СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карбоновые кислоты техкарта СПО

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для организации проектной деятельности используется два вида урочных занятий:

Урок, который полностью состоит из работы над проектом. Форма проведения такого урока зависит от вида проекта (урок химии 1 курс  по теме "Получение, химические свойства и применение карбоновых кислот"). Предполагается высокая степень самостоятельности обучающихся. Актуализируемые знания закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом.

Просмотр содержимого документа
«Карбоновые кислоты техкарта СПО»

Технологическая карта учебного занятия по теме: Получение, химические свойства и применение карбоновых кислот



Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Быкова Татьяна Николаевна

Район


Место работы (полное название образовательного учреждения)

«Нижегородский экономико-технологический колледж»

Должность

преподаватель химии


Общая информация о занятии

Образовательная область (согласно ФГОС-3)

Базовая учебная дисциплина общеобразовательного цикла

Наименование курса (учебной дисциплины, модуля)

Учебная дисциплина «Химия»

Используемая программа, УМК

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» (разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта –3)


Возрастная категория обучающихся

15-16 лет

Группа

16

Тема занятия

Получение, химические свойства и применение карбоновых кислот

Тип занятия (по дидактическим целям)

Изучение нового материала

Место занятия в структуре курса (учебной дисциплины, модуля)

Тема 2.9. Карбоновые кислоты и их производные


Литература и Интернет-ресурсы (учебно-информационное обеспечение)


Основная

  1. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2018.

  2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.

  3. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2015.

  4. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.

  5. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.

  6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.

  7. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.

  8. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.

  9. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.


Дополнительная

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат и др. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 272 с.

  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.

  4. Артеменко А.И. Органическая химия: Теоретические основы: Углубленный курс: Учеб. для общеобразоват. учреждений с углуб. изучением предмета. – М.: Просвещение, 2001. – 384 с.

  5. Вивюрский В.Я. “Вопросы, упражнения и задачи по органической химии с ответами и решениями: 10-11 кл. – М.: Гуманит.изд. цент ВЛАДОС, 2002. – 688 с.

  6. Беспалов П. И. “Модульные программы при изучении органической химии. Ч.II. – М.: Центрхимпресс, 2003. – 83 с. “Химия в школе – абитуриенту, учителю. Библиотека журнала”.

Описание занятия


Основная дидактическая цель учебного занятия

Формирование и развитие ключевых компетентностей (информационной и компетентности решения проблем) как основа качества образования


Образовательные задачи

Получение общей информации о карбоновых кислотах в процессе самостоятельной работы с опорой на применение ранее полученных знаний в комплексе новых ситуаций


Развивающие задачи

Стимулировать умения выделять проблему, ставить цели, определять задачи и находить пути их решения, используя творческий потенциал и элементы исследовательской деятельности;
Создать стимуляционно-мотивирующую проблемную ситуацию на уроке как необходимое условие для развития логического мышления учащихся методами сравнения, анализа, обобщения и конкретизации;
Развивать самостоятельность и практическую активность школьников, навыки грамотно излагать свою точку зрения и доказательно отстаивать её;
Развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников и раскрытии практического значения материала.


Воспитательные задачи

Формировать мотивации учебно-познавательной деятельности, опыт познавательной деятельности, способность к принятию нестандартных решений


Продолжительность занятия

90 мин


Используемые педагогические технологии и формы организации учебной деятельности

Проблемное обучение, метод проектов


Используемые методы обучения по различным критериям (по степени самостоятельности мышления, по источнику передачи и восприятия учебной информации, по характеру управления учебной работой)

  1. по степени самостоятельности мышления

продуктивные методы обучения: проблемный, исследовательский – демонстрационный эксперимент

2. наглядные методы – демонстрация, наблюдение

3. по характеру управления учебной работой

самостоятельная работа обучающихся

4. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности


Средства обучения (учебно-материальные, дидактико-методические, психолого-педагогические)

Учебно-материальные :

Оборудование: химические реактивы для демонстрации опытов

Дидактико-методические:

инструктивная карта для обучающихся, инструктивные карты


Планируемые результаты обучения - обучающийся должен:


знать

понятия карбоновые кислоты, их состав, строение;

