СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр по природе для детей младшей группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по природе для детей младшей группы»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА

ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 369 ГОРОДА ДОНЕЦКА»















КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

«ПРИРОДА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ







Подготовила:

Воспитатель II младшей «А» группы:

Шапочка И.Г.












г. Донецк, 2021 г.

Дидактические игры

Сфера «Природа» для детей младшей группы


«Отгадай на вкус»

Цель: учить детей различать по вкусу яблоко, грушу, сливы, виноград, морковь, капусту, помидор, огурец; определять – овощ – это или фрукт; развивать речь; воспитывать внимание, усидчивость.

Материал: на тарелочке лежат разрезанные на кусочки и накрыты салфеткой овощи и фрукты.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и попробовать овощ или фрукт. Ребенок пробует, угадывает, что это, а потом называет: это овощ или фрукт.

«Сварите борщ»

Цель: учить детей называть украинский посуду (горшок, миска, ложка, кувшин) учить выбирать нужные овощи для борща; развивать логическое мышление, внимательность; воспитывать усидчивость.

Материал: посуда (горшок, ложка, миска, кувшин) муляжи овощей и фруктов.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «сварить» украинское блюдо – борщ. Дети называют посуду, в которой они «варить» борщ, и выбирают его среди поставленной перед ними. Вызванные дети выбирают среди возложенных перед ними овощей и фруктов нужны овощи для борща и складывают их в горшок.

Дети по очереди выбирают овощи, а остальные дети знаками показывают: да или нет.

«Что где растет»

Цель: расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах (они растут); развивать память, речь, внимательность; воспитывать усидчивость.

Материал: вырезанные овощи и фрукты, макет дерева, макет огорода.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди подойти к столу и взять один овощ или фрукт, назвать его, определить, где он растет и соответственно положить на макет огорода или повесить на макет дерева. Например: ребенок берет яблоко и говорит: «Это яблоко, оно растет в саду на дереве», затем подходит к макету дерева и вешает вырезанный фрукт на него.

«Где живут витамины»

Цель: учить детей отбирать только те картинки, на которых нарисована полезна для здоровья пища; развивать внимательность, память, мышление; воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Материал: игрушечный мишка; предметные картинки с изображением овощей, фруктов, цитрусовых, мороженого, конфет, печенья, торта и тому подобное.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «полечить» мишку мышки не таблетками, а витаминами. Для этого нужно выбрать только те картинки с изображением продуктов, в которых «живут» витамины. Дети поочередно или подгруппами подходят и выбирают картинки, называют предмет, а остальные дети знаками показывают согласны ли они с тем, что там «живут» витамины или нет. Если задание выполнено правильно, то ребенок кладет картинку у медвежонка.

«Узнай по описанию»

Цель: совершенствовать знания ребенка об овощах и фруктах; учить находить предмет по описанию; развивать внимательность, дисциплинированность; воспитывать усидчивость.

Материал: муляжи овощей, фруктов и цитрусов.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям найти тот предмет, который он опишет. Круглое, желтое с красным бочком, бывает кисло-сладким, растет на дереве, полезное. Ребенок выходит, выбирает среди муляжей яблоко, показывает его детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

«Узнай животным при описании»

Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление; воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Материал: предметные картинки с домашними животными.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям найти ту животное, которое он опишет.

Воспитатель. Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости.

Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

«Кто что ест»

Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память; воспитывать желание заботиться о домашних животных, усидчивость.

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них, фланелеграф.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе бабушки Дарьи. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет ее на фланелеграф, а вторая – ищет для него еду, ставит картину рядом с животным.

«Кто как кричит»

Цель: развивать умение детей звукоподражанию голоса животных; закреплять знания о домашнего птицы петуха; воспитывать желание заботиться о животных.

Материал: набор игрушек «Домашние животные».

Ход игры

Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

«Животные и их малыши»

Цель: учить детей находить малышей домашних животных и называть их; развивать память, речь, внимание; воспитывать любовь и бережное отношение к животным, усидчивость.

Материал: серия картинок «Домашние животные с малышами».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям помочь домашним животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами.

Один ребенок берет животное, вторая ищет. Дети должны назвать животное и его детеныша.

