СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Каракалпаки в 16-первой половине 19 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована по истории Узбекистана для школ с русским языком обучения в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Каракалпаки в 16-первой половине 19 века»

Презентация  на тему : « Каракалпаки в XVI первой половине XIX века. Выполнила учитель истории школы № 86 Юнусабадского района г. Ташкента Муратова Виолетта Вилорова

Презентация на тему : « Каракалпаки в XVI первой половине XIX века.

Выполнила учитель истории школы № 86 Юнусабадского района г. Ташкента Муратова Виолетта Вилорова

  Из истории развития каракалпакского народа в XVI — первой половине XIX века

В исторических источниках отмечено, что на территории нынешнего Каракалпакстана люди проживали еще в период неолита. В древнем историческом памятнике Бехистунской надписи (VI—V вв. до н. э.) население, проживавшее в Приаралье и низовьях Сырдарьи, называлось «сака тиграхауда» (остроконечная войлочная шапка).

Во II—III веках в Приаральские степи переселился и обосновался ряд тюркских племен. В результате ассимиляции местного населения с перекочевавшими племенами в Приаралье сформировались печенеги и огузы. В VIII-Х веках печенежские племена легли в основу формирования каракалпакского народа.

В начале X века часть печенегов была вынуждена переселиться за Волгу, в южные русские степи. Их вытеснили огузы и кипчаки.

В русских летописях XII века есть сведения о племенах под названием «черные клобуки», в монгольских источниках — о племенах «черные малахаи», а в восточных источниках — о племенах «в черных бурках». Все эти термины относятся к названию одного народа — каракалпакам. Слово «каракалпак» восходит к слову «в черных колпаках».

С ослаблением Золотой Орды от нее стал отделяться ряд независимых государств. Одним из таких государств было Ногайское (мангытское) ханство, образовавшееся в конце XIV века. Его границы простирались от Волги до Иртыша, от берегов Каспийского и Аральского морей до реки Кама.

Территории, куда переселились и обосновались каракалпаки, в XV—XVI веках входили в территорию Ногайского ханства. Ногайский и каракалпакский народы жили в политическом партнерстве, совместном объединении.

Состав, фонетика и грамматический строй ногайского языка близки к каракалпакскому. Таким образом, к XVI веку завершился процесс становления каракалпакского народа, состоящего из нескольких родов. Этот народ был сформирован на основе шести племен (китайского, кипчакского, кенагасского, мангытского, кунгратского и майтепского).

Таким образом, к XVI веку завершился процесс становления каракалпакского народа, состоящего из нескольких родов. Сведения о том, что каракалпаки были сформированы как единый народ, встречаются в источниках конца XVI .
  • Таким образом, к XVI веку завершился процесс становления каракалпакского народа, состоящего из нескольких родов. Сведения о том, что каракалпаки были сформированы как единый народ, встречаются в источниках конца XVI .

Образ жизни

Процесс перехода каракалпаков от кочевого образа жизни к оседлому продолжался долго. Основная часть населения жила в аулах в юртах и глиняных домах. Потом появились поселки (крепости) и города. Поселок с четырех сторон окружали стены или возвышенности. Каракалпакские племена состояли из нескольких родов, каждый предводитель стремился к укреплению своего рода. Внутри одного рода запрещено было жениться или выходить замуж, поэтому обычаем считалось красть невесту из другого рода. По прошествии определенного времени сообщалось место пребывания невесты; родители, родственники невесты и старейшина ее рода одаривались различными подарками и давалось согласие на свадьбу. На свадьбе бахши (певцы) пели песни из дастанов (поэм). Богатыри состязались в борьбе.

Каракалпаки зиму проводили в основном в прибрежьях моря и рек. Повозка, лодка, плот и лошадь были основными транспортными средствами. Каракалпаки обращали особое внимание на национальное своеобразие в одежде. Это особенно ярко проявлялось в головном уборе женщин и девушек — савкели (головной убор из плотной бязи, украшенный серебром и ожерельем).

