СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карта урока пог теме: "Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Итоговое тестирование за I полугодие."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карта урока по литературе. 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Карта урока пог теме: "Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Итоговое тестирование за I полугодие."»

Карта урока.

Учитель:

Предмет: Литература.

Класс: 5

Дата проведения: 19.12. 2022

Тема: Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Итоговое тестирование за I полугодие.(з)

Каждому, кто видел его в первый раз, он казался «олицетворением русского богатыря, с серебристой прядью волос на широком полуотвесном лбу».

В. Громов


I. Чтение статьи о жизни и творчестве писателя .

Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом русском литераторе так: «Добрый великан... с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада» — именно так выглядел Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь его длилась 65 лет.

ХIХ век. 1852 г. Смерть Н. В. Гоголя. Этим трагическим событием И. С. Тургенев был сильно поражен, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан: взят под арест и отправлен под присмотр на родину. Находясь под арестом, Иван Сергеевич продолжал работать и написал повесть «Муму».

Исследователи творчества Тургенева определили жанр произведения как повесть, хотя сам Тургенев называл его рассказом. (Повесть — эпический, прозаический жанр. 1. Средняя по объему и охвату жизни форма эпической прозы (меньше романа, побольше новеллы,). 2. Форма, имеющая существенное жанровое своеобразие.)

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов». Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесенные реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.


II. Беседа по содержанию I главы.

Вопросы по содержанию:

1. Ваши впечатления о прочитанном?

2. Где происходят события? Опишите.

3. Что вы узнали о герое?

4. Как «деревенский исполин» оказался в городе?

5. Каким работником был Герасим?

6. Чем смог герой вызвать к себе уважение?

7. Какой случай всем запомнился в околотке?

8. Какую можно дать характеристику Герасиму. (По I главе повести).


III. Анализ деталей текста.

1. Атмосфера барского дома.

Вопросы: Как выглядит барский дом? Какова жизнь старой дворянки? Почему в экспозиции повести всего несколько строк автор отводит хозяйке дома? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной героиней. Образ строгого, простого крестьянина сразу занимает центральное место в галерее героев.)


2. Портрет главного героя.

Повторное чтение отрывка от слов «Из числа всей челяди...» до слов «... всякая девка охотно пошла бы за него замуж...»

Вопрос: Каким вы увидели Герасима? (Это человек, одаренный природой необычайной силой, красивый, хороший работник, но не совсем счастливый из-за своего безмолвия.)


3. Жизнь и занятия Герасима в городе.

Чтение от слов «Крепко не полюбилось ему...» до слов «…кричали на него, как будто он мог слышать их крики».

Вопрос: Чем же не полюбилось житье Герасиму? (Герасим с рождения жил в деревне. Там ему все привычно. В мире своей тишины он был вовсе не одинок, не испытывал волнений, а главное, он всегда был занят каким-нибудь полезным делом. Работа в городе «казалась ему шуткой».)

Вопрос: Что значит «работа ˮказалась ему шуткой“»? Можно ли на самом деле за полчаса «привести в порядок двор, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дрова для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить»?

Наблюдения за действиями Герасима.

Вопросы:

— Как Герасим воду возил? («...Застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка...»)

— Как ведет себя топор в руках Герасима? («…Топор так и звенит у него, как стекло...»)

— Как исполняет обязанности сторожа? («…А что насчет чужих, так после того, как однажды ночью, поймав двух воров...»)

— Каким предстает Герасим перед нами? (Ловким, находчивым, сильным, смекалистым.)


4. В каморке у Герасима.

Чтение отрывка от слов «...он устроил себе ее сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах - истинно богатырскую кровать...» до слов «...прочный и приземистый...».

Вопросы:

— Какие слова указывают на силу, «великость» героя? («Истинно богатырскую кровать», «дюжий сундук», «столик крепкого свойства», «стул, прочный и приземистый».)

— Почему И. С. Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой комнатке, да еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью? (Автор использует этот прием — гиперболу — чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу, а также, несомненно, исподволь показать читателю колос сальную силу духа молчаливого героя.)

— Каким нравом обладает герой? («…Нрава строгого и серьезного».)

