СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр и приемов работы по социо-игровой технологии с дошкольниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

В картотеке представлены игры по классификации

1. Игры для рабочего настроя

2. Разминки

3.Социоигрового характера

4 Творческие

5 Вольные

 

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр и приемов работы по социо-игровой технологии с дошкольниками»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 51»

муниципального образования города Братска

__________________________________________________________________

665717 Иркутская область, г. Братск, ул. Комсомольская 26 «б»

Телефон, факс (3953) 41-11-38







Приложение № 2


Картотека игр и приемов работы

по социо-игровой технологии



Составили участники ПТГ ДОУ: Анчина СА, Леун АА, Орлова ТС, Рудишина ЕН,

Игнатьева ВА, Воронцова ТС, Колесник ЛИ



Содержание.

1. Игры для рабочего настроя

2. Игры-разминки (разрядки)

3. Игры социо-игрового приобщения к делу

4. Игры творческого самоутверждения

5. Игры вольные (на воле)

6. Приемы работы: объединения в компании, выбор посыльного…





2022г



1. Игры для рабочего настроя

«Выложи буквы»

Цель: закреплять знания букв, формировать умение объединяться в пары.

Ход. Дети объединяются в пары с помощью карточек, на которых изображены одинаковые или разрезанные буквы. Надо вдвоем изобразить изображенную на их карточке букву с помощью частей тела (туловища, рук, ног и т.д.)


. «Стража»

Цель: развитие внимания.

Ход. Дети объединяются по парам «СТРАЖНИК-КОРОЛЕВА» (по картинкам, по слову- стоя в кругу или по счету на 1й,2й) На стуле сидит королева. За стулом – стражник. У кого нет королевы, «глазами зовут» к себе королеву, а стражник старается ее удержать


«Расставить посты»

Цель: развитие произвольности.

Ход. Командир ведет за собой группу. По хлопку командира последний солдат останавливается. Выстраивать можно по кругу, в два круга, змейкой.



«Подарки»

Цель: развитие эмпатиии творчества в общении, способности предвидеть

желания другого, утверждать свое позитивное «Я».

Ход. Для того, чтобы начать играть в эту игру, вам необходимо разделиться на две команды. Для этого предлагаю встать полукругом по номерам домов, в которых вы живете, по нарастанию (играющие встают, а теперь рассчитайтесь на яблоко – апельсин. Все «яблоки» встают во внутренний круг, а все «апельсины» во внешний круг. Дети образуют два круга и двигаются под музыку, по кругу, в противоположных направлениях.

По сигналу – останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим

напротив, и поворачиваются друг к другу лицом.

Задание. Сначала дети из внешнего круга загадывают про себя, чтобы они хотели получить в подарок, а дети из внутреннего круга отгадывают (дети загадывают любой предмет и другой компании должны описать предмет по признакам, а другая компания должна отгадать). Если ребенок отгадывает,

загадывающий дает ему жетон, если нет – отдает свой. У каждого игрока по 3

жетона. Играем 3 раза, потом подсчитываем жетоны.


«Мои руки хороши, а у соседа лучше» (для детей с 4 лет)

Цель: формирование положительного отношения к сверстнику, сплочение группы.

Ориентировка в пространстве группы: стоят в кругу.

Объединение в компании: дети делятся на пары по симпатиям.

Описание игры Дети стоят в парах и дотрагиваются до названой части тела сначала своей, а потом - товарища со словами: «Мои руки (показ) хороши, а у соседа лучше (взять товарища за руки). Мои ноги хороши, а у соседа лучше». Перечисляются части тела: нос, плечи, уши, локти, коленки, пятки, спина.

Социоигровые приемы: первой покажет та пара, у которой день рождение зимой.



2. Игры-разминки (разрядки)

«Муравьишки»

Цель: формировать умение выбирать посыльного, командира.

Ход. Рассыпать на полу мелкие предметы, игрушки. Детям завязать глаза. Каждому дать корзинку, коробочку. По условному сигналу начать собирать игрушки, можно усложнить задание собирать одному только мебель, другому – посуду, третий - животных. По сигналу «Стоп» останавливаются. Выиграл тот кто больше соберет.


«Проворные ребята»

Цель: выбор посыльного, командира.