 Города  Каракалпаки построили такие крупные города, как Кунграт, Чимбай, Ходжей- ли. Кунграт и Чимбай были административными центрами каракалпаков. Они были воздвигнуты в конце XVII — начале XVIII века. Ходжейли считался торговым центром, расположенным между Аралом и Хивой, таможня тоже располагалась в этом городе. За счет тяжелого труда народа города окружались высокими стенами, в городах были построены красивые здания, дворцы. Города Джана-кала, Ойдуст-кала, Эрназар-кала, Кукузак-кала, Ишан-кала, построенные в виде крепости, являются памятниками архитектуры, созданными народом Каракалпакии. В начале XIX века в городах было 318 школ, на массивах Каракум-ишан, Калила-ахун, Эгамберган-ахун, Ойимбет- ишан, в Ишан-кале имелись медресе. Ремесленники принимали в подмастерье детей 12—13 лет и обучали их ремеслу. Каракалпакская молодежь обучалась также в медресе Хивы и Бухары.

Города

Каракалпаки построили такие крупные города, как Кунграт, Чимбай, Ходжей- ли. Кунграт и Чимбай были административными центрами каракалпаков. Они были воздвигнуты в конце XVII — начале XVIII века.

Ходжейли считался торговым центром, расположенным между Аралом и Хивой, таможня тоже располагалась в этом городе. За счет тяжелого труда народа города окружались высокими стенами, в городах были построены красивые здания, дворцы.

Города Джана-кала, Ойдуст-кала, Эрназар-кала, Кукузак-кала, Ишан-кала, построенные в виде крепости, являются памятниками архитектуры, созданными народом Каракалпакии.

В начале XIX века в городах было 318 школ, на массивах Каракум-ишан, Калила-ахун, Эгамберган-ахун, Ойимбет- ишан, в Ишан-кале имелись медресе. Ремесленники принимали в подмастерье детей 12—13 лет и обучали их ремеслу. Каракалпакская молодежь обучалась также в медресе Хивы и Бухары.

 Традиции и жизненный уклад    Национальной ценностью каракалпаков являются родоплеменные отношения, которые не могли не сказаться на семейных и родственных отношениях. Каждый род стремился к самоутверждению.  Каждое племя имело свои традиции погребения, кладбища у них были обособленными. Согласно традициям, кладбище строилось на местах погребения в прошлом знаменитых святых или уважаемых старейшин.  В свадебных мероприятиях участие всех членов рода считалось обязательным. В целом, в течение продолжительного времени они сменили кочевой образ жизни на оседлый, в процессе своего формирования создали уникальный симбиоз культурно-материальных ценностей. Формировался образ жизни, подпитанный идеями заботы, любви и гуманизма. В различных дастанах, являющихся духовными сокровищами тюркских народов, среди которых отдельно стоит эпос «Кырк кьгз» («Сорок девушек»), на первый план выносятся храбрость, смелость, свободолюбие, преданность Отчизне, незапятнанная любовь, а также честь и совесть. Все эти ценности прочно вошли в жизнь каракалпакского народа.

Традиции и жизненный уклад

Национальной ценностью каракалпаков являются родоплеменные отношения, которые не могли не сказаться на семейных и родственных отношениях. Каждый род стремился к самоутверждению.

Каждое племя имело свои традиции погребения,

кладбища у них были обособленными. Согласно традициям, кладбище строилось на местах погребения в прошлом знаменитых святых или уважаемых старейшин.

В свадебных мероприятиях участие всех членов рода считалось обязательным. В целом, в течение продолжительного времени они сменили кочевой образ жизни на оседлый, в процессе своего формирования создали уникальный симбиоз культурно-материальных ценностей. Формировался образ жизни, подпитанный идеями заботы, любви и гуманизма. В различных дастанах, являющихся духовными сокровищами тюркских народов, среди которых отдельно стоит эпос «Кырк кьгз» («Сорок девушек»), на первый план выносятся храбрость, смелость, свободолюбие, преданность Отчизне, незапятнанная любовь, а также честь и совесть. Все эти ценности прочно вошли в жизнь каракалпакского народа.

