Картотека бесед
по профилактике травматизма
Подготовила: Тимошенко С.В.
Номера и темы бесед:
Беседа №1. Тема: «Гололед»
Беседа №2. Тема: «Осторожно сосульки с крыши».
Беседа №3. Тема: «Зимние дороги».
Беседа № 4 Тема: «Кошки и собаки наши соседи».
Беседа № 5 Тема: «Как вести себя в жару на участке».
Беседа № 6 Тема «Насекомые польза и вред».
Беседа № 7 Тема: «Передвигаемся по детскому саду».
Беседа №1
Тема «Гололед».
Задачи:
- закреплять правила безопасности в зимнее время- в гололед;
-учить определять по картинкам опасную ситуацию, описывать ее и правила которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.
Материал: картинки, знаки с изображением гололедицы.
ХОД:
1.Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед».
Подморозило с утра
Нет вчерашнего тепла
На дорогах гололед
И машины все несет.
Тротуары, как каток
Сделать бы еще шажок,
Но подошва подвела
Очень скользкая она
Сколько бед от гололеда!
Есть для дворников работа
Соль насыпать и песок,
Чтоб пройти прохожий мог.
2. Рассказ воспитателя о гололеде. Объяснения слова «гололед».
3. Вопросы к детям:
- Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?
- Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?
- Почему в гололед люди часто получают травмы?
- Как обезопасить себя в гололед?
- Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?
4. Рассматривание картинок, знаков с изображением гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знаки что не надо делать, как предупредить получения травмы зимой в гололед?
Запомните правила:
- не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге;
- не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно не кататься;
- если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!
5. На улице – помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.
Беседа № 2
«Осторожно сосульки с крыши».
Задачи: Дать детям знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадет с крыши – травма, если облизать или есть- ангина) учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчинятся правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.
Материал: Сюжетные картинки, логические картинки «Как Вася заболел»
ХОД:
1.Загадка:
Я прозрачна, как хрусталь, только очень, очень жаль
С крыши я зимой свисаю, и в тепле я быстро таю.
2.Рассматриваниесюжетных картинок и беседа по ним.
Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосульки или обледеневшие комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?
Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто-либо пострадал в подобных ситуациях. Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасности. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, шиты или заборы.
Запомнить правила:
- нельзя играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег.
- нельзя подходить и трогать свисающие сосульки.
- нельзя есть сосульки.
- нельзя кидаться друг в друга сосульками или твердым снегом.
- надо заранее предвидеть опасность и избегать ее.
- помимо собственной безопасности, надо заботится безопасности других (взять и отвести за руку подальше от опасного места малышей).
3. Игра «сосулька».
-Вниз головой висит сосулька…-(руки опушены вниз, пальцы смыкаются домиком)
От солнца насморк у нее…-(трогают себя за нос).
То от тепла она заплачет. (Собирают слезинки в ладонь).
То платьице ушьет свое. (проводят руками по телу сверху в низ, горизонтальным движением «обрезают» длину.
Придет мороз заледенеет (обнимают себя руками, дрожат).
Немного на ночь подрастет. (руки вытягивают вверх, встают на носочки)
Окрепнет телом, потолстеет, (Руки округляются по бокам)
Тяжелой станет- упадет (приседают).
Беседа №3
Тема: Зимние дороги.
Задачи:
-расширить знания детей о правилах поведения на улице, дороге в зимнее время.
-дать детям знания о том, что зимой дороги скользкие и водители не могут быстро остановить транспортное средство.
-воспитывать умение сдерживать себя, быть внимательным, не играть на дорогах.
ХОД:
Рассматривание сюжетных картинок с изображением зимних дорог, улиц.
Беседа о правилах поведения на дороге и улице в зимних условиях.
