СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование урока математики 3 класс 8 вид обучения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование урока математики 3 класс 8 вид обучения

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование урока математики 3 класс 8 вид обучения»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Судиславская основная общеобразовательная школа

Судиславского муниципального района Костромской области



«Рассмотрена»

Руководитель ШМО учителей начальных классов

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___


от «__»__________200_г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ Судиславская ООШ


_____________/Смирнова И.Ф./



«__»____________200___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ Судиславская ООШ


_____________/Дейтер В.М./

Приказ № ___


от «__»__________200_г.



Рабочая программа

Кукушкиной Ольги Викторовны,

педагога высшей квалификационной категории

по математике для 3 класса учащихся

специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

3 часа в неделю, 102 часа за учебный год



2011-2012 учебный год



2. Пояснительная записка.

Рабочая программа по математике для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

составлена на основе Программы 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой. М. 2006.), допущенной Министерством образования РФ и и обеспечена учебником «Математика : 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Автор В.В. Эк, «Просвещение», 20016/

      Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

      Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.  Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

      Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.  В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

      Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

      Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Математика, являясь одним из основных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни в социуме и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Курс направлен на формирование у учащихся количественных, временных, пространственных представлений.

Содержание курса выстроено с учётом психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, возрастных особенностей школьников, общих и специальных педагогических принципов.

Задачи реализации курса.

1. Коррекция и развитие познавательной деятельности учащихся.

2. Воспитание трудолюбия, любознательности, настойчивости, самостоятельности, терпеливости.

3. Формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:

формы обучения - урок, практическая работа.

методы обучения:

- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),

- наглядные (наблюдения, демонстрация),

- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).

методы мониторинга знаний и умений обучающихся - классные и домашние работы, чертежи, рисунки, самостоятельные и проверочные работы, контрольные работы, тесты, математический диктант, фронтальный и индивидуальный опрос.

Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.

      Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.  Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а начиная со 2 класса — количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач. Решения всех видов задач записываются с наименованиями. Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.

      В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.

      Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками. Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем. Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы. Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.  Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.  Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.  Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.   Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу вспомогательной школы по всем предметам, кроме математики. Эти учащиеся (с так называемым локальным поражением или грубой акалькулией) не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету. Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе, они обучаются в пределах своих возможностей, соответственно аттестуются и переводятся из класса в класс. Решение об обучении учащихся по индивидуальной программе по данному предмету принимается педагогическим советом школы.

Программа по математике автор В.В. Эк для 3 класса рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа за учебный год


3. Основное содержание тем:

    1. Повторение

Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода и с переходом через разряд. Четные - нечетные, однозначные - двузначные числа. Решение простых задач на нахождение суммы и разности. Единицы времени: час, сутки. Единицы длины: 1 см, 1 дм. Меры емкости: 1 л. Меры массы: 1 кг. Измерение и построение отрезка заданной длины. Углы и их виды. Построение по опорным точкам квадрата, прямоугольника, треугольника с помощью линейки.


2. Умножение и деление чисел

Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения. Таблица умножений чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20). Деление. Знак деления. Название компонентов деления. Таблица деления на 2, 3, 4, 5, 6 ( в пределах 20). Взаимосвязь таблицы умножения и деления. Деление на равные части и по содержанию.


3. Сотня

Нумерация чисел в пределах 100. Круглые десятки. Сложение и вычитание круглых десятков. Получение и разложение двузначных чисел на десятки и единицы. Сравнение чисел. Понятие разряда. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и не четные. Сложение и вычитание чисел в пределах ста без перехода через разряд. Действия I и II ступени. Скобки. Простые, составные арифметические задачи. Составление задач в 2 действия: сложение и вычитание, умножение и деление.


4. Меры длины, времени, массы, стоимости.


Числа, полученные при измерении. Меры времени: минута, месяц, год. Календарь. Порядок месяцев в году, определение времени по часам с точностью до 5 минут. Мера стоимости: 1 руб. Мера веса: 1 центнер. Мера длины: 1 метр.


