СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карманные деньги-показатель экономического поведения школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект для защиты  в конце учебного года

Просмотр содержимого документа
«Карманные деньги-показатель экономического поведения школьников»

Управление образования МР «Печора»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» п. Каджером








Исследовательский проект по обществознанию

«Карманные деньги – показатель экономического поведения школьника»





Выполнили: Лоскутова Линда, Диасамидзе Георгий, Клюкин Никита, Степанчук Федор, обучающиеся 7 класса МОУ «СОШ» п. Каджером



Руководитель: Чумакова М.И., учитель истории и обществознания














п. Каджером

2019





Содержание









  1. Введение________________________________________________________с.3


II. Основная часть


1.Теоретическая часть

1. 1.Что такое «Карманные деньги»?______________________________с.3


1. 2. Карманные деньги в разных странах


1.3. Аргументы «за»____________________________________________с.8


2. Практическая часть

2.1. Результаты исследования анкетирования_______________________с.10

2.2. Результаты исследования тезисов_____________________________с.11

2.3. Рекомендации для школьников и родителей по разумному применению карманных денег____________________________________________________с.12



III. Заключение______________________________________________________с.13



IV.Список литературы________________________________________________с.14


V. Приложения___________________________________________________с.15














I. Введение


Актуальность темы исследования:

Деньги в наше время являются важным аспектом повседневной жизни. И тут перед родителями встает вопрос – давать ли ребенку деньги, и если давать, то в каком количестве, как научить пользоваться деньгами ребенка.

Как эти вопросы решают родители: дают ли своему ребенку карманные деньги, какую сумму, как часто, контролируют ли расходы своего ребёнка?

Мы решили выяснить отношение учащихся и родителей нашего 7 класса к карманным деньгам.


Предмет исследования: карманные деньги.


Объект исследования: отношение учащихся и родителей 7 класса к карманным деньгам, структура их расходования.


Гипотеза: Рациональное использование карманных денег способствует воспитанию бережного отношения к деньгам.


Методы исследования:

- изучение опубликованных материалов и их анализ;

- сопоставительный, сравнительный методы;

- социологический анализ; метод количественной обработки данных и анкетирование, собеседование и наблюдение.


Цель исследования: обосновать необходимость разумного обращения с карманными деньгами.


Задачи исследования:

1. Изучить источники по данной теме.

2. Провести исследование отношения родителей и детей к карманным деньгам.

3. Предоставить педагогам и родителям информационный материал по проблеме, позволяющий использовать его в воспитательных целях. Составление рекомендаций для учащихся и их родителей по рациональному использованию «карманных денег».


В ходе работы реализованы следующие этапы:

1 этап – исследовательская и поисковая работа, включающая поиск информации в справочниках и Интернете.

2 этап – обобщение полученного материала.

3 этап – проведение опроса.

4 этап – фиксация результатов работы.

5 этап – анализ и объяснение результатов.











3

  1. Основная часть

1.Теоретическая часть


    1. Что такое «Карманные деньги»?


«Карманные деньги» - деньги, даваемые родителями ребенку на мелкие расходы.

Кроме того, находясь в социуме, в школьном коллективе, ребенок хочет обладать своими деньгами как минимум для того, чтобы не выглядеть белой вороной среди более «продвинутых» одноклассников или, наоборот, чтобы выделиться из толпы и «пустить пыль в глаза» товарищам.

Зачем нужны карманные деньги? Чтобы иметь возможность перекусить на переменке, на покупку сладостей и удовлетворение прочих детских желаний и потребностей.

Многих беспокоит вопрос, сколько денег давать детям. Единого ответа на него дать невозможно, поскольку это зависит от финансового благополучия каждой отдельной семьи. С количеством средств, выделяемых ребенку, можно определиться, собрав «семейный совет», на котором обязательно должен присутствовать и сам ребенок. Пусть он расскажет, на какие нужды ему нужны деньги, и в зависимости от этого будет определен его недельный бюджет.


1.2. Карманные деньги в разных странах

Ни для кого не секрет, что родителям сегодня приходится выдавать деньги ребенку на карманные расходы. Это требование, которое предъявляет жизнь. Выдавая деньги, родители учат детей умению обращаться с деньгами и используют карманные деньги как средство обучения, при помощи которых ребенок учится принимать решение о покупке, делать выбор, сберегать какие-то суммы, знать цену деньгам.

В результате опроса родителей наших одноклассников, мы выяснили, многих родителей волнует вопрос, сколько давать карманных денег ребенку, чтобы учесть его интересы, но в тоже время не слишком баловать.

Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами? Для родителей, которые то и дело задаются этим вопросом, мы решили узнать, как приучают к деньгам своих детей в других странах. Финансовое поведение закладывается в раннем возрасте, когда дети учатся тратить карманные деньги и узнают о существовании банков, вкладов и кредитов. Мы узнали, как устроено обучение финансовой грамотности детей за границей.

Карманные деньги маленькие турки регулярно начинают получать, как только идут в школу. Как правило, на неделю дают 10—30 лир ($5,5—16). Этого хватает на обед и канцелярские безделушки. Что же до финансового воспитания в целом, то турецкие родители с детства прививают детям серьезное отношение к деньгам. В особенности в этом плане «достается» мальчикам как будущим кормильцам семьи. Папы частенько водят своих сыновей к себе на работу, чтобы показать, как нелегко достаются деньги, поэтому их нужно ценить. Даже очень обеспеченные семьи настраивают детей на то, чтобы они старались поступать в бесплатное учебное заведение, если же за учебу ребенка надо платить, то родители требуют, чтобы он хорошо учился. В Турции в некоторых школах лучшим ученикам дают скидки в 50% на оплату учебы. Подрабатывать же турецкие школьники начинают, где-то в 15—16 лет. Но при этом родители все равно продолжают их финансово опекать.

Детям-шведам деньги на карманные расходы дает... государство! В Швеции детям до 16 лет каждый месяц выплачивают по 1050 крон ($152). Правда, до совершеннолетия эти деньги получают родители. Но потом они сами могут получать их до 20 лет. Но при условии, что будут прилежно учиться и не прогуливать. Кстати, некоторые родители из этих денег выплачивают своим чадам «на карман». В среднем маленькие шведы с 6—7 лет получают 20—45 крон ($3—6) в неделю, а старшие — около 100 ($14,5). Что

4

интересно, детям не приходится тратиться в школе. Потому что школьное питание — бесплатное. А в самой школе и возле нее ничего не продается. Поэтому деньги у шведских школьников уходят на то, что им действительно нравится. Например, малыши покупают т.н. субботние сладости. Дело в том, что в этой стране дети едят сладкое только по субботам, чтобы сохранить здоровые зубы. Умение копить деньги шведские родители поощряют и приветствуют. Например, если ребенок хочет купить компьютерную игру, то они говорят, что к каждым сэкономленным 100 кронам добавят еще столько же. А когда дети вырастают из своей одежды, их учат оформлять анонсы на сайте объявлений и продавать одежду, игрушки и другие личные вещи. Они понимают, что если сохранят их в хорошем состоянии, то смогут продать тем, кому они нужнее, а сами на эти средства смогут купить что-то другое. Шведы стараются как можно раньше научиться зарабатывать и стать самостоятельными в финансовом смысле. Подростки часто подрабатывают тем, что устраивают дискотеки. Арендуют недорогую аппаратуру, договариваются об аренде помещения — и вперед. На этом можно хорошо заработать, если людям понравится и не будет беспорядков. Более того, уже с 15 лет они могут основать свою компанию. При этом они получают бесплатные финансовые консультации и платят более «щадящие» налоги. Например, в 2010 году собственные компании были у 19 954 учеников. Еще одна изюминка шведского финансового воспитания: детей с ранних лет приучают жертвовать на благотворительность. Очень часто на школьных мероприятиях дети, если хотят, жертвуют, например, 10 крон ($1,5) в помощь Красному Кресту или другим благотворительным организациям».

Понятия «личный бюджет», «заработать», «накопить» знакомы с пеленок каждому маленькому американцу. Отношения между родителями и детьми в финансовом плане в Америке более практичные. Здесь нет такого, что родители забывают о себе, отдавая все детям. Логика взрослых американцев такова: если они не накопят достаточно денег, чтобы обеспечить себе безбедную старость, то станут обузой для детей. Поэтому с раннего возраста приучают их самостоятельно зарабатывать, часто становясь первыми «работодателями». Так, чтобы получить карманные деньги (их начинают выдавать в 9—10 лет), ребенок должен что-то сделать по дому: убрать в своей комнате, вынести мусор, выгулять собаку. Младшим школьникам дают «на карман» $5—10 в неделю, а подросткам — около $15. Этих денег хватает и на школьный обед, и на разные безделушки. Если же на них хочется купить что-то более дорогое, то родители не будут докладывать недостающую сумму, а предложат ребенку ее накопить или заработать. Большинство американских подростков зарабатывают карманные деньги самостоятельно на каникулах или после школы. Виды подработки и возраст, с которого можно начинать трудиться, закрепляются законодательно в каждом штате. Например, в Нью-Джерси дети могут работать с 12 лет: разносить газеты, заниматься фермерством или садоводством, сидеть с малышами и участвовать в театральных постановках. После 14 лет разрешается попробовать себя, например, в роли продавцов, пляжных спасателей, уборщиков. А подростки старше 16 лет уже могут освоить профессии, связанные с автомобилями и другими механизмами. Если дети зарабатывают больше $4 000 в год, они обязаны платить налоги. В некоторых школах Америки за активную работу на уроке дети поощряются игрушечными деньгами — classroom cash. За эти деньги можно поучаствовать в лотерее, которую устраивает учитель. Обычно разыгрываются сладости, игрушки, канцелярские товары или возможность поиграть в компьютерные игры в свободное время. Каждый ученик сам решает, сколько потратить на участие в розыгрыше. Чем больше денег, тем вероятнее выигрыш. Дети из государственных и частных школ иногда посещают учебные центры Junior Achievement. Это организация, которая помогает молодёжи получить дополнительные знания о личных финансах, работе и бизнесе. Например, детям из начальной школы устраивают экскурсию в бизнес-городок — игровой парк, в котором всё выглядит по-настоящему. В заведениях города «работают»

