СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картины осенней природы. Осенние загадки

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картины осенней природы. Осенние загадки»

Методическая разработка

урока литературного чтения во 2 классе


ВВЕДЕНИЕ

Данный урок литературного чтения является первым в разделе «Люблю природу русскую. Осень». Это нестандартный урок усвоения новых знаний, построенный в форме путешествия по осеннему лесу. На уроке реализуется системно – деятельностный подход в обучении, использованы дидактические игры и игровые ситуации, особую привлекательность уроку придает красочная наглядность. Урок динамичный, насыщенный, материал урока связан с жизнью и способствует развитию познавательного интереса младших школьников.

Цель урока: познакомить учащихся с новым разделом; создать образ осени через загадки, поэтические и прозаические произведения; развивать речь, мышление, внимание учащихся; совершенствовать навык чтения; способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование: компас, картинки (компас, лукошко, школа, опушка, тропинки, коса), листочки из картона (клен, береза, осина, дуб, лесной орех, ясень), березовые листочки с текстом стихотворения «Листья золотые, падают, летят..» на обратной стороне, лукошко, карточка с текстом стихотворения «Что такое лес» каждому ученику, репродукции картин.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организация класса. Эмоциональный настрой на работу.

Хорошо, что солнце светит? (дети и учитель изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо быть второклашкой? (выставляют большие пальцы) Хорошо!


  1. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Ребята, послушайте загадку

Много он чего видал,

В многих странах побывал.

Не актер он, не артист,

Всего на всего…. (турист)

- Сегодня, 27 сентября – Всемирный день туризма. А кто такие туристы? (Дети высказывают свои предположения)

- Турист – человек, который совершает туристические путешествия. Путешествовать можно пешком, на велосипедах, на лодках. Во время походов, путешествий узнаешь много нового и интересного. Предлагаю нам сегодня тоже стать туристами и отправиться… Куда? Узнаем, восстановив стихотворение. (На партах у детей тексты)

Что такое ? (Что такое лес?)

до , (Сосны до небес,)

и , (Березы и дубы,)

, . (Ягоды, грибы.)

Звериные , (Звериные тропинки,)

Пригорки и низинки, (Пригорки и низинки,)

Мягкая , (Мягкая трава,)

На суку . (На суку сова.)

серебристый, (Ландыш серебристый,)

Воздух чистый – чистый,

И родник с живой

Ключевой водой. (В.Степанов)

- Так куда же мы отправимся? Какие правила поведения в лесу нужно соблюдать? (Дети высказываются)

- Да, мы отправляемся в осенний лес и начинаем изучение нового раздела нашего литературного чтения «Люблю природу русскую. Осень»



III. Определение целей урока.

- Каковы ваши ожидания от изучения данной темы? (Дети высказывают свои предположения, учитель обобщает)

- Работая над данным разделом, мы познакомимся с произведениями об осени русских поэтов; научимся читать стихотворения и передавать с помощью голоса настроение, различать стихотворный и прозаический текст; будем учиться наблюдать за жизнью слов в художественном произведении, представлять картины осенней природы, которые создает автор, читать стихотворения выразительно, соблюдая нужную интонацию.


IV. Работа над темой урока.

  1. Речевая и интонационная разминка (слова написаны на доске).

Ум

Сила

Лень

Быстрота

Ловкость

Смекалка

Выносливость

(Чтение по слогам, орфоэпически, орфографически, с ускорением. Чтение слов, в которых звуков меньше, чем букв. Работа над интонацией: читать бодро, торжественно, с жалобным вздохом, капризно, с удивлением, восторженно, беспокойно, с удивлением и т.д.)

- Ребята, как назвать одним словом? (Качества человека). Значение какого слова вам неизвестно? (Учитель поясняет) Какое качество «лишнее», почему? (Дети предлагают разные варианты «лишнего» слова)

- Я не случайно вспомнила сегодня именно эти качества, потому что, кроме лени, они нужны человеку, отправляющемуся в поход. У вас есть эти качества?

- Ребята, посмотрите на ребус, он подскажет нам, без чего нельзя отправляться в поход.

С = МП (компас)


(Учитель демонстрирует компас, рассказывает о его назначении, дети уже знакомы из уроков окружающего мира со сторонами горизонта. На доске открывается карта путешествия)











Физкультминутка

Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны )

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Ты о чем шумишь листвой (Руки подняты вверх)

Ночью темной, грозовой. (Выполнять покачивания направо-налево)

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)

Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны, погрозить пальцем)

Ты же видишь – мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)

- Посмотрите на карту, куда попадем, пройдя два сектора на юг, один сектор на восток?

