2 класс
Раздел: «В концертном зале»
Тема: «“Картинки с выставки”. Музыкальные впечатления»
Цель урока: формировать представление о выразительных и изобразительных интонациях в произведениях М.П. Мусоргского.
Задачи: Образовательные :
-
Углубление знаний о творчестве русского композитора М. П. Мусоргского и русского художника В. Гартмана; разбор построения сюиты «Картинки с выставки»;
-
Знакомство с музыкальным определением понятия Сюита;
-
знакомство и разбор песни В. Шаинского «Дети любят рисовать»
Развивающие: развивать образное мышление учащихся, воображение, наблюдательность, инициативу, творческий подход к решению поставленных задач, вокально-хоровые навыки;
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству русских композиторов и художников, способствовать позитивному отношению к искусству.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, зрительной и слуховой наглядности, метод сравнения музыки и живописи.
Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке:
русский художник 19 века Виктор Гартман, русский композитор 19 века М.П. Мусоргский, Сюита.
Музыкальный материал:
-
М.П. Мусоргский, пьесы из сюиты «Картинки с выставки» - «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов»; «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»;
-
Песня В. Шаинского «Дети любят рисовать»
Личностные УУД: развитие эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыки. Регулятивные УУД: Учатся воспринимать и сравнивать музыку и изобразительное искусство, выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Учатся внимательно слушать вопросы и отвечать на них конкретно. Развитие умения осмысливать полученную информацию. Познавательные УУД: Учатся сравнивать музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, выявлять их принадлежность к разным жанрам. Учатся использовать специальную музыкальную терминологию. Коммуникативные УУД: Учатся участвовать в коллективном пении. Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!»
2. Моделирование проблемной ситуации.
Учитель: Дети, мы сегодня отправляемся на прогулку туда, где можно увидеть разные картины. Какое это может быть место?
Дети: Музей, галерея, выставка, вернисаж.
Учитель: Совершенно верно. Сегодня это будет выставка.
Но чтобы открыть дверь и увидеть картины нужно ответить на вопросы? А для этого мы поиграем в музыкальную игру «Угадайка».
Игра «Угадайка». Презентация.
Учитель: Мы ответили на все вопросы и можем открывать дверь!
3. Основная часть урока.
Сл 1 Учитель: Мы попали с вами на выставку работ русского художника Виктора Гартмана. Гартман был не только художником, но и декоратором, дизайнером, создавал эскизы костюмов, игрушек. Он прожил всего 39 лет. После его смерти, друзья организовали выставку работ Виктора Гартмана.
Сл 2 Другом этого художника был композитор, чей портрет вы сейчас видите?
Дети: Модест Петрович Мусоргский.
Учитель: Молодцы, узнали. Мы уже слушали в этом году его музыкальные произведения. И сегодня его музыка расскажет нам о музыкальных впечатлениях этого композитора после посещения выставки своего друга - художника Виктора Гартмана.
После посещения выставки у Мусоргского рождается идея создания цикла музыкальных пьес на понравившиеся работы. Работа закипела и в течении трёх недель цикл был готов. Свои зрительные впечатления передал в музыкальных образах.
Сл 3 Пьесы композитор объединил в сюиту «Картинки с выставки».
Сл 4 Сюита - жанр инструментальной музыки, который состоит из нескольких частей, контрастных по характеру, но объединённых единым замыслом.
Сл 5 Каждая пьеса – это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана.
Их всего 10 самостоятельных пьес:
-
«Гном»;
-
«Старый замок»;
-
«Ссора детей после игры»;
-
«Быдло» - «Скот»; «Прогулка»
-
«Балет невылупившихся птенцов»;
-
«Два еврея, богатый и бедный»; «Прогулка»
-
«Лиможский рынок»;
-
«Катакомбы. Римская гробница»;
-
«Избушка на курьих ножках»;
-
«Богатырские ворота».
«Прогулка» - эта пьеса, которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.