5

школьники — управляют банками, стоят на кассе в кафе и даже голосуют за мэра. Должности они выбирают за несколько недель до посещения парка вместе с учителями: пишут заявку, проходят собеседование и тесты на профпригодность. В городке детям выдаётся дебетовая карта и чековая книжка, которой они могут расплачиваться целый день. Отдельных уроков финансовой грамотности в американских школах нет. Зато они есть в специальных детских финансовых лагерях (там дети, например, играют в финансовые игры или имитируют работу банка), а также в финансовых академиях для детей, которые открыты во многих городах США. Так что к моменту поступления в вуз многие американцы финансово подкованы. И для них не кажется чем-то аховым самостоятельно взять кредит в банке на учебу. Многие родители, конечно, начинают копить деньги на учебу ребенка еще до его рождения. Но в воспитательных целях дают лишь часть «учебных» денег. На оставшуюся часть могут заставить студента взять кредит в банке на его имя. Это очень полезно для финансовой дисциплины.

В венгерских семьях принято учить ребенка обращаться с деньгами, играя в финансовые игры, например, «Монополию». А в школе на уроках по домоводству им рассказывают, как составлять личный бюджет и экономить. Кроме того, здесь разбирают популярные рекламные лозунги, показывая, как компании-производители манипулируют потребительскими привычками. Что касается карманных денег, то их дают немного — до 3000 форинтов ($12) в неделю.

Французы — большие любители годами копить. К этому некоторые из них приучают своих детей уже с 5—6 лет, когда те начинают получать карманные деньги. Франция как всегда имеет утонченный подход ко всему.  С 5-6 лет детям вручают кошеле… чек кошельком его пока не назовешь  На кошелечке пишут то, что ребенок хотел бы купить в будущем. К кошелечку прилагается тетрадь для записей – типа 1С:Предприятие.  В конце недели родители смотрят сколько было поучено детских денег, на что потрачено, сколько отложено, сколько было занято у сестрички безвозмездно  Лишнее отбирают и отдают сестричке  Детки во Франции получают 5-12 евро в неделю, а школьники – 20-30 евро. Подрабатывают дети в основном сиделками с маленькими детьми. За пару часов работы ещё 30 евро в карман. Еще французы отличаются тем, что любят штрафовать своих детей. К примеру, они отнимают за какую-то провинность 5 евро из общей суммы карманных денег. А уже на первом курсе университета некоторые родители отпускают своих детей в свободное плавание. Но ничего в этом экстремального нет. Во-первых, вариантов подработать — пруд пруди. Во-вторых, снимать жилье французской молодежи выгодно: каждый студент может получить госсубсидию на проживание. Экономия на расходах на жилье может доходить до 40% от месячной арендной платы.

Немцы начинают знакомить ребенка с деньгами и учить распределять финансы рано. Немецкие чиновники решили урегулировать вопрос карманных денег. Управление по делам несовершеннолетних выпустило рекомендации, какое количество денег правильнее всего давать детям. Дошкольникам 4–5 лет полагается 0,5 евро в неделю, детям 10–11 лет — 13–16 евро в месяц, а подросткам 16–17 лет — до 45 евро в месяц. Школьникам рекомендуют давать полную сумму сразу на месяц, чтобы они учились распределять свои финансы и планировать траты. Разумеется, это не строгие рекомендации, но правительство настоятельно советует не выделять детям слишком много денег, чтобы дети из малообеспеченных семей не чувствовали себя неловко. «Моя 5-летняя дочка получает 0,5 евро в неделю, — делится опытом немецкий папа Клаус Майер. — Чтобы она осознала цену денег, мы нарисовали и повесили ей на стену денежную линейку, на которой выделили цены на ее любимые конфеты. Клеящейся стрелкой каждую неделю отмечаем на ней, сколько у осталось денег. Так мы даем ей понять: либо у тебя есть деньги, либо конфеты, но не то и другое сразу». А в среднем немецкий школьник на свои расходы получает 5—20 евро в неделю. Выдавая энную сумму на карманные расходы,