5. Геометрический материал (в течение года)


Окружность. Круг. Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольники (прямоугольник, квадрат, построение по опорным точкам). Построение отрезка заданной длины. Прямая и кривая линии. Точка пересечения линий.


6. Повторение


Нумерация чисел в пределах 100. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение простых задач. Решение задач в два действия. Порядок действий при решении примеров. Таблица умножения. Геометрический материал.


4. Учебно-тематический план.

Раздел программы

Количество часов

Контрольная

работа

Матем.

диктант

Проверочная

работа

Самостоятельная

работа

Практическая работа

Повторение. (Второй десяток)

31

2

4

1

4

4

Умножение и деление чисел

24

1

7

3

1

1

Сотня

31

3

2

4

4

2

Меры длины, времени, массы, стоимости.

15

-

-

1

2

5

Повторение

1

1



2


Итого за год:

102

7

13

9

13

12




Календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе.

№ п/п

уроков

Название разделов и тем

Кол-

во часов

Дата проведения

По факту


Повторение.

(Второй десяток)





1

Числовой ряд. Место числа в числовом ряду.

1

02.09

2

Соседи числа. Предыдущие и следующие числа.

1

05.09

3

Увеличение, уменьшение числа на единицу.

1

06.09

4

Четные – нечетные, однозначные – двузначные числа

1

09.09

5

Увеличение, уменьшение числа на два.

1

12.09

6

Решение простых задач на нахождение суммы и разности.

1

13.09

7

Двадцать единиц – два десятка. Сравнение чисел в разрядных таблицах.

1

16.09

8

Сравнение чисел, решение примеров на сложение и вычитание.

1

19.09

9

Решение простых задач.

1

20.09

10

Переместительный закон сложения. Решение примеров.

1

23.09

11

Контрольная работа по теме «Второй десяток».

1

26.09

12

Работа над ошибками в контрольной работе

1

27.09

13

Сложение

Состав чисел первого десятка.


1


30.09


14

Решение простых и составных задач.

1

03.10

15

Решение примеров в два действия.


1

04.10


16

Прибавление числа 9

1

07.10

17

Прибавление числа 8

1

10.10


Прибавление числа 7

1

11.10

18

Прибавление чисел 6,5,4,3,2.

1

14.10

19

Проверочная работа по теме «Решение примеров на сложение в пределах 20 с переходом через десяток.»


17.10

20

Вычитание

Состав чисел второго десятка.

1

18.10


21

Решение примеров в два действия.

1

19.10

22

Решение составных задач.

1

21.10

23

Вычитание числа 9

1

24.10

24

Вычитание числа 8

1

25.10

25

Вычитание числа 7

1

28.10


Вычитание чисел 6,5,4,3,2.


1

07.11


26

Единицы длины: 1 см, 1 дм.

1

08.11

27

Меры емкости: 1 л. Меры массы: 1 кг.

1

11.11

28

Прямая, луч, отрезок

1

14.11

29

Угол, четырехугольник

1

15.11

30

Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток».

1

18.11

31

Работа над ошибками в контрольной работе

1

21.11


Умножение и деление чисел



32

Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых. Знак умножения

1

22.11

33

Таблица умножения числа 2

1

25.11

34

Деление на равные части. Знак деления

1

28.11

35

Таблица деления на 2

1

29.11

36

Деление предметных совокупностей на 2,3,4,5 равных частей

1

02.12

37

Таблица умножения числа 3

1

05.12

38

Таблица деления на 3

1

06.12

39

Таблица умножения числа 4

1

09.12

40

Таблица деления на 4

1

12.12

41

Таблица умножения числа 5

1

13.12

42

Таблица деления на 5

1

16.12

43

Таблица умножения чисел 2,3,4,5,6 и деления на 2,3,4,5,6

1

19.12

44

Контрольная работа «Умножение и деление чисел»

1

20.12

45

Работа над ошибками в контрольной работе

1

23.12

46

Одна сотня – десять десятков.


