Используя шифр, запиши слова, подчеркни безударную гласную. Рядом запиши проверочное слово.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | к | м | И | о | л | с | т | Н | ы |
3 5 7 8 10__________________________________________________________________
2 5 94_____________________________________________________________________
7 6 5 9 10__________________________________________________________________
7 8 5 6 10 ________________________________________________________________________
Составь слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы, подчеркни безударные гласные.
Ригыб, азгро, налов, гарич, акре.
Прочитай задом наперед и запиши предложения, подчеркни безударные гласные.
Тащерт язором. Илзрёмаз акер и орезо.
Загадки.
Днем спит, ночью летает И прохожих путает. (Сова)
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем – Ищем, ищем — не найдем. (Роса)
В тесной избушке Ткет холст старушка. (Пчела)
Кулик невелик, Целой сотне велит: То сядь да учись, То встань, разойдись. (Звонок)
По морю идет, идет. А до берега дойдет, Тут и пропадет. (Волна)
Летом бежит, а зимой стоит. (Река)
На ночь оконца сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются. (Глаза)
Доску грызла и кусала, На пол крошек набросала. Но не съела ни куска: Знать невкусная доска. (Пила)
В одном бочонке два вина, Болтаются - не смешаются. (Яйцо)
Брат с братом через дорогу живут, Один другого не видит. (Глаза)
Ребусы.
Г
К
Ы
БЫ
Игры. Назови много предметов.
Ход игры. Учитель называет один предмет, а ученик называет много таких
предметов и объясняет, какую гласную надо писать в корне обоих слов. За каждый правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.
Слова: страна, волна, коса, доска, толпа, тропа, ведро, весна, звезда, звено, свеча, село, письмо, плита, свинья, ядро, яйцо, трава, вода, гора, коза, нога, нора, оса, роса, сова, сосна, змея, перо, река, стена, зима, лицо, пила, число, пятно.
Подпиши картинку.
Оборудование. Для каждого ряда набор предметных картинок по количеству играющих.
Ход игры. Учитель говорит, а класс повторяет за ним:
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение.
Работу начинают одновременно представители всех рядов. Они берут каждый из своей стопки верхнюю картинку, записывают ее название на доске в специально отведенном для группы месте и ставят ударение в слове. Если в корне имеется безударная гласная, рядом необходимо записать проверочное слово. После этого мелок передается следующему ученику ряда. В конце игры производится взаимопроверка записанных слов и подсчитываются штрафные очки за допущенные ошибки. Выигрывает ряд, получивший меньше штрафных очков.
Комментарий для учителя. Картинки раскладываются по стопкам с учетом возможностей каждого ученика. В работу могут быть включены также слова, написание которых не расходится с произношением, и слова из словарика.
Три пирамиды.
Ход игры. По сигналу учителя к доске выходят представители каждого ряда, вписывают букву в нижнее кольцо и передают мел следующему. Побеждает тот ряд, который быстрее других «собрал» свою пирамиду, т. е. добрался до верхнего кольца и не сделал ошибок.
Волшебная яблоня.
Оборудование. На доске нарисована яблоня, к веткам прикреплены плоские картонные изображения яблок с буквами я, и, а, о, е. Яблок столько, сколько учеников в классе. На доске также написаны в столбик слова с пропущенной безударной гласной.
Ход игры. Учитель говорит: «На этой яблоне выросли необычные яблоки. Они очень крупные, и на них написаны буквы. Сорвать яблоко может только тот, кто скажет, какую букву надо писать в слове». Ученик выходит к доске, читает свое слово, говорит, какая буква пропущена, берет яблоко, на котором написана эта буква, и называет проверочное слово, доказывая верность своего выбора. Правильное выполнение задания оценивается игровой фишкой.
Слова: глаза, вода, гнездо, грибы, пятно, мячи, весна, волна, земля, число, грачи, сосна, столы, трава, река, сестра, листок, пила.
Подбери противоположное по значению слово.
Ход игры. Учитель называет по одному слову для каждого ряда. Ученики должны подобрать слово, противоположное по значению, назвать в нем безударный гласный, подобрать проверочное слово. Если один ряд не справляется с заданием, он получает штрафное очко, а это задание выполняет другой ряд. Выигрывает команда, у которой к концу игры меньше штрафных очков.
Слова: друзья (враги), лето (зима), близко (далеко), лживый (правдивый), ругать (хвалить), маленький (большой), сытый (голодный), начало (конец), старый (молодой), хороший (плохой), вредный (полезный), пресный (соленый), теплый (холодный), утро (вечер), легкий (тяжелый), трудолюбивый (ленивый), темно (светло).
Какая буква пропущена?
Прочитайте, к каждому слову с пропущенной буквой выберите своё проверочное.( Замёрзнет, скажет, завяжет, смотрит).
Приобрёл я для жирафа
Тридцать три огромных шарфа,
Чтоб он горло зав…зал.
Чтоб в мороз не зам…рзал.
А жираф ск…зал: «См…три!
Ещё нужны мне тридцать три».
Игра «Забей гол»
На экране в два столбика написаны слова с безударной гласной. Класс делится на две команды. Каждый ученик по очереди в тетради или на доске пишет гласные. (забивает голы). Выигрывает та команда, которая забьёт наибольшее количество точных голов.
п…рты р…ка
гр…да в…да
ст…на п…тно
пл…та гр…бы
гл…за ш…рфы
Игра «Угадай слово»
В праздники на улицах
В руках у детворы
Горят, перелваются
Воздушные…(шары).
Белка спряталась в дупло,
В нём и ухо и…(тепло).
Глубока и широка
Наша быстрая …( река).
Улетел скворец не зря
За моря и за …(леса).
Закаляют нас всегда
Солнце, воздух и …(вода).
На каток ушла с утра
Моя младшая …( сестра).
Подводной лодке не страшна
Океанская …(волна).
Кругом гречиха зацвела-
В улей мёд несёт…(пчела).
Нарядили ёлку: бусы в три ряда,
Наверху сверкает красная…(звезда).
Игра «Разбери «кучу-малу».
- Записать слова в три столбика: