СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карабулак в цифрах и задачах

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная работа ан тему " Карабулак в цифрах и задачах"

Просмотр содержимого документа
«Карабулак в цифрах и задачах»

КГУ «Общеобразовательная школа села Карабулак отдела образования города Степногорск Управления образования Акмолинской области»





Тема: «Карабулак в цифрах и задачах».


Направление: Естественно-математическое


Секция: Математика, информатика



Подготовил: Кожевников Павел Александрович, ученик 5 «Б» класса

Акмолинская область, город Степногорск

КГУ «Общеобразовательная школа села Карабулак»

Руководитель: Ковалёва Татьяна Александровна,

педагог-эксперт, учитель математики

КГУ «Общеобразовательная школа села Карабулак»









2022 год



Оглавление

Аннотация……………………………………………………....3

Введение………………………………………………………...4

Основная часть

1. Математические задачи и их решение………………...........6

1.2. Схема составления задач на краеведческом материале…7

Практическая часть

2. Авторские задачи по истории Карабулака…………………11

Заключение...………………………………………………… 18

Список использованных источников ……………………... 19

4.Приложения:

Приложение 1. Результаты опроса обучающихся………… 21

Приложение 2. Знаменитые люди села Карабулак ……….. 22













Аннотация

Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно что-то оценивать, выполнять действия с числами, использовать навыки устного счета. Вот почему при изучении  математики  большое внимание уделяется формированию вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, что часто вызывает затруднения. Я заметил, если учитель предлагает задачи с реальными жизненными ситуациями, содержащие краеведческий материал, мы быстро с ними справляемся. Такие задачи делают процесс обучения занимательным, облегчают усвоение учебного материала. Но вот задач о родном селе я практически не решал. Более того, участвуя в различных общешкольных мероприятиях, я понял, как плохо мы знаем историю своей малой родины.

















Введение

У каждого человека есть место на земле которое мы называем Родиной, место на земле, где впервые увидел небо и где он появился на свет. Каждый из нас в течении жизни побывает в разных странах, городах и сёлах, но никогда человек не забудет свой родной дом, котором он родился. Родина, она единственная на всю жизнь, как мама.

родного Мы работы часто сёлах не жинь знаем, а часто порой цифрах просто математики не вместе интересуемся кружка своим стараемся селением, цель не Резюме стараемся лесной узнать, Актуальность как и были почему области оно человек появилось. ОШ Судьба первые же ВвЕДЕНИЕ любой, Математика пусть событиях самой сёлах небольшой школьный деревушки, исторических затерявшейся четвертый где-нибудь в не лесной стараемся глуши об или в часто степных школьного просторах, лу всегда тот интересна, и Мы если Ковалёва кто-то часто попытается первые её школьный узнать, степных тот исторических никогда работы об задачах этом занимаемся не просто пожалеет.

Моё первое знакомство с историей родного края состоялось не так давно, именно в декабре 2021 года после открытия музея в нашей школе. Это были первые и незабываемые экскурсии в школьный музей. Ведь не случайно говорят, что «математика ум в порядок приводит», «математика – царица всех наук».

Как же можно применить математические знания к истории родного села?

Сделать можно это, конечно же, через решение математических задач, содержание которых включает в себя разнообразные исторические факты.

А где же взять такие задачи?

Для меня вызвал интерес, что текстовые задачи по математике, содержащие краеведческий материал моего села, нет. Так как только в декабре в нашей школе был открыт музей, мне стала очень интересна история моего села. Так возникла следующая проблема, решением которой я и занялся.

Гипотеза: знание истории села поможет в развитии умений решения текстовых задач с практическим содержанием и, наоборот, умения в составлении и решении текстовых задач расширят наши знания об истории родного села.

Актуальность данной темы в том, что историю своей Родины, должен знать каждый ученик, и лучше всего чтобы историю села раскрывать с помощью математических задач начиная с начальных классов.

Цель проекта:

  • доказать, что, решив математические задачи, содержащих исторические факты родного села, каждый из нас приобретает умения и навыки решения текстовых задач с практическим содержат содержанием;

  • информациипредставить представить содержащую историю задачами села Карабулак в изучить математических истории задачах с поможет целью приемы расширения, опирающиеся знаний, работа об на исторических историю событиях округи

Задачи истории исследования:

  • составления изучить Возмметоды и информации приемы пополнялся составления и Задачи решения ли текстовых Проблема задач;

  • обобщение составить расширения текстовые содержащих задачи, школьного которые историю содержат целью исторические событиях факты Карабулак родного Задачи села;

Объект наоборот исследования: Возможно история составления родного села Карабулакопыт КаКарабулаксела, составлении методы задачами составления и презентацию решения решении текстовых источники задач.











1.Математические задачи и их решение.

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития обучающихся, глубины освоения ими учебного материала. Но при изучении математики для многих, в том числе и для меня, всегда самой трудной темой является тема, связанная с решением текстовых задач. Часто, читая задачу, я теряюсь и не знаю, с чего начинать решение.

Решение задач – тяжелая умственная работа. Чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо изучить материал, над которым придется работать. Значит, для того чтобы научиться решать задачи, надо разобраться в том, что они собой представляют, из каких составных частей они состоят. Разобраться с этим мне помогла книга Л.М. Фридмана и Е.Н.Турецкого «Как научиться решать задачи», которую посоветовал мне изучить мой учитель математики.

После изучения этого пособия у меня сформировалось представление по выполнению процесса решения задачи. Я понял, что процесс решения задачи – это процесс, начинающийся с момента прочтения задачи до момента полного завершения её решения. Он состоит из нескольких этапов. Рассмотрим основные этапы выполнения процесса решения текстовых задач.

1.Анализ текста задачи.

Решение задачи начинается с её анализа. Очень важно понять смысл задачи. Анализ включает в себя следующие умения, которыми необходимо овладеть:

• устанавливать количество ситуаций (элементов), имеющихся в задаче;

• выделять величины в тексте;

• выделять предложения, выражающие зависимости между величинами;

• выделять и фиксировать искомые величины.

Результаты анализа задач нужно зафиксировать в удобной, достаточно наглядной форме, т.е. нужно сделать схематическую запись задачи

2. Схематическая запись задач.

Схему к задаче можно изображать в виде:

  • таблицы;

  • отрезка с составляющими его частями;

  • линейной или столбчатой диаграммы;

  • отрезка с положением на нём движущихся объектов в различные моменты времени и др.

3. Поиск плана решения задачи.

Переход от анализа текста задачи к поиску плана решения состоит в составлении элементарных задач, в переводе естественных отношений зависимостей между величинами на формальный математический язык, в получении математической модели задачи.

4. Этап осуществления решения задачи.

После того, как был найден план решения задачи, необходимо выполнить следующий этап: осуществление решения.

5. Этап проверки полученного ответа.

После того как решение осуществлено и изложено, необходимо убедиться, что это решение правильное, что оно удовлетворяет всем требованиям задачи. Проверку решения можно производить следующим образом. В условие задачи надо подставить все неизвестные и найденные величины и проверить, выполняются ли зависимости между величинами, которые определены задачей.

6. Исследование задачи.

При решении некоторых задач, кроме проверки, необходимо ещё выполнить исследование задачи, а именно установить, при каких условиях задача имеет решение, и при том, сколько различных решений в каждом отдельном случае; при каких условиях задача вообще не имеет решения.

7. Этап формулировки ответа задачи

В завершении процесса решения задачи, убедившись в правильности решения и, если нужно, произведя исследование задачи, необходимо сформулировать ответ задачи, - это будет очередной этап.

8. Этап анализа выполненного решения

Необходимо установить, нет ли другого, более рационального способа решения, нельзя ли обобщить задачу, какие выводы можно сделать из этого решения.

Из указанных восьми этапов пять являются обязательными и они имеются в процессе решения любой задачи.

Это этапы:

  • анализа задачи,

  • поиска способа её решения,

  • осуществления решения,

  • проверки решения

  • и формулировка ответа.

Остальные три этапа (схематическая запись задачи, исследование задачи и заключительный - анализ решения) являются необязательными и в процессе решения многих задач не выполняются.


1.2.Схема составления задач на краеведческом материале.

Начиная исследовательскую работу, я провел в школе социальный опрос.

Меня интересовало, умеют ли ученики решать задачи. Если нет, то по какой причине. Большинство ребят ответили, что не умеют решать задачи. А те, кто не умеет решать задачи, ответили, что не понимают информации в задаче, испытывают сложность в вычислениях или задачи не вызывают интереса. (Приложение 1)

Поэтому я пришел к выводу, что если в задачах использовать краеведческий материал о селе Карабулак , то решение задач станет более интересным.

Для того, чтобы составить математическую задачу на исторических фактах, необходимо изучить исторический материал, который будет использоваться в задачах. Выделить все числовые данные и установить зависимость между числовыми величинами. Составить условие задачи. Задача должна содержать в себе условие и вопрос. В задаче должно содержаться необходимое количество данных, чтобы можно было ответить на вопрос задачи. Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как математики, так и краеведения.

Алгоритм составления задач с краеведческим материалом:

  • собрать фактические данные;

  • дать небольшую историческую справку;

  • выбрать математическое содержание и тип задач;

  • установить зависимость между величинами;

  • составить условие задачи;

  • оформить решение.

Таким образом, я изучил алгоритм решения текстовых задач и алгоритм составления авторской задачи с краеведческим содержанием, которые мне помогли составить задачи, используя историю моего села и моей школы.

Следующим этапом в организации исследования после сбора краеведческого материала явилось составление различных математических заданий и задач устного и письменного характера, направленных на отработку вычислительных навыков обучающихся, для развития интереса к решению задач. При составлении заданий я ориентировался на результаты опроса.



















2.Авторские задачи по истории моего села Карабулак


Совхоз «Карабулакский» в настоящее время село Карабулак расположен юго-западнее города Степногорска. Организован совхоз в 1961 году на базе земель Госземфонда. Основное производственное направление хозяйства- зерновое с развитым молочно-мясным скотоводством. Территория совхоза расположена в сухостепной зоне Казахстанской провинции по общесоюзному агроклиматическому районированию. Общая площадь закрепленная за хозяйством на год разработки проекта составляет 82700 га,в том числе 11922 га пашни, 67749га пастбищ, из них 16767 га лучшенных почв. Эти данные мы узнали из книг подаренных в фонд нашего музея.

1.Дело по внутрихозяйственному землеустройству совхоза «Карабулакский» Алексеевского района Целиноградской области Казахской ССР 1969г.

2.Книга истории полей совхоза Карабулакский 1985 г.

3.Проект внутрихозяйcтвенного землеустройства совхоза «Карабулакский» Селетинского района Целиноградской области. 1990г.

Задача 1. Найдите наименьшее общее кратное чисел 37 и 53, и узнаете в каком году образовалось село Карабулак?

Ответ: 37- простое число и 53 простое число. НОК (37;53)=1961. В 1961 году был организован наше село.

Задача 2. Каждой букве соответствует пример, как только вы решите данную задачу и расставите ответы в решенных примерах в порядке возрастания вы узнаете кто был первым директором совхоза.

Ответ










Буква











ы

36+24:6

42






в

32-32:8

28






и

101-54:9

95






а

78-72:8

69






н

93+49:7

100






к

88+45:9

93






с

56:8+47

54






в

73+42:6

80






т

71-64:8

63






Ответ :

Ответ

28

42

54

63

69

80

93

95

100

Буква

в

ы

с

т

а

в

к

и

н



На основании приказа от 23 февраля 1961 года директор совхоза Выставкин Николай Дмитриевич вступил в должность. Первые лица, прибывшие на освоение целины в село Карабулак: Выставкин Николай Дмитриевич, Жданов Владимир Федорович, Жданова Алла Васильевна, Дитятьев Геннадий Петрович, Дитятьева Галина Федоровна, Руденко Надежда Федоровна, Руденко Виктор Степанович, Савченко Галина Николаевна, Калюнов Владимир Николаевич, Калюнова Галина Ивановна, Ключников Евгений Васильевич, Ключникова Лилия Андреевна. Определены новые направления сельского хозяйства. Это было новое направление-птицеводство, а теперь-выращивание разных овощей в саду. Работа в хозяйстве шла напряженная. Но их не было. Главным был вопрос жилья. Были созданы временные палатки и, по возможности, стали возводить аварийные дома-приюты. Для строительства жилых домов были организованы первые строительные бригады.

