КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЖ
на 2011-2012 учебный год
8 КЛАСС
1 час в неделю
Всего:34 часа
Программа: государственная
Учитель ОБЖ: Болякова Людмила Александровна
УМК: Смирнов А.Т.
Пояснительная записка
Курс предназначен для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также для приобретения ими знаний умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
В процессе изучения данного курса учащиеся ознакомятся с организацией Российской системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, приобретут практические навыки по гражданской обороне, оказанию само- и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни.
Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.
При реализации программы основное внимание обратить на выработку у обучающихся психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях и бережного отношения к себе и окружающей среде.
.Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, в 8 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: плакаты, карточки (практические задания), аудио- и видеотехнику.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых помощью компьютера: слайд-лекций, программ обучения, игровых программ.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-творческое решение учебных и практических задач;
-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Планируемые результаты
знать/понимать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявление бдительности при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Наименование предмета: основы безопастности жизнидеятельности
Класс : 8
Общее количество часов по учебному плану: 34ч
Учебник: М.П.Фролов, А.Т Смирнов.- М.: Астрель,2005
№ | Дата | Раздел, тема урока | Количество часов | Содержание | Контроль | Домашнее задание |
Раздел I. Основы комплексной безопасности |
1 | | Введение. Производственные аварии и катастрофы | 1 | Причины и последствия пожаров. Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности. Основные мероприятия ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций. Правила безопасного поведения | | 1.1-1.2 |
2 | | Основные причины производственных аварий и катастроф | 1 | | 1.3 |
3 | | Пожары. Взрывы | 1 | | 2.1-2.2 |
4 | | Условия и причины возникновения пожаров Возможные последствия | 1 | Тест | 2.3-2.4 |
5 | | Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах. | 1 | | 2.5 |
6 | | Химические вещества и опасные объекты | 1 | | 3.1 |
7 | | Характеристика АХОВ и их поражающий фактор | 1 | | 3.2 |
8 | | Контрольная работа №1 | 1 | | Кон раб | |
9 | | Возможные последствия при авариях на химически опасных объектах | | Приводить примеры промышленных аварий и катастроф, потенциально опасных объектов. Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности. Иметь представление о радиационной защите населения. | | 3.3 |
10 | | Правила поведения и действия населения при авариях на ХОО Характеристика поражений АХОВ | 1 | | 3.4-3.5 |
11 | | Первая помощь пострадавшим от АХОВ | 1 | | 3.6 |
12 | | Радиоактивность и радиационно-опасные объекты | 1 | Тест | 4.1 |
13 | | Ионизирующие излучения: природа, единицы измерения. | 1 | | 4.2 |
14 | | Естественная радиоактивность. | 1 | | 4.3 |
15 | | Контрольная работа № 2 | 1 | | Кон раб | |
16 | | Характеристика очагов поражения при радиационных авариях | 1 | Знать правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии. Предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в городах, населённых пунктах и на промышленных предприятиях | | 4.4 |
17 | | Правила поведения и действия населения при радиационных авариях | 1 | | 4.5 |
18 | | Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения | 1 | | 5.1 |
19 | | Причины и виды гидродинамических аварий Последствия гидродинамических аварий | 1 | Тест | 5.2-5-3 |
20 | | Меры по защите населения при ГА. Правила поведения населения. | 1 | | 5.4 |
21 | | Экология и экологическая безопасность. | 1 | | 6.1 |
22 | | Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы | 1 | | 6.2 |
23 | | Загрязнение почв. Загрязнение природных вод. | 1 | | 6.3-6.4 |
24 | | Контрольная работа № 3 | 1 | | Кон раб | |
25 | | Понятие о ПДК. Краткая характеристика экологической обстановки в России | 1 | Знать обязанности пешеходов и пассажиров ,знать правила безопасного поведения велосипедиста. Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для обеспечения личной Знать об обязанностях и правилах поведения людей при эвакуации. Уметь комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения. Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | | 6.6 |
26 | | Безопасность поведния на дорогах. Правила для велосипедистов. | 1 | | 1.1 |
27 | | Правила для роллинга . Снаряжение | 1 | | 1.2 |
28 | | Основные понятия об уголовном преступлении | 1 | Тест | 1.3 |
29 | | Как уберечь себя от преступления. Правила поведения в различных ситуациях. | | | 1.4 |
30 | | Практические действия при производственных авариях | 1 | | 1.4 |
31 | | Средства защиты органов дыхания | 1 | | |
32 | | Средства защиты кожи. | 1 | | |
33 | | Обобщающий урок по всем темам | 1 | | |
34 | | Контрольная работа №4 | 1 | | Кон раб | |
Учебно-методическое обеспечение
для учащихся:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Литвинов Е.А., Москва Издательство АСТ 2000г.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 1995г.
для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Литвинов Е.А., Москва Издательство АСТ 2000г.
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: Методическое пособие – 2-е издание – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2000г.
- Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 5 – 9 кл. – 3-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 1995г.
- Проведение занятий по гражданской обороне, Методическое пособие, С.Н. Семёнов, В.П. Лысенко, Москва, Высшая школа 1990г.
- И.К. Топоров “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для учащихся 5 – 9 кл., общеобразовательных учреждений Москва Просвещение 1996г.
- Дидактические материалы “Основы безопасности жизнедеятельности”: 5 – 9 кл., В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов, Дрофа 2000г.
- Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 – 10 кл. В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова, АСТ – Астрель Москва 2005г.
- Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2005г.