СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека "Дидактические игры на уроках математики, русского языка, окружающего мира, физкультуры"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека "Дидактические игры на уроках математики, русского языка, окружающего мира, физкультуры"

Просмотр содержимого документа
«Картотека "Дидактические игры на уроках математики, русского языка, окружающего мира, физкультуры"»

Министерство образования, науки и молодёжной

Политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛИНЫЙ КОЛЛЕДЖ»




КАРТОТЕКА

Дидактические игры на уроках математики, русского языка, окружающего мира, физкультуры



Выполнила

студентка Ш-31 группы

Посвежинная Дарья



Ейск, 2019







































Дидактические игры на уроках математики (2 класс)







Игра «Прочитай число»



Цель игры — повторить с детьми правила чтения чисел, оканчивающихся двумя

и тремя нулями.

Содержание игры. Учитель читает рифмованные строчки, а когда доходит

до числа, показывает карточку с числом. Дети хором произносят записанное

на ней число. Например:

***

Собрались все звери вместе.

Сколько их? Всего лишь... (200).

Водят звери хоровод —

Стало их уже... (500).

Прилетели и артисты:

И стрекозы, и синицы.

Было вместе их... (300).

А... (400) зайчат опоздали и кричат:

«Подождите, не спешите,

хоровод остановите».

А пока их будут ждать,

Кто сумеет сосчитать,

Сколько всего зверюшек, птиц и

стрекоз в хороводе?







200

300

500







400













Игра в путешествие

Цель. Закреплять навыки сложения и вычитания в пределах 10.

Оборудование. Рисунок машины с путешественником и шофером.

Содержание. На магнитной доске прикрепляется рисунок машины. К доске вызываются два ученика. Один выполняет роль шофера, другой — путешественника. Они путешествуют по городам, номера которых зашифрованы примерами. (На магнитной доске на некотором расстоянии друг от друга записаны примеры на прибавление и вычитание в пределах 10.) Путешественник вразбивку называет номера городов, а шофер везет его от города к городу (поочередно перемещает рисунок машины от одного примера к другому).

Все ученики выполняют роль контролеров — показывают зеленый круг, если маршрут выбран правильно, в противном случае показывают красный круг. Если путешественник ошибается, его заменяет другой. Примеры меняются. К доске вызывается следующая пара игроков. Игра проводится аналогично. Все допущенные ошибки анализируются в конце игры.











Игра «Украсим елочку игрушками»



Цель. Закреплять прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Оборудование. Рисунки елочек и домиков.

Содержание. Учитель изображает на доске цветными мелками елочку, составленную из геометрических фигур, и выдает ученикам соответствующие карточки. Учащиеся выясняют, из каких геометрических фигур она составлена. Для образца учитель на верхнем ярусе (треугольнике) рисует 6 лампочек красного цвета. Он предлагает ученикам на своих карточках, а одному на доске украсить всю елочку (изобразить еще 9 лампочек — на каждом ярусе лампочки другого цвета). Перед выполнением задания ученики составляют пример о числе лампочек, которые будут украшать елочку (6+9). При выполнении задания учитель ставит еще два условия: нарисовать на втором ярусе столько лампочек, чтобы это число дополняло число 6 до 10, а на нижнем ярусе — оставшееся число лампочек.

Украсив елочку, ученики решают записанный под ней пример.































Игра «Десантники»



Цель. Закреплять приемы сложения и вычитания однозначных чисел в пределах 20.

Оборудование. Рисунки парашютистов.

Содержание. Учитель прикрепляет на магнитной доске рисунки парашютистов, под ними пишет примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20 и сообщает детям: «Десантники получили задание — приземлиться в лесу. Каждый должен приземлиться в заданном пункте. Путь движения парашютиста зашифрован примером. Догадайтесь, куда должен приземлиться каждый из них. Нужно показать стрелкой, куда приземлится каждый десантник (соедините пример с ответом)».

Учитель поочередно вызывает учеников, они показывают стрелкой путь движения каждого десантника. Все другие ученики выполняют роль летчиков и командиров, которые наблюдают за десантниками и помогают им по ходу игры.





8

20

7

20

17-9

11+9

15-8

8+12



Игра «Магазин»



Цель. Совершенствовать навыки вычислений и умений в решении простейших задач.

Оборудование. Товары: тетради, ластики, бумага, ручки и т. п.

Содержание. Из группы учеников выделяются продавцы, кассиры, контролеры и покупатели. Продавцы раскладывают товары и ярлычки с указанием цен. Покупатели заготавливают монеты, кассиры — чеки на товар. Покупатели поочередно выбирают товар, подсчитывают его стоимость, платят в кассу и получают чек и сдачу, контролеры проверяют правильность подсчета и расплаты. Продавец проверяет стоимость, отпускает товар.

