_____________ И.А. Труханова
«_____» ____________________ 2016г.
«_____» ____________________ 2016г.
Руководитель МО ____________Н.Н. Макарова
протокол № __ от «_____» __________ 2016г.
Составлено на основе: Примерная программа основного общего образования по русскому языку
(ф.и.о. учителя, составившего календарно-тематическое планирование)
ЯНАО, город Надым, 2016г.
Дата | № урока | Тема | Основное содержание | Результаты обучения Знания, умения, навыки | Домашнее задание |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО в 5-8 КЛАССАХ |
| | Международное значение русского языка | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: изучение содержания параграфа учебника, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы для рассуждения на лингвистическую тему, работа в парах сильный — слабый с орфограммами с последующей взаимопроверкой по памятке выполнения задания, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок | Знать статус русского языка как государственного и международного, знать, что русский язык используется в среде официального общения. Уметь объяснять функции русского языка интеграции народов России, причины потребности в общении на русском языке мирового сообщества | Упр. 1; Инд. задание: подготовить короткое сообщение, подобрав примеры: А) доказывающие лексическое богатство русского языка; Б) использования средств выразительности языка в художественной литературе |
| | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова | Звук как единица речи. Сильные и слабые позиции звуков. Нормы произношения | Знать особенности образования гласных и согласных звуков, парность согласных по мягкости-твёрдости, звонкости-глухости, понимать позицию смягчения и оглушения –озвончения согласного, знать и соблюдать основные правила литературного произношения. Уметь находить фонетические явления, делать фонетический разбор слова, различать буквенный и звуковой состав слова, объяснять причину количественного несоответствия букв и звуков, выделять слог | §2, упр. 5 |
| | Лексика и фразеология | Лексика и фразеология как разделы науки о языке. Слово как единица языка. Слово, его лексическое и грамматическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое м переносное значение слов | Знать понятие лексики и фразеологии как разделов науки о языке, лексического и грамматического значения слова, определения синонимов, антонимов, омонимов, слов в прямом и переносном значении. Уметь пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. потреблять слова в соответствии с их лексическим значением, условиями и задачами общения | §3, упр. 18 |
| | Морфемика и словообразование | Морфема как минимальная значимая часть слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Орфография. Основные способы образования слов. Словообразовательные словари | Знать определения морфем, орфографические правила, изученные в этом разделе в 5 - 8 классах. Знать основные способы образования слов в русском языке. Уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова с одинаковой морфемной структурой, членить слово на морфемы для использования орфографических правил, группировать слова по видам орфограмм, пользоваться словарем морфем. | §4, упр. 19, 46 (устно), упр.29 (п.) |
| | Р.Р. Текст. Стили речи. Типы речи | Стили и типы речи, задачи речи, языковые средства, характерные для художественного стиля | Знать определение текста, типов речи. Уметь создавать собственное высказывание по плану, использовать характерные выразительные средства языка. Составлять тексты разных типов речи | Устное монологическое высказывание на тему «Значение Интернета для российского образования» |
| | Морфология. Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов | Части речи. Буквы Е-И в падежных окончаниях имён существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Образование формы именительного инженеры, выборы) и родительного (носков, чулок) падежей множественного падежа | Знать определения частей речи, изученных в 5 - 8 классах. Знать орфографические правила.. Уметь находить изученные части речи в тексте, разграничивать лексическое и грамматическое значение слова. Уметь применять орфографические правила на практике. Уметь образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа. Уметь правильно ставить ударения в краткой форме прилагательных, в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки, уметь группировать слова по общности морфологических признаков | §5, упр.38 |
| | Синтаксис словосочетания и простого предложения. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Простое предложение. | Знать определения словосочетания и простого предложения. Знать правила постановки знаков препинания в простом осложненном предложении. Уметь производить синтаксический разбор словосочетания и простого предложения. | §6, упр.47 |
| | Типы сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым | Опознавательные признаки сказуемого | Знать теоретические сведения о типах сказуемого, правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь расставлять тире между подлежащим и сказуемым, составлять схемы предложений | §6, упр.53 |
| | Однородные и обособленные члены предложения | Обособленные члены предложения; уточняю щие слова, причастный и деепричастный обороты. Знаки препинания при однородных членах | Знать определение обособленных членов предложения; правила постановки знаков препинания при однородных членах. Уметь находить в тексте причастные и деепричастные обороты, однородные члены, обозначать их графически в тексте, обособлять; объяснять выделенные орфограммы | § 6; упр. 40, подготовиться к контрольному диктату |
