РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КАРТА-ВТОРОЙ ЯЗЫК ГЕОГРАФИИ»
(ФГОС ООО)
9 класс
Составитель: Захарова Т.В., учитель географии, первая квалификационная категория
Аннотация к рабочей программе
Рабочая учебная программа курса внеурочной деятельности «Карта-второй язык географии» разработана для учащихся 9 классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из учебного времени, выделенного на его изучение в примерном тематическом плане.
Рабочая программа служит для составления рабочего тематического плана по подготовке учащихся к ОГЭ по географии.
Направленность программы - естественнонаучная.
Новизна программы. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из трех разделов: введение, освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором, рефлексивная часть курса
Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.
Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ «ГИА-ГЕОГРАФИЯ» и Вики-учебник «Вместе готовимся к ОГЭ по географии»).
Актуальность. Программа составлена на основе кодификатора и спецификатора к экзамену по географии в новой форме для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена в новой форме.
Актуальностью является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов). Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к основному государственному экзамену.
Цели:
-передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, развитие творческого потенциала учащегося, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного;
-возможность выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся;
-повышения познавательного интереса к географии;
-формирование более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к основному государственному экзамену.
Основной задачей курса является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного.
Задачи:
сформировать:
-положительное отношение к процедуре контроля в формате ОГЭ;
-представление о структуре и содержании КИМ по предмету;
-назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
-умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена ;
-эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
-правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
-повысить и конкретизировать знания учащихся по географии.
1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Виды универсальных учебных действий, формируемые у учащихся:
Познавательные:
формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;
Личностные:
умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
других людей;
Регулятивные:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Коммуникативные:
самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны. В том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизнь, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения
количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
Программа выполняет функцию: образовательную. Программа предназначена для учащихся 9 классов, выбравших географию для сдачи основного государственного экзамена.
Формы организации обучения: консультации, практические занятия (практикумы), письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, зачетный урок. Деятельность учащихся
предусмотрена: индивидуальная, парная.
Прогнозируемый результат обучения
В результате изучения на занятиях учащиеся должны:
понимать
-основные географические понятия и термины, традиционные и основные методы географических исследований;
-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;
-географические аспекты отраслевой и территориальной структуры, размещения его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономическому развития, специализации; географические аспекты глобальных проблем человечества.
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных территорий, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
Применять разнообразные источники географической информации
Составлять комплексную географическую характеристику регионов страны, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Сопоставлять географические карты разной тематики;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения поясного времени, чтения карт различного содержания,
решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию,
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций,
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, определение правильной оценки важнейших социально- экономических событий, геополитической и геоэкономической ситуации в России, тенденций их возможного развития.
Программа обеспечивает сплочение коллектива на основе общего интереса.
При прохождении курса будут использоваться следующие методы: индивидуальная и парная работа, мозговой и практический штурм, анализ теоретического и практического материала
Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть тренировочные тестирования.
Учащиеся приобретут практические навыки и умения:
- работы с дополнительным ресурсом (географическим атласом)
- навыки организации собственной индивидуальной работы
В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, умений и навыков. Программа предполагает более высокую познавательную и информационную и практическую результативность подготовки выпускников.
Планируемые результаты освоения учебного курса
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных
условий территории;
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала,
демографической ситуации, степени урбанизации. использование географических умений:
- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;
- составлять рекомендации по решению географических проблем.
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими,
статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов.
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному
природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур,
национальным проектам и государственной региональной политике.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Источники географической информации. План местности. Географическая карта. Масштаб. Их основные параметры и элементы. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
2. Природа Земли и человек.
Земная кора и литосфера. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.
3.Население Земли. Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими данными). Определение демографических показателей по формулам.
4. Природопользование и экология. Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов. Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере
5.Страноведение. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
6. География России
Особенности ГП России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России. Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.
