Картофельный фуршет
«ЗДРАВСТВУЙ, МИЛАЯ КАРТОШКА»
Школьное мероприятие в рамках декады естественно - научного цикла
для учащихся 5 – 7 классов.
ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: через внеурочное общение способствовать формированию у ребят интереса к науке биология.
ЗАДАЧИ
- узнать много новых, интересных сведений, об известной всем сельскохозяйственной культуре;
- послушать и посмотреть выступления своих товарищей, способствовать успешному протеканию процессов самопознания учащихся;
- содействовать формированию дружбы, развитию творческих способностей учащихся.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1. За неделю до мероприятия учащимся 5, 6, 7 классов дается положение о проведении и задание: на праздник подготовить оригинальное картофельное блюдо и ярко презентовать его на празднике (стихи, сценки, песенки).
2. Участникам фуршета, которые будут проводить его, раздаются слова, готовятся костюмы.
3. В системе проводятся репетиции.
4. Учителями биологии готовится компьютерная презентация, которая будет проецироваться через проектор во время проведения фуршета.
Действующие лица праздника: Ведущие ученики. Ученики в костюмах мудреца, индейца, картофеля, барышни, Петра I, боярина, химика, аптекаря, врача.
Присутствует жюри, которое будет оценивать вкусовые качества картофельных блюд, их оригинальность и презентацию (учащиеся 11 классов)
ОБОРУДОВАНИЕ:
Сцена, экран, компьютер, проектор, музыкальное сопровождение, химические вещества для опытов, клубни картофеля, столы для приготовленных блюд.
ХОД ФУРШЕТА.
Звучат фанфары, на сцену выходят ведущие:
Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие ребята, мы рады приветствовать Вас на нашем картофельном фуршете, где Вы узнаете много нового о той культуре, которую каждый день видите на своем столе и, конечно же, с удовольствием кушаете!
Картофель относится к числу важнейших сельскохозяйственных культур. Прежде всего, это ценный продукт питания, его называют вторым хлебом, и не случайно, как и хлеб, он никогда не приедается и обеспечивает полноценность питания. Главным является крахмал, в зависимости от сорта в клубнях содержится от 14 до 22% крахмала. Кроме крахмала картофельные клубни содержат 0,13% сахара, 0,2% жира, 1% клетчатки и примерно 75% воды. 1 кг. картофеля дает 840 килокалорий, в сутки нужно употреблять 300 – 400 г картофеля, в клубнях содержатся витамины С, В1, В12, В 6, А, РР, а так же много солей кальция, калия, железа, йода, серы, которые необходимы для нормального протекания физиологических процессов. Во многих странах развита переработка картофеля в полуфабрикаты, картофельную муку, хлопья, для пюре, чипсы. Все цифры проецируются на экран.
На сцену выходят химики: мы при помощи лабораторных опытов докажем вам, что картофель содержит крахмал, железо, сахар и воду (идет демонстрация химических опытов)
Ведущий 2: сегодня мы познакомимся с одной из ценных культур, о которой говорят: «Картофель – хлебу подпора». «Картошка – хлебу присошка». Выращивать картофель, все равно, что собирать три колоса там, где рос один. Путь, который проделал картофель, был труден и долог.
На сцену выходит мудрец: Я великий чародей,
Друг и взрослых, и детей.
Мне подвластно все кругом…
Сделать ночь могу я днем,
Заглянуть могу в века,
Улететь под облака.
Вам скажу я по секрету,
Много я бродил по свету,
Отросла за те года
Вот такая борода.
Убедился я с годами:
Чудеса-то рядом с нами.
Вот пример вам, чудо-крошка.
(Показывает.) Что в моих руках?
Было с ней чудес немало,
К нам пока она попала.
Путь был долог и далек
С Запада и на Восток.
Силой чар волшебных, дивных,
Покажу вам путь тот длинный.
Тишина! Прошу внимания!
Начинаю заклинание (над картошкой):
Ахалай и Махалай, куры - муры и Банзай,
Землю всю покрыл туман, мы летим за океан.
Ведущий 1: это было очень давно, более 400 лет назад. Далеко в противоположной части света, протянулась вдоль Тихого океана эта древняя гористая страна, где предки американских индейцев нашли клубни дикого картофеля и стали сажать его у своих жилищ. Климат Перу своеобразный: днем жарко, а ночью холодно, морозно. Индейцы по ночам замораживали картофель, а днем сушили на солнце и называли его «чуньо», а клубни картофеля «паппо».
На сцену выходят три индейца: (на экран проецируется изображение гор Перу, виды природы и индейские племена)
1 индеец: О, младший брат наш молчаливый,
На священном плоскогорье
Воздаем тебе мы славу.
На твоих подземных стеблях
Уродилось много паппо.