| | Вводный контроль Контрольный диктант по теме «Повторение» | Правописание гласных и согласных в приставках; гласных в корнях, падежных окончаний существительных, личных окончаний глаголов. Синтаксис и пунктуация. | Знать орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5-8 классах. Уметь применять орфографические и пунктуационные правила на практике | |
| | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольноготипа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): групповая работа над ошибками по диагностическим картам типичных ошибок в контрольном диктанте, | Научиться производить самокоррекцию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах | § 6; упр. 50 (изложение с продолжением) |
| | Р.Р. Способы сжатия текста. Тезисы, конспект. | Способы сжатого изложения текста: тезисы, конспект | Знать способы сжатого изложения текста. Уметь сжимать и разворачивать текст | с.23 - 26, упр. 57 |
СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
| | Основные виды сложных предложений | Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. | Знать определение сложного предложения, основные виды сложных предложений. Уметь различать изученные виды предложений (простые, сложные), определять средства связи частей сложного предложения, пунктуационно оформлять их, разграничивать сложные предложения разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные сложные предложения, | §7, упр. 53 |
| | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | Работа с учебником, проблемные зада-ния, диктант с продолжением (упр. 45) | Знать два основных структурных типа предложений: простое и сложное Уметь находить предикативные части сложного предложения, читать и строить интонационные схемы сложных предложений; определять вид сказуемых в сложном предложении; различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них | § 7; упр. 44; § 8; упр. 51 |
| | Знаки препинания между частями сложного предложения. | Знаки препинания в сложных предложениях. | Знать понятия разделительные и выделительные знаки препинания; авторская пунктуация и ее применение; правила (в сложносочинённых и бессоюзных предложениях знаки препинания выполняют разделительную функцию, а в сложноподчинённых – выделительную; любое предложение, в том числе и сложное, характеризуется интонацией конца предложения); три основных элемента интонации сложного предложения: повышение голоса, пауза, понижение голоса. Уметь правильно читать сложные предложения, записывать их, составляя схемы и показывая особенности интонации графически | § 9; упр. 54 |
| | Р. Р. Рецензия на книгу. Структура текста. | Рецензия, особенности жанра. Составление плана рецензии, отбор языковых средств | Знать особенности рецензии, характерные языковые средства. Уметь создавать рецензию на художественное произведение или произведение научно-популярной литературы, оценивать тему, основную мысль, героев, художественное своеобразие, композицию, язык произведения | Написать рецензию на прочитанное произведение |
| | Р.Р. Сочинение-рецензия на литературное произведение. | Рецензия, особенности жанра. Составление плана рецензии, отбор языковых средств | Знать особенности рецензии, характерные языковые средства. Уметь создавать рецензию на художественное произведение или произведение научно-популярной литературы, оценивать тему, основную мысль, героев, художественное своеобразие, композицию, язык произведения | |
СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
| | Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам | Сложносочинённое предложение и его грамматические признаки, строение, Смысловые отношения между частями и способы их выражения | Знать грамматические признаки ССП, его строение. Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставит знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме | §8, упр.61 |
| | Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. | Сложносочинённое предложение с соединительными, разделительными, противительными союзами | Знать основные группы ССП по значению и союзам. Уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения, составлять ССП с разными средствами связи его частей, интонационно и пунктуационно оформлять, опознавать в текстах, употреблять в речи | §8, упр.64, подготовка к словарному диктанту |
| | Средства связи частей сложносочинённого предложения и пунктуация в нём | Сложносочинённое предложение с соединительными, разделительными, противительными | Знать основные группы ССП по значению и союзам Уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения: соединительные, противительные, разделительные | §8, упр.63 |
| | Р.Р. Подготовка к сжатому изложению (по материалам ОГЭ) | Подготовиться к сжатому изложению. | Знать признаки публицистического стиля, нормы построения высказывания, нормы правописания, способы сжатия текста. Уметь анализировать содержание, язык исходного текста, передавать (подробно или сжато) его содержание | Составить тезисы сжатого изложения |
| | Р.Р. Сжатое изложение (по материалам ОГЭ) | Написание сжатого изложения | Знать признаки публицистического стиля, нормы построения высказывания, нормы правописания, способы сжатия текста. Уметь , передавать (подробно или сжато) его содержание, оформлять свои мысли, придумывать название, соблюдать нормы современного русского языка | |
| | Анализ изложений. Работа над ошибками. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом | Пунктуация в ССП с общим второстепенным членом. Смысловые отношения между частями ССП | Знать правила постановки знаков препинания в ССП с общим второстепенным членом. Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический, пунктуационный разбор, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения | §8, упр.64 |