География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Рефлексивная часть курса Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
№ | Название разделов и тем | Виды деятельности |
1 | Источники географической информации и методы географических исследований | использование текстовых композиций, опыт выступлений, обсуждения, решение сложных задач, письменной рефлексии, решения проблемных ситуаций, диалог, разработки алгоритма решения учебных текстов и задач |
2 | Природа Земли и человек | доказательства выдвинутых гипотез, опыт выступлений, обсуждения, интеллектуальные викторины, решение сложных задач, решения проблемных ситуаций, диалог, разработки алгоритма решения учебных текстов и задач |
3 | Население Земли | доказательства выдвинутых гипотез, опыт выступлений, обсуждения, интеллектуальные викторины, квестов, решение сложных задач, письменной рефлексии, решения проблемных ситуаций, диалог, разработки алгоритма решения учебных текстов и задач |
4 | Природопользование и экология | доказательства выдвинутых гипотез, опыт выступлений, обсуждения, квестов, письменной рефлексии, решения проблемных ситуаций, диалог, разработки алгоритма решения учебных текстов и задач |
5 | Страноведение | составление кроссвордов, опыт выступлений, обсуждений, интеллектуальные викторины, решение сложных задач, письменной рефлексии, решения проблемных ситуаций, диалог, разработки алгоритма решения учебных текстов и задач |
6 | География России | составление кроссвордов, опыт выступлений, обсуждений, интеллектуальные викторины, решение сложных задач, письменной рефлексии, решения проблемных ситуаций, диалог, разработки алгоритма решения учебных текстов и задач |
7 | Контроль знаний | практикум, опыт выступлений, обсуждений, квестов, решение сложных задач, письменной рефлексии, решения проблемных ситуаций, диалог, разработки алгоритма решения учебных текстов и задач |
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
№ | сроки | название разделов и тем | | часы | форма аттестации (контроля) | Решаемые задачи |
| | | всего | теория | практика |
Источники географической информации и методы географических исследований |
1 | 09 | План местности. Географическая карта. Масштаб. Их основные параметры и элементы. | 1 | 1 | | КИМ | Передача школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономи-ческим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Развитие нравственно-этической ориентации, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный мо-ральный выбор; овладение навы-ком работы с дополнительной литературой, приёмами иссле-довательской и проектной дея-тельности. Развивать умение са-мостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. |
2 | 09 | Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану. | 1 | | 1 | практика |
3 | 09 | «Чтение топографической карты, измерение расстояний и направлений» | 1 | 1 | | практика |
4 | 09 | Решение вариантов государственной итоговой аттестации | 1 | | 1 | КИМ |
Природа Земли и человек |
5 | 09 | Литосфера. Земная кора и литосфера. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. | 1 | 1 | | практика | Передача школьникам социаль-но значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономи-ческим, политическим, экологи-ческим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Развитие нравственно-этической ориентации, в том числе и оценивание усваи-ваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценно-стей), обеспечивающее личностный моральный выбор; овладение навы-ком работы с дополнительной литературой, приёмами исследова-тельской и проектной деятельности. Развивать умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. |
6 | 10 | Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. | 1 | 1 | | практика | Передача школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономи-ческим, политическим, экологи-ческим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Развитие нравственно-этической ориентации, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; овладение навыком работы с дополнительной литературой, приёмами исследовательской и проектной деятельности. Развивать умение самостоятельно применять изучен-ные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. |
7 | 10 | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. | 1 | 1 | | практика |
8 | 10 | Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов. | 1 | 1 | | практ-ика |
9 | 10 | Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | 1 | | 1 | КИМ |
10 | 10 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 1 | | 1 | КИМ |
11 | 11 | Решение вариантов государственной итоговой аттестации | 1 | | 1 | КИМ |
Население Земли |
12 | 11 | Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими данными). Определение демографических показателей по формулам. | 1 | 1 | | практика | Передача школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономи-ческим, политическим, экологи-ческим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Развитие нравственно-эти-ческой ориентации, в том числе и оценивание усваи-ваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценнос-тей), обеспечивающее личностный моральный выбор; овладение навыком работы с дополнительной литературой, приёмами исследова-тельской и проектной деятельности. Развивать умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. |
13 | 12 | Решение вариантов государственной итоговой аттестации | 1 | | 1 | КИМ |
Природопользование и экология |