  1. Лукошко загадок

(В корзинке картинки листиков с разных растений, которые можно встретить в лиственном лесу: клен, дуб, рябина, осина, береза, лесной орех, ясень. На обратной стороне загадка. Дети по очереди достают листочек, отгадывают, с какого растения он, потом читают загадку об осенних явлениях природы. Листочки прикрепляются к доске в хаотичном порядке)


И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (Иней)


Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Ветер)


В белом бархате деревня —

И заборы и деревья.

А как ветер нападёт —

Этот бархат упадёт. (Туман)


Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт. (Дождь)


Пушистая вата плывёт куда-то:

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)


Ветер листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат -
это значит ...(Листопад).


- Что из отгадок относится к явлениям природы, а что к явлениям погоды? (Листопад – природное (сезонное) явление)

- Какой листочек может быть лишним по какому-либо признаку? (Лесной орех – кустарник)

Гимнастика для глаз

(Следить глазками от листика к листику, на которые будет показывать учитель)

- Ребята, идем дальше два сектора на север, один сектор на восток.

2. Поэтическая опушка (текст стихотворения напечатан на листочках березы)

Листья золотые, падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.

Е. Благинина

(Читает учитель, потом дети цепочкой по строфе)

- Какой жанр данного произведения? Чем отличается стихотворение от прозы? (Это стихотворение, в прозе нет рифмы)

- Найдем и прочитаем рифмующиеся слова.

- Какое время года описывает автор? О каком месяце осени идет речь? Докажите свою точку зрения.

Игра «Вопрос – ответ»

(На гранях кубика написаны вопросы: Что? Какие? Где? Сколько? Почему? Когда? Ребенок подбрасывает кубик и придумывает вопрос к содержанию стихотворению, начиная с выпавшего на грани вопроса. Например, ЧТО? Что мы сделаем из листьев? КАКИЕ? Какие листья падают с деревьев? Дети, которые придумывают вопрос, сами выбирают ученика, который будет отвечать, ему и передают кубик для следующего вопроса).

- Ребята, найдите в стихотворении слова в переносном значении. В литературе это называется эпитетами. Рассмотрите репродукции картин художников, какая подходит к нашему стихотворению. (Дети аргументируют свой выбор) (Приложение 1)

- Ребята, посмотрите на карту, шагаем два сектора на юг.

  1. Прозаические тропинки.

Работа по учебнику страница 66.

(Начинает чтение учитель, затем ученики)

- Какое это произведение поэтическое или прозаическое? Докажите свою точку зрения.

- Прочитайте вопрос, который задает автор. (Нравится ли тебе осень?)

Физкультминутка

Игра «Ветер дует»

(Дети имитируют ветер движениями рук, если согласны с утверждением)

- Ветер дует для тех, кто любит осень, кто любит собирать листочки и т.д.

- А может ли осень не нравиться? Почему? (Дети высказывают свою точку зрения)

Повторное чтение текста.

- Ребята, идем один сектор на восток, один на север.


V. Подведение итогов урока.

- Ребята, подходит к концу наш сегодняшний туристических поход, мы вышли к школе. В этом нам помог компас. Какие деревья растут возле нашей школы? (Березы)

- Удался ли наш поход, что больше всего понравилось, запомнилось, что новое узнали. (Дети по желанию высказывают мнение об уроке и прикрепляют березовый листочек на дерево)


VI. Оценивание работы учащихся на уроке. Домашнее задание по выбору:

1) стр. 66 читать, стр. 67 читать и отгадать осенние загадки;

2) стр. 66 читать, подобрать осенние загадки.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На данном уроке реализованы обучающие, воспитательные, развивающие цели. Дети в ненавязчивой игровой форме повторяют приметы осени (загадки), вспоминают, что такое погодные и природные явления. В ходе урока учащиеся приобретают опыт ориентирования по сторонам горизонта. Урок интересен нестандартными заданиями, наглядностью, своей практической направленностью и связью с жизнью. Урок отвечает требованиям Государственного стандарта образования, так как реализует системно – деятельностный подход в обучении. Учитывая возрастные особенности второклассников, в урок включены игры и игровые ситуации. Урок направлен и на развитие познавательного интереса, речи, внимания, логического мышления первоклассников.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Л.Ф.Климанова и др. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях, часть 1. – М.: Просвещение, 2016

  2. Интернет источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-yavleniya-prirody.html

  3. https://mishka-knizhka.ru/stihi-dlya-detej/stihi-pro-vremena-goda-i-prirodu/stihi-pro-osen/stihi-pro-osen-dlja-detej-4-5-6-let/

И. Шишкин . Осень



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!