СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картинки с выставки. Музыкальные впеатления.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема изучается в разделе "В концертном зале". Урок посвящен получению новых знаний о выразительных и изобразительных интонациях. Тема рассчитана на 1урок.

Просмотр содержимого документа
«Картинки с выставки. Музыкальные впеатления.»

2 класс

Раздел: «В концертном зале»

Тема: «“Картинки с выставки”. Музыкальные впечатления»


Цель урока: формировать представление о выразительных  и изобразительных интонациях в произведениях М.П. Мусоргского.

Задачи: Образовательные :

  • Углубление знаний о творчестве русского композитора М. П. Мусоргского и русского художника В. Гартмана; разбор построения сюиты «Картинки с выставки»;

  • Знакомство с музыкальным определением понятия Сюита;

  • знакомство и разбор песни В. Шаинского «Дети любят рисовать»

Развивающие: развивать образное мышление учащихся, воображение, наблюдательность, инициативу, творческий подход к решению поставленных задач, вокально-хоровые навыки;

Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству русских композиторов и художников, способствовать позитивному отношению к искусству.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, зрительной и слуховой наглядности, метод сравнения музыки и живописи.

Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке:

русский художник 19 века Виктор Гартман, русский композитор 19 века М.П. Мусоргский, Сюита.


Музыкальный материал:

  • М.П. Мусоргский, пьесы из сюиты «Картинки с выставки» - «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов»; «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»;

  • Песня В. Шаинского «Дети любят рисовать»


Личностные УУД: развитие эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыки. Регулятивные УУД: Учатся воспринимать и сравнивать музыку и изобразительное искусство, выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Учатся внимательно слушать вопросы и отвечать на них конкретно. Развитие умения осмысливать полученную информацию. Познавательные УУД: Учатся сравнивать музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, выявлять их принадлежность к разным жанрам. Учатся использовать специальную музыкальную терминологию. Коммуникативные УУД: Учатся участвовать в коллективном пении. Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.


Ход урока:

1.Организационный момент.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!»


2. Моделирование проблемной ситуации.

Учитель: Дети, мы сегодня отправляемся на прогулку туда, где можно увидеть разные картины. Какое это может быть место?

Дети: Музей, галерея, выставка, вернисаж.

Учитель: Совершенно верно. Сегодня это будет выставка. 

Но чтобы открыть дверь и увидеть картины нужно ответить на вопросы? А для этого мы поиграем в музыкальную игру «Угадайка».

Игра «Угадайка». Презентация.

Учитель: Мы ответили на все вопросы и можем открывать дверь!


3. Основная часть урока.

Сл 1  Учитель: Мы попали с вами на выставку работ русского художника Виктора Гартмана.  Гартман был не только художником, но и декоратором, дизайнером, создавал эскизы костюмов, игрушек. Он прожил всего 39 лет. После его смерти, друзья организовали выставку работ Виктора Гартмана.

Сл 2 Другом этого художника был композитор, чей портрет вы сейчас видите?

Дети: Модест Петрович Мусоргский. 

Учитель: Молодцы, узнали. Мы уже слушали в этом году его музыкальные произведения. И сегодня его музыка расскажет нам о музыкальных впечатлениях этого композитора после посещения выставки своего друга - художника Виктора Гартмана. 

После посещения выставки у Мусоргского рождается идея создания цикла музыкальных пьес на понравившиеся работы. Работа закипела и в течении трёх недель цикл был готов. Свои зрительные впечатления передал в музыкальных образах.

Сл 3 Пьесы композитор объединил в сюиту «Картинки с выставки».

Сл 4  Сюита - жанр инструментальной музыки, который состоит из нескольких частей, контрастных по характеру, но объединённых единым замыслом.

Сл 5  Каждая пьеса – это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное  тем или иным рисунком Гартмана.

Их всего 10 самостоятельных пьес:

  1. «Гном»;

  2. «Старый замок»;

  3. «Ссора детей после игры»;

  4. «Быдло» - «Скот»; «Прогулка»

  5. «Балет невылупившихся птенцов»;

  6. «Два еврея, богатый и бедный»; «Прогулка»

  7. «Лиможский рынок»;

  8. «Катакомбы. Римская гробница»;

  9. «Избушка на курьих ножках»;

  10. «Богатырские ворота».