«Кто где стоит»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве; понимать понятие «налево», «направо», «у», «перед», «за», «наверху»; развивать мышление, память; воспитывать дружеские взаимоотношения, помощь своим товарищам.

Материал: картинки с изображением домашних животных, дом.

Ход игры

Воспитатель показывает картинки с изображением животных и их детенышей и предлагает детям назвать их (собака и щенок, кошка и котенок, корова и теленок и т.п.). Картинки выставляются на подставку, в том же порядке, в котором показываются. После этого, показывая, например, на кошку, воспитатель спрашивает: «Кто стоит рядом с ней?» Дети отвечают.

Игра продолжается, пока дети не назовут всех животных и их детенышей.

«Дикие и домашних животных»

Цель: учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе, усидчивость.

Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; бабушка; дом.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям взять игрушку, назвать ее и «поселить» ее там, где она живет. Если это дикое животное, то ребенок ставит игрушку у елок, а если домашняя – возле дома бабушки.

«Кто пришел»

Цель: учить детей правильно называть животных и их детенышей; узнавать животных по голосу и воспроизводить их звуки; воспитывать бережное отношение к ним, внимательность.

Материал: веревок и звонок.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках. На некотором расстоянии от них протянут веревок, к которому подвешен звонок на высоте роста детей. Воспитатель подзывает к себе двух-трех детей и договаривается: кто из них кем будет.

К веревке подбегает первый ребенок, подпрыгивает и трижды звонит.

Дети. Кто пришел?

Ребенок. Гав-гав-гав!

Дети отгадывают, что пришел собака. Ребенок, который изображает собаку, садится на место. До звонка подбегает другой ребенок – игра продолжается.

«Кто где живет»

Цель: учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к ней.

Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; бабушка; дом.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках группами по 4-5 человек. Каждая группа изображает определенных животных или птиц. Воспитатель договаривается с каждой группой детей, голоса животного или птицы они подражают. Затем обходит «домик», стучит и спрашивает: «Кто в этой избушке живет?» Дети отвечают: «Ко-ко-ко!» Воспитатель отгадывает: «Здесь живут куры». Стучит в другой домик и снова спрашивает.

Игра проводится несколько раз, потом она осложняется тем, что отгадывает НЕ воспитатель, а сами дети.

«Скажи?»

Цель: учить детей подбирать прилагательные к существительным; развивать мышление, речь, внимание; воспитывать усидчивость.

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель бросает детям по очереди мяч.

Воспитатель. Осень какая? Солнышко какое? Трава какая?

Ребенок ловит мяч, подбирает прилагательное, затем бросает мяч обратно воспитателю.

«Назови птичку с клетки»

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе, усидчивость.

Материал: нарисована клетка; картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «освободить птиц из клетки». Для этого необходимо найти птичку и правильно ее назвать. Ребенок называет птицу. Если ребенок неправильно назвала птичку, то пташка «остается в клетке».

«Найди в букете такой листик, который я покажу»

Цель: различать и называть листья из знакомых деревьев вспоминать названия деревьев развивать речь детей; воспитывать в них внимание и эстетические чувства.

Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы) один букет у воспитателя.

Ход игры

Педагог раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три – такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки. Игру повторяют несколько раз, используя все листочки букет.

«Отгадай: в руке»

Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.

Материал: овощи и фрукты.

Ход игры

Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, потом показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.

«Найди листик, который я назову»

Цель: учить детей находить из дерева листочек; развивать память, внимание; воспитывать любовь к природе, усидчивость.

Материал: листья с клена, каштана, тополя, липы, рябины.

Ход игры

На коврике разложены засушенные листочки с деревьев. Воспитатель называет листочек с дерева, а ребенок должен его найти. Остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

«Деревья и их плоды»

Цель: учить детей подбирать плоды до деревьев развивать зрительную память, внимание; воспитывать интерес и любовь к живой природе.

Материал: иллюстрации деревьев (елка, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).

Ход игры

Воспитатель предлагает назвать выставлены дерева, а затем найти их плоды.

«Назови птичку» (словесная игра)

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Ход игры

Перед детьми выставлены птички, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

«С какого дерева листочек или плод»

Цель: учить детей подбирать листочки и плоды до деревьев развивать зрительную память, внимание; воспитывать любовь к живой природе, усидчивость.

Материал: иллюстрации деревьев и листьев (елка, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовее семян, кленовая крылатка).

