»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Плюсковская средняя общеобразовательная школа
имени Героя-партизана А.П.Колабутина
Картотека
подвижных и дидактических игр
по правилам дорожного движения
к проекту «Безопасная дорога»
для учащихся начальных классов
Подготовил учитель ОБЖ
МБОУ Плюсковская СОШ Андреюшин Н.Н
2018 – 2019 учебный год
Игры – эстафеты.
Цель: - закреплять знания правил дорожного движения, совершенствовать навыки
действовать в непрерывно изменяющейся ситуации;
- учить взаимодействовать со сверстниками в коллективе, подчинять свои интересы
интересам команды;
- развивать интерес к изучению правил дорожного движения;
- развивать двигательную активность; ориентировку в пространстве;
- воспитывать уважение к труду водителей транспортных средств, к работе
сотрудников ГИБДД.
«Пройди полосу препятствий».
Дети должны пройти полосу препятствий: «зебра», скамейка и дуги, около которых расставлены дорожные знаки «Пешеходный переход», «Надземный переход», «Подземный переход».
Выигрывает та команда, которая быстрее и безошибочно справится с заданием.
«Собери автомобиль».
Участникам команд необходимо добежать до обруча и собрать в нем из крупных модулей (или пазлов) «Автомобиль».
«Автобусы».
Дети делятся на команды. Первые игроки – это «водители», за ними стоят «пассажиры». По команде «Марш!» «водители» быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам (это могут быть кегли, расставленные змейкой), огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки. Вместе они проделывают тот же путь и тд. Играющие держат друг друга за локти. Когда «водитель» вернется на место с полным составом «пассажиров», он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку и не совершившая ошибок.
«Грузовики».
Играющие делятся на команды, на голове у каждого лежит срочный «груз» (мешочки с опилками или песком). У стоящих первыми в руках рули. По очереди игроки добегают до обруча, в который складывают «груз», огибают его и возвращаются к своей команде. Руль передают следующему, а сами становятся в конец колонны.
Побеждает команда, не уронившая «груз» и быстрее его доставившая.
Игры малой подвижности.
«Кого назвали, тот и ловит».
Цель: закреплять знания о видах транспортных средств; развивать внимание, интерес
к объектам дорожного движения; воспитывать уважение к партнерам по игре.
Ход игры: играющие располагаются по кругу, в центре которого стоит водящий. Он называет имя игрока и бросает ему мяч. Тот ловит мяч и называет, какое либо транспортное средство и бросает мяч водящему. Не назвавший слово или не поймавший мяч, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
«Найди пару».
Цель: закреплять знания о дорожных знаках; развивать коммуникативные способности, внимание, сообразительность, быстроту реакции.
Ход игры: играющим раздаются картинки с изображением дорожных знаков. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть картинку с таким же знаком. Пары становятся в круг и рассказывают, что обозначает их дорожный знак.
«Светофор».
Цель: закрепить представления детей о назначении светофора; развивать внимание, быстроту реакции.
Ход игры: ведущий показывает детям сигналы светофора. Зеленый сигнал – все маршируют на месте, желтый – хлопают в ладоши, красный – стоят на месте. Тот, кто перепутал, выбывает из игры.
Физкультминутка. Постовой стоит упрямый (шагают на месте). Людям машет: не ходи! (движения руками в стороны, вверх, вниз). Здесь машины едут прямо (руки перед собой). Пешеход, ты погоди! (руки в стороны). Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс). Приглашает нас идти (шагают на месте). Вы, машины, не спешите (хлопки руками), пешеходов пропустите (прыжки на месте).
Дидактические игры
«Найди исправный светофор».
Цель: закреплять знания о сигналах светофора; развивать у детей зрительное внимание.
Материал: карточки с изображениями светофоров, в которых окошки раскрашены с ошибками.
Ход игры: педагог предлагает детям найти ошибки.
«Что будет, если?»
Цель: закреплять знания о ПДД, развивать способность анализировать сложившуюся обстановку и оперативно находить выход из нее без ущерба для здоровья.
1часть. Педагог предлагает детям вопросы, на которые они должны ответить:
- что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается?
- что будет, если на дорогах убрать все дорожные знаки?
- что будет, если водитель не знает сигнала светофора?
- что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части?
2часть. Дети сами придумывают ситуации на дороге и задают вопросы друг другу
«Умные стрелки».
Цель: учить классифицировать и различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные); развивать внимание; воспитывать навыки осознанного использования знаний ПДД в повседневной жизни.
Материал: макеты часов, на которых изображены дорожные знаки и их названия.
Ход игры: 1 вариант. Ведущий поворачивает короткую стрелку часов и указывает на тот или иной знак. Ребенок называет его и объясняет значение знака.
2 вариант. Ведущий читает название знака, подвигает к нему длинную стрелку, а игроки ищут соответствующий знак и подвигают к нему короткую стрелку.
«Подумай – отгадай».
Цель: - уточнить представления детей о правилах дорожного движения;
- развивать сообразительность и находчивость;
- воспитывать терпимость к окружающим.
Материал: фишки.
Ход игры: педагог задает детям вопросы. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто получит больше фишек.
- Сколько колес у легкового автомобиля?
- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде?
- Кто ходит по тротуару?
- Кто управляет автомобилем?
- Как называется место пересечения двух и более дорог?
- Для чего нужна проезжая часть?
- По какой стороне проезжей части движутся транспортные средства?
- Какой сигнал верхний на светофоре?
- С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по дороге?
- Где можно играть, чтобы не подвергаться опасности?
- Если нет тротуара, где может двигаться пешеход?
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами?
- На какое животное похож пешеходный переход?
3