физические свойства карбоновых кислот


уметь

характеризовать состав карбоновых кислот;

высказывать суждения по изучаемым вопросам;

приводить формулы веществ;

находить пути решения проблемных ситуаций;

обосновывать своё решение адекватно поставленной проблеме;

рефлексировать свою деятельность


приобрести опыт

использовать изученный материал в своей профессиональной деятельности

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни


профессиональные и общие компетенции

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


Формы оценки планируемых результатов

записи в тетради, комментарии к выступлениям



Этап учебного занятия Содержание этапа занятия Действия преподавателя Действия обучающихся

Организа-ционный

момент

Предварительная организация группы, проверка отсутствующих, оценка внешнего состояния группы, организация деятельности в группах, погружение в проект

проверяет присутствующих, отмечает отсутствующих, создает положительней эмоциональный настрой у всей группы

готовятся к учебной деятельности, к восприятию учебного материала

Целеполагания

Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.

активизирует мыслительную деятельность ученика, создает внутреннюю заинтересованность и готовность к работе, определяет практическую и теоретическую значимость темы, совместно с учащимися ставит цели учебного занятия


слушают, задают уточняющие вопросы, совместно с преподавателем формулируют свои задачи на урок, осознают важность предстоящей работы

Актуализация знаний

Положение темы занятия в курсе химии, знакомство с планом проведения занятия.

Создание проблемной ситуации.

Объявляю тему урока, формулирую цели, задачи.

Определяю место темы в курсе органической химии (в соответствии с программой). Акцентирую внимание на взаимосвязи ранее изученного материала с новой темой.

Разъясняю этапы предстоящей работы учащихся, провожу инструктаж, указываю форму записи и представления изученного материала.

Разъясняю форму оценивания работы групп.


Принимают, уточняют, цели и задачи.

Работают с программой.

Осмысливают и конкретизируют этапы работы.

Уточняют в случае недопонимания.

Организация деятельности в группах, погружение в проект

При подготовке к уроку формируются 6 групп студентов. В течение урока работает группа экспертов

Выдаю группам инструктивные карты – задания и необходимый дополнительный материал (справочники, реактивы).

Провожу необходимый инструктаж для каждой группы в отдельности.


Получают задания – инструкции, знакомятся с их содержанием, осмысливают, уточняют группе или у учителя.

Распределяют роли в группах (теоретики, аналитики, оформители, докладчики).

Планируют работу.

этап: выполнение заданий



Не участвую, но при необходимости

консультирую учащихся.

Оказываю дифференцированную помощь.

Ненавязчиво контролирую работу проектных групп.


Активно работают в группах (каждый в соответствии со своей ролью и сообща).

При необходимости консультируются.

Продумывают форму презентации своего мини-проекта

этап: презентация мини-проектов

На одну группу –10 мин. Из них:

5 мин –доклад;

5 мин – ответы на вопросы.

Раздаю листы оценок в группы и экспертам.

Организую выступления проектных групп с презентациями.

Организую работу экспертных групп.

Побуждаю учащихся других групп участвовать в обсуждении вопросов.

Задаю вопросы.

Поправляю или сама даю ответ в случае затруднения учащихся

Даю пояснения.

Осуществляют презентацию своей деятельности.

Отвечают на вопросы.

Слушают выступающих, дополняют, поправляют в случае необходимости.

Задают вопросы докладчикам

РЕФЛЕКСИЯ

Использование методики «ЗУХ»: 

знали до урока

узнали на уроке

хотели бы узнать.


Обобщаю и резюмирую полученные результаты

Даю оценку деятельности групп

Предлагаю оценить работу групп экспертам и учащимся (в том числе дать оценку работы своей группы)

Собираю оценочные листы

Делаю краткое обобщение по теме.

Отвечаю на вопросы учащихся

Слушают оценку экспертов

Анализируют и оценивают свою работу и работу других групп

Оформляют и сдают оценочные листы

Слушают сообщение учителя и задают в случае необходимости вопросы

Домашнее задание






ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 1

Карбоновые кислоты: определение, классификация, гомологические ряды

  1. Напишите общую формулу для карбоновых кислот. Дайте определение понятию “карбоновые кислоты”.

