СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию для детей младшего возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.

 

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

 

«Определи на ощупь» Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь; сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине. Оборудование: непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т.д.). Содержание: в непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т.д.

 

«Платочек для куклы» Цель: определение фактуры материала на ощупь. Оборудование: непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном). Содержание: ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.

 

«Узнай фигуру»

Цель: определение знакомых предметов на ощупь.

Содержание: предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру.

 

«Найди пару»

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь. Оборудование: пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой. Содержание: на столе находятся пары пластин. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать пластины и найти парные.

 

«Найди предмет указанной формы»

Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые

геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь.

Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками.

Игровое правило: брать только по одной карточке, находить ей нужное место

и только потом брать другую.

Ход игры:

Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговица.»

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам.

В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

 

« Из каких фигур состоит предмет?»

Целью данной игры служит определение методом зрительного соотнесения, из каких геометрических фигур состоит изображенный на плоскости предмет, разучивание и закрепление основных цветов.

Интернет пестрит подобными играми. Я решила сделать свою, используя для изображения знакомые детям предметы и игрушки - кораблик, машинка, домик, елочка, жираф, цветок. Яркие цвета привлекают детей и помогают сохранить их внимание на протяжении игры.

Действие целесообразно сопровождать выразительной, обогащенной эпитетами речью. Например: "Посмотри, какая едет красивая разноцветная машина! У неё круглое красное колесо и круглое синее колесо. Правда, у нас весёлый автомобиль? А какой кузов! Разноцветные прямоугольники - синий и красный, желтый квадрат впереди. Я бы на такой машине не отказалась бы прокатиться. А ты хотел бы прокатиться на такой красивой машине?"

 

«Какая фигура лишняя?»

Цель: Тренировка внимания детей

Задачи:

-Закреплять знания о цветах;

-Закреплять знания о геометрических фигурах;

-Верно замечать ненужную фигуру и убирать её из ряда;

Ход игры: Проговорить с ребёнком, какие цвета он видит;

Подобрать и разложить их в соответствии с поставленной задачей:

Можно составить ряд из фигуры, где общим будет цвет, но один цвет будет иной. Ребенку нужно найти лишнюю фигуру и убрать её;

То же самое с фигурой: ряд из одной фигуры разных цветов, где одна фигура не подходит. Убрать лишнюю.

Можно также дать ребенку определенную последовательность фигур, чтобы он по аналогии еще составил ряд(ы);

Похвалить ребенка!

 

«Сравни предметы по высоте»

Цель игры: сравнение предметов по высоте.

Ход игры. Ребенку предлагается назвать находящиеся в комнате предметы, а затем сравнить их по высоте, выделив из них самый высокий и самый низкий.

 

 

 

 

 

«Самая длинная, самая короткая»

Цель игры: сравнение предметов по длине.

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Варианты:

- сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

 

«Разноцветные кружки»

Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.

Варианты:

- собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.    

 

«В какую коробку?»

Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

 

«Дальше — ближе»

По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие - дальше.

 

«Какого цвета не стало?»

Цель: Выделение и название цвета. Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а  потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить,  какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?»

Цель: предложить подобрать необходимый цвет для предмета. Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы —  синюю, лимона — желтую и т. д.

 

«Собери гирлянду»

Цель: предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом.

Педагог показывает элемент - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

 

«Какие цвета использованы?»

 Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.

 Варианты:

¾       детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.

 

«Уточним цвет предмета»

Цель: учить различать и называть близкие цвета.

 Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д.

 Дети учатся различать близкие цвета: красный -оранжевый, красный - розовый, синий - голубой и др.

 

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию для детей младшего возраста.»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.


«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.



«Определи на ощупь»
Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь; сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.
Оборудование: непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т.д.).
Содержание: в непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т.д.


«Платочек для куклы»
Цель: определение фактуры материала на ощупь. Оборудование: непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).
Содержание: ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.


«Узнай фигуру»

Цель: определение знакомых предметов на ощупь.

Содержание: предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру.


«Найди пару»

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.
Оборудование: пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой.
Содержание: на столе находятся пары пластин. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать пластины и найти парные.


«Найди предмет указанной формы»

Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые

геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь.

Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками.

Игровое правило: брать только по одной карточке, находить ей нужное место

и только потом брать другую.

Ход игры:

Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговица.»

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам.

В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.


« Из каких фигур состоит предмет?»

Целью данной игры служит определение методом зрительного соотнесения, из каких геометрических фигур состоит изображенный на плоскости предмет, разучивание и закрепление основных цветов.

Интернет пестрит подобными играми. Я решила сделать свою, используя для изображения знакомые детям предметы и игрушки - кораблик, машинка, домик, елочка, жираф, цветок. Яркие цвета привлекают детей и помогают сохранить их внимание на протяжении игры.

Действие целесообразно сопровождать выразительной, обогащенной эпитетами речью. Например: "Посмотри, какая едет красивая разноцветная машина! У неё круглое красное колесо и круглое синее колесо. Правда, у нас весёлый автомобиль? А какой кузов! Разноцветные прямоугольники - синий и красный, желтый квадрат впереди. Я бы на такой машине не отказалась бы прокатиться. А ты хотел бы прокатиться на такой красивой машине?"


«Какая фигура лишняя?»

Цель: Тренировка внимания детей

Задачи:

-Закреплять знания о цветах;

-Закреплять знания о геометрических фигурах;

-Верно замечать ненужную фигуру и убирать её из ряда;

Ход игры: Проговорить с ребёнком, какие цвета он видит;

Подобрать и разложить их в соответствии с поставленной задачей:

Можно составить ряд из фигуры, где общим будет цвет, но один цвет будет иной. Ребенку нужно найти лишнюю фигуру и убрать её;

То же самое с фигурой: ряд из одной фигуры разных цветов, где одна фигура не подходит. Убрать лишнюю.

Можно также дать ребенку определенную последовательность фигур, чтобы он по аналогии еще составил ряд(ы);

Похвалить ребенка!


«Сравни предметы по высоте»

Цель игры: сравнение предметов по высоте.

Ход игры. Ребенку предлагается назвать находящиеся в комнате предметы, а затем сравнить их по высоте, выделив из них самый высокий и самый низкий.






«Самая длинная, самая короткая»

Цель игры: сравнение предметов по длине.

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Варианты:

- сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

 

«Разноцветные кружки»

Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.

Варианты:

- собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.    


«В какую коробку?»

Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

 

«Дальше — ближе»

По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие - дальше.

 

«Какого цвета не стало?»

Цель: Выделение и название цвета.
Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а 
потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, 
какого цвета не стало.


«Какого цвета предмет?»

Цель: предложить подобрать необходимый цвет для предмета.
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и
цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура
предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с
изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — 
синюю, лимона — желтую и т. д.


«Собери гирлянду»

Цель: предложить по памяти собрать гирлянду из   разноцветных кружков в соответствии с образцом.

Педагог показывает элемент - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.


«Какие цвета использованы?»

 Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.

 Варианты:

¾       детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.


«Уточним цвет предмета»

Цель: учить различать и называть близкие цвета.

 Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д.

 Дети учатся различать близкие цвета: красный -оранжевый, красный - розовый, синий - голубой и др.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!