СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе В.Я.Коровиной

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Скорректированнае планирование уроков литературы в 8 классе по программе В.Я.Коровиной.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе В.Я.Коровиной»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г. МОСКВЫ


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1747










 

Рабочая программа

по литературе

для 8 А класса


уровень: базовый



Учебник: «Литература». 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015






 

Учитель: Михеева Галина Ивановна

Квалификационная категория: высшая

 














  

Программа рассмотрена на заседании кафедры русского языка и литературы

Протокол № __ от «__»_________2016 г.

Руководитель__________________________/ ________________________________/

подпись расшифровка

 


Содержание курса литературы в 8 классе

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Из них на развитие речи

Из них на внеклассное чтение.

Сочинения

1.

Вводный урок

1

-

-

-

2.

Устное народное творчество

2

-

-

-

3.

Из древнерусской литературы

2

-

-

-

4.

Из русской литературы XVIII века

3

1

-

1

5.

Из русской литературы XIX века

34

3

1

2

6.

Из русской литературы XX века

20

2

5

2

7.

Из зарубежной литературы

5

-

1

-

8.

Заключительный урок

1

-

-

-

Итого

68

6

7

5


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Ученик должен знать:

  • базовые теоретико-литературные понятия;

  • содержание программных произведений;

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.


Ученик должен понимать:

  • закономерности происхождения литературы;

  • жанровые особенности произведений;


Ученик должен уметь:

  • владеть умениями выразительного чтения;

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях;

  • видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

  • видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

  • самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

  • грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

  • выполнять элементарные исследовательские работы.


Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.


      Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

  • осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).



Календарно-тематическое планирование

п.п

недели

Раздел. Тема урока.

Примечание

1

1

Введение. (1 ч)

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1


2

1

Устное народное творчество. (2 ч)

Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В тёмном лесе», «Уж ты ночка», «Вдоль по улице метелица». Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачев казнён». Частушка как малый жанр. Её тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений

2

3

2

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

2

4

2

Из древнерусской литературы. (3 ч)

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

3

5

3

РР Подготовка к сочинению-размышлению «Праведник и защитник Русской земли» (по «Повести о житии Александра Невского»).

3

6


«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

4

7

3

Из литературы ХVIII века. (3 ч)

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

4

8

4

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения.

5

9

4

Кто страшнее: госпожа Простакова или Митрофанушка?

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению.

РР

5

10

5

Из литературы ХIХ века. (34 ч)

И. А .Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

6

11

5

И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.

6

12

6

Зачет по 1 модулю «У истоков русской литературы».

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновение…», «19 октября». Их основные мотивы. Особенности поэтической формы.

7

20 октября

13

7

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина

7

14

7

А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

8

15

8

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

8

16

8

Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.

9

17

9

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

9

18

9

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

10

19

10

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции, фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к домашнему сочинению.

РР

10

20

10

Внеклассное чтение по роману В.Каверина «Два капитана».

ВЧ

11

21

11

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

11

22

11

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова.

12

23

12

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы.

12

24

12

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы. Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

13

25

13

Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

РР

13

26

13

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в художественном творчестве.

14

27

14

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

14

28

14

Разоблачение пороков чиновников в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

15

29

15

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

15

30

15

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению.

РР

16

31

16

Н. В. Гоголь. «Шинель». Комментированное чтение.

16

32

16

Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.

17

33

17

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

Зачетная работа по 2 модулю (1 половина 19 века).

КР

17

12-14 января

34

17

М.Е Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык.

18

35

18

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.


36

18

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».


37

19

Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.


38

19

Мастерство Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.


39

20

И.С.Тургенев. личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».


40

20

История любви как основа сюжета повести. Образ героя-повествователя.


41

21

Роль 16 главы в повести «Ася». «Тургеневская» девушка в повести. Психологизм и лиризм писателя.


42

21

Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета


43

22

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.


44

22

Из литературы ХХ века. (20 ч.)

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика.


45

23

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле.


46

23

Внеклассное чтение по рассказу А.Платонова «Песчаная учительница».

ВЧ

47

24

Урок-диспут. Что значит быть счастливым? Подготовка к домашнему сочинению.

РР

48

24

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению.


49

25

С. А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.


50

25

Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. Тэффи «Жизнь и воротник», М. М. Зощенко «История болезни».


51

26

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.


52

26

Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского.


53

27

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство Твардовского в поэме.


54

27

Внеклассное чтение по роману А.Фадеева «Молодая гвардия».

ВЧ

55

28

Героическая судьба юных молодогвардейцев.

ВЧ

56

28

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава «Песенка о пехоте», А .Фатьянов «Соловьи», Л.Ошанин «Дороги».


57

29

Внеклассное чтение по повести В.Распутина «Живи и помни».

ВЧ

58

29

«Живи и помни»: проблема нравственного выбора героев. Подготовка к домашнему сочинению «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе» (или сочинение на конкурс «Не прервется связь поколений»).

РР

59

30

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие понятия о герое-повествователе.


60

30

Комментированное чтение рассказа К.Паустовского «Телеграмма».


61

31

Урок-диспут по рассказу К.Паустовского «Телеграмма».

РР

62

31

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.


63

32

Из зарубежной литературы (5 ч)

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».


64

32

Сонеты Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.


65

33

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии.


66

33

Мастерство Мольера-писателя. Общечеловеческий смысл комедии.


67

34

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.


68

34

Заключительный урок. (1 ч)

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Что читаем летом.




Учебно-методическое обеспечение


1. «Литература 8 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных организаций в 2-частях. Авторы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. - Москва: «Просвещение», 2015 г

2. Е.Л. Ерохина. « Тесты по литературе». К учебнику В. Я. Коровиной «Литература.8 класс». М.: «Экзамен», 2013.

3. Егорова Н.В. «Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс». — М.: ВАКО, 2015.

4. М.А. Маркитанова. «Дидактические материалы по литературе. 8 класс.». М.: «Экзамен», 2014.

5. «Читаем, думаем, спорим..». Дидактические материалы по литературе. 8 класс. Авторы составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2010

6. Е.Л. Ерохина. « Тесты по литературе». К учебнику В. Я. Коровиной «Литература.8 класс». М.: «Экзамен», 2013.

7. Литература: справочные материалы для школьника. - М., 2014.

8. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!