СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Калугина Н.А., Сафронова Ю.А. Организация научно-методического сопровождения педагогического коллектива профессиональной образовательной организации в условиях реализации фгос.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен анализ нацучно-методической базы сопровождения педагогических работников ПОО СПО в условиях реализации ФГОС, рассматриваются условия профессионального усовершенствования и развития кадрового потенциала

Просмотр содержимого документа
«Калугина Н.А., Сафронова Ю.А. Организация научно-методического сопровождения педагогического коллектива профессиональной образовательной организации в условиях реализации фгос.»

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.


Калугина Н.А, заместитель директора по учебно – методической работе

Сафронова Ю.А., методист,

ОГБПОУ «Томский политехнический техникум


Annotation: The article presents an analysis of the scientific and methodological base for accompanying pedagogical workers of the vocational educational organization of the system of secondary vocational education in the context of the implementation of the GEF, the conditions for professional development and development of human resources in modern conditions are examined.

Key words: scientific and methodological support, competence approach, development of human potential, professional competence of the teacher.


Аннотация: В статье представлен анализ научно – методической базы сопровождения педагогических работников профессиональной образовательной организации системы среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС, рассматриваются условия профессионального совершенствования и развития кадрового потенциала в современных условиях.


Ключевые слова: научно – методическое сопровождение, компетентностный подход, развитие кадрового потенциала, профессиональная компетентность педагога.


Инновационная деятельность является ведущим механизмом в современных условиях, безусловно меняющим качество профессиональной деятельности, напрямую влияя на развитие человеческого потенциала. В связи с этим современное профессиональное образование в качестве основных приоритетов развития определяет: достижение стандартов международного уровня, интернационализацию, переход от предметного обучения к обучению на компетентностной основе, обеспечивающему освоение Soft – skills и Hart – skills, позволяющих быстро реагировать на изменения на рынке труда, непрерывность профессионального образования и развития на протяжении всей жизни человека.

В процессе перехода образовательных организаций к реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (далее СПО) в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов, разработанных на основе компетентностной модели образования, актуальной становится проблема формирования у преподавателей профессиональных компетенций по основным видам профессиональной деятельности: социально – организационная; общекультурная; научно – исследовательская; учебно – научная; научно – методическая; технологическая; психолого – педагогическая; информационно – коммуникационная [1].

Необходимость подготовки конкурентоспособных специалистов, удовлетворение образовательных потребностей обучающихся ставит перед образовательными организациями СПО задачи, направленные на совершенствование процессов управления качеством образования. В связи с этим возникает необходимость постоянной модернизации содержания основной профессиональной образовательной программы, развития кадрового потенциала педагогического коллектива, применение инновационных педагогических технологий и активных методов обучения. Использования сетевых форм организации образовательного информационного пространства, обеспечения эффективного контроля качеством образования.

Реализация программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в условиях реализации ФГОС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной среды является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже чем 1 раз в 3 года.

Современные преобразования, связанные с реформированием и модернизацией системы российского образования, предъявляет повышенные требования к педагогам, в том числе и к преподавателям системы СПО. В настоящее время возрастает потребность в преподавателях, способных обновлять содержание своей профессиональной деятельности через критическое, творческое ее освоение, применение достижений науки и передового педагогического опыта. В конечном итоге, качество подготовки будущих специалистов напрямую зависит от качества профессиональной подготовки преподавателей, реализующих процесс обучения [2].

В связи с вышеизложенным, можно констатировать тот факт, что на современном этапе развития системы образования изменяются функции научно - методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога системы СПО.

При этом особую роль играют такие факторы как: результаты анализа педагогической деятельности; стратегические цели и задачи профессиональной образовательной организации, уровень образования и потенциал педагогического коллектива, а также условия организации образовательного процесса (представлены на рисунке 1).

Научно – методическое сопровождение в настоящее время представляет собой специально организованный процесс, направленный на преодоление профессиональных затруднений и личностных проблем педагога, который включает в себя систему педагогических событий и ситуаций. Результатом такого процесса становится осмысление профессионального опыта педагога, актуализация саморазвития, профессиональный успех, личностное развитие.



Рис. 1. Факторы, влияющие на выбор системы методической работы

(Источник: составлено автором)

Сегодня востребованы новые подходы к организации методической работы, направленной на подготовку кадров к эффективной образовательной деятельности. Структура методического сопровождения педагогического коллектива представлена на рисунке 2.

Методическая служба ОГБПОУ «ТПТ»


Потребность педагогов

Сложившиеся условия


Организационно – методическая деятельность



Цикловые методические комиссии

Профессиональная компетентность


Информационно – методическая деятельность

Мониторинг

результатов


Педагогический продукт

Координационно – методическая деятельность



Творческие группы


Реализация ФГОС

Удовлетворение образовательных потребностей

Современный урок

Личный и профессиональный рост

Развитие кадрового потенциала

Оценка удовлетворенности


Аналитическая, экспертная, исследовательская деятельность

Научно – методическая деятельность





Рис. 2. Система организации научно – методического сопровождения педагогического коллектива (Источник: составлено автором)

Целевым ориентиром профессиональной подготовки при компетентностном подходе в условиях реализации ФГОС является становление интегральной профессионально – личностной компетентности педагога, определяющей его универсальную способность проектировать и обеспечивать в практической деятельности новое качество образования. Задачами научно – методического сопровождения педагогического коллектива «Томского политехнического техникума» являются:

- научно – методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО);

- научно – методическое обеспечение и организация активного участия членов педагогического коллектива в инновационной деятельности;

- информационное и методическое обеспечение педагогов в соответствии с их профессиональными потребностями;

- обеспечение условий повышения профессиональной компетентности, роста педагогического мастерства;

- создание единого информационного пространства, обеспечивающего обобщение и пропаганду передового педагогического опыта, инновационных педагогических технологий и идей;

- повышение мотивации участников образовательного процесса.

