Урок-исследование по физике в 7б классе по теме: «Условия плавания тел»
учитель Исакова Надежда Анатольевна
Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Форма проведения: «открытие» нового знания.
Цель урока:
Обучающая: выяснить условия плавания тел в зависимости от силы тяжести и архимедовой силы, действующей на тела в жидкости, а также в зависимости от плотности жидкости и тела. Усвоить их на уровне понимания и применения с использованием логики научного познания.
Развивающая: развивать у учащихся творческую активность, творческие способности, умение самостоятельно выполнять эксперимент и научно объяснять его результаты; умение планировать свою деятельность, наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать; формирование навыков организации самостоятельной деятельности учащихся. Создать условия для активизации мышления школьников.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, потребность в познании нового, внимание, самостоятельность, коммуникативные качества, аккуратность, культуру в организации учебного труда.
Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
—проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; — проявление творческого отношения к процессу обучения; — готовность к равноправному сотрудничеству; — потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; — убежденность в возможности познания природы; — проявление самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений | Познавательные: — умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию; — умение вести наблюдение; — умение прогнозировать ситуацию Регулятивные: — умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; — умение соотносить учебные действия с известными правилами; — умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: — умение формулировать высказывание; — умение согласовывать позиции и находить общее решение; — умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата | -умение объяснять условия плавания тел на основе изученного понятия архимедовой силы и силы тяжести, действующие на тело, погруженное в жидкость, а также от зависимости плотности тела и жидкости; — умение проводить эксперимент и делать вывод; — умение работать с текстом и таблицами |
Оборудование и программное обеспечение к уроку:
Презентация «Условия плавания тел».
Демонстрационные материалы портала образовательных ресурсов
Оборудование для демонстраций: сосуды с пресной водой и растворами соли, яйцо, пластилин.
Оборудование для экспериментальных заданий, обучающихся: сосуды с водой, подсолнечным маслом, железный и деревянный бруски, кусочки картофеля, поваренная соль, пипетки.
Структура и ход урока
№п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время |
1 | Организационный момент | Организует деятельность по подготовке к уроку | Готовят рабочее место. | 1 мин |
2 | Мотивация к учебной деятельности | Учитель мотивирует учащихся на изучение темы, используя приёмы внутренней и внешней мотивации. | Ученики принимают цели познавательной деятельности. | 1 мин |
3 | Актуализация опорных знаний обучающихся | Учитель организует фронтальную работу с классом с целью повторения теоретического материала: причина возникновения выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость, направление выталкивающей силы, выражение для расчёта выталкивающей силы. | Учащиеся отвечают на вопросы. | 3 мин |
| Постановка учебной проблемы | Демонстрациями физических опытов создает учебную проблему и ориентирует учащихся на ее решение: почему тела плавают в жидкости? Стимулирует обучающихся к самостоятельной формулировке темы и цели урока | Наблюдают демонстрации физических опытов. Самостоятельно выдвигают гипотезы по решению учебной проблемы. Самостоятельно формулируют тему и цель урока | 5 мин |
| Изучение новых знаний и способов деятельности | Организует исследовательскую деятельность обучающихся. Проводит инструктаж по технике безопасности. Задание 1. Поведение тел в воде. Задание 2 Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать? Задание 3 Наблюдение всплытия масляного пятна. По мере необходимости оказывает индивидуальную помощь обучающимся. Совместно с обучающимися формулируют условия плавания тел в жидкости. Демонстрирует слайды. Обеспечивает усвоение новых знаний обучающимися | Участвуют в проведении исследований, самостоятельно делают выводы, совместно с учителем формулируют условия плавания тел в жидкости, делают необходимые краткие записи в карточке урока. | 15 мин |
| Обобщение и систематизация полученных знаний и способов деятельности | Учитель проверяет восприятие и осознанность усвоения нового материала при решении задач качественных задач с использованием ЭОР. | Решают качественные и расчетные задачи на условия плавания тел. Работают с таблицей плотностей | 10 мин |
| Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Оказывает индивидуальную помощь по необходимости. Организует самопроверку самостоятельной работы | Выполняют самостоятельную работу в виде теста. Проводят самооценку своей деятельности | 8 мин |
| Подведение итогов занятия, домашнее задание | Комментирует домашнее задание, записанное в карточке урока. - § 52 прочитать, выучить условия плавания тел, устно ответить на вопросы. - Выполните экспериментальное задание: подготовьте 2 одинаковых кусочка фольги. из одного кусочка сделайте маленький кораблик, а второй плотно сверните в комочек. Оба тела положите на поверхность воды. Наблюдайте за тем, что произойдет с телами. Поясните, почему фольга в форме кораблика плавает на поверхности воды, а плотно свёрнутая – тонет? - Подумайте, почему корабли, сделанные из железа, плотность которого гораздо больше плотности даже солёной воды, не тонут в море? Учитель проводит анализ и оценку успешности работы на уроке. | Слушают комментарии по домашнему заданию. Делаю пометки (при необходимости) | 1 мин |
| Рефлексия | Стимулирует обучающихся к рефлексии. Просит понять карточки условного цвета Карточка красного цвета означает, что тема урока была очень сложная и вам нужна дополнительная работа с учителем по этой теме. Карточка жёлтого цвета означает, что тема урока была сложной, но вам достаточно ещё раз самому сесть и прочитать параграф учебника, поработать с конспектом и вдумчиво выполнить домашнее задание. Карточка изумрудного цвета означает, что тема несложная и вы легко справитесь с домашним заданием. | Цветными карточками сигнализируют об уровне восприятия учебного материала на уроке | 1 мин |
Задача
В сосуд аккуратно налили три несмешивающиеся жидкости: масло машинное, мёд и бензин.
На рисунке укажите порядок расположения жидкостей.
Парафиновый _________________
Пробковый __________________
Фарфоровый __________________
В этот сосуд опустили три шарика: парафиновый, пробковый и фарфоровый. Нарисуйте, в какой части сосуда будут находиться эти шарики.
Домашнее задание.
1. § 52 прочитать, выучить условия плавания тел, устно ответить на вопросы.
2. Выполнить экспериментальное задание.
Подготовьте 2 одинаковых кусочка фольги. Из одного кусочка сделайте маленький кораблик, а второй плотно сверните в комочек. Оба тела положите на поверхность воды. Наблюдайте за тем, что произойдет с телами. Поясните, почему фольга в форме кораблика плавает на поверхности воды, а плотно свёрнутая – тонет?
3. Подумайте, почему корабли, сделанные из железа, плотность которого гораздо больше плотности даже солёной воды, не тонут в море?
Для заметок:
Ф.И. _________________________________ ___________
Карточка урока по теме: _____________________________________
Задание 1. Поведение тел в воде
Цель задания: провести наблюдение за поведением железного и деревянного цилиндров в воде, определить и сравнить силы, действующие на тела.
Оборудование: стакан с водой и два цилиндра: железный и деревянный.
Инструкция к выполнению
Опустите поочередно каждый и цилиндров в сосуд с водой.
Наблюдайте за тем, что произойдет с каждым из тел.
Изобразите на схемах сосудов положение каждого бруска
Обозначьте в масштабе силы, действующие на бруски, в каждом случае и сравните их.
Сделайте выводы о соотношении сил.
Железный брусок Деревянный брусок
Сравнение сил _______________ ______________
Вывод:_____________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Задание 2 Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?
Цель задания: «заставить» картофель плавать, выяснить условия, при которых картофель, находящийся в воде будет плавать.
Оборудование: сосуд с водой, емкость с солью, ложка, картофель.
Инструкция к выполнению
Опустите кусочек картофеля в сосуд с водой. Наблюдайте за тем, что произойдет с телом. Опишите поведение исследуемого тела. Изобразите положение тела на рисунке 1
___________________________________________________________________________________________________________________. Наблюдайте за тем, что произойдет с телом. Опишите поведение исследуемого тела. Изобразите положение тела на рисунке 2
__________________________________________________________________________________________________________________ Наблюдайте и опишите поведение исследуемого тела. Изобразите положение тела на рисунке 3
. Проанализируйте результат эксперимента. Сделайте вывод о причинах изменения положения тела в жидкости.
Нет соли Половина соли Вся соль
рис.1 рис.2 рис.3
_________________ ________________ _________________
Вывод:_____________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Формула, для вычисления силы Архимеда ______________________
Формула, для вычисления силы тяжести ________________________
Условия плавания тел
Тело тонет
Тело плавает внутри жидкости
Тело плавает на поверхности жидкости
Задание 3 Наблюдение всплытия масляного пятна
Цель задания: провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды.
Оборудование: сосуды с маслом, водой, пипетка.
Инструкция к выполнению
Наполните пипетку небольшим количеством масла.
Опустите в стакан с водой пипетку на глубину 3–4 см.
Выпустите масло из пипетки и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды.
Используя таблицу плотности веществ, объясните образование масляного пятна на поверхности воды.
На основе проведенного исследования сделайте вывод.
Вывод:_____________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________