Сейчас мы послушаем эту пьесу, прогуляемся по выставке вместе с композитором.
Задание: определить жанр. (Песня)
Сл 6 (Слушаем фрагмент.)
Сл 7 Учитель: Сегодня мы остановимся у трех картин с этой выставки и узнаем, какие музыкальные впечатления были у М. Мусоргского.
(Работа с раздаточным материалом)
5 часть - «Балет невылупившихся птенцов»
Учитель: В. Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы.
Сл 8 Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку. (Слушаем фрагмент.)
Задание: Определить тембр инструмента, регистр, темп, настроение.
Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
Дети: Тембр инструмента – фортепиано, регистр - высокий, темп быстрый. Настроение…
Сл 9 Учитель: Какие слова наиболее точно передают поведение птенцов? Танцуют, копошатся, отдыхают, дерутся, играют.
Дети: Танцуют, копошатся, отдыхают, играют.
Учитель: У Гартмана - это лишь эскиз костюмов, а впечатления Мусоргского – это шуточный танец маленьких цыплят.
(Работа с раздаточным материалом)
Учитель: Теперь посмотрите на следующую картинку. Что вы видите?
Дети: Красивый, яркий, сказочный, игрушечный пряничный домик.
Учитель: Молодцы! Действительно, замечательная избушка. На рисунке Виктора Александровича Гартмана изображены настольные часы в русском стиле в виде избушки Бабы-яги на курьих ножках. Эскиз.
Что получилось у Мусоргского, мы сейчас послушаем.
(Слушаем фрагмент.)
Сл 10 9 часть: «Избушка на курьих ножках»
Задание: тембр, темп, настроение, сколько частей? Похожа ли пьеса на эскиз Гартмана.
Учитель: Скажите, эта пьеса и рисунок похожи?
Дети: Нет. И т.д.
Сл 11 Учитель: Какой показана Баба-Яга в пьесе М.Мусоргского? Где более точно передается характер персонажей – на рисунках В.Гартмана или в музыке М.Мусоргского?
Дети: резкая, сердитая, колючая и т.д.
(Работа с раздаточным материалом)
10 часть – последняя «Богатырские ворота»
- Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В. Гартмана «Городские ворота в Киеве».
Задание: определить жанр – песня, танец или марш.
Сл 12 (Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота»)
Сл 13 Учитель: Почему характер пьесы величаво-спокойный и торжественный. Кого изображает эта музыка?
Дети: Интонациями музыка пьесы близка русским народным песням, а также напоминает «Прогулку». Настроение пьесы величаво-спокойное и торжественное.
Учитель: Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой?
Дети совместно с учителем: Последняя картинка символизирует мощь родного народа, русских богатырей, которые защищали мир и народ от темных и злых сил.
Вопросы:
Сл 14 - Какая пьеса вам понравилась больше?
- Что сделало ее такой яркой и привлекательной?
Сл 15 -Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?
- Права ли я, когда говорю, что композитор предложил свое видение, иногда отличающееся от рисунков своего друга?
-Выражает ли музыка настроение, чувства героев?
- Изображает ли музыка движения, голоса героев?
Сл 16
-
Вокально-хоровая работа
Сл 17 – 19 Работа над интонированием мелодии песни В. Шаинского «Дети любят рисовать», исполнение 1 куплета.
-
Обобщение урока. Заключение.
1. Как называется многочастный цикл, состоящий из контрастных пьес?
2. Кто автор прослушанного цикла?
3. Как называется цикл пьес по рисункам В. Гартмана?
4. Сколько всего пьес в цикле?
5. Вспомните названия прослушанных пьес.
6. Для какого инструмента был написан цикл?
-
Рефлексия.
Прием «Цветные карандаши».
Довольны ли вы своими ответами?
Вызывали ли мои вопросы у вас затруднения?
Какое у вас сейчас настроение?
Красный - веселое, желтый – безразличное, синий - грустное.
-
Домашнее задание. Рисунок по теме.