14 | 12 | Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов. Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере | 1 | | 1 | практика | Передача школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Развитие нравственно-эти-ческой ориентации, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социаль-ных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; овладение навыком работы с дополнительной литературой, приёмами исследовательской и проектной деятельности. Развивать умение самостоятельно применять изучен-ные способы, аргументировать свою позицию, оценивать си-туацию и полученный результат. |
15 | 12 | Решение вариантов государственной итоговой аттестации | 1 | | 1 | КИМ |
Страноведение |
16 | 12 | Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу. | 1 | | 1 | практика |
17 | 12 | Решение вариантов государственной итоговой аттестации | 1 | | 1 | КИМ |
География России | |
18 | 01 | Особенности ГП России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России. | 1 | 1 | | практика |
19 | 01 | Решение вариантов государственной итоговой аттестации | 1 | | 1 | КИМ |
20 | 01 | Природа России. Особенности геологического строения и распрос-транения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность | 1 | 1 | | практика |
21 | 02 | Решение вариантов государственной итоговой аттестации | 1 | | 1 | КИМ |
22 | 02 | Население России. Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города. | 1 | 1 | | практика |
23 | 02 | Решение вариантов государственной итоговой аттестации | 1 | | 1 | КИМ |
24 | 02 | Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт. | 1 | | 1 | практика |
25 | 03 | Решение вариантов государственной итоговой аттестации | 1 | | 1 | КИМ |
Контроль знаний |
26 | 03 | Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом | 1 | | 1 | КИМ | Передача школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Развитие нравственно-эти-ческой ориентации, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социаль-ных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; овладение навыком работы с дополнительной литературой, приёмами исследовательской и проектной деятельности. Развивать умение самостоятельно применять изучен-ные способы, аргументировать свою позицию, оценивать си-туацию и полученный результат. |
27 | 03 | Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом | 1 | | 1 | КИМ |
28 | 04 | Анализ трудных заданий | 1 | | 1 | практика |
29 | 04 | Анализ трудных заданий | 1 | | 1 | практика |
30 | 04 | Решение вариантов государственной итоговой аттестации | 1 | | 1 | КИМ |
31 | 04 | Решение вариантов государственной итоговой аттестации | 1 | | 1 | КИМ |
32 | 05 | Решение вариантов государственной итоговой аттестации | 1 | | 1 | КИМ |
33 | 05 | Решение вариантов государственной итоговой аттестации | 1 | | 1 | КИМ |
34 | 05 | Рефлексивная часть курса Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности. Вопросы и проблемы | 1 | | 1 | диалог |
| | Итого | 34 | 10 | 24 | | |
Приложение к рабочей программе внеурочной деятельности
Календарно-тематическое планирование
Содержание учебного предмета | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
| теория | практикум | зачет | тестирование | |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания. Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся. Использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся. Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя |
Источники географической информации. План местности. Географическая карта. Масштаб. Их основные параметры и элементы. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану | 2 | 2 | | | Систематизировать карты по содержанию и масштабу. Выявлять различия карт в зависимости от их содержания и площади изображаемой территории. Распознавать условные знаки плана местности. Определять расстояния между географическими объектами с помощью линейного, именованного и численного масштаба в процессе решения практических познавательных задач. |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания. Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся, устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя Организовывать шефство мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. Организовывать шефство мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык генерирования и оформления собственных идей |
Природа Земли и человек. Земная кора и литосфера. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов. | 4 | 3 | | | Сравнивать карты (климатических поясов и областей, природных зон, тектоническую, почвенную, циркуляцию атмосферы) и выявлять особенности пространственного распространения природных зон, территорий, климатических областей). Сопоставлять карты и анализировать географические особенности на материках. Читать климатограммы, легенду карты, географические значки. Находить информацию на картах атласа. Уметь проводить сравнение рассматриваемых территорий, раскрывать значение терминов, давать определение понятиям, комментировать и формулировать понятия, использовать источники географической информации для решения учебных задач. |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания. Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся, сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся. Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: слушание и анализ, реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: выводы и доказательство формул, анализ формул, решение текстовых количественных и качественных задач, выполнение заданий по разграничению понятий |