- в гололедицу: На дорогах скользко. Вполне можно упасть Водителю трудно остановить машину (автобус). В такую погоду надо быть очень осторожными. Нельзя перебегать перед близко идущем транспортом, так как даже если водитель затормозит, машина будет на скользкой дороге передвигается какое-то время дальше. Надо терпеливо ждать, когда проедут машины. А если на переходе есть светофор, надо дождаться зеленого сигнала светофора, посмотреть все ли машины успели притормозить и только после этого спокойно переходить дорогу.
- в снегопад стекло машины залеплено снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор, пешеходу также трудно правильно оценить ситуацию.
3. Объяснение слов «снегопад», «гололед»,» гололедица». Объяснить, чем они отличаются, чем опасны эти явления для водителей и пешеходов.
4. Вопросы:
- В какие игры вы любите играть зимой?
5. Чтение стихотворения
Скрылись под снегом газоны с травой.
Скользко машинам на мостовой.
Льдом затянуло русло реки,
Плюшевый мишка встал на коньки.
Только катается не на катке.
Вышел на улицу с клюшкой в руке.
Мчатся машины невдалеке.
Трудно машинам зимой тормозить,
Шины по снегу станут скользить
Долго ли, дети тут до беды!?
Есть для хоккея катки и пруды.
Только ботинки с коньками надень
Лед будет петь под ногами весь день.
А мостовая – опасный каток,
Нужно во двор возвращаться дружок
Попросить детей объяснить, почему нельзя кататься на мостовой?
Запомни правила:
- надо быть очень осторожным.
- нельзя перебегать дорогу перед близко идущем транспортом.
- надо дождаться зеленого сигнала светофора, посмотреть, все ли машины успели притормозить и только тогда спокойно переходить дорогу.
Беседа №4.
Тема «Кошки и собаки наши соседи».
Задачи:
- объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными;
-учить заботится о своей безопасности.
Материал: картинки для дидактического упражнения «Как это случилось?».
ХОД:
1.Загадка
Мордочка усатая, шубка полосатая.
Гладишь ласкается, дразнишь-кусается, часто умывается,
а с водой не знается? (Кошка)
Рассказ воспитателя;
Иногда, когда мы играем на участке детского сада, к нам приходят кошки или собаки. Мы конечно же, все любим животных, заботимся о них, знаем, как с домашними животными обращаться, что они любят. Но мы не знаем, чьи эти животные. Скорее всего они бездомные.
-Можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему?
Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешеными. Уличные собаки и кошки могут быть больными чем-то заразным, гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных.
Важно помнить: что животное наиболее агрессивны во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши.
Запомните правило:
-Не убегайте от собак на улице. Собаки преследуют убегающих людей.
- не гладьте не знакомых животных и не берите их на руки! Они могут оказаться больными и заразными. У них могу быть клещи или блохи, или она может неправильно среагировать на вашу ласку и укусить.
- Не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот взгляд как вызов.
-Если вы встретитесь с собакой в узком проходе или на прогулке, уступите ей место, встаньте боком к собаке.
- не трогайте чужую кошку или собаку. Даже при хорошем отношении с твоей стороны, они могут чего-то испугаться и в целях самозащиты оцарапать или укусить.
- не целуйте (они часто носом роют землю и у них на морде много микробов) и не дразните животное (они могут потерять терпения и укусить)
- не подходите к ним сзади.
3. Дидактические упражнения» как это случилось?»
Обсуждение не правильного поведения ребенка и его последствия (по серии картинок), например, ребенок дразнил собаку, она его укусила. Он попал в больницу.
Беседа №5.
Тема: «Как вести себя в жару на участке детского сада»
Задачи:
-учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панаму, косынку).
- Закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку.
- закреплять правила нахождения на солнце, чтобы не перегреться.
Материал:
Сюжетная картинка с изображением двух девочек – одна сидит под грибком в песочнице, а вторая загорает под палящем солнцем и получила солнечный ожог (можно придумать и нарисовать другие картинки).
Ход:
1.Рассматривает картинки. Вопросы к детям.
-Что изображено на картинке?
-Кто из девочек поступает правильно? Почему?