1

26.12


47

Круглые десятки. Сравнение круглых десятков.


1


27.12

48

Сложение и вычитание круглых десятков.

Решение задач.

1

13.01


49

Сравнение двузначных чисел в пределах 100.


1

16.01


50

Увеличение числа на единицу, десяток.

1

17.01

51

Уменьшение числа на единицу, десяток.

1

20.01

52

Решение составных задач на сложение и вычитание круглых десятков.

1

23.01

53

Проверочная работа

1

24.01

54

Числовой ряд от 1 до 100.

1

27.01

55

Четные – нечетные числа в пределах 100.


1

30.01


Сотня



56

Работа над ошибками в контрольной работе

1

03.02

57

Обобщение и систематизация знаний по теме «Нумерация чисел в пределах сотни».

1

06.02

58

Понятие разряда. Разрядная таблица

1

07.02

59

Решение составных задач

1

10.02

60

Проверочная работа

1

13.02

61

Меры длины, времени, массы, стоимости.

1

14.02

62

Меры длины

1

17.02

63

Меры времени

1

20.02

64

Меры массы

1

21.02

65

Меры стоимости

1

24.02

66

Геометричес-кий материал




27.02


67

Окружность

1

28.02

68

Круг

1

03.03

69

Сотня

1

06.03

70

Сложение и вычитание круглых десятков.


1

07.03


71

Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел.


1

10.03


72

Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел.


1

13.03


73

Сложение круглых десятков и двузначных чисел.


1

14.03


74

Вычитание круглых десятков и двузначных чисел

1

17.03

75

Сложение и вычитание двузначных чисел

1

20.03

76

Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным.

1

21.03

77

Получение круглых десятков и сотни сложением 2 двузначных чисел.

1

24.03

77

Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни.


1

27.03


78

Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 100»

1

28.03

79

Работа над ошибками в контрольной работе

1

31.03

80

Геометричес

материал

1

03.04


81

Взаимное положение линий на плоскости

1

04.04

82

Примеры и задачи с мерами стоимости.


1

07.04


83

Примеры и задачи с мерами длины.


1

10.04


84

Числа, полученные при счете.


1

11.04


85

Примеры и задачи с мерами времени.


1


14.04

86

Проверочная работа

1

17.04

87

Умножение и деление чисел



88

Деление на равные части. Деление по содержанию.


1

18.04


89

Деление на 2 равные части. Деление по 2.


1

21.04


90

Деление на 3 равные части. Деление по 3.


1

24.04


91

Деление на 4 равные части. Деление по 4.


1

25.04


92

Деление на 5 равных частей. Деление по 5

. 1


28.04

93

Решение задач.


1

02.05


94

Проверочная работа «Деление на равные части и по содержанию»

1

05.05

95

Порядок арифметических действий.


1

08.05


96

Решение примеров на изученное правило.

1

09.05

97

Решение простых задач на умножение и деление.

1

12.05

98

Дифференциация простых задач на деление.

1

15.05

99

Решение примеров с мерами веса, стоимости, времени в два действия.


1


16.05

100

Контрольная работа «Сотня. Умножение и деление».

1

19.05

101

Работа над ошибками в контрольной работе

1

22.05

102

Повторение

1

23.05


Итого за год 102 часа








.Список литературы:

1. Белошистая А.В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе/Вопросы психологии. - 2002. - №6.


2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: Школа-Пресс, 1994.


3. Истомина Н.Б., Клецкина А.А. Тетрадь по математике для 3 класса четырехлетней начальной школы (№1,2). - Смоленск, 2000.


4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М.: Просвещение, 1990.


5. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. - М: Просвещение, 1989.


6. Программы 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой. М. 2006.).


7. Эк В.В. Математика (Учебник для 3 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. - М., 2010.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!