| | Знаки препинания в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом | Пунктуация в ССП с общим второстепенным членом. Смысловые отношения между частями ССП | Знать правила постановки знаков препинания в ССП с общим второстепенным членом. Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический, пунктуационный разбор, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения | §8, упр.65 |
| | Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений. | Работа с учебником, упражнения, составление схем. | Уметь производить лингвистический анализ текста с точки зрения синтаксиса ССП; производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор ССП | §8, упр.65 |
| | Обобщение изученного по теме «Сложносочинённое предложение» | Средства связи простых предложений в составе сложного | Знать средства связи простых предложений в составе сложного, правила пунктуации, порядок синтаксического и пунктуационного разборов ССП. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимичную замену ССП СПП, различать ССП и простые с однородными членами, правильно ставить знаки препинания | §8, упр.71 |
| | Контрольное тестирование по теме «Сложносочиненные предложения» | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП | Знать различие ССП и простых с однородными членами, правила постановки знаков препинания. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимичную замену ССП СПП, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма | |
| | Анализ тестов. Работа над ошибками. Р.Р. Академическое красноречие и его виды | Повторение пройденного материала, работа по таблице, работа со справочниками и учебником, тренировочные упражнения, работа над речевыми нормами | Уметь «видеть» в словах ранее изученные орфограммы; сравнивать и анализировать языковые факты, выполнять работу над ошибками; правильно ставить знаки препинания и составлять схемы. Знать понятия публичная речь и публицистический стиль. Уметь различать эти понятия; составлять план и выписывать цитаты из выступления в соответствии с планом | упр.75 (доказательство или опровержение) |
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
| | Сложноподчинённое предложение. Средства связи частей сложноподчинённого предложения | Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП), его грамматические признаки. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Главная и придаточная части | Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей. Уметь опознавать СПП в тексте, правильно ставить знаки препинания | §9, упр.78 |
| | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое) | Знать средства связи частей СПП, пунктуацию в СПП. Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части | §9, упр.80, подготовиться к словарному диктанту |
| | Сложноподчинённое предложение. Роль указательных слов | Место придаточного в СПП. Главное предложение с указательным словом | Знать синтаксическую функцию указательных слов, отличие СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, пунктуацию в СПП. Уметь опознавать указательные слова в главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главном предложении и последующими в придаточном | §9, упр.83 |
| | Разделительные знаки препинания в сложноподчиненных предложениях | Создание текста определенного функциенально-смыслового типа | Уметь определять вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос. | написать мини-сочинение «В чём и как проявляется доброта?» или №88 |
| | Р.Р. Подготовка к контрольному сжатому изложению (по материалам ОГЭ) | План как вид информационной переработки текста | Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, сжато его излагать в той логической последовательности, которую установили; отвечать на вопрос задания | |
| | Р.Р. Контрольное сжатое изложение (по материалам ОГЭ) | Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Написание сочинения | Уметь восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | повторить §8,9, упр. 85 |
| | Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными | Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными | Знать группы СПП по значению и строению. Уметь определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять | §10, упр.93 |
| | Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными | Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными | Знать определение СПП с придаточными определительными. Уметь опознавать СПП с придаточными определительными в тексте по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи | §10, упр.104 |
| | Местоименно - определительные придаточные | Выполнение упражнений по учебнику, работа по карточкам, конструирование предложений | Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи | §10, упр.105 |
| | Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными | Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными. Синтаксические синонимы | Знать синтаксическую функцию союзного слова, интонационное и пунктуационное оформление СПП с придаточными определительными. Уметь опознавать СПП с придаточными определительными в тексте по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, производить синонимичную замену СПП на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи | §11, упр.111 |
| | Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными | Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические и пунктуационные нормы | Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному, средства связи придаточного с главным. Уметь опознавать СПП с придаточными изъяснительными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать предложения с придаточными изъяснительными, заменять предложения с прямой речью на них | §11, упр.121 |
| | Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика, как они думают» | Составление схемы написания сочинения на лингвистическую тему, выполнение заданий из материалов ГИА, чтение и рецензирование готовых сочинений по данной теме | Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения). | §9-11 повторить |
| | Закрепление пунктуационных навыков. | Выполнение тренировочных упражнений, конструирование предложений по заданным схемам, работа с текстом, проверочная работа | Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений с разными видами связей. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор. | §11, упр.122 |
| | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложное союзное предложение» | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП, СПП | Знать правила постановки знаков препинания в СПП и ССП. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, конструировать СПП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимичную замену ССП СПП | |
| | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными | Виды придаточных обстоятельственных. Простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственными. | Знать виды обстоятельственных придаточных. Уметь опознавать СПП с придаточными обстоятельственными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных слов, производить синонимическую замену простых и сложных предложений | §11, упр.125 |
| | Придаточные предложения образа действия и степени | Работа по учебнику и таблице, выполнение тренировочных упражнений, словарный диктант | Знать теоретические сведения о придаточных образа действия и степени. Находить придаточные предложения образа действия и степени, определять средства их связи с главным, правильно расставлять знаки препинания | с. 60 учить, упр. 130 |
| | Придаточные предложения места | Придаточные предложения места. Синонимия простых и сложных предложений | Знать вид данных придаточных обстоятельственных предложений. Распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных, правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений | упр. 136, 137 |
| | Придаточные предложения времени | Придаточные предложения времени. Синонимия простых и сложных предложений | Знать вид данных придаточных обстоятельственных предложений. Распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений; определять их место в сложноподчинённом предложении, производить синонимическую замену СПП с придаточными времени | упр. 147 |
| | Р.Р. Сочинение – рассуждение о родном крае (упр. 151) | Сочинение – рассуждение о природе родного края, о родине | Знать об изменениях, произошедших в родном крае за последние годы. Уметь создавать текст –рассуждение на заданную тему, владеть основными нормами построения высказывания (соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, развёртывание содержания по плану), нормами правописания, осуществлять выбор языковых средств, отбирать необходимый фактический материал | упр. 148 |
| | Придаточные предложения условные, причины и цели | Структура придаточных предложений условных, причины и цели. Их отличие от предложений других видов | Знать вид данных придаточных обстоятельственных предложений. Уметь опознавать СПП с придаточными условия, причины, цели, условия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных | упр. 164 |
| | Придаточные предложения сравнительные, уступительные и следствия | Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические нормы | Знать отличие СПП с придаточным сравнительным от простых предложений со сравнительным оборотом. Уметь конструировать предложения данных конструкций и употреблять в речи, правильно расставлять знаки препинания | упр. 186 |
| | Придаточные предложения сравнительные, уступительные и следствия | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока, синтаксический разбор предложений, словарная работа | Уметь определять вид придаточного; составлять схемы предложений; устанавливать причинно-следственные связи между частями СПП, правильно задавать вопросы и расставлять знаки препинания; определять место придаточного по отношению к главному, перестраивать предложения | упр. 191 |
| | Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными | Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические нормы | Знать теорию о данных придаточных предложениях. Уметь конструировать предложения данной конструкции и употреблять в речи, правильно расставлять знаки препинания | §13, упр.195 |
| | Контрольная работа за Ι полугодие | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП, СПП | Знать правила постановки знаков препинания в СПП и ССП. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, конструировать СПП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимичную замену ССП СПП | упр. 198 |
| | Анализ контрольной работы. Исправление ошибок | Выполнение упражнений из учебника и заданий по материалов ОГЭ. Работа у доски, самостоятельная работа в тетрадях. | Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений. Владеть орфографическими и пунктуационными знаниями на уровне образовательных стандвртов | §13, упр.196 |
| | Р.Р. Сообщение на лингвистическую тему. | Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научного стиля | Знать и использовать слова и словосочетания, указывающие на логическую связь частей текста, языковые средства при пересказе научного текста с опорой на план. Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из разных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, использовать цитаты как средство передачи чужой речи | упр. 198 (подготовить выступление) |
| | Основные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными и пунктуация в них | Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Пунктуация в СПП с несколькими придаточными | Знать значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, последовательное и параллельное подчинение, постановку знаков препинания в СПП с несколькими придаточными. Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов | §14, упр.202 |
| | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными | Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Пунктуация в СПП с несколькими придаточными | Знать значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, последовательное и параллельное подчинение, постановку знаков препинания в СПП с несколькими придаточными. Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов | §14, упр.206 |
| | Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения» | Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП | Знать изученные пунктуационные правила, конструировать СПП с различными видами придаточных. Уметь различать ССП. и СПП и простые осложнённые предложения, производить синонимичную замену подчинительных союзов и синтаксических конструкций, определять значения придаточных и разные способы их выражения | §9 -14 повторить, упр.207, отвечать на к.в. с.94 |
| | Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения» | Вилы придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП | Знать значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, последовательное и параллельное подчинение, постановку знаков препинания в СПП с несколькими придаточными. Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма | |
| | Р.Р. Учимся писать деловые бумаги | Официально-деловой стиль, его жанры, языковые особенности. Работа по материалу учебника, запись образцов различных деловых бумаг в справочники, тренировочные упражнения | Знать языковые особенности официально-делового стиля, назначение, сферу употребления, языковые приметы. Уметь определять официально-деловой стиль по его признакам, выразительно читать, уметь составлять текст деловых бумаг, определять языковые средства для этого стиля | упр.212 |
| | Р.Р. Сжатое изложение с элементами сочинения (по материалам ОГЭ) | Изложение с элементами рассуждения на морально-нравственную тему «Как я понимаю храбрость» (упр. 250) | Знать требования к написанию изложения с элементом сочинения. Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, делать краткие записи в виде ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста | |
|
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
| | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Анализ изложений. Работа над ошибками | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП, пунктуационные нормы | Знать грамматические признаки БСП, пунктуацию в БСП с о значением перечисления. Уметь опознавать БСП в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания. Уметь выявлять смысловые отношения в БСП, расставлять знаки препинания, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП | С. 94 учить, §15 учить, упр. 218 |
| | Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного ложного предложения. | Бессоюзные предложения, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями БСП. Знаки препинания в БСП. | Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи | упр. 219 (синтаксический разбор) |
| | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Постановка двоеточия. Работа по таблице и материалу учебника, тренировочные упражнения, практическая работа по материалам ГИА | Знать условия постановки двоеточия в БСП. Выявлять смысловые отношения, конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом, смысловые отношения между частями БСП | §16 учить, упр. 228 |
| | Тире в бессоюзном сложном предложении | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП | Знать условия постановки тире в БСП. Выявлять смысловые отношения, конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом, смысловые отношения между частями БСП | §17 учить, упр. 237, отвечать на к.в. с.108 |
| | Проверочная работа | Самостоятельная работа (выписать ССП и БСП; составить их схемы, графически обосновать свою точку зрения) | Знать правила постановки тире,двоеточия, выразительные возможности БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи | §16-17 повторить |
| | Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений | Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, практическая работа, конструирование предложений | Знать правила постановки тире в БСП, выразительные возможности БСП. Уметь находить в тексте БСП и определять их художественную роль, вырази- тельные возможности. Владеть в практике письма основными правилами пунк- туации, нормами построения БСП, употребления в речи | §16-17 повторить, упр.236 |
| | Закрепление темы «Бессоюзные сложные предложения» | Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» | Знать условия постановки знаков препинания в БСП. Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать на слух, выбирать и правильно ставить знаки препинания, составлять схемы | упр. 241 |
| | Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложнее предложения» | БСП, знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора | Уметь опознавать БСП в тексте, конструировать, составлять схемы, выразительно читать, употреблять в собственной речи, производить синонимичную замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью | повторить способы сжатия текста, сообщение о профессии |