  2. Напишите структурные формулы простейшей карбоновой кислоты и ее ближайшего гомолога. Выделите функциональную группу.

  3. Напишите структурную формулу простейшей ненасыщенной карбоновой кислоты, содержащей одну кратную связь и ее ближайшего гомолога.

  4. Напишите структурную формулу продукта окисления толуола перманганатом калия в кислой среде. К какому классу органических соединений относится это вещество? Напишите структурную формулу его ближайшего гомолога.

  5. Напишите структурную формулу одного из продуктов промежуточного окисления этиленгликоля, который можно отнести к классу карбоновых кислот. Напишите структурную формулу его ближайшего гомолога.

  6. На основании выполненных упражнений предложите классификацию карбоновых кислот, указывая признаки классификации. Выведите формулы их гомологических рядов.

  7. На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 2

Карбоновые кислоты: номенклатура

  1. Какие названия кислот по тривиальной номенклатуре вам уже известны? Каково в большинстве случаев, происхождение этих названий?

  2. Учитывая, что названия предельных монокарбоновых кислот по систематической номенклатуре строят, добавляя окончание “овая” кислота к названию соответствующего алкана, дайте название следующему соединению: Н3С-СН(СН3)-СН2-СН(СН3)-СООН

  3. Учитывая, что названия предельных дикарбоновых кислот по систематической номенклатуре строят, добавляя окончание “диовая” кислота к названию соответствующего алкана, дайте названия следующему соединению: НООС-СН2-СН2-СН(СН3)-СООН

  4. Учитывая правила составления названий непредельных углеводородов и монокарбоновых кислот, а также старшинство карбоксильной группы, попытайтесь назвать по систематической номенклатуре следующую непредельную карбоновую кислоту: Н3С-СН(СН3)-СН=СН-СООН

  5. На основании выполненных упражнений обобщите номенклатуру карбоновых кислот.

  6. На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 3

Карбоновые кислоты: изомерия

  1. Составьте все возможные структурные формулы органических соединений, соответствующие формуле С5Н10О2. Сделайте вывод о видах изомерии предельных карбоновых кислот. Назовите класс соединений, изомерных насыщенным монокарбоновым кислотам.

  2. Какие дополнительные виды изомерии появятся для карбоновых кислот, содержащих кратные связи? Приведите примеры.

  3. Какие дополнительные виды изомерии появятся для карбоновых кислот, содержащих ароматическое ядро? Приведите примеры.

  4. Какие дополнительные виды изомерии появятся для карбоновых кислот, содержащих более одной карбоксильной группы? Приведите примеры.

  5. На основании выполненных упражнений обобщите виды изомерии карбоновых кислот.

  6. На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 4

Карбоновые кислоты: общие способы получения

  1. Вспомните и напишите уравнения реакций получения уксусной кислоты из представителя: а) алканов, б) алкенов, в) спиртов, г) альдегидов в) кетонов. Укажите особенности условий протекания реакций. Какие окислители могут быть использованы в этих случаях?

  2. Вспомните, в каких еще реакциях при изучении предыдущих тем получались карбоновые кислоты? Приведите уравнения реакций.

  3. На основании выполненных упражнений обобщите способы получения карбоновых кислот.

  4. На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА №5

Карбоновые кислоты: физические свойства

  1. Ознакомьтесь с образцами выданных вам предельных одноосновных карбоновых кислот. Охарактеризуйте их физические свойства: а) запах, б) летучесть в) агрегатное состояние. Проанализируйте изменение их физических свойств с увеличением молекулярной массы. Поясните причины изменения.

  2. Найдите в справочнике значения температур кипения и плавления предельных спиртов, альдегидов и карбоновых кислот и выполните следующие задания :

    1. Сравните агрегатное состояние первых членов гомологических рядов алканов и соответствующих им спиртов, альдегидов и карбоновых кислот при обычных условиях. Поясните отличия и попытайтесь объяснить их причины.

    2. Ответьте на вопрос: почему температуры кипения спиртов ниже, чем у карбоновых кислот, но выше чем у алканов с тем же числом атомов углерода?

    3. Сделайте вывод о способности карбоновых кислот к образованию межмолекулярных водородных связей. Попробуйте написать схемы их образования.