«Прогулка» - эта пьеса, которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.

Сейчас мы послушаем эту пьесу, прогуляемся по выставке вместе с композитором.

Задание: определить жанр. (Песня)

Сл 6  (Слушаем фрагмент.)


Сл 7 Учитель: Сегодня мы остановимся у трех картин с этой выставки и узнаем, какие музыкальные впечатления были у М. Мусоргского.


(Работа с раздаточным материалом)

5 часть - «Балет невылупившихся птенцов»

Учитель: В. Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы.

Сл 8 Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку. (Слушаем фрагмент.)

 Задание:  Определить тембр инструмента, регистр, темп, настроение.

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

Дети: Тембр инструмента – фортепиано, регистр - высокий, темп быстрый. Настроение…

Сл 9 Учитель:  Какие слова наиболее точно передают поведение птенцов? Танцуют, копошатся, отдыхают, дерутся, играют.

Дети: Танцуют, копошатся, отдыхают, играют.

Учитель: У Гартмана - это лишь эскиз костюмов, а впечатления Мусоргского – это шуточный танец маленьких цыплят.


(Работа с раздаточным материалом)

Учитель: Теперь посмотрите на следующую картинку. Что вы видите?

Дети: Красивый, яркий, сказочный, игрушечный пряничный  домик.

Учитель:  Молодцы! Действительно, замечательная избушка. На рисунке Виктора Александровича Гартмана изображены настольные часы в русском стиле в виде избушки Бабы-яги на курьих ножках. Эскиз.

Что получилось у Мусоргского, мы сейчас послушаем.

(Слушаем фрагмент.)

Сл 10 9 часть: «Избушка на курьих ножках»

Задание: тембр, темп, настроение, сколько частей? Похожа ли пьеса на эскиз Гартмана.

Учитель: Скажите, эта пьеса и рисунок похожи?

Дети: Нет. И т.д.

Сл 11  Учитель: Какой показана Баба-Яга в пьесе М.Мусоргского? Где более точно передается характер персонажей – на рисунках В.Гартмана или в музыке М.Мусоргского?

Дети: резкая, сердитая, колючая и т.д.


(Работа с раздаточным материалом)

10 часть – последняя «Богатырские ворота»


- Завершает  сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В. Гартмана «Городские ворота в Киеве».

 Задание: определить жанр – песня, танец или марш.


Сл 12 (Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота»)

Сл 13 Учитель: Почему характер пьесы величаво-спокойный и торжественный. Кого изображает эта музыка?

Дети: Интонациями музыка пьесы близка русским народным песням, а также напоминает «Прогулку». Настроение пьесы величаво-спокойное и торжественное.

Учитель: Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой?

Дети совместно с учителем: Последняя картинка символизирует мощь родного народа, русских богатырей,  которые защищали мир и народ от темных и злых сил.

Вопросы:

Сл 14 - Какая пьеса вам понравилась больше?

- Что сделало ее такой яркой и привлекательной?

Сл 15 -Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?

- Права ли я, когда говорю, что композитор предложил свое видение, иногда отличающееся от рисунков своего друга?

-Выражает ли музыка настроение, чувства героев?

- Изображает ли музыка движения, голоса героев?

Сл 16

  1. Вокально-хоровая работа

Сл 17 – 19 Работа над интонированием мелодии песни В. Шаинского «Дети любят рисовать», исполнение 1 куплета.

  1. Обобщение урока. Заключение.

1. Как называется многочастный цикл, состоящий из контрастных пьес?

2. Кто автор прослушанного цикла?

3. Как называется цикл пьес по рисункам В. Гартмана?

4. Сколько всего пьес в цикле?

5. Вспомните названия прослушанных пьес.

6. Для какого инструмента был написан цикл?


  1. Рефлексия.

 Прием «Цветные карандаши».


Довольны ли вы своими ответами?

Вызывали ли мои вопросы у вас затруднения?

Какое у вас сейчас настроение?

Красный - веселое, желтый – безразличное, синий - грустное.


  1. Домашнее задание. Рисунок по теме.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя