Протокол № __ от «__»_________2016 г.
владеть умениями выразительного чтения;
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях;
видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
выполнять элементарные исследовательские работы.
№ п.п | № недели | Раздел. Тема урока. | Примечание |
1 | 1 | Введение. (1 ч) Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 |
2 | 1 | Устное народное творчество. (2 ч) Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В тёмном лесе», «Уж ты ночка», «Вдоль по улице метелица». Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачев казнён». Частушка как малый жанр. Её тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений | 2 |
3 | 2 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий. | 2 |
4 | 2 | Из древнерусской литературы. (3 ч) Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития. | 3 |
5 | 3 | РР Подготовка к сочинению-размышлению «Праведник и защитник Русской земли» (по «Повести о житии Александра Невского»). | 3 |
6 | | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | 4 |
7 | 3 | Из литературы ХVIII века. (3 ч) Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. | 4 |
8 | 4 | Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения. | 5 |
9 | 4 | Кто страшнее: госпожа Простакова или Митрофанушка? Р/р. Подготовка к домашнему сочинению. | РР 5 |
10 | 5 | Из литературы ХIХ века. (34 ч) И. А .Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков | 6 |
11 | 5 | И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа. | 6 |
12 | 6 | Зачет по 1 модулю «У истоков русской литературы». А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновение…», «19 октября». Их основные мотивы. Особенности поэтической формы. | 7 20 октября |
13 | 7 | А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина | 7 |
14 | 7 | А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. | 8 |
15 | 8 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | 8 |
16 | 8 | Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич. | 9 |
17 | 9 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | 9 |
18 | 9 | Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | 10 |
19 | 10 | Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции, фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к домашнему сочинению. | РР 10 |
20 | 10 | Внеклассное чтение по роману В.Каверина «Два капитана». | ВЧ 11 |
21 | 11 | А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. | 11 |
22 | 11 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова. | 12 |
23 | 12 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы. | 12 |
24 | 12 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы. Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | 13 |
25 | 13 | Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». | РР 13 |
26 | 13 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в художественном творчестве. | 14 |
27 | 14 | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. | 14 |
28 | 14 | Разоблачение пороков чиновников в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. | 15 |
29 | 15 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | 15 |
30 | 15 | Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению. | РР 16 |
31 | 16 | Н. В. Гоголь. «Шинель». Комментированное чтение. | 16 |
32 | 16 | Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. | 17 |
33 | 17 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. Зачетная работа по 2 модулю (1 половина 19 века). | КР 17 12-14 января |
34 | 17 | М.Е Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. | 18 |
35 | 18 | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа. | |
36 | 18 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | |
37 | 19 | Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа. | |
38 | 19 | Мастерство Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. | |
39 | 20 | И.С.Тургенев. личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». | |
40 | 20 | История любви как основа сюжета повести. Образ героя-повествователя. | |
41 | 21 | Роль 16 главы в повести «Ася». «Тургеневская» девушка в повести. Психологизм и лиризм писателя. | |
42 | 21 | Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета | |
43 | 22 | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | |
44 | 22 | Из литературы ХХ века. (20 ч.) И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика. | |
45 | 23 | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. | |
46 | 23 | Внеклассное чтение по рассказу А.Платонова «Песчаная учительница». | ВЧ |
47 | 24 | Урок-диспут. Что значит быть счастливым? Подготовка к домашнему сочинению. | РР |
48 | 24 | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению. | |
49 | 25 | С. А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме. | |
50 | 25 | Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. Тэффи «Жизнь и воротник», М. М. Зощенко «История болезни». | |
51 | 26 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. | |
52 | 26 | Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского. | |
53 | 27 | Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство Твардовского в поэме. | |
54 | 27 | Внеклассное чтение по роману А.Фадеева «Молодая гвардия». | ВЧ |
55 | 28 | Героическая судьба юных молодогвардейцев. | ВЧ |
56 | 28 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава «Песенка о пехоте», А .Фатьянов «Соловьи», Л.Ошанин «Дороги». | |
57 | 29 | Внеклассное чтение по повести В.Распутина «Живи и помни». | ВЧ |
58 | 29 | «Живи и помни»: проблема нравственного выбора героев. Подготовка к домашнему сочинению «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе» (или сочинение на конкурс «Не прервется связь поколений»). | РР |
59 | 30 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие понятия о герое-повествователе. | |
60 | 30 | Комментированное чтение рассказа К.Паустовского «Телеграмма». | |
61 | 31 | Урок-диспут по рассказу К.Паустовского «Телеграмма». | РР |
62 | 31 | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. | |
63 | 32 | Из зарубежной литературы (5 ч) У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». | |
64 | 32 | Сонеты Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | |
65 | 33 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии. | |
66 | 33 | Мастерство Мольера-писателя. Общечеловеческий смысл комедии. | |
67 | 34 | В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | |
68 | 34 | Заключительный урок. (1 ч) Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Что читаем летом. | |
1. «Литература 8 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных организаций в 2-частях. Авторы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. - Москва: «Просвещение», 2015 г
2. Е.Л. Ерохина. « Тесты по литературе». К учебнику В. Я. Коровиной «Литература.8 класс». М.: «Экзамен», 2013.
3. Егорова Н.В. «Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс». — М.: ВАКО, 2015.
4. М.А. Маркитанова. «Дидактические материалы по литературе. 8 класс.». М.: «Экзамен», 2014.
5. «Читаем, думаем, спорим..». Дидактические материалы по литературе. 8 класс. Авторы составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2010
6. Е.Л. Ерохина. « Тесты по литературе». К учебнику В. Я. Коровиной «Литература.8 класс». М.: «Экзамен», 2013.
7. Литература: справочные материалы для школьника. - М., 2014.
8. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)