть, как проходит вода в разные почвы. | Стаканы, вода, типы почв. |
63-8 | | | Испарение воды из почвы. | Рассмотреть, как происходит испарение воды из почвы. | Рис. учебника |
64-9 | | | Весенняя обработка почвы. Практическая работа №6 «Обработка почвы на пришкольном участке». | Рассмотреть, каким образом происходит обработка почвы весной. | Рис учебника 117 |
65-10 | | | Осенняя обработка почвы. | Рассмотреть, каким образом происходит обработка почвы весной. | Рис. учебника 118, 119 |
66-11 | | | Охрана почв. | Рассмотреть, каково значение почвы в жизни человека. | |