«Картотека
дидактических упражнений
по развитию математических представлений
для обучающегося
с тяжелой умственной отсталостью»
Выполнила:
учитель индивидуального обучения ГБОУ АО «СКОШ №5» Хлопина Ольга Юрьевна
Актуальность выбора темы:
Для математической деятельности детей с тяжелой умственной отсталостью характерны отсутствие интереса к выполнению математических заданий
и результатам своей деятельности, низкий уровень самостоятельности, недостаточное внимание
к содержанию заданий.
Проблема:
Чтобы повысить интерес у детей по формированию элементарных математических представлений,
я решила использовать один из нетрадиционных материалов «палочки для мороженого» и разработать картотеку дидактических упражнений по развитию математических представлений
для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью, которые могут быть использованы педагогами, специалистами
в коррекционной педагогике.
Палочки - один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений,
от сенсорных к мыслительным.
Они учат ребенка ориентироваться
в пространстве, способствуют развитию слуха, мышления,
мелкой моторики, памяти.
Благодаря им закрепляются первоначальные математические понятия, такие как: геометрические фигуры, цвета, арифметический счет, длина, величина.
Счетные палочки – самый доступный и многофункциональный дидактический материал.
Для стимулирования в ходе математических занятий процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования детям даются:
а) задания, способствующие развитию умения сравнивать предметы по определенным признакам, с противоположными по значению понятиями («длинный - короткий», «широкий - узкий», «большой-маленький», «высокий - низкий», и др.);
б) задания, способствующие формированию умений устанавливать сходство и различие в предметах , умение выделять главные признаки предметов, классифицировать предметы, сравнивать и анализировать;
в) задания, развивающие творческое мышление, воображение, а заодно и знание геометрических фигур (дорисовать предметы: круг - солнышко, квадрат, треугольник, прямоугольник – дом и т. д.).
Упражнение «Цветные ряды» цель: научить выкладывать ряды разной длины (изучить понятия длинный-короткий)
Упражнение «Веселые дорожки» цель: научить выкладывать ряды разной ширины (изучить понятия широкий-узкий)
У пражнение «Братья-квадраты» цель: научиться выкладывать фигуры разной величины (изучить понятия большой-маленький)
У пражнение «Домики для друзей» цель: научиться выкладывать домики разной высоты (изучить понятия высокий-низкий)
Упражнение «Волшебная цифра» цель: изучить цифры и научиться выкладывать цифры по образцу
Упражнение «Волшебная цифра» цель: изучить цифры, счет и научиться выкладывать цифры с опорой на карточку
У пражнение «Цветные дорожки» цель: изучить цвета с опорой на разноцветные кубики (развивать чувство цвета)
У пражнение «Раздели пирожок» цель: изучить понятия часть-целое
У пражнение «Дружные палочки» цель: изучить пространственное представление и ориентирование (изучить понятия вверх-вниз, вправо-влево)
Упражнение «Составь геометрические фигуры» цель: изучить геометрические фигуры и научить выкладывать формы по образцу
У пражнение «Построй теремок» цель: научить строить теремок из геометрических фигур с опорой на образец (р азвивать умение сосредотачиваться, ориентироваться в пространстве)
Разработан комплекс упражнений и игр по развитию математических представлений с применением упаковочного и природного материала
При проведении математических коррекционно–развивающих занятий необходимо:
- учитывать индивидуальные психофизические особенности конкретного ребенка ( двигательные, зрительные, слуховые);
- программные задачи выполнять последовательно, используя принцип дидактики: от простого - к сложному;
- замедленный темп усвоения нового материала детьми данной категории предполагает проведение по одной и той же теме двух и более занятий;
- на первых этапах обучения рекомендуется использовать простые, одноступенчатые инструкции, задания выполнять поэтапно;
- переходить к следующей теме только после того, как будет усвоен предыдущий материал;
- использовать как традиционные методы обучения (наглядные, словесные, практические, игровые.), так и нетрадиционные, инновационные подходы (компьютерные развивающие игры, мультфильмы интерактивные доски и т.д.);
- грамотно использовать наглядность;
- задействовать возможно большее количество различных анализаторов при выполнении счетных операций;
- желательно на каждом занятии наиболее активно использовать дидактические игры и упражнения;
- использовать индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
СПАСИБО
за
ВНИМАНИЕ!