  3. Проверьте растворимость уксусной и стеариновой кислот в воде. Сделайте вывод о растворимости карбоновых кислот в воде. Объясните хорошую растворимость уксусной кислоты в воде.

  4. Исходя из практического опыта, охарактеризуйте физиологическое действие уксусной кислоты.

  5. На основании выполненной работы, обобщите физические свойства карбоновых кислот.

  6. На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут. 

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 6

Карбоновые кислоты: строение функциональной группы, общая характеристика реакционной способности

  1. Напишите структурную формулу первого члена гомологического ряда карбоновых кислот. Охарактеризуйте виды связей между атомами (сигма-, пи-).

  2. Напишите и проанализируйте электронную формулу молекулы с точки зрения электронных эффектов (индуктивный, мезомерный). Покажите стрелками распределение электронной плотности в молекуле, обозначьте частичные заряды на атомах и электронные эффекты (I и (или) М).

  3. Укажите геометрию молекулы, валентный угол и вид гибридизации атома углерода.

  4. Сравните полярность и поляризуемость связи С=О в молекуле формальдегида и муравьиной кислоты. Сделайте вывод о способности кислот к реакциям нуклеофильного присоединения в сравнении с карбонильными соединениями.

  5. Сравните полярность связи О-Н и подвижность атома водорода группы О-Н в молекуле метилового спирта и муравьиной кислоты. Сделайте вывод о кислотных свойствах карбоновых кислот в сравнении со спиртами.

  6. Сформулируйте выводы о взаимном влиянии карбонильной и гидроксильной групп в молекулах карбоновых кислот.

  7. Основываясь на химических свойствах спиртов и альдегидов, определите наиболее реакционноспособные зоны в молекуле уксусной кислоты и предположите основные типы реакций для карбоновых кислот.

  8. На основании выполненной работы обобщите информацию о строении и основных типах химических реакций предельных карбоновых кислот.

  9. На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

 

2. Групповая работа по информационным листам 1–4 с использованием наглядных пособий.



ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ 1 -3

1. Разработка проекта

Вопрос: ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

а) Используя текст учебника на странице ____________________________

________________________________________________________________, представьте информацию по данному вопросу.


б) Оформите результаты своей работы по плану:

  • Название проекта_____________________________________________

____________________________________________________________

  • Цель: узнать ________________________________________________

_____________________________________________________________

  • Гипотеза: если мы ознакомимся ________________________________

____________________________________________________________,

то узнаем ____________________________________________________

_____________________________________________________________

  • Содержание работы:___________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

___________________________________________________________

  • Выводы:_____________________________________________________

___________________________________________________________



  1. Презентация проекта


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ 4

1. Разработка проекта


Вопрос: ___________________________________________________________

__________________________________________________________________


а) Используя текст учебника на странице ____________________________

________________________________________________________________, представьте информацию по данному вопросу.


б) Оформите результаты своей работы по плану:

  • Название проекта_____________________________________________

____________________________________________________________

  • Цель: узнать ________________________________________________

_____________________________________________________________

  • Гипотеза: если мы проделаем опыт _____________________________

___________________________________________________________,

то узнаем ____________________________________________________

_____________________________________________________________

  • Содержание работы:___________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  • Выводы:_____________________________________________________

___________________________________________________________


2. Презентация проекта



V. Рефлексия. Использование методики «ЗУХ»: знали до урока

узнали на уроке

хотели бы узнать.

Заключение. – Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта:

Нам в этом мире многое дано:
Расти, искать и ошибаться,
Но, главное, дано дышать,
Любить, найти и не сдаваться

Оценка проекта внутри группы

Название проекта_________________________________________________

Фамилия, имя

Оценка 1 ученика

Оценка 2 ученика

Оценка 3 ученика

Оценка 4 ученика

Оценка 5 ученика

Оценка 6 ученика

Итого

1








2








3








4








5








6








7








8








9








10








11








12








13








14











Внешняя оценка проектов


1

2

3

4

Замечания

1. Выбор темы.

2. Наличие цели проекта.

3. Задачи проекта, гипотеза

4. Практическое выполнение проекта.

5..Защита проекта.

6. Источники информации

7. Результаты обсуждения.

8. Итоговая оценка.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!