Например: 1) Ученик подает в кассу 20 р. Он покупает 3 тетради. Сколько рублей он получит сдачи? (Контролеры-ученики называют сдачу. Ученик идет к продавцу, подает чек и берет 3 тетради.) 2) Ученица купила линейку за 8 р.. Она отдала в кассу 20 к. Сколько рублей она получит сдачи? И т. д.









































Дидактические игры на уроках русского языка (2 класс)













Игра «Почтальон»



Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 человек) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

Задание . Подобрать к данному приглашению подходящие по смыслу слова с парными согласными в середине слова.    



огород               парк                 море                  школа           столовая            зоопарк

гря-ки                 доро-ки            пло-цы              кни-ки            хле-цы                кле-ка

кали-ка              бере-ки             фла-ки              обло-ки          пиро-ки              марты-ка

реди-ка             ду-ки                   ло-ки                тетра-ка          сли-ки                тра-ка

морко-ка          ли-ки                   остро-ки          промока-ка    голу-цы             реше-ка  





























Игра «Шифровальщики»



Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико – фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло – различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой – отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово



Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

  2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)









Игра «Кто больше составит слов?»


Цели: расширить словарный запас, развивать наблюдательность, внимательность, мышление.

В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.

(Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)
































Игра «Кто быстрее, кто точнее»


Цель: Закрепить навык определения на слух слов с шипящими ж,ш,ч,щ и умение вычленять эти звуки. 
Содержание: Ведущий делит доску на 4 части, в каждой пишет шипящие согласные ж,ш,ч,щ. К доске вызывается 4 ученика, которые встают так, чтобы у каждого была четверть доски. Ведущий называет слова, начинающиеся с какой-нибудь из перечисленных букв. Один из учеников, стоящих у доски, у которого записана эта буква, записывает слово в свою графу. Затем остальные ученики поочередно называют придуманные на эти буквы слова. Стоящие у доски ученики, записывают каждый свое слово. Игра идет в быстром темпе. Дети контролируют запись на доске. В случае ошибки игра останавливается и исправляется неточность.







Игра «Найди пару»


Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия. 
Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз,

Другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит. 
Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов. 











метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз,



капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит































Дидактические игры на уроках окружающего мира (2 класс)











Игра "Да - нет"

Цель игры: уметь выделять основные признаки животных, учить детей анализировать и выбирать главные, отсекающие вопросы; расширять кругозор детей; уметь распределять животных по основным группам; учить детей работать в группе.

Содержание: Учитель делит детей на 3 - 4 группы. Дети садятся кружком и должны работать сообща, в группе.

Учитель загадывает для каждой группы животное. Детям даётся (по желанию учителя) 10, 8, 7, 5 попыток. Если ребята играют не первый раз, то количество попыток должно уменьшаться. Первый раз - пробный, учитель учит детей играть, а затем загадывает командам животное. Дети задают вопросы, на которые учитель может ответить только словами "да" или "нет". Команды задают вопросы учителю по очереди. НАПРИМЕР: Животное — лось.

Игра проводится на уроках окружающего мира во 2 классе после прохождения темы "Разнообразие животного мира".































Игра« Кто как весну встречает»



Цель: повторить изученные знания в игровой форме, учить работать детей в команде и в коллективе.

Оборудование: карточки с текстом / 3 комплекта/.

Содержание: Дети делятся на 3 команды и им выдаются карточки. По сигналу учителя ребята начинают составлять предложения. Выигрывает та команда, которая наберёт большее количество верных ответов и уложится во времени.

Животные весну встречают,

Что-то в жизни изменяют,

Карточки передвигай,

Предложенья составляй.

Игра проводится при прохождении темы «Животные весной». Игра может быть проведена на этапе изучения нового материала.









Игра «Хорошо - плохо".

Цель игры: Расширить кругозор детей, научить их ана­лизировать и синтезировать, соединять в уме различные свойства предмета, формировать основы логического анализа окружающей действительности.

Содержание: Класс делится на две команды. Это могут быть - прокуроры, которые обвиняют в чём-то данный пред­мет и адвокаты, которые защищают данный предмет. Или в спор могут вступать Знайка и Незнайка. Одна команда может называть положительные стороны предмета, а другая - отрицательные. Команда победителей определяется по наибольшему числу жетонов.

НАПРИМЕР: Незнайка спорит со Знайкой. Незнайка утверждает, что: все тучи надо расстреливать, так как от дождя одни только неприят­ности. Знайка говорит, что дождь приносит пользу. Кто прав?

Что же было бы ребята, если бы не было дождей?































Игра «Что? Где? Когда?»



Цель: повторить знания о птицах, полученные на уроке, продолжать учить работать в группе.

Оборудование: игровое поле, разделённое на сектора, волчок со стрелкой, конверты с вопросами.

Содержание игры: дети делятся на 4 команды. Каждая команды по очереди садится за игровое поле. За верный ответ команда получает 2 балла. Если учащиеся не могут ответить на вопрос, то они могут взять подсказку у учителя и тогда они получат только 1 балл. Выигрывает та команда, которая получит наибольшее количество баллов.

Вопросы могут быть составлены учителем, родителями, или самими учащимися.

Примерные вопросы по теме: «Птицы ».

