СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточка ОГЭ 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Карточка ОГЭ 9 класс»

ЗАДАНИЕ 2

Синтаксический анализ предложения. 
Прочитайте текст. 
(1)История человека есть история его свободы. (2)Рост человеческой мощи выражается прежде всего в росте свободы. (3)Свобода не есть осознанная необходимость, она прямо противоположна необходимости, свобода есть преодоленная необходимость. (4)Прогресс в основе своей есть прогресс человеческой свободы. (5)Да ведь и сама жизнь есть свобода, эволюция жизни есть эволюция свободы. 

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 
1) история есть история (предложение 1) 
2) рост человеческой мощи выражается (предложение 2) 
3) она противоположна (предложение 3) 
4) прогресс есть прогресс (предложение 4) 
5) жизнь есть свобода (предложение 5)

 

2.Прочитайте текст. 
(1)Среда обитания человека и других живых организмов весьма агрессивна: нас подстерегают всевозможные вирусы и бактерии, ожидающие своего часа, чтобы напасть на нас, и задача нашей иммунной системы — защитить нас от их нападения. (2)Некоторые рубежи обороны — чисто анатомические: например, кожа и слизистые оболочки образуют физический барьер, препятствующий вторжению. (3)Если эти внешние границы нарушены, организм часто противопоставляет агрессии генерализованную воспалительную реакцию, при которой усиливается приток крови к пораженному участку. (4)Кровь доставляет лейкоциты, которые, проникнув через стенку капилляров, захватывают внедрившегося агрессора. (5)Именно такой реакцией объясняется хорошо знакомая нам краснота вокруг небольшого пореза. 

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 
1) среда агрессивна (предложение 1) 
2) слизистые оболочки образуют (предложение 2) 
3)  внешние границы нарушены (предложение 3) 
4) лейкоциты захватывают (предложение 4) 
5) краснота объясняется (предложение 5) 

 

 2. Прочитайте текст. 
(1) То, как птицы учатся петь свои песни, во многом сходно с освоением языка ребенком: как и в случае с человеческой речью, птицам необходима «модель для подражания». (2) В естественной среде молодые особи подражают песням взрослых птиц, а без этого они не способны овладеть пением в полной мере. (3) Но развитие речи у человека не сводится к имитации: ключевой момент состоит в том, что ребенок способен следить за реакцией взрослых на свои слова и корректировать речь в соответствии с ней. (4) Теперь же исследователи продемонстрировали, что социальный контекст играет важную роль в освоении песни у зебровой амадины — одного из самых популярных модельных видов в экспериментах этологов. (5) Их исследование позволяет предположить, что этот феномен широко распространен среди певчих воробьиных. 

Укажите варианты ответов, в которых верно определены предложения с союзной подчинительной связью. Запишите номера ответов. 
1) Предложение 1 
2) Предложение 2 
3) Предложение 3 
4) Предложение 4 
5) Предложение 5 

 

 2. Прочитайте текст. 
(1) Главный источник нагрева атмосферы Земли — энергия Солнца. (2) Эта энергия распределяется по земной поверхности неравномерно — прежде всего из-за того, что в высоких широтах солнечные лучи падают под более острым углом к поверхности планеты. (3) Поэтому, как всем хорошо известно, на экваторе воздух теплее, а над полюсами холоднее. (4) Разница температур между экваториальной и полярными зонами — основная движущая сила атмосферной циркуляции, ответственной за погоду и климат на планете. (5) Количественно эту разницу можно выразить в виде широтного температурного градиента — величины, показывающей, на сколько градусов меняется средняя температура воздуха при смещении на один градус географической широты. 

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 
1) главный источник - энергия солнца(предложение 1) 
2) энергия распределяется (предложение 2) 
3) известно(предложение 3) 
4) разница температур сила - циркуляции(предложение 4) 
5) разницу можно выразить (предложение 5) 

 

 

ЗАДАНИЕ 3

  1. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 
Как известно (1) люди называют жестокость человека "зверской" (2) но это страшно несправедливо (3) и обидно для зверей: зверь никогда не  может быть (4) так жесток (5) как человек (6) так артистически (7) так художественно жесток.