| | Р.Р. Изложение с элементами сочинения о выборе профессии (упр. 254) (по материалам ОГЭ) | Работа с текстом сборника для подготовки к экзамену: анализ текстов, объединённых одной проблемой | Знать порядок композиционно-содержательного анализа текста. Определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, выражать отношение к затронутой проблеме | |
|
| | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них Анализ изложений | Структурные особенности сложных предложений с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи. Уметь определять интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с различными видами связи, конструировать сложные предложения с различными видами связи | §18 учить, упр.248 |
| | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Пунктуация в предложениях с различными видами связи. | Знать пунктуационное правило в предложениях с различными видами связи. Уметь производить синтаксический разбор и конструировать сложные предложения с различными видами связи, ставит знаки препинания. | §18 учить, упр.252 |
| | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Сочетание знаков препинания. Сочинительные и подчинительные союзы | Знать пунктуационное правило в предложениях с различными видами связи. Уметь выразительно читать, находить синтаксические конструкции в художественных текстах | §18 учить, упр. 256 |
| | Знаки препинания в ССП с союзом И и общим второстепенным членом или общим придаточным предложением | Выполнение упражнений различного уровня и содержания, практическая работа | Знать отличительные особенности сложных предложений с сочинительной и подчинительной связью. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить предложения | §19 учить, упр.258 |
| | Авторские знаки препинания. | Выполнение упражнений различного уровня и содержания, практическая работа | Уметь производить лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения авторской пунктуации | §19 учить, упр.258 |
| | Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи | Структура сложного предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Сочетание видов связи | Знать порядок пунктуационного и синтаксического разбора, постановку авторских знаков препинания. Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять | упр.259 |
| | Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи | Повторение пройденного материала, проверочная работа, выполнение упражнений из учебника | Знать порядок пунктуационного и синтаксического разбора, постановку авторских знаков препинания. Уметь находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию | упр.253, подготовиться к к.р. |
| | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | Структура сложного предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Сочетание видов связи | Знать порядок пунктуационного и синтаксического разбора, постановку авторских знаков препинания. Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма | |
| | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Употребление в речи предложений с разными видами связи | Выполнение упражнений различного уровня и содержания, практическая работа | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | упр. 242 (устный репродуктивный реферат) |
| | Р. Р. Реферат | Конспект статьи на лингвистическую тему. | Знать отличительные черты реферата как одного из основных видов информационной переработки текста. Уметь создавать и редактировать реферат | стр. 108 отвечать на контрольные вопросы |
| | Р.Р. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению по данному тексту (по материалам ОГЭ) | Работа с текстами сборника для подготовки к экзамену, анализ текстов, объединённых одной проблемой, устный пересказ составление плана | Знать отличительные особенности рассуждения как типа речи. Уметь отбирать литературный материал в соответствии с учебной задачей, создавать текст-рассуждение; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | |
| | Р.Р. Контрольное сочинение-рассуждение по данному тексту (по материалам ОГЭ) | Работа по памятке написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, реализация домашнего задания (выступления учащихся), работа над сочинением | Знать порядок композиционно- содержательного анализа текста и определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли. Уметь при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать свое отношение к затронутой проблеме | |
| | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление | Роль языка в жизни общества, Язык как исторически развивающееся явление | Знать исторические изменения, произошедшие в последнее время в языке. Уметь производить анализ текстов, видеть и обосновывать их функцию, уметь делать краткую запись текста в виде тезисов, конспектов, уметь пользоваться различными видами словарей | §20 учить, упр.264 |
| | Русский литературный язык и его стили | Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. | Знать общие правила произношения и написания слов, стили речи и сферу их употребления. Находить нарушения в устной и письменной речи, устранять их. Различать разговорную речь и книжные стили, определять жанр, тему, основную мысль текста, использовать характерные для каждого стиля выразительные средства языка | §21 учить, упр.279 |
| | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография Задания ОГЭ | Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма | Знать классификацию звуков русского языка, нормы произношения и написания. Уметь делать по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных звуков, соотносить звук и букву на письме, производить элементарный звуковой анализ текста, использовать алфавит в практической деятельности, применять орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий | упр. 297 |
| | Лексика. Фразеология. Орфография. Задания ОГЭ | Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения | Знать понятие «Лексика», «Фразеология», «Фразеологизм». Уметь толковать лексическое значение слова известными способами, производить синонимическую замену, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы | упр.314 |
| | Морфемика. Словообразование. Задания ОГЭ | Выполнение заданий из материалов ОГЭ и учебника, работа по карточкам и перфокартам | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению | упр.323 |
| | Морфология и орфография. Задания ОГЭ | Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. | Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий. Уметь распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли, использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий | упр. 366 |
| | Р.Р. Сочинение на тему «Что значит быть интеллигентным человеком?» (упр. 395) | Сочинение об интеллигентном человеке | Знать композицию рассуждения, нормы построения текста. Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли | повторить теорию о частях речи |
| | Именные части речи | Выполнение упражнений из учебника и материалов ОГЭ, работа по карточкам, проверочная работа | Знать формальные признаки именных частей речи, их семантику. Уметь опознавать именные части речи с опорой на формальные признаки. | упр. 337 |
| | Глагол, причастие, деепричастие. Задания ОГЭ | Выполнение упражнений из учебника и материалов ОГЭ, работа по карточкам, проверочная работа | Знать/понимать указанные орфограммы; орфографию слов, имеющих традиционное или труднопроверяемое написание. Уметь «видеть» сигналы орфограмм, применять правила на письме | упр. 357 |
| | Наречие. Слова категории состояния. Задания ОГЭ | Выполнение упражнений из учебника и материалов ОГЭ | Знать основные сведения о наречии как части речи. Уметь находить наречия в тексте; составлять предложения и тексты, используя наречия; производить морфологический разбор | упр. 370 |
| | Служебные части речи. Задания ОГЭ | Выполнение упражнений из учебника и материалов ОГЭ, проверочная работа | Знать отличия служебных и самостоятельных частей речи. Уметь узнавать служебные части речи и определять их значение | упр. 369 |
| | Синтаксис словосочетания. Задания ОГЭ | Выполнение упражнений из учебника и материалов ОГЭ, проверочная работа | Знать опознавательные признаки словосочетания средства синтаксической связи в словосочетаниях. Уметь производить синтаксический разбор словосочетания, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи | упр. 379 |
| | Синтаксис простого предложения. Задания ОГЭ | Выполнение упражнений из учебника и материалов ОГЭ, работа по карточкам, проверочная работа | Знать предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения. Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационныйразбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи | упр.382 |
| | Пунктуация простого предложения. Задания ОГЭ | Выполнение упражнений из сборников ОГЭ, работа по карточкам, проверочная работа | Знать основные нормы русского языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь применять изученные правила и приёмы; пользоваться определёнными способами их применения; делать вывод о связи синтаксиса и орфографии, составлять взаимодиктант по теме | упр. 386 |
| | Пунктуация сложного предложения. Задания ОГЭ | Выполнение упражнений из учебника и материалов ОГЭ, работа по карточкам, проверочная работа | Знать признаки сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них; создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи | упр. 405 |
| | Употребление знаков препинания. Задания ОГЭ | Виды связи слов в словосочетании, предложении, тексте | Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора. Уметь производить синтаксический разбор и конструировать сложные предложения с различными видами связи, ставит знаки препинания, выразительно читать, находить синтаксические конструкции в художественных текстах | упр. 399 |
| | Р.Р. Способы сжатия текста. Задания ОГЭ | Выполнение упражнений из сборников ОГЭ, проверочная работа | Знать порядок композиционно- содержательного анализа текста и определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли. Уметь интерпретировать основную мысль исходного текста, выражать свое отношение к затронутой проблеме | упр.391 (выразить основное содержание 5-6 предложениями) |
| | Р.Р. Сжатое изложение с элементами сочинения (по материалам ОГЭ) | Практическая работа: написание сочинения на лингвистическую тему. | Знать требования к написанию изложения с элементом сочинения. Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, делать краткие записи в виде ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль исходного текста | Подготовиться к диагностической работе за курс 9 класса |
| | Диагностическая работа | Практическая работа по выполнению диагностической работы в формате ОГЭ | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | |
|
| | Работа над ошибками, допущенными в диагностической работе. Итоги года | Выполнение упражнений из учебника и материалов ОГЭ. Работа у доски, самостоятельная работа в тетрадях. | Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений. Владеть орфографическими и пунктуационными знаниями на уровне образовательных стандартов | |
| | Резервный урок | | | |