Задача №3. Установи соответствие между буквами и цифрами и ты узнаешь, какие улицы были построены самые первые?

32

73

78

83

52

69









90

73

32

25

83

83

95

69











(223+142):5

Е

(120-16): 13+82

Ц

154:11+12‧6

Н

122:12+169:13

И

188:4+176:8

Я

(147+15):9+34

А

190:38+324:12

Л

101 -54:9-17

С



Ответ: В селе появились первые улицы «Лесная» и «Целинная» .

На данный момент их названия «Лесная» - «Кулагер», и «Целинная» -«Жибек Жолы». Дома были построены из натурального камня, затем были проведены штукатурные работы. Дома первоначально были построены с заменой на 2 владения, а затем на 1 владение. Эти первые построенные дома сохранились до наших дней на улице Кулагер жили очень многие первоцелинники, а сейчас живут их дети или внуки.

24 ноября 1988 года решением акима Акмолинской области образован Карабулакский сельский округ. В его состав вошли Карабулак, Коксал, Первомайка и перешли в административно-территориальное управление города Степногорска.

Задача № 4. Выполни решение поэтапно и, вы узнаете в каком году назначен акимом села Карабулак Айтимов Каиргельды Ислямбекович .

250

*3 +207 :3 *6


?

+84



250

1914

750

957

319

Х3 +207 :3 *6

1998





Ответ: 14 октября 1998 года Айтимов Каиргельды Ислямбекович назначен акимом села Карабулак. Натерритории села Карабулак имеются животноводческие фермы. Давайте решим задачу связанную с животными.

Задача№5: Узнайте, в каком году нашему селу будет 65 лет, если он создан в 1961 году?

Ответ: В 2026 году.

Задача №6: Решив следующую задачу, вы узнаете, сколько в нашем селе гектар земли во время приезда первоцелинников:

Во время уборки урожая в нашем колхозе с первого участка было собрано 2615 центнеров пшеницы, со второго в 3 раза больше, чем с первого, а с третьего участка в 7 раз больше, чем с первого и второго вместе. Сколько всего тонн пшеницы собрали с трех участков, елси при перевозке пщеницы выпало 980 ц ?

Решение: 1) 2615*3 = 7845 (ц) собрали со второго участка

2) (2615+7845)*7=10460*7=73220 (ц) собрали с третьего участка

3) 2615+7845+73220 = 83680(ц) собрали всего

4) 83680-980= 82700 (ц) пщеницы осталось

Ответ: 82700 га.


Задача № 7. Лошадь съедает круглый тюк сена за неделю, коза – за 3 недели, овца за 4 недели.За какое время лошадь, коза и овца вместе съедят такой тюк сена? В году 52 недели

Решение: Значит лошадь съедает тюк сена за неделю, за год она съест 52 тюка сена, то коза за год съест 52:3≈17 тюков за год, а овца 52:4=13 тюков сена за год. Вмсте они за год съедят 52+ 17+13=82 тюка сена. Тогда один тюк сена они вместе съедят за 12:82= (Шесть сорок первых) месяца.

Ответ: (Шесть сорок первых) месяца

Задача №8. В настоящее время протяженность грейдера от Стеллы «Карабулак» до первой остановки 1,5 км. Сколько минут потребуется, чтобы пройти через все село, двигаясь со скоростью 3 км/ч?

Решение: 1,5÷3= 0,5 часа= 30 минут.

Задача №9. Верно выполнив следующее задание, вы узнаете, в каком году построена наша современная школа, в которой я учусь:

Укажите: 1) число, которое не является ни простым, ни составным; (1)

2) Найти НОК (3; 9) = (9)

3) НОД (14;49) = (7)

4) третье по счёту простое число. (5)

Ответ: в 1975 году.

В 1975 году была введена в работу наша школа, и все ученики перешли из старой школы в новую построенную школу

Задча №10.Выполните задания. Поставьте в соответствие ответу букву, и вы узнаете фамилию первого директора школы

У.3,38 + 27,9 (31,28)

Д. 0,24 * 0,6 (0,144)

А. 20,4 : 0,8 (25,5)

Е. 30* 0,01 (0.3)

Ш. 12,64 : 0,1 (126,4)

В. 12,7+3,56 (16,26)

0,144

25,5

31,28

0,3

126,4

0,3

16,26








Дауешев Еркен Дауешевич родился 6 октября 1939 года в селе Амангельды Сталинского района Акмолинской области. Его учительская деятельность проходит в Аккольском районе. В 1961 году после окончания Карагандинского государственного педагогического вуза начал работать учителем физики и математики в советской средней школе. С 1966 по 1970 годы работал заместителем по учебной и воспитательной работе в Ивановской средней школе. С 1970 по 1978 годы работал директором Карабулакской средней школы.