2 индеец: мы из паппо заготовим
Много, много сладких чуньо,
И для этого на камнях
Паппо мы скорей рассыплем,
Пусть мороз холодной ночью
Заморозит сладкий паппо,
Солнце днем его подсушит.
3 индеец: не страшна теперь зима нам,
Больше в доме не услышим
Плач детей наших голодных,
Улыбаться станут жены.
Нашим воинам-мужчинам
Дашь ты мужество и силу.
Ведущий 2: итак, картофель начал свое путешествие в Испанию, затем в Англию. В конце XVI века произошла любопытная история с картофелем во Франции. Когда началась Семилетняя война, молодой французский аптекарь Пармантье пошел на фронт санитаром и попал в плен, где в тюрьму ему принесли еду из картофеля с солью. Она показалась ему вкусной и питательной. Прошло шесть лет, и Пармантье, вернувшись из плена, пропагандирует эту культуру (На экране слайд с изображением растения картофеля)
Аптекарь Пармантье: Не король я, не граф и не лекарь,
Не философ, а просто аптекарь,
И, конечно, не знатного рода,
Но люблю помогать народу.
Что б ему хорошо было жить,
Я картофель хочу посадить.
Ведущий 2: Он добился выделения ему небольшого участка и засадил его картофелем, выставив днем для охраны солдат. Ночью стража уходила и, каждый мог свободно прийти в огород и взять клубни, чтобы посадить у себя дома. На родине Пармантье стоит памятник ученому, у которого в руках букет цветов картофеля.
Ведущий 1: Ребята, давайте споем хвалебную песню картошке, наши ребята запоют, а Вы подпевайте, ведь слова песни выводятся на экран.
(Звучит мелодия песни «Где-то на белом свете…», её слова выводятся на экран)
Давние наши предки
В ужин и на обед
Ели горох и редьку,
А картошку нет!
Как-то в края иные
Русский наш царь попал,
Яблоки земляные
Он там увидал.
Ел их, ел их, ел их, ел и от счастья обалдел.
Долго не думал, царский,
Тут же издал указ:
"Овощ такой прекрасный,
Что бы рос у нас"
И привезли картошку
Из далека, да к нам.
Было ее немножко,
Только господам.
Ем, ем, ем, ем, ем, ем, ем - сразу не хватило всем.
Быстро плывут столетия,
Вот уж двадцатый век.
Может теперь питаться
Каждый человек.
Могут простые люди,
Может и президент
Этим заморским чудом
Хоть три раза в день.
Есть, есть, есть, есть, есть, есть, есть - всю ее никак не съесть.
Всюду годна картошка
В супе и пирогах,
В драниках и окрошке,
С мясом и просто так.
Можно сварить в мундире,
Можно испечь в костре,
Можно пожарить в жире
И потолочь в пюре.
Я ням, ням, ням, ням, ням, ням и рекомендую вам!
Ведущий 1: Пишут нам, недавно состоялось
Общее собранье овощей.
Были там и перец и петрушка,
Огурец, салат и лук – порей.
Председатель – господин картофель,
Страшно был доволен и польщён
Тем, что избранный единогласно,
Открывал и вел собранье он.
Поблагодарив всех за доверье,
Председатель начал свой доклад.
На сцену выходит картофель: Знают обо мне все-все на свете:
Богачи и те, кто не богат.
Всяк меня по своему готовит,
Варит кто, кто жарит, кто печет.
Но едят меня повсюду, и повсюду
Мне за это слава и почет.
Но должна я вам сказать,
Без картошки на отлично
Ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец
Лишь с картошкой молодец.
Хоть сердит зеленый лук,
А картошке – лучший друг.
Из картошки там и тут
Нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку
Вторым хлебом все зовут.
Ведущий 2: Итак, продолжаем путешествие с картошкой. Впервые европейцы узнали вкус картофеля всего 400 с небольшим лет назад.
Испанцы, завоевавшие в конце 15 века территорию по западному побережью Южной Америки, обнаружили там совершенно незнакомый им продукт питания, который у местных жителей назывался чуньо. Это были высушенные клубни. Хранить сырой картофель еще не умели, поэтому индейцы рассыпали вымытые клубни на солнце, а затем оставляли на ночь на морозе. Промораживание картофеля способствовало удалению влаги, снижало горечь клубней. В результате промораживания и сушки получался белый крахмалистый продукт, который отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой в неурожайные годы. Испанские завоеватели, нагружавшие свои каравеллы золотом и серебром, не подозревали, что самым ценным грузом на их кораблях были скромные плоды земли – клубни картофеля, которые они взяли с собой в дорогу.
На сцене барышня (говорит кокетливо): Первое сообщение о картофеле было сделано в Испании путешественником Педро Чьеза де Леоном в 1553 г. А вот ботаническое название этому растению дал швейцарский ботаник Каспар Бохен. В своей книге он назвал его «картофель обыкновенный» Долгое время картофель выращивали в ботанических садах и на аптекарских огородах. Сначала его даже не употребляли в пищу: придворные дамы украшали свои прически его цветами (кокетливо кружится). А в Германии перед дворцами королей разбивали картофельные клумбы. И только значительно позже картофель стал продуктом питания.
Ведущий 1: Весьма недружелюбно встретили земляные яблоки (так в то время называли во Франции картофель) французы. Подозрительное отношение к картофелю, разные предрассудки поддерживались церковниками, которые называли картофель «чертовыми яблоками». Они утверждали, что это растение разносит проказу, вызывает «одурь». Оказывается, известные в ту пору сорта содержали много солонина, веществ, которые придают клубням горький вкус, а в больших дозах вызывают отравление. Со временем признание картофеля все возрастало. Картофель был большой редкостью и считался деликатесом, его стали подавать к столу лишь в богатых домах. Но распространение этого растения не обходилось без курьезов. В конце 17 века это растение было завезено в Россию. Петр I, находясь в это время в Голландии, послал графу Шереметеву мешок картофеля. И строго настрого наказал ему разводить картофель в России. Вот с этого мешка и началась вся история русской картошки. Первое время картофель подавали как редкое и лакомое блюдо на придворных балах и банкетах. Кроме того, клубни были разосланы в самые отдаленные местности России. Неумение возделывать картофель, приводили к неудачам. Попы называли картофель «проклятым зельем», рассказывали всякие небылицы, и в результате стали возникать «Картофельные бунты». Крестьяне отказывались сажать его.
Далее сценка Петра I и боярина:
Петр нервно ходит по сцене, к нему подходит боярин, кланяется:
БОЯРИН:
- Государь-батюшка, волнения в народе ходят, простые люди отказываются картошку тобой, из заморских стран привезенную сажать. Бунты учинять собираются!!! Может, и взаправду послушаем священников, да убережем себя и люд от диковины этой?
ПЕТР I:
- И слушать ничего не желаю!!! Вся Европа просвещенная уже растит культуру эту, а мы что хуже?! Не быть сему! Указ свой не отменю! Растить по всей Руси великой картофель, дабы сытым и сильным был народ наш!!!
На сцену выходит врач: Труден был путь картофеля по странам Европы, но, в конце концов, эта культура завоевала всеобщее признание. Крылатая фраза «картофель – второй хлеб», стала истиной. Картофель имеет и лечебные свойства. Свежеприготовленный сок картофеля издавна применялся в медицине как хорошее средство против изжоги, при лечении заболеваний желудка: гастрита, язвенной болезни. При заболевании верхних дыхательных путей, сопровождающемся упорным сильным кашлем, применяют картофельные паровые ингаляции, а свеженатертую кашицу используют при лечении ожогов и экземы. Широко применяется в медицине крахмал, его принимают в виде киселя при отравлениях, используют в виде присыпки и сухих компрессов. Картофель применяется в лечебном питании как ценный диетический продукт. Благодаря наличию солей калия он используется при заболеваниях почек и сердечно-сосудистой системы (на экран выводится информация).
Все участники выходят на общий поклон. Звучат аплодисменты.
Ведущий 2: А сейчас уважаемые ребята, мы предоставляем Вам слово. Покажите Ваши блюда, представьте их.
Попеременно на сцену выходят ребята 5, 6, 7 классов, презентуют свои картофельные блюда. Жюри оценивают вкус блюда, вид блюда, оригинальность презентации.
После завершения всех выступлений, пока жюри подводит итоги, зрителям предлагается мини викторина.
Мини викторина для картофельного фуршета.
1. Откуда и кем завезен картофель в Россию? (Из Голландии Петром I)
2. Назовите способы размножения картофеля. (Клубнями, частями клубня, глазками, ростками, черенками, отводками, семенами)
3. Что представляет собой клубень картофеля? (Подземный побег)
4. Является ли клубень корнем растения? (Нет)
5. К какому семейству относится картофель? (Пасленовые)
6. Почему подмороженные клубни сладкие? (В них крахмал превращается в сахар)
7. Вот тебе соль, вот ложка, сварилась к ужину… (Картошка)
8. Можно ли клубень картофеля назвать плодом? (Нет, в ней нет семян)
9. Белые кисти – красивый наряд,
Зеленые кисти – опасный яд,
А под ногой – клад дорогой! (Картофель)
Подводятся итоги фуршета, награждаются грамотами победители, звучит веселая музыка.
Ведущие: Спасибо всем, молодцы! Ваши вкусные блюда можете все продегустировать! Картофельный фуршет закончен.