  1. Какая птица отправляется на юг пешком? /коростель – дергач/

  2. Вьют ли перелётные птицы гнёзда на юге? /нет/

  3. У какой птицы появляются птенцы зимой? /у клеста/

  4. Какую птицу называют «зимой – кузнецом, а летом – врачом»? /дятел/

  5. Какая птица умеет бегать по стволам деревьев вниз головой? /поползень/

  6. Какие самые быстрые птицы? /стриж –200 км/ч, сокол – сапсан – 350 км/ч/

  7. Какая самая маленькая птица в нашей стране? /королёк/







Игра «Какие мы деревья?»



Цель игры: Закрепить знания детей о лиственных и хвойных растениях, расширять кругозор детей.

Материал: Учитель должен иметь мяч или мягкую игрушку.

Содержание: Учитель называет дерево и бросает мяч детям, которые сидят за партой. Он может называть лиственные и хвойные деревья.

НАПРИМЕР: липа, кедр, дуб, лиственница, сосна, ясень, берёза, ель, вяз, осина, пихта, ива, тополь, клён, ольха.

Дети ловят мяч и возвращают его учителю вместе с ответом. Они называют, к какой группе относится данное растение /к лиственным или хвойным/.

Дети не должны думать более 10 секунд. Если ребёнок не знает, или затрудняется назвать ответ, то он возвращает мяч учителю. Учитель бросает его другому ребёнку.

НАПРИМЕР: дуб — лиственное, сосна — хвойное ...

Игра с мячом может проводиться по темам: "Разнообразие животного мира", "Съедобные и несъедобные грибы", "Зимующие и перелётные птицы", "Разнообразие растительного мира", "Дикие и домашние животные "











































Дидактические подвижные игры на уроках физкультуры (2 класс)











Игра «Пишущая машинка»



Цель: формирование умения совместно действовать; закрепление знаний о ЗОЖ.

Содержание: каждый игрок получает название буквы алфавита; все дети двигаются под музыку по залу; когда заканчивается музыка, водящий называет фразу: «Береги здоровье смолоду». Дети начинают «печатать»: первая «буква» называет себя и хлопает в ладоши, к ней присоединяется следующая и т.д.

Когда фраза составлена, оставшиеся буквы прочитывают ее и все три раза хлопают в ладоши.





























Игра «Времена года»



Цель: формирование умения согласовывать действие в группе.

Содержание: класс делится на 4 группы, каждая группа должна, пройдя через препятствие (обруч, бег в мешках, ползание по скамейке, лазание по гимнастической стенке), завладеть карточкой с заданием, в котором будет указана пора года; после непродолжительного обсуждения (1-2 мин.), группа пантомимой изображает, что делают дети в эту пору года (зима -катание на лыжах, коньках, лето - плавание, велосипед; футбол; весна - бег, прыжки, волейбол, футбол; осень - бег, прыжки через скакалку, футбол и т. д.).









Игра «Лестница»



Цель: закрепление знаний по курсу «ЗОЖ».

Содержание: дети выстраиваются в две шеренги, выполнив определенное движение, они должны поставить рассыпанные карточки на лестницу по степени важности по одной. Выигрывает та команда, которая быстрее доберется до вершины. Упражнения для эстафеты: перелезание и лазание по гимнастической скамейке, прыжки через скакалку, несение груза на голове, кувырок и др.

Задание в карточках:

Как поддерживать здоровье вашей семьи?

— не употреблять продукты с высоким содержанием жиров;

— не употребляйте продукты с высоким содержанием сахара;

— не употребляйте продукты с высоким содержанием соли;

— регулярно занимайтесь физкультурой;

— уговорите родителей отказаться от курения; чаще пейте воду.





























Игра «Сторож»



Цель: закрепление знаний и навыков личной гигиены.

Двигательная задача: развитие скоростных способностей.

Содержание: дети договариваются сообща, какие действия они будут изображать (на первом этапе можно распределить роли ведущему). Пройдя к домику сторожа, произносят слова:

- Здравствуйте, сторож!

- Здравствуйте, дети! Где вы были?

- Мы не скажем, а что делали - покажем.

Сторож должен отгадать, что делали дети (умывались, чистили зубы, причесывались, чистили обувь и т.д.). Каждый раз дети придумывают новые действия. Как только сторож угадает, дети убегают, а сторож пытается их догнать.









Игра «Альпинисты»



Цель: закрепление знаний о ЗОЖ.

Двигательная задача: закрепление навыков лазания и перелезания.

Содержание: вдоль границ площадки, стен зала расставлен ряд препятствий; дети, продвигаясь в колонне по одному, последовательно преодолевают препятствия: влезают по гимнастической скамейке, установленной наклонно на гимнастическую стенку, проходят по ней боком; перелезают через бревно или подлезают под него; переходят по «камешкам» (кружочкам нарисованным на земле, или разложенным кирпичам) через «горный ручей», проходят по рейке гимнастической скамейки (изображающей мостик), через «ров» и т.д.; по пути все «альпинисты» собирают карточки с заданием.

В конце пути на привале все усаживаются в круг и обсуждают задания, полученные в процессе игры, и ответы.


























































































































































































































































































































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!