В сентябре 1975 года в селе Карабулак была открыта Школа нового типа. В новую школу было принято 209 учеников, а число выпускников, впервые окончивших ее в этом году, составило 30. Это Айтимов Кайргелды, Койбасова Зина, Койбасова Дина, Дицель Александр, Чехмах Александр, Яковлева Таня, Шебанес Владимир, Дормоен Тамара,Нурабаев Саят, Салиева Бахыт,Салиева Кайша, Карашин Амантай, Зверев Владимир, Кабиев Жанель, Радионов Коля, Ходонович Владимир, Трауд Виктор, Василев Владимир, Касенаев Сабыр, Шунько Владимир, Сауле Кадырова, Юзевович Мария, Котенко Галя, Дитятьев Сергей и т. д. В 2020 году у них была встреча, 45 лет как окончили школу все одноклассники приехали с Германии, России и т.д.



















Заключение

Выполнив работу по составлению математических задач на основе краеведческого материала села Карабулак – моей малой родины, Во-первых, я значительно улучшил свои математические познания. Ведь одно дело - решать уже готовую абстрактную задачу из учебника, и совсем другое, когда все данные для нее ты подобрал, сопоставил и соединил в единое целое лично. А для этого мне пришлось на практике познакомиться не только с основными этапами решения задач, с алгоритмом составления задач, но и мерами величин, которыми пользовались наши предки. Во-вторых к сожалению,немногочисленных источников об истории села. Детально познакомившись с ними, я совершенно по-новому взглянул на знакомые мне с детства места. И я искренне рад тому, что это удивительное виртуальное путешествие на «машине времени» по Карабулаку и ее окрестностям стало возможно благодаря «царице наук» - математике. Моя гипотеза о том, что знание истории родного края поможет в развитии умения решать математические задачи и, наоборот, умения в составлении и решении текстовых задач расширят представления об истории родного села, полностью подтвердилась. С этим согласно и большинство обучающихся нашей школы, на которых я апробировал свои задачи. По их мнению, использование краеведческого материала намного разнообразило уроки, им легче было воспринимать изучаемый материал.

Я считаю, что мне удалось достичь поставленной цели.

Начатую работу я обязательно продолжу. Мне нужно еще освятить в математических задачах географические особенности, флору и фауну родного села. Я планирую создать наиболее интересные задач дидактический сборник для обучающихся 5-6 классов.



3.Список использованных источников

  1. Пойя Д. Как решать задачу. Львов, журнал «Квантор»,1991.

  2. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. Книга для учащихся. - М.: Просвещение,1984.- 174 с.

  3. Материалы школьного краеведческого музея

  4. Дело по внутрихозяйственному землеустройству совхоза «Карабулакский» Алексеевского района Целиноградской области Казахской ССР 1969г.

  5. Книга истории полей совхоза Карабулакский 1985 г.

  6. Проект внутрихозяйcтвенного землеустройства совхоза «Карабулакский» Селетинского района Целиноградской области. 1990г.























4. Приложение.

Приложение 1. Результаты опроса.

Опрошено: 24 ученика ( ученики 4Б- 6 учеников, 5Б-11 учеников, 6Б-7 учеников)

Умею и решаю

Не умею и непонимаю

Решаю с трудом

8

7

9





Смысл задач мне не понятен

Скучные задачи

Сложные вычисления

7

9

8





Приложение 2. Знаменитые люди села Карабулак

На данном стенде расположены фото наших первоцелинников, передовиков производства и самых первых построений в нашем селе.

Здесь фото наших ветеранов Великой Отечественной Войны и войнов Афганцев.

На данном стенде ветераны педагогического труда, выпускники, вернувшиеся в нашу школу которые до сих пор работают именно в нашей школе и летопись директоров нашей школы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!