Ход. К середине 3-4 метровой веревки привязать ленточку, а концы веревки прикрепить к палочкам. Разойтись на длину веревки. По команде вращать палочку и заматывать веревку. Кто быстрее? Усложнение – одновременно вращать и называть имена мальчиков или девочек не повторяясь.


«Волшебный мешочек»

Цель: развитие тактильных ощущений, формирование умения делиться на компании, дружно работать всем вместе.

Ход. Дети опускают руку в мешочек, в котором лежат цифры (буквы). На ощупь должны определить, какая это цифра (буква), достать ее, показать детям. Затем дети объединяются в компании по одинаковым цифрам (буквам), животным: дикие-домашние, овощи-фрукты. Можно объединяться по парам цифра-буква, дикое-домашнее…

«Разрезные буквы»

Цель: развитие самостоятельности при работе, формировать умение складывать пазлы, закрепить буквы, звуко-буквенный анализ, объединяться в компании.

Ход. На разносе лежат части пазлов-букв «рубашкой» вверх. Дети берут один пазл и объединяются так, чтобы получилась буква или картинка потом придумывают слова с этой буквой с разной позицией в лове или предложение с названием этой картинки.

Игра «Карусель»

Цель: развитие логического мышления

Описание игры: Дети делятся на две компании. Во внешнем кругу- одна компания, вторая — во внутреннем. Один круг движется по часовой стрелке, другой — против. Внешний круг проговаривает считалку: Карусель, закружись, А потом остановись. Кто словечко угадает, В дружный круг к нам попадает. Затем ребёнок из внешнего круга загадывает короткую загадку — описание предмета. Дети из внешнего круга отгадывает загадку, если отгадал, то встаёт во внутренний круг.

Ориентировка в пространстве группы: Компании договариваются и выбирают удобное место в группе





3. Игры социо-игрового приобщения к делу

«Живая и не живая природа»

Цель: учить объединятся в компании по наглядному материалу. Закрепить названия живой и неживой природы.

Ориентировка в пространстве в группе: кампании находить себе удобное место в группе.

Объедение в компании: каждый из детей вытягивают картинку с изображение предмета или находят предмет, спрятанный в группе и объединяются в 2 компании.

Описание игры: Участие могут принимать до10 человек. Педагог объясняет задание компании: выбрать карточки объекты живой и не живой природы (растения, животные, насекомые, человек, воздух, вода, земля горы, осадки, солнце).

Гостевой обмен (одна команда идет в гости к другой, проверяют, обосновывают свою оценку)

«От какой ветки детки»

Цель: сравнивать разные виды деревьев и объединять их в определённые группы по признакам сходства

Ориентировка в пространстве в группе: кампании находить себе удобное место в группе.

Объедение в компании: Дети достают из мешочка карточки (хвойные и лиственные деревья) и объединяются на 2 компании.

Выбор посыльного: выбирают посыльного по считалке или по желанию детей.

Описание игры: Посыльный получает задание и отправляется в свои компании и объясняет, что нужно подобрать лист к лиственному дереву, вторая компания выбирает иголки к хвойным деревьям (по звонку заканчиваем задание)

Посмотрите, правильно ли выполнили задание обе компании.

Гостевой обмен (высказывание мнений, оценка)




«Угадай по схеме»

Цель: объединять разные признаки животных и уметь называть их. Уметь работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом.

Ориентировка в пространстве в группе: кампании находить себе удобное место в группе.

Объедение в компании: объединяются в пары по 2 человека – по цвету одежды, по росту, по цвету глаз, по длине волос.

Описание игры: Каждая пара выбирает свою схему, пара должна разгадать, какое животное зашифровано и рассказать о нем. Остальные выслушивают и оценивают.



«Чемодан»

Цель: развитие способности к установлению положительных

взаимоотношений с другими людьми.

Ход игры:

Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две

компании. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для

себе один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти место

свое команде.

Задание. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию:

они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан.

Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что

поможет побыстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно

составить с помощью схем, рисунков, значков.

Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что

нужно взять для путешествия или чтобы познакомиться друг с другом - кто что любит делать, любимое блюдо, цвет, животное... Для этого вам отводиться 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать по рисункам какой список составила и что хотела рассказать каждая команда.

