СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Каллиграфия. Фрагмент урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм написание Ж, ж. Типичные графические ошибки.

Просмотр содержимого документа
«Каллиграфия. Фрагмент урока.»

Финогеева А.Н.

Каллиграфия

Алгоритм правописания буквы Ж, ж. Анализ типичных графических ошибок

Письмо – это средство выражения мыслей человека с помощью специально созданных условных знаков. Основное назначение письма заключается в передаче речи на расстояние и закрепление ее во времени.

Для этого создаются специальные начертательные знаки, передающие элементы речи, – слова, слоги, звуки. Специально созданные знаковые системы письма обеспечивают возможность общения людей, позволяют получать информацию

Алгоритм письма

Для школьников есть система четких эталонов- алгоритмов написания буквЭти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т.е. превращены в реальные знания о действиях во время письма.

Алгоритм требует постоянной ориентации детей на более полное сознание ими всех  графических деталей букв, на формировании у них  способности выражать в слове, в речи процесс написания букв, их элементов, соединений.

Формирование компонента письма обеспечивается поэтапной отработкой, которая приводит к созданию полноценного образа буквы и алгоритма ее написания.

Буквенные знаки (буквы) имеют сложное строение, они со­стоят из отдельных элементов, частей, иногда очень маленьких.

Чем детальнее выделяем мы эти части в букве, чем точнее вы­ражаем в слове характеристику каждой части, каждого элемента буквы, тем лучше осознаем, понимаем, как пишется буква в це­лом и в соединении с другими буквами.

По традиционной системе обучения письму алгоритм написании букв Ж, ж такой:

  • строчная буква ж (Начинаем писать букву с левого полуовала, как и букву х, затем вверх ведем соединительный штрих и сверху вниз пишем наклонную черту, снизу вверх соединительный штрих и, наконец, правый полуовал, как букву с);

Аналогично заглавная буква Ж.

По методике В.А. Илюхиной «Письмо с секретом» алгоритм написания букв Ж, ж такой:

  • заглавная буква Ж (Ставим ручку на 1/3 снизу в верхней дополнительной строке, выписываем в средней третьей части петельку (то есть уходим по крючковой наклонной, выполняем на 1/3 сверху поворот на месте), опускаемся вниз по прямой наклонной линии, кладем “клюшку”, возвращаемся по “клюшке” вверх и, не доходя 1/3 в рабочей строке, уходим в сторону вверх по крючковой линии, на 1/3 среднюю в 33 верхней дополнительной строке выписываем “секрет", по “секрету” вниз до нижней линеечки рабочей строки, поднимаемся вверх по наклонной и, не доходя 1/3 в рабочей строке, уходим в сторону, в средней третьей части дополнительной строки выписываем “ломаный секрет”, по “секрету” вниз, поворот на месте, крючок до середины. Аналогично дается объяснение и строчной букве “ж”).

Типичные ошибки

Каждому учителю хорошо известно, насколько трудно протекает становление у первоклассников умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона и так далее.

Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.

Методисты Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова, Н.Г. Агаркова и др. подчѐркивают огромную роль в обучении письму анализа буквы, ее составных элементов, сравнения буквы по составу и по начертанию. Необходимо развить у детей аналитическое видение формы букв.

Каллиграфические ошибки – изменение формы, размера, пространственного положения буквы. Физиологические, психологические и педагогические исследования (Логинова Е.А, Безруких М.М., Хохлова Т.Е., Львов М.Р., Градобоев П.Е. и др.) доказали, что при обучении младших школьников письму существуют следующие причины нарушений почерка.

Во-первых, это недостатки санитарно-гигиенического аспекта: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и так далее), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии двигательных анализаторов, недостаточность взаимодействия оптического и глазодвигательного аппарата и так далее.

Во-вторых, мотивационно - потребностный блок письма, т.е. формирование отношений ученика к деятельности письма, его заинтересованность.

Так, наблюдения многих учителей показывают, что почти все ученики не любят писать. У них не возникает потребности в этой новой речевой функции. Они имеют смутные представления о ее необходимости. «Не хочу» и «не могу» - два почти непреодолимых препятствия на пути младшего школьника. Этот барьер нежелания в обучении письму сильно тормозит процесс успешности.

И это понятно: однообразное и монотонное написание элементов букв, их соединений приводит детей к утомлению, а отсутствие интереса мешает возникновению желания учиться, не активизирует формирование мыслительной деятельности, развитие творческих способностей речи, не создает положительной мотивации учения.

В-третьих, анализируя положение дела с письмом, следует отметить небрежное, неаккуратное, неэстетическое ведение учениками тетрадей:

а) небрежно, с ошибками подписаны тетради;

б) неряшливо ведется запись как классных, так и домашних работ;

в) ошибки исправляются учеником или после многократного перечеркивания буквы, или путем прописывания по ошибочно написанной букве;

г) углы тетради загнуты и затерты;

д) не соблюдается единый орфографический режим.

В-четвертых, недостаток в результативности обучения детей письму – это несформированность графического навыка, следствием которого является отсутствие каллиграфического письма.

В связи с этим выделяют следующие графические ошибки :

1. Нарушение наклона 65°. Это нарушение, как правило, приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.


__________________________________________________

_______________________________________________


2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных — неодинаковая высота букв или их частей; горизонтальных — неодинаковая ширина букв и их элементов; пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).


__________________________________________________

_______________________________________________


3. Каллиграфические ошибки по ―кинетическому сходству.

Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движении руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.

_____________________________________________

__________________________________________


С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешения букв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются еще неокрепшие связи между звуком и буквой. Для успешного преодоления ошибочного написания отдельных элементов букв очень важно разобраться в их причинах и в каждом отдельном случае выбрать для исправления ошибки соответствующий прием.

Преодоление ошибок:

1 группы - требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°,

2 группы - требует развитие глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций.

3 группы связаны с нарушением внимания.

Причины типичных ошибок письма у младших школьников:

  • малый опыт чтения и письма;

  • недостаточный навык звукобуквенного анализа слов;

  • неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память;

  • психофизиологические особенности: нечѐткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в речевой памяти;

  • влияние просторечия и диалектного произношения.

Дети, которые овладели навыком каллиграфического письма, успешно овладевают навыком орфографической зоркости, грамотно владеют системами языка в дальнейшем.

Для того, чтобы письмо было четким, аккуратным, легко читаемым, учителю на уроках необходимо постоянно работать над отдельными его качествами.

Т.Г. Рамзаева и М.Р. Львов выделили следующие качества письма:

  • четкость и разборчивость письма (правильное и чѐткое начертание всех букв в соответствии с прописями);

  • равнонаклонность (соблюдение наклона), параллельность одинаково направленных штрихов;

  • линейность (соблюдение строки снизу и сверху);

  • правильность соединения элементов при написаии букв, букв в словах;

  • плавность письма при достаточной скорости;

  • равное расстояние между элементами в букве, между буквами в слове, между словами в строке (равномерное, пропорциональное расстояние, равное одной букве и);

  • одинаковая высота строчных и заглавных букв.









3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!