СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Картографический метод – один из главных в географическом познании при формировании и контроле познавательных универсальных учебных действий на уроках географии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая статья по географии

   Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты – ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление.

    Работа с картой. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать.

Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако формирование умений и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и использование таких специфических приемов чтения карты, как приемы сравнения, наложения, описания географических объектов.

    Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. Географические карты должны стать помощниками, но для этого необходимо научить обучающихся с ними работать, научить читать карты.  Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это моё главное требование к обучающимся на протяжении изучения всего курса географии.  Начиная с 5 класса мы работаем с географической  номеклатурой. Ребята сдают зачёты на знание географической номенклатуры на протяжении всего курса географии: на настенных и интерактивных картах показывают географические объекты.

Просмотр содержимого документа
«"Картографический метод – один из главных в географическом познании при формировании и контроле познавательных универсальных учебных действий на уроках географии»»

«Карта – второй язык географии» Н.Н.Баранский. Картографический метод – один из главных в географическом познании при формировании и контроле познавательных универсальных учебных действий на уроках географии»

учитель Матвеева Н.М. МБОУ «СОШ №7» г. Сафоново Смоленской области




Важнейшим требованием при разработке учебных задач является учет специфики географического образования, которая выражается в особом географическом мышлении, овладении географич еским языком, умении использовать различные источники информации и в применении методов географического познания в реальной жизни.

Методы географии – неотъемлемый атрибут географического познания, с помощью которого знания могут реализоваться в умения.

При формировании познавательных УУД использую следующие географические методы.

Географический метод

Осуществляемые действия

Примеры заданий

Метод наблюдения

Определить цель наблюдения;

Произвести отбор источников информации;

Выявить особенности наблюдаемых процессов, объектов и явлений;


Провести наблюдение за погодой;

Наблюдение за фенологическими изменениями в природе.

Метод географического описания

Отбирать необходимые источники информации, находить информацию;

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

Составлять географическую характеристику территорий.

По типовому плану дать характеристику ЭГП Дальнего Востока, географического положения Африки, населения России, металлургических баз России

Историко-географический метод

Объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать.

Как изменился бы климат Западной Сибири , если бы Уральские горы находились на севере

Что повлияло на формирование отраслей специализации Центральной России.

Сравнительно – географический

Сравнивать, проводить отбор признаков, сопоставлять, формулировать выводы о сходстве и различиях, объяснять их причины.

Составьте сравнительную характеристику крупнейших горных систем мира; циклонов и антициклонов; Кавказских и Уральских гор

Картографический самый важный в географии

Установить причины, зависимость географических явлений с помощью карты. Сделать выводы, обобщить полученные результаты. Спрогнозировать явления.

Почему в тропических широтах южного полушария Африки на западном побережье находится пустыня, а на восточном – влажные леса? Почему Африка-самый жаркий материк, а Австралия-самый сухой материк?

Статистический

Уметь использовать статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных (наблюдение, сравнение, группировка, систематизация; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Проанализируйте половозрастные пирамиды разных стран. Объясните какой тип воспроизводства для них характерен.

По климатограммам определите тип климата данной местности.

Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты – ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление.

Работа с картой. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать.

Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако формирование умений и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и использование таких специфических приемов чтения карты, как приемы сравнения, наложения, описания географических объектов.

Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. Географические карты должны стать помощниками, но для этого необходимо научить обучающихся с ними работать, научить читать карты. Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это моё главное требование к обучающимся на протяжении изучения всего курса географии.  Начиная с 5 класса мы работаем с географической номеклатурой. Ребята сдают зачёты на знание географической номенклатуры на протяжении всего курса географии: на настенных и интерактивных картах показывают географические объекты. Пример заданий с географической картой:

  • Найти на карте крупнейшие горы мира, сравнить их по высоте, объяснить зависимость высоты гор и возраста гор, объяснить положение гор на тектонической карте (6 класс).

  • Показать на карте зоны землетрясений и вулканизма, объяснить причину их расположения (6, 7 класс)

  • Используя карту дать характеристику равнинной и горной реки (6 класс).