«Магазин мебели(бытовой техники)»

Цель игры: развитие умения понимать друг друга, развивать словарный запас.

Ориентировка в пространстве: Дети находят удобное место в группе и принимают позу товара, а другая компания продавцов.

Объединение в компании: На столе лежат картинки с буквой «Т» (товар) и с буквой П(покупатель)

Выбор посыльного: Перед началом игры дети получают бейджики и кого на бейдже буква «У» (Управляющий) это и есть посыльный.
Описание игры: дети делятся на две компании – «покупатели» и «мебель». Одна компания загадывают, какой мебелью каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за мебель? Каждая мебель, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую мебель ему показывают. Не догадавшийся уходит без покупки.
Самостоятельная работа детей: выполняют свои роли.
Презентация заданий: Каждая компания выполняет свои действия.

Социоигровые приемы: первыми начнёт тот ребёнок, у которого есть две сестрёнки.


Игра «Буратино»

Цель.Развивать коммуникативные навыки, связную речь.

Ориентировка в пространстве группы: компания выбирает себе удобное место Объединение в компании: дети выбирают себе по одной букве, синего или зелёного цвета. Каждая компания составляет слово. Получится два персонажа из сказки Буратино, Папа Карло и Карабас Барабас
Самостоятельная работа детей: Каждая компания на листе бумаги описывают рисунками-символами(злой-добрый, плетка-стамеска, рубанок, худой-толстый, бедный -богатый…) своего героя. Вторая компания должна догадаться и аргументировать свой ответ.
Выбор посыльного: от каждой компании дети выбирают одного посыльного.
Объяснение и получение посыльным задания: Педагог объясняет посыльному задание, что нужно описать своего героя такими символами, что бы было понятно другим детям.
Презентация заданий: Каждая компания показывает схему символов, при необходимос- ти поясняет рисунки.
Социоигровые приемы: Первыми начнёт та компания, у которой персонаж вызывает улыбку.




4. Игры творческого самоутверждения

«Покажи сказку без слов»

Цель: развитие памяти, формирование творческой фантазии.

Ход. Дети собирают пазлы, на которых изображены герои сказок. Дети должны угадать, из какой сказки эти герои, объединяются в компании по названию сказки, и с помощью жестов и мимики показывают сказку, а другая компания угадывает.


«Ловить зверушку»

Цель: развитие ловкости, выразительности движений, умения сотрудничать

Ход. Играющие по очереди берут «билетики» с заданием кого они должны ловить (кузнечика, бабочку, чужую кошку и т. д.). Играющий выполняет задание, остальные встают в том случае, если превращение произошло и «зверушку поймали» т.е они отгадали кого ловил ребенок. Воспитатель просит назвать «отгаданную» зверушку и сравнивает с заданием в «билетике», (можно выполнять в парах, тройках и т. д.)

Игра «Дикие и домашние животные»

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Ориентировка в пространстве группы: Компании выбирают удобное место в группе.

Объединение в компании: Дети объединяться в две компании. Каждый из детей вытягивает картинку с изображением дикого или домашнего животного.
Описание игры: В игре участвуют две компании детей, компания «диких животных» должна придумать движения, по которым можно узнать животное , а компания «домашних» должна назвать прилагательные, по которым можно узнать животное.
Выбор посыльного: Выбирают сами дети.
Объяснение и получение посыльным задания: Дети подходят к педагогу со своей карточкой, педагог индивидуально объясняет каждому задание.
Самостоятельная работа детей: Посыльный доносит задание детям – объясняет. В компании дети придумывают 5 движений, вторая компания 5 прилагательных
Презентация заданий: Каждая компания по очереди демонстрирует своё задание, а другая компания отгадывает. Затем дети все вместе должны произнести слова прилагательные и показать движения.
Социоигровые приемы: первой покажет пантомиму та компания, в которой есть ребёнок, у которого имя начинается на К, Д. и т.д.



5. Игры вольные (на воле)

«Воробьи – вороны»

Цель: развитие двигательной активности, быстроты реакции, ловкости.

Ход. Дети делятся на две команды, встают напротив друг друга (команда «Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель (ребенок – ведущий)- ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до определенной черты( на два – три шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребенок – ведущий) говорит медленно: «Во-о-о- ро-о-о-о» . В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности , исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы воспитатель (ребенок – ведущий) заканчивает : « … ны! (… бьи)». Играющие убегают – догоняют.