-А что случилось со второй девочкой? Как это произошло?
- Что нудно делать теперь?
-А как мы ведем себя на улице в жару?
-Что нужно делать чтобы не случился солнечный удар? Солнечный ожог?
2. Составление рассказов из жизненного опыта детей.
3.Игра «Закончи предложение».
- что бы не обидеть папу, я одену с лентой…(шляпу).
-Неразлучные друзья
Веревка и прищепка
Не разлучные в жару я и моя (кепка)
-Сильно солнышко печет?
Спрашиваю маму
Одеваю я в жару белую (панаму).
Помочь запомнить правила:
- на прогулке летом обязательно надевать легкий головной убор (шляпку, косынку, кепку, панамку)
- в жару пей больше воды, морсов, соков.
- нельзя находится долго на солнышке! Играть лучше в теньке.
-В жару носить легкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов.
- не бегайте босиком в жару по асфальту
- не увлекайтесь в жару подвижными играми на солнцепеке: не доводи до того, чтобы тело было мокрым от пота.
- если вдруг почувствуешь слабость, головокружение или подташнивание, немедленно уходи в тень и скажи воспитателю о своем самочувствии.
-Смотри за товарищами, не перегрелись ли они, не покраснели ли лицо, тело. Если заметишь такое, пригласи их в тенек и скажи об этом воспитателю.
Беседа № 6.
Тема: «Насекомые- польза и вред».
Задачи:
- дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Материал:
предметные картинки с изображением насекомых, сюжетные картинки с изображением среды обитания этих насекомых.
Ход:
Вопросы к детям:
- каких насекомых вы знаете?
-когда появляются насекомые?
- где они живут?
-чем они отличаются от птиц?
- что случится, если не будет насекомых?
-чем могут быть опасны насекомые?
-как вести себя при встрече с ними?
Стихотворение:
Меня ужалила пчела, я закричал: «как ты могла»!?
Пчела в ответ: «А ты как мог, сорвать любимый мой цветок»?
Ведь он мне был ужасно нужен.
Я берегла его на ужин!
Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.
Запомните правила:
-надо смазывать открытые части тела средствами (созданными специально для детей) отпугивающими насекомых.
-ни в коем случае не трогать осиное гнездо.
- если возле вас летит пчела, не машите руками, перейдите в другое место.
-если пчела все же ужалила, то надо удалить жало (с помощью взрослого). Ужаленное место протереть содовым раствором.
-не ловите и не убивайте насекомых.
-Не стойте около муравейника.
Беседа № 7.
Тема: «Передвигаемся по детскому саду».
Задачи:
- научить детей правилам безопасного передвижения по детскому саду.
-воспитывать выдержку, желание осознанно правильно вести себя в помещении детского сада.
Материалы:
Карта схема детского сада, фотографии (иллюстрации) дети идут по коридору; поднимаются по лестнице(спускаются), просмотр театральных представлений в музыкально зале. И т. д.
Ход:
1 Вопросы к детям:
- какие помещения есть в детском саду?
-как нужно вести себя, когда передвигаемся по детскому саду?
2. рассматривание и обсуждение фотографий (иллюстраций). Обсуждения различных ситуаций (ребенок толкается, спорит, не хочет стоять с кем то , дергает за косички девочек, балуется, бегает, на лестнице не держится за перила)
Воспитать показывает детям карту-схему детского сада, объясняет, где что находится.
Запомни правила:
-спускаясь по лестнице, идти нужно друг за другом. Спокойным шагом не толкаясь, держатся за перила.
-двигаться по коридорам нужно спокойно, не шуметь.
- при движении по коридорам всегда смотри вперед. Что бы не натолкнутся на выступ в стене или на взрослого, например, на помощника воспитателя, спешащего с кастрюлями на кухню.
Коридоры и лестница – не место для игр и баловства.
Не открывайте двери ногой, также не открывайте двери резко. За дверью может быть человек и ты его поранишь.