  • Сопоставив физическую, геологическую и тектоническую карты России, определите характер рельефа России, взаимосвязь форм рельефа, тектонического строения и размещения полезных ископаемых ( практическая работа при изучении Географии России в 8 классе.

  • Используя различные карты, дайте комплексную характеристику Южной Америки (7 класс), Дальнего Востока (8-9 класс) .

Умение сравнивать. «….сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение…» К.Д.Ушинский. Для того чтобы сравнивать объекты или явления необходимо понимать сущность сравнения, знать не только фактический материал, но и причинно-следственные связи, географические закономерности, уметь выбрать нужные источники информации.

  • Сравните Уральские и Кавказские горы. Объясните причины их сходства или различия.

  • Сравните ресурсообеспеченность стран мира.

  • Дайте сравнительную характеристику двух стран Европы.

На первых этапах учащимся предлагаются признаки для сравнения (сначала 1-2, далее количество признаков можно увеличить), затем учащиеся самостоятельно определяют признаки для сравнения.

Работа в контурных картах: очень важна работа на контурной карте. В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию, обучающиеся запоминают местонахождение географических объектов.Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления.

Умение классифицировать.

Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип деления. Давая школьникам задания на классификацию, мы развиваем у них способность к комбинаторике. Чем больше вариантов деления на группы понятий и явлений, тем выше продуктивность мышления. А данное качество очень важно в творческой деятельности. Необходимо не только провести классификацию, но и объяснить почему именно так.

  • Проведите классификацию: Яна, Байкал, Кавказ, Памир, Кама, Селигер, Енисей, Онежское, Яблоновый, Сихотэ-Алинь, Уральские.

(Ученики должны выделить из списка реки, озера, горы, хребты)

  • Найдите лишнее слово из списка, объясните выбор:

Верхнее, Мичиган, Эри, Виннипег, Гурон, Онтарио.

(Озеро Виннипег не входит в систему Великих озер Северной Америки)

  • Разделите слова на группы несколькими способами:

Иваново, Сыктывкар, Кострома, Липецк, Челябинск, Нижний Новгород, Москва, Архангельск, Мурманск, Череповец, Ижевск, Екатеринбург, Тольятти, Казань.

( возможно несколько принципов классификации: областные центры, города-миллионеры, столицы республик, морские порты, города на Волге, центры автомобилестроения, центры черной металлургии и т.д.)





Работа с географическими координатами

Ещё одним ключевым навыком в географии является определение географических координат по географической карте, это тоже отрабатывается при непосредственной работе с географическими картами.
Эта работа ведётся на протяжении всего курса физической географии.

Пример задания: летом мы решили отправиться на море отдохнуть, определите по географическим координатам моря, и на каком море мы будем купаться постоянно, на каком-иногда, а на каком вообще не сможем купаться: 45 с.ш.37 в.д.; 57 с.ш. 147 в.д. ; 75 с.ш. 77 в.д.. (Чёрное море, Охотское море, Карское море).





Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии ведётся в следующих направлениях:

Например, могут быть предложены вопросы и задания:

- Почему точка А и точка В расположенные на одной географической широте имеют разную степень увлажнения?

- Что является причиной разнообразнообразных форм рельефа на территории России??

- На основе карт атласа составить комплексную характеристику одного из регионов России;

- Анализируя климатическую карту России, ответить на вопрос: «Почему средняя температура января в Мурманске выше, чем во Владивостоке?»

- Задание "Здесь был я”. Ребята делятся впечатлениями о поездках по родному краю, иллюстрируя рассказ фотографиями. Для выполнения этой работы нужно научиться видеть необычное в обыденном и суметь рассказать об этом.  

В результате использования разнообразных видов практических работ формируется навык составления и распознавания диаграмм. Построения графиков.

Практическая работа 7 класс. Тема: «Природные зоны» Задание: Сравнить природные зоны по 40- ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения, (умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации, находить черты сходства и различия)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!