Карточка №1
Глагол. Неопределенная форма глагола.
Вариант 1.
Подчеркните вопросы, на которые отвечают глаголам неопределенной формы:
Что делал? Что сделала? Что делать? Что делают? Что сделаем? Что сделать? Что буду делать? Что даешь? Что сделаю? Что делало? Что будут делать?
Прочитайте стихотворение. Подчеркни глаголы неопределенной формы.
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго, долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
Мне не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться
И на месте умереть.
Выпишите из текста глаголы неопределенной формы, разбив их на две группы:
Совершенный вид: _______________________________________________
________________________________________________________________
Несовершенный вид: _____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Подбери к данным именам существительным однокоренные глаголы в неопределенной форме.
Война - … косьба - …
зов - … ложь - …
решение мир - …
подвязка - … встреча -…
Подчеркните глаголы совершенного вида.
Образуй от данных глаголов глаголы неопределенной формы. Запишите получившиеся слова.
Ловлю, ношу, тащу, хожу, пилю, строю, крашу.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выделите глагольный суффикс -и- и суффикс неопределенной формы глагола -ть-.
Карточка №1
Глагол. Неопределенная форма глагола
Вариант 2.
Подчеркните вопросы, на которые отвечают глаголы неопределенной формы:
Что делал? Что сделала? Что делать? Что делают? Что сделаем? Что сделать? Что буду делать? Что даешь? Что сделаю? Что делало? Что будут делать?
Прочитайте стихотворение. Подчеркни глаголы неопределенной формы.
Мальчик Васенька у окошка сидит
И тихонечко ногой шевелит.
Вот к окошку подходят друзья,
Предлагают они соловья.
“Я все вижу”, – он им ответ дает.
И тихонько птицу он себе берет.
Ну а птица не простая,
Знает больше попугая.
Говорит она ему: “Я не знаю,
Почему решил меня ты приютить,
Коль уж так, тому и быть.
Надо тайну мне открыть”.
Выпишите из текста глаголы неопределенной формы, разбив их на две группы:
Совершенный вид: _______________________________________________
Несовершенный вид: _____________________________________________
Подбери к данным именам существительным однокоренные глаголы в неопределенной форме. Подчеркните глаголы совершенного вида.
Дружба - … молотьба - …
Просьба - … изучение - …
Чистота - … подарок - …
Сидение - … встреча -…
Образуй от данных глаголов глаголы неопределенной формы. Запишите получившиеся слова.
пью, крою (ткань), мирю, звоню, варю, говорю, хожу.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выделите глагольный суффикс -и- и суффикс неопределенной формы глагола -ть-.
Карточка №2
Глагол. Вид глаголов.
Вариант 1.
Запиши вопросы к глаголам неопределенной (начальной) формы:
Несовершенного вида: _________________________________________
Совершенного вида: ___________________________________________
Вставьте пропущенные буквы. Укажи вид глаголов начальной формы. (несов.в., сов.в.)
М…лчать, шуметь, з…скучать, н…шуметь, выл…теть, выск…зать, считать,
сберечь, ст…ять, заплакать, вспомнить, св…тить, с…деть, приб…жать, звать.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните все глаголы (17 гл).
Петух
Лет…м я г…стил у бабушки за город...м. Однажды мы сели …бедать. У окна п…явился п…тух. П…тух был красивый, весь рыжий, с белыми серёжками и большим чёрным клювом. Гребень его держался гордо и походил на яркое пламя с застывшими язычками.
П…тух важн… прош…лся, а п…том ост…новился. Он пок…сился на бабушку, к…торая резала хле…. Я пом…нил пришельца, но он и глаз…м не моргнул. Т…гда я бросил ему корку. П…тух есть не стал, а …тдал корку кур…м.
(По П. Сидорову.)
Выпишите по три глагола каждого вида:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
Прочитайте пары глаголов. Устно определите вид глаголов.
Решать – решить
Прыгать – прыгнуть
Показывать – показать
Забывать – забыть
Сделай вывод о том, как образовались глаголы совершенного вида? Изменилось ли лексическое значение глаголов?
Вывод: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №2
Глагол. Вид глаголов.
Вариант 2.
Запиши вопросы к глаголам неопределенной (начальной) формы:
Несовершенного вида: _________________________________________
Совершенного вида: ___________________________________________
Вставьте пропущенные буквы Укажи вид глаголов начальной формы (несов.в., сов.в.)
З…дыхаться, выть, исп…лнять, подч…ркнуть, м…стерить, угадывать,
пошев…литься, найти, п…днять, понять, р…складывать, разгадывать.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните все глаголы (13 гл).
Гостья из леса
В дверь л…сной ст…рожки кто-то начал громк… царапаться. Охотн…к дядя Дрон открыл дверь. В комн…ту вб…жал б…льшой серый зверь с к…шачьей морд…й, пушист…ми б…ками и куцым хвостом. На ушах торчали ч…рные кист…чки. В т…мноте блеснули два з…л…новат…х глаза.
Это была рысь Машка. Охотник д…стал её из логова, когда она была крохотн…м рысёнк…м. Без матер… она бы п…гибла.
Дядя Дрон налил в миску м…лока. Машка стала лакать м…локо, как домашн…я ко…ка.
(По Г. Скребицкому.)
Выпишите по три глагола каждого вида:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
Прочитайте пары глаголов. Устно определите вид глаголов.
Читать – почитать
Рисовать – нарисовать
Писать – подписать
Учить – выучить
Сделай вывод о том, как образовались глаголы совершенного вида? Изменилось ли лексическое значение глаголов?
Вывод: ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________