Население Земли. Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими данными). Определение демографических показателей по формулам. | 1 | 1 | | | Приводить по картам примеры территориальных и национальных образований. Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных; динамику численности населения России за определенный период. Выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения; половой и возрастной состав населения. Сравнивать половозрастные пирамиды России. |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания. Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися, инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации Организовывать для обучающихся ситуаций контроля и оценки, самооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков). Организовывать для обучающихся ситуаций самооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков) Опираться на жизненный опыт / ценностные ориентиры обучающихся с учетом воспитательных базовых национальных ценностей (БНЦ). Опираться на жизненный опыт обучающихся, уточняя что они читают, что они слушают, о чем говорят, привлечь внимание обучающихся к гуманитарным проблемам общества |
Природопользование и экология. Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов. Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере | | 2 | | | Уметь проводить сравнение рассматриваемых территорий, раскрывать значение терминов, давать определение понятиям, комментировать и формулировать понятия, использовать источники географической информации для решения учебных задач. Определять основные мероприятия по рациональному использованию и охране растительного и животного мира России. Определять виды ООПТ (особо охраняемые природные территории) и особенности их распространения на территории страны по карте особо охраняемых природных территорий. |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания. Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся Использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе Организовывать шефство мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. Организовывать шефство мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык генерирования и оформления собственных идей |
Страноведение. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу. | | 2 | | | Выявлять взаимосвязи между особенностями страны по предложенному описанию. Внимательно читать, проводить анализ по характеристикам. Находить и определять необходимую информацию об особенностях рассматриваемой территории. Находить географическую информацию по теме на тематической карте. |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания. Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся Организовывать шефство мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. Организовывать шефство мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык генерирования и оформления собственных идей. Организовывать индивидуальные и групповые формы учебной деятельности. Организовывать индивидуальную учебную и групповые формы учебной деятельности Опираться на жизненный опыт / ценностные ориентиры обучающихся с учетом воспитательных базовых национальных ценностей (БНЦ). Общаться с обучающимися (в диалоге), признавать их достоинства, понимать и принимать их, создавать доверительный психологический климат в классе во время урока |
География России. Особенности ГП России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России. Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность Население России. Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Города. Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт. | 3 | 5 | | | Выявлять и сравнивать особенности географического положения России, зависимость между ГП и размерами государственной территории страны и особенности заселения и хозяйственного освоения территории. Определять границы РФ и пограничных государств, поясное время для разных городов. Объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей. Определять особенности размещения природно-хозяйственных зон и районов распространения высотной поясности территории страны по карте природных зон и физической карте; особенности распространения антропогенных ландшафтов и выявлять экологические проблемы зон, связанных с основными видами хоз. деятельности. Выявлять причинно-следственные связи между ГП и характером высотной поясности территории. |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания. Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся. Организовывать для обучающихся ситуаций контроля и оценки, самооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков). Организовывать для обучающихся ситуаций самооценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков) Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся. Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: слушание и анализ. Опираться на жизненный опыт / ценностные ориентиры обучающихся с учетом воспитательных базовых национальных ценностей (БНЦ). Опираться на жизненный опыт обучающихся, уточняя что они читают, что они слушают, о чем говорят, общаться с обучающимися (в диалоге), признавать их достоинства, понимать и принимать их |
Контроль знаний | | 9 | | | Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности при выполнении заданий, представленных в демоверсиях ОГЭ по географии. |
| 10 | 24 | | | |