— Что заставляло Герасима бросаться на землю и лежать часами? Что происходило в этот момент в душе героя?


IV. Обобщение.

Задание: Суммируя все прослушанное о Герасиме, дайте характеристику герою.

Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Читал текст, мы наблюдаем за героем: вот он пашет поле; его руки с силой вгоняют соху, взрывал земельный пласт; вот косит; вот молотит «трехаршинным цепом»... Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе — с метлой и бочкой — кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность.


Итоговое тестирование за I полугодие.


ФАМИЛИЯ, ИМЯ                                                                             КЛАСС                            


1. Как называются произведения устного народного творчества?

1. Фольклор

2. Лирика

3. Эпитеты

2.  Что такое сказка?

1. Стихотворное или прозаическое произведение нравоучительного характера

2. Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях

3.  На какие виды делятся народные сказки?

1. Фантастические, нравоучительные, бытовые

2. Веселые, грустные, о животных

3. Волшебные, о животных, бытовые

4.  К какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»?

1. бытовая

2. волшебная

3. о животных

4. ни к какому

5.  Вставьте пропущенное слово в название сказки «Иван - ……… сын и чудо-юдо»

1. младший

2. боярский

3. крестьянский

6.  «Журавль и цапля» - это сказка

1. волшебная

2. о животных

3. бытовая

4. литературная

7. Какая из этих сказок относится к бытовым?

1. «Царевна-лягушка»

2. «Солдатская шинель»

3. «Спящая царевна»

4. Ни одна из них

8. Как называется самая знаменитая древнерусская летопись?

1. «Хождение за три моря»

2. «Повесть временных лет»

3. «Слово о полку Игореве»

  1. Соотнесите автора и название произведения.

1)  И.С.Тургенев                                  А)   «Волк на псарне»

2)  Н.В.Гоголь                                      Б) « Бородино»

3)  А.С.Пушкин                                    В) « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

4)  М.Ю.Лермонтов                              Г)« Спящая царевна»

5)  В.А.Жуковский                               Д)« Заколдованное место»

6)  Н.А.Некрасов                                  Е) «Чёрная курица, или  Подземные жители»

7)  А.Погорельский                             Ж)  « На Волге»

8)  И.А.Крылов                                     З) « Муму»

10. Главная мысль басни – это…

1. Рифма

2.  Мораль

3.  Эпитет

11. Басня И. А. Крылова «Волк на псарне» посвящена

1. Отечественной войне 1812 года

2. Великой Отечественной войне 1941-1945 гг

3. Гибели М. Ю. Лермонтова

12. Балладу «Кубок» написал

1. М. В. Ломоносов

2. В. А. Жуковский

3. Н. А. Некрасов

13. Как зовут королевича в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

1. Иван

2. Алексей

3. Елисей

14. . Сказку «Черная курица, или Подземные жители» написал

1. М. Ю. Лермонтов

2. Антоний Погорельский

3. И. С. Тургенев

15 Как Алеша, главный герой «Черной курицы…» предал подземных жителей?

1. Рассказал о них, хотя обещал этого не делать

2. Отдал зернышко другому мальчику

3. Украл золотой империал

16. Автор стихотворения «Бородино» - это

1. И. А. Крылов

2. А. С. Пушкин

3. М. Ю. Лермонтов

4. Это народное произведение

17. В сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки…» Н. В. Гоголя действие происходит…

1. В Белоруссии

2. На Украине

3. В Москве

18. Стихотворение «Есть женщины в русских селеньях…» Н. А. Некрасова посвящено

1. Матери поэта

2. Простой крестьянке

3. Бурлакам на Волге

19. Автор стихотворения «Крестьянские дети» - это…

1. Антоний Погорельский

2. Н. А. Некрасов

3. И. С. Тургенев

4. М. Ю. Лермонтов

20. Главный герой рассказа И. С. Тургенева «Муму» Герасим работал

1. Плотником

2. Столяром

3. Дворником







Д/з с.71 - 80 - читать

Выполненное задание предоставьте в любом виде (скан, фотография, документ Word) на Телеграмм, WhatsApp, Viber , электронным письмом на адрес:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!