 

 2.   Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 
Мы можем сказать про человека (1) что он чаще бывает добр (2) чем зол (3) чаще умён (4) чем глуп; но будет неправдой (5) если мы скажем про одного человека (6) что он добрый (7) или умный (8) а про другого скажем (9) что он злой  (10)или глупый. 

 

 3.  Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 
Спокойная (1) размеренная жизнь имеет еще и ту особенность (2) что развивает крайнюю (3) чрезмерную тонкость чувств (4) при (5) которой любые из главнейших человеческих побуждений (6) начинают выглядеть слишком грубыми: щедрость ранит так же сильно (7) как черствость (8) а проявление благодарности неприятно не меньше (9) чем свидетельство черствости души. 

 


4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 
По правде говоря (1) люди (2) которым чужда нелогичность (3) внушают мне страх: я не могу допустить (4) что они никогда не ошибаются (5) а (6) поэтому начинаю бояться (7) что ошибаются постоянно. 


 5.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 
Люди (1) как реки: несмотря на то что вода во всех одинаковая (2) и везде одна и та же (3) каждая река бывает то узкая (4) и  быстрая (5) то широкая (6) и тихая (7) то чистая (8) и  холодная (9) то мутная. 


6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 
Эгоизм (1) и добросердечность (2) высокие порывы (3) и чувственность (4) тщеславие (5) бескорыстие (6) мужество (7) лень (8) неуверенность в себе - все это уживается в одном человеке (9) не создавая особой дисгармонии. 

 
7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 
Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила... 

8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 
Живет свободно только тот (1) кто находит радость в исполнении своего долга (2) кто обдумал тот путь (3) который (4) он должен пройти в жизни (5) кто подчиняется нравственному закону (6) не из страха (7) а уважает (8) и слушается его потому (9) что считает (10) что так должно. 


9. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 
Солнце стояло еще высоко (1) и впереди кипело что-то (2) в дыму (3) и гул выстрелов (4) стрельба (5) и канонада (6) не только не ослабевали (7) но усиливались до отчаянности(8) как человек (9) который кричит из последних сил (Л. Толстой). 

 
10. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 
Человек должен сознавать себя выше львов (1) тигров (2) звезд (3) выше всего в природе (4) даже выше того (5) что непонятно (6) и кажется чудесным (7) иначе он не человек (8) а мышь (9) которая всего боится. 

 

Задания 4. Син­так­си­че­ский ана­лиз

Задание 4 

1.Замените словосочетание «солдатские могилы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

2.Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

3.Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

4.Замените словосочетание «друг отца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

 

5.Замените словосочетание «надрывно ревела», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

6.Замените словосочетание «дорожный набор», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

7.Замените словосочетание «медный самовар», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

8.Замените словосочетание «ветка ели», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

 

9.Замените словосочетание «солнечные лучи», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

10.Замените словосочетание «котлеты из хвои», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

 

11.Замените словосочетание «жизнь моря», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

 

12.Замените словосочетание «стеклянная рамка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

13.Замените словосочетание «насмешливо сказала», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

14.Замените словосочетание «отцовская несуразность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

ЗАДАНИЕ 5

1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЦИФЕРБЛАТ – в корнях слов после Ц пишется буква И.

2) ВСЛЕДСТВИЕ (дождей) – это существительное, правописание надо запомнить.

3) ШАЛАШ – на конце имён существительных женского рода после шипящих Ь не пишется.

4) КВАШЕНАЯ в суффиксе -ЕН имён прилагательных пишется одна буква Н.

5) (ещё) НЕ ИССЛЕДОВАННАЯ МЕСТНОСТЬ – Не с причастиями пишется раздельно в причастном обороте.

 

2. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РЕШЁННАЯ - в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется две буквы Н, если слово образовано от глагола совершенного вида.

2) РОСТОК – в корне слова пишется безударная гласная О, так как можно подобрать проверочное слово.

3) НЕДОУМЕВАЯ – это причастие, а НЕ с причастиями пишется слитно.

4) СЪЕДЕННЫЙ – после приставок на согласную перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И пишется Ъ.

5) (сделал) ПО – СВОЕМУ - наречие с приставкой ПО- и суффиксом -ЕМУ- пишется через дефис.



3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ВОСПЕВАТЬ – на конце приставки перед глухим согласным корня пишется буква С

2) ПЛЕТЁНАЯ - в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н, если слово образовано от глагола совершенного вида.

3) УМНИЦЫ - в окончании прилагательного после Ц пишется Ы.

4) НАЛАДЧИК – в суффиксе имён существительных –ЧИК –(-ЩИК-) после букв Д-Т, З-С и Ж пишется буква Ч.

5) ШЕСТЬСОТ – в середине числительных от 500 до 900 пишется Ь.

 

4. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ТОРЖЕСТВЕННЫЙ - в прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительных с основой на -Н, пишется НН

2) ЗОРЯНКА – в корне с чередованием безударная гласная О зависит от  ударения.

3) ФОНАРИК – в суффиксе имени существительного пишется буква И, так как при склонении слова гласная выпадает.

4) ТРЕПЕЩУЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени пишется буква У, так как оно образовано от глагола 1 спряжения.

5) ТУШЁНЫЕ – в суффиксе пишется одна буква Н, так как слово образовано от глагола несовершенного вида.

 

5. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЗДОРОВЬЕ - в приставке пишется буква 3, так как корень начинается со звонкого согласного.

2) ОТПРАВЛЕННОЕ (письмо) - в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, так как слово образовано от глагола несовершенного вида.

3) НЕГОДУЮЩИЙ – НЕ с причастием пишется слитно, так как оно не употребляется без НЕ.

4) ПРИЦЕПИТЬ – пишется приставка ПРИ-, имеющая значение присоединения.

5) (они) МЕЧУТСЯ - в окончании глагола первого спряжения 3 л. мн. ч. пишется буква У.

 

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) (даль) ТУМАННА – в этом кратком прилагательном пишется НН, так как оно образовано от полного прилагательного с двумя Н.

2) СТЕЛЮЩИЙСЯ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени пишется буква Ю, так как оно образовано от глагола – исключения, относящегося к 1 спряжению.

3) ПОХОЖ - на конце имени существительного мужского рода после шипящего буква Ь не пишется.

4) СЛЕВА – на конце наречий пишется суффикс А.

5) ФИЗИКО – МАТЕМАТИЧЕСКИЙ – это сложное прилагательное пишется через дефис, так как оно образовано путём сложения равноправных слов, между которыми можно поставить союз И.

 

7. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) (в) АРМИИ – у имени существительного 1 склонения в предложном падеже пишется окончание И.

2) (здание) ПОСТРОЕНО – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) КОЕ – КТО – неопределённое местоимение с приставкой КОЕ – пишется через дефис.

4) РАЗМЕНЯННЫЕ (деньги) - в страдательном причастии, образованном от глагола на - ЯТЬ, перед НН пишется Я.

5) НЕ ПРЕДПОЛАГАЯ – Не с глаголами пишется раздельно.

 

8. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПОКЛОНИЛСЯ – написание чередующейся гласной в слове зависит от ударения 

2) КЛЕИВШИЙ – правописание гласной перед суффиксом –ВШ- причастия зависит от основы неопределённой формы глагола, от которого это причастие образовано.

3) ОПУБЛИКОВАНО – в суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н.

4) с ТОВАРИЩЕМ – в суффиксах существительных после шипящей без ударения пишется буква Е.

5) НЕПРЕРЫВНЫЙ – в слове пишется приставка ПРЕ-, близкая по значению к приставке ПЕРЕ-


ЗАДАНИЕ 6,7,8

Прочтите текст и выполните задания 6-8.
(1)Во дворе нашего сада стояло несколько старых, развесистых грушевых деревьев. (2)Мы жадно следили за тем, как они цветут, медленно наливаются за лето и наконец поспевают в сентябре.  
(3)Иногда, прошелестев в листве, груша задумчиво падала на землю, усыпанную мягким песком. (4)И тут только не зевай. 
(5)И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю. (6)Она покатилась к бачку с водой, где пила воду чистенькая девочка с ангельским личиком. (7)Груша подкатилась к ее ногам, но девочка ничего не заметила. (8)Что это было за мгновение! (9)Волнение сдавило мне горло. (10)Я был от груши довольно далеко. (11)Сейчас девочка оторвется от кружки и увидит ее. (12)На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, упав у самых ног девочки. (13)Она надменно взмахнула косичками и отстранилась, но, поняв, в чем дело, нахмурилась. 
(14) – Сейчас же отдай, – сказала она, – я ее первая заметила. 
(15)Бессилие лжи было очевидным. (16)Я молчал, чувствуя, как развратная улыбка торжества раздвигает мне губы. (17)Это была великолепная груша. (18)Я такой еще не видел. (19)Огромная, она не укладывалась на моей ладони, и я одной рукой прижимал ее к груди, а другой очищал от песчинок ее поврежденный от собственной тяжести, сочащийся бок. (20) Сейчас мои зубы вонзятся в плод, и я буду есть, причмокивая от удовольствия и глядя на девочку наглыми невинными глазами. 
(21)Но тут на беду подходит к нам воспитательница из группы девочки – тетя Вера. 
(22) – Что случилось, Леночка? – медовым голосом спросила она. 
(23) – Он взял мою грушу, тетя Вера, – ответила Леночка, ткнув пальцем в мою сторону. (24)– Я пила воду и положила грушу на землю. – добавила она бесстыдно. 
(25) – Все врет она, – перебил я ее, чувствуя, что вообще-то я мог у нее отнять грушу и потому мне могут не поверить. 
(26)– Ну, хорошо, – сказала тетя Вера, – как поступают хорошие мальчики, когда они находят грушу? 
(27)Я затосковал. (28)Я почувствовал непрочность всякого счастья. (29)Я знал, что и плохие и хорошие мальчики съедают найденные груши, даже если они червивые. (30)Но тетя Вера ждала какого-то другого ответа, который явно грозил потерей добычи. (31)Поэтому я молчал. 
(32) Тогда тетя Вера обратилась к Леночке: 
(33) – Как поступают хорошие девочки, когда они находят грушу? 
(34)– Хорошие девочки отдают грушу тете Вере, – ласково сказала Леночка. 
(35)Такая грубая лесть слегка смутила воспитательницу. (36)Она решила поправить дело и сказала: 
(37)– А для чего они отдают грушу тете Вере? 
(38)– Чтобы тетя Вера ее скушала, – сказала Леночка, преданно глядя на воспитательницу. 
(39) – Нет, Леночка, – мягко поправила она свою любимицу и, уже обращаясь к обоим, добавила: – Груша пойдет на компот, чтобы всем досталось. 
(40)С этими словами тетя Вера отобрала у меня грушу и, не зная, куда ее положить, сунула в развилку ствола, как бы вернув плод ее настоящему хозяину. 
(41)Тетя Вера взяла Леночку за руку, и они удалились, мирно беседуя. (42)Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык. 
(43)Убедившись, что грушу невозможно достать, я, как это ни странно, довольно быстро успокоился. (44)Мысль, что моя груша пойдет на общий компот, доставляла взрослое удовольствие. (45)Я почувствовал себя взрослым государственным человеком, одним из тех, кто кормит детей детского сада. (46)Об этом нам часто напоминали. (47)Я похаживал возле дерева, солидно заложив руки за спину, никого не подпуская слишком близко. (48)Как бы между прочим, пояснял, что грушу нашел я и добровольно отдал на общий компот. (49)Тогда я еще не знал, что лучший страж добродетели – вынужденная добродетель. 
(50)За обедом я не просил ни добавок, ни горбушек. (51)Я просто понял, что горбушек не может хватить на всех. (52)А если так, пусть они достаются другим. 
(53)Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку. 
По Ф. Искандеру 

ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА 
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
1) За обедом рассказчик не просил добавки, поскольку понимал, что еды может хватить не всем. 
2) Рассказчик отобрал грушу у девочки, поскольку часто недоедал. 
3) Тетя Вера забрала грушу у ребят, чтобы съесть ее. 
4) Мысль о том, что груша пойдет на общий компот приносила рассказчику удовольствие. 
5) По мнению рассказчика, лучший страж добродетели – вынужденная добродетель. 

 
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 
1) Волнение сдавило мне горло.
2) Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку. 
3) Бессилие лжи было очевидным. 
4) Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык. 
5) На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, свалившись у самых ног девочки. 

ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 
Найдите в тексте синоним к слову сунула (предложение 40). 
Выпишите этот синоним. 

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!