СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточка-помощница для написания итогового сочинения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карточка-помощница для написания итогового сочинения

Просмотр содержимого документа
«Карточка-помощница для написания итогового сочинения»

Карточка-помощница для написания итогового сочинения

Композиция сочинения

Части сочинения

Содержание

1

Вступление (тезис)

  • определение понятия

  • общий ответ на поставленный вопрос или объяснение цитаты

2

Аргумент 1

  • пересказ эпизода

  • анализ поведения героев, их характеристика, авторское отношение

  • мини-вывод (для чего мы привели этот пример, что он подтверждает, опровергает, показывает)

3

Аргумент 2

См. Аргумент 1

4

Заключение (вывод)

Итог (обобщение, мораль, урок, призыв, соотнесённые с тезисом)

































Алгоритм работы над сочинением

  1. Прочитайте тему сочинения.

  2. Если тема сформулирована в виде вопроса, обратите внимание на вопросительное слово. Оно задаёт логику всего сочинения:

Почему? → потому что... (указать причины)

Как? → так… (рассказать, каким образом)

Какой? → такой (описать качества, условия и др.)

Что? → это (перечислить факты, качества, условия и др.)

Согласны ли вы? → да / нет / отчасти

Если тема дана НЕ в виде вопроса, то переформулируйте её сами для себя в вопросительное предложение.

  1. Подчеркните в теме ключевые слова. Они задают содержание вашего сочинения — то, о чём вы будете рассуждать.

  2. Задайте себе вопрос: «Что я хочу и могу сказать по этой теме?» Запишите ответ 2-4 тезисами.

  3. К каждому тезису подберите пример из литературного произведения.

  4. Составьте план, расположив эти тезисы в логической последовательности.

  5. Отберите из произведений нужные (конкретные) факты по теме.

  6. Придумайте вступление. Это будет ваш тезис — то, что вы будете доказывать. Он может состоять из определения основного понятия темы и общего ответа на поставленный вопрос.

  7. Напишите черновик.

  8. Перечитайте написанное. Внесите необходимую правку в построение, а также в речевое оформление текста. Сосчитайте слова. Если количества слов недостаточно, дополните своё сочинение.

  9. Перепишите текст на чистовик. Ещё раз перечитайте, исправьте ошибки, если есть.



















Клише

Клише для вступления (тезиса)

  • Что такое (понятие)? (Понятие) — это …Я считаю, что…

  • «…..», - пишет известный…. Это высказывание я понимаю так: …

  • Нередко в жизни нам приходится сталкиваться с проявлениями (испытывать, совершать, одерживать, терпеть, наблюдать)… (По؅нятие) — это… По моему мнению, …

  • Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов…Что же такое (понятие)? Это…Я думаю, что…

  • Люди часто размышляют о том, что такое (понятие). (Понятие) — это… Я считаю, что…

Делаем логический переход к первому аргументу (размещаем его в начале второго абзаца)

  • За примером обратимся к…

  • Немало примеров (понятие) можно найти в литературе.

  • Тему (понятие) нередко затрагивали в своих произведениях писатели и поэты. Например, в (название произведения, автор) описывается (рассказывается, говорится)…

  • Попробую доказать свою мысль, обратившись к замечательному произведению (название произведения, автор). В нём рассказывается о…

Клише для 1-го аргумента

  • Герой произведения (романа, повести, рассказа)… (описание ситуации и поступков героя или героев)… Автор подчёркивает (утверждает, заостряет внимание, отмечает)… Герой поступает так, потому что… Он проявляет… Автор показывает, как (что)…

  • Мы понимаем (видим), что… / Автор хочет донести до нас мысль о…/ Писатель заставляет нас задуматься о…

Делаем логический переход к третьей части (размещаем его в начале третьего абзаца)

  • Примеры (понятие) есть и в произведении (название произведения, автор)

  • Подобную проблему затрагивает в своем произведении (название произведения) и (ФИО автора)…

  • Совсем иначе проявляет…(поступает, ведёт себя) герой произведения (название, автор).

Клише для 2-го аргумента

  • Писатель рассказывает о том, что (как) его герой (описание ситуации, поступков героя)… Ему приходится… Он понимает, что… Герой поступает так, поскольку… Ему удаётся (не удаётся)… Он обладает…

  • Мы понимаем (видим), что… / Автор хочет донести до нас мысль о…/ Писатель заставляет нас задуматься о…

Клише для вывода

  • Так что же такое…? / Так почему же…? / Так как же…? Мы убедились в том, что…

  • Невольно напрашивается вывод: (понятие) очень важно для человека, поэтому надо (следует, необходимо)….

  • Хочется верить в то, что…

  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!