6

немцы взимают с нее 20-процентный налог. Так они с самого детства приучают своих детей быть законопослушными налогоплательщиками. Как и многие дети в Европе, маленькие немцы подрабатывают. Для этого в Германии даже устраивают во дворах, на улицах, при церквях детские блошиные рынки. На них дети продают свои игрушки, прочитанные книги и т.п. А вырученные деньги откладывают (так делает большинство) на «крупную покупку», например, компьютерную игру.

В Нидерландах государство также составило советы, сколько карманных денег выдавать детям и подросткам. Суммы не сильно отличаются от немецких: детям в возрасте 6–8 лет рекомендуется давать 1–2 евро в неделю, 12- и 13-летним подросткам — 15–20 евро в месяц, 17-летним — до 26 евро в месяц.

В своде рекомендаций написано, что карманные деньги следует давать в определённый день вне зависимости от обстоятельств или поведения ребёнка — это не заработная плата и не средство для наказания. Нидерландцам советуют даже написать договор, чтобы закрепить соглашение. В договоре можно указать, на что ребёнку тратить деньги запрещено.

Британские родители не спешат учить детей обращению с деньгами — чтобы не лишать их детства. Но все равно дарят копилки и предлагают откладывать туда фунты, например, из карманных денег. Кстати, в среднем дают £5—10 ($8—15,5) в неделю, а подростку — £20 ($31). При этом, если детям нужно больше денег на расходы, то родители предлагают им подзаработать у них. «Если мой сын выполняет какую-то работу по дому, то я удваиваю сумму его карманных денег в £10», — рассказывает папа двоих детей Роберт Фишер. А с 14 многие британцы начинают подрабатывать бебиситтерами и получают за это £3,5—5 ($5,5—8) в час. А их родители, в свою очередь, перестают давать им «на карман». Когда же дети начинают зарабатывать по-настоящему, при этом оставаясь жить с родителями, то они должны платить т.н родительский сбор — 10% от своей зарплаты. «Так мы помогаем им осознать: не все заработанное они могут тратить на себя. Ведь еще придется оплачивать счет за коммуналку, покупать продукты и т.д. Чем раньше они привыкнут к этому, тем лучше для них», — объясняет мама двоих детей Элис Джонсон. Финансовая грамотность — обязательный предмет в британских школах с 2014 года. Ученикам средней школы рассказывают о кредитных и дебетовых картах, займах, кредитах и налогах. Также учителя советуют, как лучше распоряжаться своими деньгами, как их копить и планировать финансовые решения в будущем.

Кстати, получать карманные деньги наличными в Британии уже немодно. По данным опроса, который проводила исследовательская компания Censuswide, более 25% родителей переводят карманные деньги на онлайн-счета подростков, чтобы те оплачивали контент в iTunes и Xbox.

Уроков финансовой грамотности в китайских школах нет. Но ещё в начальной школе на уроках математики дети разговаривают про деньги и решают лёгкие финансовые задачки. С карманными деньгами у китайского народа связана древняя традиция. Перед Новым годом родители и бабушки-дедушки дарят детям красные конверты с деньгами. По легенде, такие конверты защищают ребёнка и приносят удачу. Каждый ребёнок получает примерно $20. Обычно дети сами решают, на что потратить эти деньги.






7


1.3. Аргументы «за»

Детям нужны карманные деньги: взгляд психологов

Детям смело можно доверить трату карманных денег, если они обладают следующими качествами:

  • Ребенок понимает проблемы взрослых. Он знает, насколько нелегкий труд выполняют его родители и понимает, что деньги приходят в семью не просто так. Практика показала, что если родители с самого раннего возраста рассказывают ребенку о своей работе, о проблемах и переживаниях, то уже к первому классу дети проявляют понимание к взрослым и их труду.

  • Ребенок умеет ходить в магазин. Перед тем, как начать выдачу карманных денег, проведите небольшую проверку – поручайте ему делать мелкие покупки для дома: хлеб, молоко, мешки для мусора, зубную пасту и пр. Это делается для того, чтобы ребенок научился рассчитывать полученную от родителей сумму так, чтобы ее вполне хватило на покупку хлеба, молока, пасты и пр. Если же ребенку не хватит, он должен научиться быстро принимать решение о том, без чего семья может остаться. Еще одна важная цель – не оставить сдачу в магазине.

Существуют несколько устойчивых убеждений о карманных деньгах. Остановимся на каждом из них в отдельности.

Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки.

От чего зависит выдаваемая сумма?

Карманные деньги – еще один важный финансовый вопрос для родителей. По мнению психологов, начиная с 6 - летнего возраста давать средства на «карманные расходы» - это не просто желание, но и необходимость, ведь в данном процессе ребенок не только получает возможность удовлетворить свои повседневные нужды, но и учится финансовой грамотности на практике. Тратя деньги на сладости, красивый блокнот или игрушку, дети узнают реальную цену товаров и учатся грамотно планировать свои покупки, освобождая родителей от необходимости приобретать эти «мелкие радости».

8


Для начала необходимо провести с ребенком беседу о необходимости учиться обращению с деньгами и договориться о размере и периодичности выдачи карманных денег.

Неплохо вспомнить и о копилке как о старом - добром способе научить ребенка бережному отношению к деньгам. Ребенок в любой момент сможет открыть, подсчитать и посмотреть – копятся или больше тратятся его средства. Для того, чтобы сформировать у ребенка желание накопить определенную сумму, важно правильно выбрать цель.


Экономисты тоже «за» воспитание успешного ребенка

Они согласны с психологами, что начинать обучение элементарным экономическим понятиям нужно с самого раннего детства. Сегодня выглядит неловко, когда взрослый человек не отличает прибыль от выручки. А для наших детей незнание таких терминов станет и вовсе признаком необразованности - они все-таки выросли в совершенно другом экономическом пространстве. Подростку, получившему паспорт, можно открыть счет в банке и завести для него дебетовую карту для зачисления его карманных денег. Пользоваться собственной картой, планируя расходы и доходы (если на остаток будут начисляться проценты), – это огромная гордость для ребенка. Кроме того, такая практика открывает ребенку совершенно новый большой финансовый мир, в котором люди по-настоящему зарабатывают, сберегают и инвестируют деньги. Подросток начинает понимать, как устроен этот мир, из каких рисков, а, главное, возможностей он состоит.


Статистика о «карманных деньгах»

В России нет государственного регулирования выдачи карманных денег детям, поэтому судить о размере карманных денег достаточно сложно. Официальной статистики нет. И рекомендованных размеров тоже нет. Однако, как показывает практика, размер выдаваемых денег зависит от разных факторов: финансовых возможностей родителей, того, сколько денег выдают другим детям, зрелости ребенка, его возраста, а также здравого смысла.[
В России, по данным исследования «Новое Поколение» компании Synovate Comcon, карманные деньги есть у 84% детей. Средняя сумма, которую им родители выделяют еженедельно, составляет 387 руб. – примерно 8 евро.





















9

2. Практическая часть

В рамках данной работы нами было проведено исследование (анкетирование родителей, учащихся нашей школы), целью которого явилась оценка степени влияния «карманных денег» на учащихся нашей школы, осуществляется ли контроль со стороны родителей по разумному использованию «карманных денег».

В анкетировании участвовало 19 учеников и 19 родителей.

Помимо анкетирования, были предложены подросткам недописанные тезисы, чтобы выяснить их взгляды на исследовательскую проблему.

Мы предложили подросткам максимально честно ответить на вопросы анкеты. И закончить тезисы. Учащиеся проявили большой интерес при заполнении анкеты, что свидетельствует об актуальности темы «Карманные деньги». Вопросы анкеты приведены в Приложении 1, 2.


2.1. Результаты исследования анкетирования

Нами были использованы два метода выведения результатов: составление таблиц, диаграмм и выведение ответов.

В результате мы узнали:

1) после обработки результатов анкет обучающихся, мы увидели, что все родители дают деньги детям.

В свое распоряжение ежедневно получают до 100 рублей. Полученные деньги большинство детей тратят деньги на свои нужды; много детей тратят деньги на сладости и свои увлечения.

Причиной нехватки карманных денег дети считают, что им многое хочется купить и это неудивительно. Ведь обычно мы приходим в магазин без чёткого представления того, что мы хотим. Также немало школьников отметили, что они не умеют расходовать карманные деньги и поэтому их покупки чаще всего совершаются под действием эмоций.

Очень приятно видеть, что многие стараются экономить, а не тратить всю сумму сразу. Школьники копят на вещи, которые они хотят и это хорошо. Они учатся их откладывать, а не тратить мимолетно. Это им поможет в дальнейшем откладывать деньги на что-то важное.

Родители контролируют или стараются контролировать, на что тратят свои карманные деньги их дети.

Нам понравилось, что многие родители не поощряют деньгами своих детей за хорошие оценки и помощь по дому и это правильно. Потому что поощрять надо словами.

2)Результаты ответов старшего поколения (Приложение 4) показали следующее: родители думают, детям нужны карманные деньги.

Суммы выдаются до 100 рублей. Родители считают, что их ребёнок тратит деньги на еду. Это связано с тем, что дети много времени проводят в школе и часто им хочется перекусить.

Большинство родителей стараются контролировать, куда, на что их дети тратят карманные деньги.







10

    1. Результаты исследования тезисов

Для учащихся 7 класса нашей школы были предложены тезисы, чтобы выяснить их взгляды на исследовательскую проблему.


1.. «Если мне очень нужны деньги, то я …»

Все учащиеся ответили, что просят деньги у родителей.


2. «Деньги для меня это…»

3. «Источником, каких добрых дел могут стать деньги…»

Все учащиеся ответили, что «возможность порадовать близких».


4.«Могут ли Вас деньги сделать счастливым?»

Здесь большинство детей ответили, что нет, как говорится «Счастье не в деньгах».







11

    1. Рекомендации для школьников и родителей по разумному применению карманных денег

Рекомендации для родителей:

1.Выдача суммы должна быть регулярной и своевременной (ежедневно, еженедельно, ежемесячно). Игнорирование выплаты или ее отсрочка ведут к воспитанию финансовой необязательности.

2.При выдаче карманных денег, заранее договоритесь с ребёнком о сумме, которую вы ему будете выдавать. Сумму карманных денег для ребенка нужно определить заранее, учитывая при этом доход семьи, возраст ребенка и цели трат. Правильно будет, если вы обговорите этот момент со всеми домочадцами на семейном совете, в том числе и ребенком. Со временем вам нужно будет увеличить сумму карманных денег для ребенка по мере его взросления, потому что его потребности будут расти (но важно каждый раз оговаривая причину увеличения и время между выдачами).

3.Объясняйте детям, для чего им выдаются карманные деньги и как ими распоряжаться.

4.Не лишать ребенка карманных денег, в случае какого-нибудь отрицательного проступка.

5.Не меняйте правил. Если вы по каким-либо причинам вынуждены пойти на сокращение размера карманных средств, ребенку необходимо объяснить обстоятельства, вызвавшие это урезание, и добиться у него понимания.

6.Не делайте послаблений. Гоните от себя жалость и желание компенсировать своему чаду потерянные, слишком быстро или нерационально израсходованные средства. 

7.Начинайте финансовое воспитание ребёнка с раннего возраста, когда ребёнок уже ходит с вами в магазин и может самостоятельно делать выбор.

8. Нужно контролировать направление потраченных ребенком денег – ежедневно спрашивайте, что он кушал, что покупал и так далее. Лучше это делать в подробностях, так как тогда дети не смогут быстро придумать варианты отговорок для обмана. Это нужно для того чтобы убедиться, что выданные деньги не потратились на алкоголь, табак и другие вредные гадости.

9. Научите детей критически относится к рекламе.

Правила безопасности:

1.Нельзя показывать деньги посторонним (детям или взрослым), хвалиться своими деньгами.

2.Лучше хранить деньги дома в определенном месте (копилке), не стоит носить все свои сбережения с собой, деньги на текущие расходы не нужно носить или оставлять в карманах верхней одежды (купите ребенку кошелек).

3.Предупредите своё чадо о том, что в случае, если ему будут угрожать и требовать от него денег (незнакомые дети или взрослые), то пусть он их без сопротивления отдаст. Здоровье и жизнь ребенка гораздо дороже, чем какие-то купюры. Да что там дороже – она бесценна.

Рекомендации для детей:

1) Откладывайте. Не тратьте всю сумму сразу, а откладывайте часть денег в копилку, чтобы у вас в любом случае всегда были деньги.

2) Точно знать, что вы хотите купить на свои деньги. Когда вы приходите в магазин вы чаще всего не задумываетесь над тем, что вам купить и совершаете покупки спонтанно, импульсивно. Так не должно быть. Вы должны знать чего вы хотите.

3)Ведите свой дневник расходов. Так вы будете знать, куда и на что вы потратили свои деньги. И вопрос «На что я потратил свои деньги?» исчезнет сам.

4)Покупайте только те вещи, которые вам действительно нужны. Не нужно совершать эмоциональных покупок.


12

III. Заключение.


Изучив вопрос о важности карманных денег, мы убедились, на примере учащихся нашего класса, что учащиеся не всегда рационально могут расходовать карманные деньги.

В результате исследования по выбранной нами теме литературы, результатов социологических опросов и анкетирования учащихся и родителей нам удалось определить важность поставленного вопроса о значении карманных денег в становлении школьников как экономически грамотных людей, способных отвечать за свой выбор. После проведенной работы на вопрос, давать или не давать детям карманные деньги мы получили самый разумный ответ, как родителей, так и детей. Мнение участников однозначно: «Научиться обращаться с деньгами, не имея денег, невозможно».

Мы бы хотели сказать о поощрении детей за хорошее поведение, отличные оценки и выполнение домашних поручений. Безусловно, в этих случаях деньги являются действенным стимулом, однако здесь есть одно важное НО: дело в том, что ребенок быстро привыкает к оплате своих трудов, и впоследствии от него уже не дождешься помощи «просто так». Он начинает отлично учиться не потому, что ему интересно/он хочет выучиться определенной профессии, а потому что получит за это деньги. То же самое и с домашними обязанностями: обычную помощь по хозяйству он воспринимает, как способ получить награду и спешит помочь не потому, что это правило хорошего тона, а следуя своему желанию накопить деньги, на какую - то конкретную вещь. Конечно, успехи в учебе и в домашних делах необходимо отмечать, но лучше делать это в виде похвалы, выражения благодарности и признательности, акцентируя внимание на том, что ребенок становится незаменимым помощником и участвует в жизни семьи наравне с взрослыми. Оказать помощь – бесценно, и эту мысль необходимо осознавать как дошкольнику, так и подростку. А деньги, конечно, необходимы, но они не являются самыми ценными в жизни.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что её результаты легли в основу составленных нами рекомендаций для школьников по разумному расходованию карманных денег. Данный материал может быть использован на тематических классных часах.

С простых действий и привычек начинается путь к успеху, поэтому нам хотелось бы, чтобы у школьников вошло в привычку грамотно распоряжаться деньгами.


13

IV.Список литературы

https://www.liveinternet.ru/users/3790905/post204283029/

https://ru.wiktionary.org/wiki/бебиситтинг

https://www.sravni.ru/text/2018/4/27/kak-detej-uchat-obrashhatsja-s-dengami-v-raznykh-stranakh/

https://myfinpress.ru/articles/lichnye-finansy/karmannye-dengi-detyam-za-i-protiv.html

http://www.mir-deneg.com

http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/azyi-obrashheniya-s-karmannyimi-dengami-dlya-detey-vazhnyie-pravila.html

https://iknigi.net/avtor-tatyana-popova/133336-volshebnyy-bankomat-detyam-ob-ekonomike-tatyana-popova/read/page-1.html

https://www.ivi.ru/watch/azbuka_deneg

https://bookap.info/book/fenko_lyudi_i_dengi/gl90.shtm

https://yandex.ru/images/search?text=1.4.%20Виды%20денег&stype=image&lr=19&source=wiz&pos=3&img_url=https%3A%2F%2Fjur.science%2Ffiles%2Fuch_group36%2Fuch_pgroup80%2Fuch_uch347%2Fimage%2F4164.png&rpt=simage

https://equity.today/karmannye-dengi-detyam.html

https://equity.today/karmannye-dengi-detyam.html

https://ds05.infourok.ru/uploads/doc/07df/00074756-7f914037.docx

































14

Приложение 1

Вопросы для учащихся:

1)Есть ли у тебя карманные деньги?

А) да

Б) нет

2)Из чего формируются твои карманные деньги?

А) деньги, которые дают родители

Б) деньги, которые дают родственники

В) деньги как подарок на день рождения

3)На что ещё, кроме еды в школе, ты тратишь свои карманные деньги?

А) На книгу

Б) На компьютерные игрушки

В) На развлечения

Г) На сладости

Д) На всякие мелочи

4)Поощряют ли тебя деньгами за хорошие оценки в школе?

А) да

Б) нет

В) иногда

5) Поощряют ли тебя деньгами за помощь по дому?

А) Да

Б) нет

В) Иногда

6) Какую сумму тебе дают ежедневно?

А) 20 - 50руб.

Б)50 - 100руб.

В) Больше 100руб.

7) Хватает ли тебе карманных денег?

А) да

Б) нет

В) не всегда

8) Если ты ответил «да» на вопрос 7, то какая причина нехватки денег?

А) Не умею распределять карманные деньги

Б) Многое хочется купить

9) Контролируют ли родители твои расходы?

А) да

Б) нет

В) иногда

10) Копишь ли ты карманные деньги на какую-нибудь необходимую вещь?

А) да

Б) нет

11) Если ответили на вопрос 10 «да», то ответьте, на что ты копишь деньги?

А) На подарок родителям

Б) На подарок другу

В) Другое

12) Пытаешься ли ты как-нибудь сам заработать деньги?

В посёлке нет возможности детям моего возраста устроиться на работу

13) Скрываешь ли твои расходы и доходы от родителей?

А) да

Б) нет

В) иногда

15

Приложение 2

Вопросы для родителей:


1)Нужно ли давать карманные деньги детям?

А) Да

Б) нет

В) Иногда


2)Если Вы ответили на 1 вопрос «да», то с какого возраста?

Когда ребёнок научился считать и читать

Когда ребёнок пошёл в школу


3)Даёте ли Вы своему ребёнку карманные деньги?

А) Да

Б) нет

В) Иногда


4) Какую сумму Вы даете своему ребёнку ежедневно?

А) 20 - 50руб.

Б)50 - 100руб.

В) Больше 100руб.


5) На что ещё, кроме еды в школе, по Вашему мнению, тратит деньги ребенок?

А) На книгу

Б) На компьютерные игрушки

В) На развлечения

Г) На сладости

Д) На всякие мелочи


6) Поощряете ли Вы деньгами своего ребёнка за успехи в школе?

А) Да

Б) нет

В) Иногда


7) Поощряете ли Вы деньгами своего ребёнка за помощь по дому?

А) Да

Б) нет

В) Иногда


8) Контролируете ли Вы расходы своего ребёнка?

А) Да

Б) нет

В) Иногда






16

Приложение 3

Результаты анкетирования учащихся 7 класса МОУ «СОШ» п. Каджером


Вопросы

Ответы

Кол-во

1)

Есть ли у тебя карманные деньги?

А) да

19

Б) нет

0

2)

Из чего формируются твои карманные деньги?

А) деньги, которые дают родители

19

Б) деньги, которые дают родственники

19

В) деньги как подарок на день рождения

19

3)

На что ещё, кроме еды в школе, ты тратишь свои карманные деньги?

А) На книгу

1

Б) На компьютерные игрушки

1

В) На развлечения

1

Г) На сладости

12

Д) На всякие мелочи

2

4)

Поощряют ли тебя деньгами за хорошие оценки в школе?

А) да

4

Б) нет

10

В) иногда

5

5)

Поощряют ли тебя деньгами за помощь по дому?

А) Да

0

Б) нет

10

В) Иногда

5

6)

Какую сумму тебе дают ежедневно?

А) 20 - 50руб.

15

Б)50 - 100руб.

4

В) Больше 100руб.

0

7)

Хватает ли тебе карманных денег?

А) да

11

Б) нет

3

В) не всегда

5

8)

Если ты ответил «да» на вопрос 7, то какая причина нехватки денег?

А) Не умею распределять карманные деньги

4

Б) Многое хочется купить

4

9)

Контролируют ли родители твои расходы?

А) да

9

Б) нет

3

В) иногда

7

10)

Копишь ли ты карманные деньги на какую-нибудь необходимую вещь?

А) да

19

Б) нет

0

11)

Если ответили на вопрос 10 «да», то ответьте, на что ты копишь деньги?

А) На подарок родителям

7

Б) На подарок другу

0

В) Другое

12

12)

Пытаешься ли ты как-нибудь сам заработать деньги?

В посёлке нет возможности детям моего возраста устроиться на работу

12

13)

Скрываешь ли твои расходы и доходы от родителей?

А) да

3

Б) нет

9

В) иногда

7






17



Приложение 4

Результаты анкетирования родителей учащихся 7 класса МОУ «СОШ» п. Каджером


Вопросы

Ответы

Кол-во

1)

Нужно ли давать карманные деньги детям?

А) Да

19

Б) нет

0

В) Иногда

0

2)

Если Вы ответили на 1 вопрос «да», то с какого возраста?

Когда ребёнок научился считать и читать

6

Когда ребёнок пошёл в школу

13

3)

Даёте ли Вы своему ребёнку карманные деньги?

А) Да

19

Б) нет

0

В) Иногда

0

4)

Какую сумму Вы даете своему ребёнку ежедневно?

А) 20 - 50руб.

15

Б)50 - 100руб.

4

В) Больше 100руб.

0

5)

На что ещё, кроме еды в школе, по Вашему мнению, тратит деньги ребенок?

А) На книгу

1

Б) На компьютерные игрушки

1

В) На развлечения

4

Г) На сладости

8

Д) На всякие мелочи

5

6)

Поощряете ли Вы деньгами своего ребёнка за успехи в школе?

А) Да

0

Б) нет

10

В) Иногда

5

7)

Поощряете ли Вы деньгами своего ребёнка за помощь по дому?

А) Да

0

Б) нет

10

В) Иногда

5

8)

Контролируете ли Вы расходы своего ребёнка?

А) Да

9

Б) нет

0

В) Иногда

10


















18


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!