ГКОУКО «Калужская школа -интернат №5 имени Ф.А.Рау.»
Открытое занятие
«Калуга-город, в котором я учусь».
Для учащихся 6 «А» и 6 «Б» классов
Подготовила и
провела воспитатель
Сахаревич И.А.
г. Калуга, 2022
Возрастная категория –6 класс (12-14 лет)
Форма мероприятия – занятие открытого показа.
Цель: формирование основ гражданско- патриотических чувств: любви, гордости, уважение к городу Калуга, осознание личной причастности к жизни в Калуге.
Задачи:
Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о городе, где они учатся. Уточнить и расширить представление детей о своей малой Родине.
Воспитательные: воспитать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира; способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни.
Коррекционные: обогатить словарный запас обучающихся. Развивать внимание, память, слуховое восприятие, развитие мелкой моторики.
Развивающие: научить глубокому осмыслению сказанного, услышанного и прочитанного, умению выражать свои мысли, развивать личностные качества: наблюдательность, активность, интерес к изучаемому материалу.
Словарная работа:
достопримечательность, мемориал, знаменитый, экспонат.
Ожидаемые (планируемые) результаты/прогнозируемый результат:
В ходе занятия обучающиеся закрепят материал о достопримечательностях Калуги, познакомятся с новыми интересными местами города, в котором учатся. Узнают о малой родине своих одноклассников. Научатся чётко формулировать свои мысли.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: презентация по теме занятия.
Мультимедийный ряд: компьютер, интерактивная доска
Предварительная работа: определены три группы учащихся, каждой из которых даны задания:
1 группа – изучить материалы, связанные с достопримечательностями Калуги, уже знакомыми детям во время прогулок и экскурсий.
2 группа – изучить фотографии экскурсий учеников 6-х классов по Калуге.
3 группа – создать презентацию по материалам занятия.
На основании собранных материалов подготовить и провести занятие открытого показа.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Проверка слуховых аппаратов.
2.Планирование работы. Постановка проблемы.
3.Краткое сообщение о теме занятия «Калуга-город, в котором я учусь».
4. Открытие знаний.
5. Рефлексия.
Ход занятия:
1.Организация детей (Проверка слуха).
Воспитатель: Ребята, сядьте прямо, слушайте меня внимательно. Старайтесь говорить правильно, чётко произнося все звуки.
Воспитатель (за экраном): Добрый день, ребята.
Дети: Добрый день.
Воспитатель (за экраном): Никита, ты хорошо меня слышишь? Ярослав? Егор?
Ребёнок: Я слышу хорошо
2.Планирование работы. Постановка проблемы.
Воспитатель: предлагает послушать стихотворение о Калуге.
Колокольным звоном церквей,
И ракетой, рвущейся вверх
Ты встречаешь, Калуга, гостей,
Красотой удивляя всех…
Воспитатель: о каком городе говорится в стихотворении?
Ответы детей.
Воспитатель: что вас всех объединяет в городе Калуга?
Ответы детей.
Воспитатель: для кого в нашем классе город Калуга является малой Родиной?
Ответы детей.
Воспитатель: Наше занятие посвящено городу, в котором вы сейчас учитесь и живете.
Воспитатель: как называется город?
Ребёнок: Калуга.
Воспитатель: Прочитайте слова на доске: Калуга, Музей Космонавтики, памятник Афганцам, памятник медсёстрам, площадь Победы. Дети читают.
Воспитатель: почему на доске именно эти слова? Ответы Как мы назовём наше занятие? Ответы детей. Примеры названия занятия. Окончательное название. Написать на доске.
Воспитатель: скажите в разном темпе. (медленно, нормально, быстро): Калуга-город, в котором я учусь!
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Словарная работа.
Воспитатель: в ходе занятия нам встретятся трудные слова: давайте прочитаем.
Достопримечательность - Интересное, важное место или предмет.
Обелиск – памятник в виде столба.
Знаменитый – известный.
Экспонаты- редкие интересные вещи.
Воспитатель: Прочитайте, запишите в тетрадь.
Дети читают. Пишут.
3.Краткое сообщение о теме занятия «Калуга-город, в котором я учусь».
Воспитатель: итак, Калуга -город, в котором вы все учитесь. Во время прогулок и экскурсий мы уже посетили много интересных мест. Дима, расскажи, что ты знаешь о Калуге.
