Дополнительный материал к интегрированному уроку по теме: «Особенности русской архитектуры п. п. 19 века. Карельский камень в архитектуре Петербурга»
Основные стили в русской архитектуре п. п. 19 века
Классицизм
Классицизм – стиль в архитектуре, отличающийся обращением к античному наследию как к образцу, господствовал до 40-х годов 19 века. Отличается уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций, симметрией и гармоничным соподчинением частей и целого. Характерные элементы данного стиля – портик, увенчанный фронтоном, колонны, выделяющиеся цветом от основного здания, арки и купола, строгость и чёткость линий, фундаментальность.
Ампир
Ампир – поздний классицизм 30-х годов 19 века, отражает идеи политического триумфа и военной мощи России. Выражался в массивных монументальных формах, строгости линий, богатых украшениях. Важным элементом стиля было наличие скульптур и скульптурных композиций.
Исаакиевский собор (арх. Монферран)
купол
колонны
портик
фронтон
арка
Адмиралтейство (арх. Захаров)
Арка Главного штаба (арх. Росси)
Казанский собор (арх. Воронихин)
Русско – византийский стиль
Русско-византийский стиль – распространяется с конца 40-х годов 19 века, представляет попытку возродить традиции древнерусской архитектуры. При строительстве используется характерное русское пятиглавие, узкие арочные (закругленные) окна, архитектурный декор русского и византийского происхождения.
Закомары
Пилястры
Храм Христа Спасителя (арх. Тон)
Пятиглавие
Арочные окна
Эклектика
Эклектика – стиль в архитектуре, распространяющийся с 30-х годов 19 века. Характерен принцип «умного выбора» при строительстве (смешение стилей).
Московский вокзал (арх. Тон)
Николаевский дворец (арх. Штакеншнейдер )
Новый Эрмитаж (арх. Лео Кленце)
Елисеевский магазин
Карельский камень
в архитектуре и скульптуре Петербурга
С середины 18 века в Карелии стала развиваться новая отрасль горного дела в России – добыча декоративного камня. 19 января 1768 года Екатерина Великая подписала указ «Об изготовлении мрамора и дикого камня на строение Исаакиевской церкви в Кекскгольмском уезде погостах Сердобольском и Рускеальском с устройством там шлифовальных мельниц». Так было положено начало разработкам рускеальского мрамора и великолепных сердобольских гранитов в Северном Приладожье. Через два года начинается добыча мрамора у села Тивдия в Прионежье. Чуть позже стали добывать «красный камень» - уникальный малиновый кварцит – в Шокше, а затем вблизи Соломенного – гранит. В конце 18 – п.п.19 века карельский декоративный облицовочный камень в большом количестве использовался для строительства и реконструкции северной столицы – С-Петербурга .
Характеристика декоративного карельского камня.
Ювеньский мрамор - имеет чёткий волнисто-полосчатый рисунок в серо-чёрных тонах, который хорошо заметен издалека. Использовался – в южном фасаде Михайловского замка и Мраморного дворца, для украшения кафедры Казанского собора, в декоре Зимнего дворца.
Рускеальский мрамор – 5 разновидностей: серовато-белые, синевато-серый однородный и с тонкими белыми и чёрными полосочками-прожилками, серый с зеленоватыми разводами, белый и тёмно-серый, почти чёрный. Использовался – во внутренней и внешней отделке Исаакиевского и Казанского соборов, Михайловского и Мраморного дворцов, Зимнего дворца.
Сердобольский гранит – отличается ровным серым тоном рисунка различных оттенков. Использовался – при изготовлении фигур Атлантов в портике Нового Эрмитажа, облицовке цоколя Михайловского дворца, внутренней отделке Зимнего дворца, изготовлении колонн Николаевского дворца и основания памятника Николаю Первому.
Тивдийский (белогорский) мрамор – добывалось несколько видов, наиболее широко применялись: белый и нежно-розовый. Использовался – для облицовки колонн и пилястр Исаакиевского собора, в каменной мозаике полов Казанского собора, при внешней отделке Мраморного дворца.
Шокшинский кварцит (порфир) – малиново-красный, пурпурный камень, обладающий ровной окраской. Использовался – при изготовлении пьедестала памятника Николаю Первому, фриз над мраморными колоннами главного южного фасада Михайловского замка, саркофага Наполеона в Париже.
Мраморный дворец (арх. Ринальди)
1
1 – Сердобольский гранит;
2 – Тивдийский мрамор;
3 – Ювеньский мрамор;
4 – Рускеальский мрамор
4
3
2
2
4
1
Мраморный дворец (арх. Ринальди)
Михайловский замок (арх. Бренн)
Михайловский (Инженерный) замок (арх. Бренн. )
1
2
1 – Шокшинский кварцит;
2 – Рускеальский мрамор
1 – Шокшинский кварцит;
2 – Сердобольский гранит
1
Памятник Николаю I (скульптор Клодт )
2
Исаакиевский собор (арх. Монферран)
2
1
1 – Рускеальский мрамор;
2 – Тивдийский мрамор
1
1
Исаакиевский собор (арх. Монферран)
Атланты (скульптор Теребенев)
1 – Сердобольский гранит;
1
Тест
1.Какое направление было ведущим в архитектуре п.п.19 века?
А) классицизм
Б) барокко
В) готика
2. Самое знаменитое творение Монферрана
А) Казанский собор
Б) Исаакиевский собор
В) Адмиралтейство
3. Первый гражданский памятник в России был установлен в честь
А) Ю.Долгорукого
Б) М.И.Кутузова
В) Минина и Пожарского
4. Соотнесите автора и архитектурный памятник.
1 .Храм Христа Спасителя А Монферран
2 .Исаакиевский собор Б Захаров
3 .Казанский собор В Росси
4 .Адмиралтейство Г Тон
5 .Здание Главного Штаба Д Воронихин
Вставьте пропущенные слова.
Архитектор___________ в своём творчестве пытался возродить традиции древнерусской архитектуры. Так возник русско- ___________ стиль. В этом стиле был построен Храм___________________ в память победы России над ____________.
Тон
византийский
Христа Спасителя
Наполеоном
4
2
1
3
5
1 – Сердобольский гранит; 2 – Рускеальский мрамор;
3 – Ювеньский мрамор; 4 – Тивдийский мрамор
5 – Шокшинский кварцит
Благодарим за хорошую работу!