Для реализации поставленных целей и задач научно – методическая работа осуществляется по следующим направлениям:

- внедрение системы педагогического проектирования, модернизация программных и нормативно – правовых параметров развития образовательной организации, развитие научно – методического обеспечения ФГОС СПО на основе технологизации образовательного процесса;

- развитие методической, научно – исследовательской работы и иной творческой деятельности преподавателей и студентов;

- совершенствование содержания образовательного процесса через развитие инновационных профессиональных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий и методов обучения;

- изучение, обобщение передового педагогического опыта и внедрение его в практику работы образовательной организации:

- внедрение модели наставничества и организация конкурсного движения как мощного инструмента профессионального и личностного развития педагогов.

Реализация компетентностного подхода происходит через развитие мотивации педагогов на повышение профессионально – педагогической компетентности и реализацию творческого потенциала преподавателей, проведение анализа и самоанализа профессиональной деятельности, поддержку научно – исследовательской деятельности педагогов; освоение и внедрение инновационных педагогических технологий, создание информационно – методической среды, создание банка данных педагогической информации о достижениях науки и практики.

Деятельность преподавателя в условиях внедрения стандартов третьего поколения отличаются совершенно новым уровнем требований к его компетентности, что обусловлено необходимостью:

- создания контрольно – оценочных материалов нового качества;

- совершенствования информационного обеспечения учебного процесса;

- разработки материалов для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучения;

- создание принципиально – иных учебно – методических комплексов с учетом перехода на формат дистанционного обучения;

- освоение инновационных, личностно – ориентированных педагогических технологий, в том числе блочно – модульных.

В сложившихся условиях существуют противоречия между возрастающими требованиями к компетенции педагога СПО и недостаточном уровнем его подготовки к управлению инновационными процессами.

Успешность реализации модели методического сопровождения инновационной деятельности в организации СПО обеспечивается комплексом необходимых и достаточных условий, который включает: психолого – педагогические условия; наличие стратегии развития образовательной организации, формирование системы мотивации и стимулирования инновационной деятельности педагогов, применение демократического стиля руководства: организационно – педагогические условия: наличие методической службы образовательной организации, ресурсное обеспечение инновационной деятельности. Эти факторы способствуют развитию кадрового потенциала педагогического коллектива и повышению качества образовательного процесса.

Практика введения ФГОС СПО выявляет педагогические риски и трудности, связанные с недопониманием положений ФГОС, концептуальных и методологических основ современной системы подготовки рабочих кадров и специалистов, формальной подменой нового содержания, стремлением сохранить репродуктивные способы профессиональной деятельности, недостаточным усвоением понятийного аппарата новых стандартов, а также неэффективным управлением методической работой.

Обязательным условием при разработке и внедрении педагогических новшеств в образовательной организации должно стать создание образовательной среды, которая будет способствовать установлению субъект – субъектных отношений между участниками образовательного процесса, раскрытию творческого потенциала педагогических работников, будет побуждать их к самореализации в профессиональной деятельности, самосовершенствованию, учитывать их индивидуальные особенности и интересы. Важной составляющей такой образовательной среды является благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе.

Для непрерывного самообразования и профессионального роста педагога, а также учета уровня их реальной профессиональной готовности к решению инновационных методических задач требуются: целостность, систематичность методической деятельности в образовательном учреждении, согласованность и координация деятельности всех педагогов, работающих по новым образовательным стандартам; сохранение традиций, ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых, учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста.

Таким образом, процессы реализации новых стандартов требуют специально 0- организованной деятельности методической службы, нового содержания системы повышения профессионального развития и кадрового потенциала педагогического коллектива. При этом особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательного процесса, формирование и развитие методической компетентности педагога.

Литература:

  1. Прохорова Г.Е., Пряничникова О.Н. Методическая служба ПОО в условиях реализации ФГОС СПО: методические рекомендации. Часть I. – М.:АСОУ, 2018 -52с.

  2. Юрьева Г.П. Формирование управленческой компетенции руководителя образовательной организации в системе непрерывного образования. // образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 11-й междунар.конф., Минск 27-28 сенятбя 2019г./Минский ин-т управления; стсо. В. В. Герандович; под научн. ред. В. В. Герандович и Н. В. Суша. – Минск, 2019. – вып.11. – Ч. III. – С. 289 – 294.

  3. Юрьева Г.П. Особенности формирования управленческой компетенции в системе дополнительного профессионального образования // образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 11-й междунар.конф., Минск 27-28 сенятбя 2018г./Минский ин-т управления; стсо. В. В. Герандович; под научн. ред. В. В. Герандович и Н. В. Суша. – Минск, 2018. – вып.11. – Ч. III. – С. 285 – 290.

  4. Юрьева Г. П. Деятельность руководителя инновационного образовательного учреждения // Сборник материалов VI региональной конференции «Инновационные ресурсы современной школы». – 2017. – С.214 – 220.

  5. Особенности формирования профессиональной компетенции руководителя общеобразовательного учреждения в системе дополнительного профессионального образования вуза // Социально – гуманитарный проблемы современности: человек, общество и культура: сб.ст. Междунар.науч.–практ. Конф.. 30 сентября 2017г. –Красноярск, 2017. – С. 84-86.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!