Глазов Дима: Калуга – один из старинных русских городов, расположен с двух сторон реки Оки. Основан в 1371 –м году. Сейчас Калуга – красивый город в центре России! Она прославилась по всему миру тем, что здесь жил и работал основатель ракетостроения Константин Эдуардович Циолковский. Благодаря этому Калугу назвали «колыбелью космонавтики.
Воспитатель: повторите, пожалуйста, что вы запомнили. Дима, задай вопрос ребятам.
Ответы детей.
Воспитатель: Ярослав, расскажи, что ты знаешь о Калуге.
Никитин Ярослав: на гербе и флаге Калуги, река Ока изображена серебристой лентой. Ещё на гербе изображён первый советский спутник земли, потому что Калуга, колыбель космонавтики. В городе есть музей Космонавтики. Я думаю, мы с вами сегодня его обязательно увидим.
Вопросы по тексту …спроси у… , что он запомнил.
Воспитатель: а кто может сказать несколько слов о музее Космонавтики?
Киселёв Никита: это огромное белое здание, издали напоминает ракету. Это первый в мире и самый крупный музей истории космонавтики в России имени выдающего изобретателя Константина Циолковского. Первый камень при строительстве этого музея заложил наш первый космонавт (показывает фотографию Ю.А. Гагарина). Ребята, как его зовут? Ответы детей
Воспитатель: да, вы правы это Юрий Гагарин. В этом музее много интересных экспонатов. Продолжаем наше путешествие. Егор, прочитай, что написано на слайде.
Добрин Егор: площадь Победы — это одно из любимых мест отдыха жителей Калуги. На площади Победы горит вечный огонь Славы и стоит обелиск высотой 30 метров, с гранитной стеной. На обелиске возвышается бронзовая женская фигура. Она держит в руках ленту – символ реки Ока, на берегах которой стоит город, и первый спутник Земли – символ города космонавтики. Мы часто гуляем там с группой.
Повтори, о чем говорил (а)…
Воспитатель: внимательно посмотрите на следующий слайд. Что это?
Ответы детей.
Ярослав. Мне кажется, что это дом Мастеров. Сегодня в нём расположен музей. В этом музее есть разные залы, в этих залах собраны разные старинные народные изделия из различных материалов. Мы были в доме мастеров на экскурсии и на мастер -классе.
...повтори, что изображено на слайде…
Воспитатель: Ребята, давайте обратимся к нашей фотовыставке. (на доске фото мест Калуги, где уже побывали шестиклассники)
Воспитатель: Назовите, какие здания, места показаны на этих фотографиях города Калуги. Воспитатель показывает на фотографии. Дети рассматривают фотографии. Дети называют что изображено на фото.
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, что объединяет эти фотографии.
Ответы детей.
4.Открытие знаний.
Воспитатель: сейчас мы будем работать в парах. У вас на столе конверт, откройте и соберите картинку.
Игра "Собери картинку из частей".
Каждому учащемуся предлагается разрезанная на части картинка. Учащиеся собирают картинку из частей.
Воспитатель: Максим, прочитай, что получилось. Теперь Егор. Никита, повтори. А что получилось у Миланы и Влада? Почему написаны именно эти города?
Ответы детей.
Воспитатель: Илария и Максим приготовили небольшой рассказ о своей малой Родине, Туле и Нижнем Новгороде. Ребята приглашают нас в небольшое путешествие. Давайте послушаем. Выступление Иларии и Максима. Обсуждение.
5.Рефлексия.
Воспитатель: о чём мы сегодня говорили? Как называется город, где находится наша школа? Назовите год основания Калуги? Что означает лента на гербе и флаге города Калуга? Назовите свои любимые места города. Оцените свою работу на занятии.
Перед каждым из вас лежат по 2 сердечка. Какого они цвета? Пожалуйста, поднимите одно сердечко. Если вам понравилось занятие, возьмите сердечко зелёного цвета. Если нет, синего цвета. Спросить у ребенка, почему он прикрепил синее сердечко. Если такое будет.
Воспитатель Домашнее задание. К следующему занятию по развитию речи я предлагаю вам выбрать одну фотографию и попробовать описать ее.
Воспитатель Спасибо, за занятие. Вы все очень хорошо сегодня работали. Дорогие ребята, я надеюсь, что из нашего занятия вы узнали много нового и интересного про город, в котором вы учитесь, а также про города, откуда приехали учиться в Калугу ваши одноклассники.
Используемая литература.
1. Малинин исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам. губернии.- Калуга: Золотая аллея, 1992.
2. «Прогулки по старой Калуге», Калуга: Золотая аллея, 1993.
3 «По Калужской земле», Калуга: Калужское приокское издательство, 1972.