Хозяйство и род деятельности

Ко второй половине XIX в. в жизни каракалпаков основное место стал занимать оседлый образ жизни и занятие земледелием, хотя при этом скотоводство не теряло своего значения. Важное место в жизни каракалпаков отводилось также рыболовству и охоте. В близлежащих к Амударье и Аральскому морю озерах рыбы было в изобилии, и она являлась основным источником существования для многих семей и племен. Даже торговые караваны, идущие с Востока на Запад, в больших количествах приобретали вяленую рыбу именно у этих племен, занимавшихся рыболовством. Основная часть населения занималась изготовлением предметов быта, украшений ,излишки которых шли на продажу. Каракалпаки изготавливали ткань для обнесения остова юрты, из верблюжьей шерсти делали узорчатый войлок. В народном прикладном творчестве весьма хорошо было развито изготовление резных дверей и прочих предметов быта, ковроткачество, а также художественная вышивка. Это свидетельствовало о высоком уровне ремесла, в особенности, достигли совершенства в работе с деревом и костью, обеспечивавшего хозяйственные и бытовые потребности населения.

Фольклор

У каракалпаков богатое наследие устного народного творчества. Свидетельством тому служит 20-томное издание каракалпакского фольклора. Народ любил своих сказителей и бахши. Рядом с аксакалами, предводителями всегда были сказители.

Каракалпакский фольклорный герой — Амирбеклакки. В его анекдотах высмеиваются человеческие недостатки, несправедливость в обществе. Он разоблачает неблаговидные дела тех, кто у власти — чиновников, кази, духовенство — и воспевает храбрость, справедливость. Его анекдоты очень лаконичны, остроумны и понятны.

Издревле известны героические дастаны (поэмы) каракалпаков. В поэмах „Кирк киз“, „Алпамыш“, „Кублон“, „Маст- пашша“, „Эдыгей“ воспевается богатая история каракалпаков. Например, если в дастане „Эдыгей“ описываются события, связанные с деятельностью Амира Темура и Тохтамыша, то в дастане „Кирк киз“ находит свое художественное воплощение борьба за свободу каракалпаков, борьба хорезмского народа против иранского шаха Надиршаха.

В каракалпакских народных песнях воспеваются народные предводители и герои Маман-батыр, Эсангельды-махрам, Ойдустбий, Эрназарбий.

Не случайно сказаны казахским ученым-просветителем Чоканом Валихановым слова: „Каракалпаки — первые поэты и певцы пустыни “.

Подведём итоги:   Каракалпаки – это древний народ, проживавший на берегах Арала и низовьях Сырдарьи. Каракалпакский народ формировался в течении VIII- XVI веков, в основе его становления главную роль играли племена печенегов. Каракалпакское ханство образовалось в первой четверти XVIII века под предводительством Эшимхана. Каракалпаки занимались земледелием, животноводством, рыболовством, мелкими ремеслами. В 1827 году каракалпаки под предводительством Ойдустбия восстали против гнета хивинских ханов. У каракалпакского народа богатый фольклор

Подведём итоги:

  • Каракалпаки – это древний народ, проживавший на берегах Арала и низовьях Сырдарьи.
  • Каракалпакский народ формировался в течении VIII- XVI веков, в основе его становления главную роль играли племена печенегов.
  • Каракалпакское ханство образовалось в первой четверти XVIII века под предводительством Эшимхана.
  • Каракалпаки занимались земледелием, животноводством, рыболовством, мелкими ремеслами.
  • В 1827 году каракалпаки под предводительством Ойдустбия восстали против гнета хивинских ханов.
  • У каракалпакского народа богатый фольклор


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!