Ход игры

Воспитатель предлагает назвать выставлены дерева, а затем найти их плоды и листочки.

«Какого цветка не стало»

Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память; воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: цветы «уголка природы».

Ход игры

Воспитатель выставляет на стол растения с «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение.

Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветки не стало, назвать ее.

«Ухаживаем за цветами»

Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность; воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.).

Ход игры

На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, которыми делают.

«Какое настроение у растений»

Цель: продолжать учить детей ухаживать за растениями «уголка природы»; развивать фантазию, мышление; воспитывать любовь к природе.

Материал: цветы «уголка природы», цветы с желтыми листьями и цветы с увядших листьями.

Ход игры

На столе выставлены различные растения «уголка природы». Дети определяют, в которой цветка настроение, и объясняют свое мнение.

«Магазин цветов»

Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в «уголке природы»; учить описывать растения двумя-тремя предложениями; развивать связную речь, память.

Материал: растения «уголка природы».

Ход игры

Педагог «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить» растения можно только тогда, когда будет названа и описана цветок. Например: «Это фиалка, у нее круглое, небольшое, пушистое листочки. Ее цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета».

«Кто в лесу живет»

Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.

Материал: наборы игрушек «Дикие животные» и «Домашние животные».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только те, которые живут в лесу.

«Покажи к дерево, который я назову»

Цель: закреплять умение детей называть и находить деревья на площадке; развивать зрительную память, внимательность; воспитывать любовь к природе.

Материал: деревья площадки.

Ход игры

Воспитатель начинает рассказывать о дерево. Сначала он отмечает: какой ствол у дерева, расположены веточки, которое по цвету и форме листьев. Описание приводится в замедленном темпе для того, чтобы дети смогли рассмотреть все деревья. Завершив описывать, воспитатель спрашивает детей: «О какой растение я вам рассказывала?»

Дети должны назвать дерево и подбежать к нему.

«Найди цветок»

Цель: закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка природы»; развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе.

Материал: цветы «уголка природы».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят ее, повторяют ее название.

«Волшебный мешочек»

Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание; воспитывать выдержку, самообладание.

Материал: «волшебный мешочек», овощи.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и его цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.

«Узнай животных» (словесная игра)

Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных в их звукоподражанием; развивать фонематический слух, внимание; воспитывать усидчивость, любовь к животным.

Ход игры

вариант 1

Воспитатель звукоподражание животных, а дети их отгадывают.

вариант 2

Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ей животное. Ребенок звукоподражает названную животного, а дети отгадывают.

«Овощи, фрукты»

Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты; развивать внимание, память; воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Материал: муляжи овощей и фруктов.

Ход игры

На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты, воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ, или фрукт. Ребенок находит его. Дети знаками показывают согласны ли они с выбором или нет.

«Назови дерево»

Цель: учить детей узнавать и называть деревья площадки; развивать зрительную память; воспитывать любовь к природе.

Материал: деревья площадки.

Ход игры

Воспитатель подводит детей к деревьям площадки и просит напомнить название этого дерева.

Педагог. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три – к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березы.

Игра продолжается, пока дети не устанут.

«Что нам осень принесла» (словесная игра)

Цель: закреплять с детьми признаки осени и ее дары; развивать память, мышление, речь; воспитывать любовь к природе.

Материал: разноцветные листочки, овощи, фрукты, картина «Осень».

Ход игры

Воспитатель выставляет перед детьми картину «Осень», просит назвать время года, вспомнить, какие дары принесла осень людям. Для подсказки на столе разложены овощи, фрукты, разноцветные листочки.

«Зимние развлечения»

Цель: закреплять знания детей о зимних развлечениях; развивать речь, внимание; воспитывать любовь к различным временам года.

Материал: сюжетные картинки на тему «Зимние развлечения».

Ход игры

Дети рассматривают сюжетные картинки и рассказывают: в какие игры дети любят играть зимой.

«Весна какая?» (Словесная игра)

Цель: закреплять с детьми признаки весны; учить подбирать прилагательные к существительным; развивать речь, память, мышление; воспитывать усидчивость.

Материал: мяч.

Ход игры

Воспитатель бросает детям по очереди мяч.

Педагог. Весна какая? Весной трава какая? Весной солнышко какое?

Ребенок отвечает на вопросы и бросает мяч воспитателю.

«Времена года»

Цель: учить детей называть времена года по их признакам, находить соответствующие картинки; развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость.

Материал: большие картины с временами года и маленькие карточки с временами года для всех детей.

Ход игры

На стульях перед детьми стоят картины с временами года. На коврике лежат карточки. Воспитатель предлагает каждому ребенку взятия одну карточку и подойти к картине с соответствующим временем года. Далее необходимо назвать свою пору года, объяснить, почему ребенок подошел к той или иной картины.

«Когда это бывает» (словесная игра)

Цель: учить детей называть времена года по их признакам; развивать мышление, память, внимание; воспитывать усидчивость, умение слушать и отгадывать загадки.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Ход игры

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находит соответствующие времени года на картинках и выставляют их на мольберт.

  • Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)


  • Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветы выброса.

Изобилует травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной)


  • Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)


  • Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

«Я опишу, а ты – отгадай»

Цель: учить детей называть времена года по их признакам; развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года.

Ход игры

Воспитатель описывает время года, а дети ее отгадывают.

Педагог. В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика.

Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

«На что похоже солнышко?»

Цель: закреплять знания детей о солнце, его форму, цвет развивать зрительную память, логическое мышление; воспитывать наблюдательность, любовь к живой природе.

Материал: солнышко, предметные картинки.

Ход игры

На коврике лежат предметные картинки. Воспитатель предлагает детям взять только такую ​​картинку, которая похожа на солнце (например, яблоко, мяч, вишня, апельсин).

Дети по очереди показывают свои карточки и объясняют, почему они приняли именно эту карточку. (Например: «У меня мяч, потому что он круглый как солнышко»).

«Кому солнышко нужно»

Цель: закреплять знания детей о свойствах солнца (кому оно нужно) развивать память, мышление, внимание; воспитывать любовь к природе.

Ход игры

Воспитатель называет детям предметы. Если этому предмету солнце нужно, то дети поднимают руки, якобы «лучики солнца». Если не нужно – приседают.

«День – ночь»

Цель: закреплять знания детей о частях суток, действия людей ночью, днем; развивать внимательность; воспитывать наблюдательность.

Ход игры

Воспитатель называет действия людей днем ​​или ночью. Дети, если это «день», прыгают, кружатся, танцуют, ходят, а если «ночь» – приседают, закрывают глаза, кладут ручки под щечку.

«Кто лишний»

Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнюю, объяснять, почему она лишняя; развивать логическое мышление, внимательность.

Материал: картинки с дикими животными и одной домашним животным, птичка, цветок, букашка, наборное полотно.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнюю из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Излишняя кошка, потому что она - домашнее животное».

«Перелетные и зимующие птицы»

Цель: учить детей узнавать и называть зимующих и перелетных птиц; классифицировать их; развивать зрительную память, внимание, мышление; воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам.

Материал: картинки с перелетными и зимующими птицами, наборное полотно.

Ход игры

Перед детьми на коврике разложены карточки с птицами. Воспитатель предлагает детям по очереди взять одну карточку, назвать птичку. Если птичка перелетная, то поставить ее верхней части наборном полотне, если зимующее – внизу.

«Названия птиц» (словесная игра)

Цель: продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам.

Материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец, журавль).

Ход игры

Перед детьми на наборном полотне – птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, то получает фишку.

«Что изменилось?»

Цель: учить детей замечать в пейзажах изменения; развивать зрительную память, внимание; воспитывать усидчивость.

Материал: весенний пейзаж, птичка, солнышко, цветок, животное.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть весенний пейзаж. Затем дети закрывают глаза, воспитатель в это время что-то меняет что-то в весеннем пейзаже (добавляет птичку, убирает солнышко, добавляет цветок и т.д.).

Дети открывают глаза и называют, что изменилось.

«Живое – неживое»

Цель: учить детей распознавать, какие предметы относятся к живой природе, а какие – к неживой; развивать память, внимательность, логическое мышление; воспитывать интерес к живой и неживой природе.

Материал: предметные картинки.

Ход игры

Воспитатель показывает предметные картинки, дети называют, что на них изображено. Если этот предмет принадлежит к живой природе, то дети стоят на месте, если к неживой природе – приседают.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!