Вариант: вводится усложнение «стоп – замри»; дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнит правило).

Игра «Пять шагов»

Цель: воспитывать сообразительность и быстроту мышления, развивать словарный запас.

Ориентировка в пространстве группы: стоят в кругу

Объединение в две компании: Дети выбирают себе по одной цифре и объединяются(4,5)

Выбор посыльного: дети выбирают самостоятельно.

Описание игры: Участвуют поочерёдно две компании. Детям нужно сделать 5 шагов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить любое имя (женское или мужское в зависимости от задания). Отмечаются игроки, которые справились с заданием. Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, например, зверей, рыб, птиц и т. д. Ведущий проверяет слова игроков, каждой компании. Выбирается с помощью короткой ленточки.

Социоигровые приёмы: Первой начинает та компания, у которой есть два одинаковых имени.

«День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»

Цель: развитие произвольности

Описание игры: Воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит «День наступает – всё оживает»,  играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).Вариант:

-использование любых движений «День наступает – всё оживает»

-использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)


«Хищники и травоядные».

Цель: 

Описание игры: Дети становятся в круг и делятся на две команды – на «Хищников» и «Травоядных». Дети начинают движение по кругу. По команде воспитателя: «Хищники!» – дети «хищники» принимают позу нападения и угрожающе рычат, а дети «травоядные» приседают на корточки и замирают. По команде воспитателя: «Травоядные!» – дети «травоядные» имитируют движения динозавров, поедающих корм (вытягивают шеи, встают на носочки, имитируют щипание листьев, травы, а дети «хищники» замирают в позе нападения.


«Стоп раз, стоп два, стоп три, точку опоры найди».

На ковре лежат разного цвета геометрические фигуры, разрезанные пополам, дети по сигналу берут любую фигуру и ищут пару.

Дети встают по парам, держась за руки танцуют под музыку. Ведущий подает сигнал (например) «Стоп, пять!». Дети замирают, но при этом они должны коснуться пола столькими частями тела в соответствии с составом числа заданной цифры. Например, при команде «пять» - можно одному стоять на 2х ногах, а у другого должно быть 3 точки опоры т.е.2 ноги и рука. Игра повторяется.3-4р.

6. Приемы работы:

объединения в компании, выбор посыльного…

1.Способ объединения в компании.

«Побежали, поиграли»

Цель: развитие слухового внимания, умение делиться на компании, на компании.Взрослый говорит: «Побежали, поиграли, а теперь в пары встали. Опять побежали, поиграли, и в круг встали. А теперь начиная от меня расчитались на 1,2,3.» -

«Примеры»

Дети стоят в кругу, в центре круга разложены карточки с примерами. Дети бегут по кругу, по сигналу «стоп» берут любую карточку и решают свой пример, по результату ответа объединяются в две компании.



















2. Нахождения дела-задания в пространстве группы.

Дети получают план-карту, которая свёрнута в несколько раз. На каждом сегменте карты схематично изображён путь и задания. После выполнения которого, дети должны запомнить цифру и знак. Выполняя задания и проходя путь, дети запоминают эти цифры и знаки. Дойдя до финиша, они собирают пример и решают.




















3. Определение очередности ответов или представление своего задания.

«Лабиринт»

Дети объединяются в компании и выбирают 1 человека любым способом. Выбранные дети из компании проходят лабиринт, с закрытыми глазами, а другие дети из его компаний подсказывают сколько шагов сделать и в каком направлении. Задания выполняется сразу 2, 3, компаниями (Кто пришёл первым тот и представляет дело- заданий первым, и далее по порядку).











4. Недерективные способы выбора:

- посыльного, командира, ведущего.

1 «По числам»

Детям предлагается выбрать посыльного - по числам дня рождения или по последовательности месяцев ( взрослый помогает, у кого раньше тот и первый и т.д.).


2 «Передача меча»

Компании выстраиваются в две колонны, друг за другом и передают мяч над головой или снизу между ног. Взрослый отворачивается и через какое-то время дает сигнал - «стоп» - у кого остался мяч в руках тот и посыльный.

Дети встают в круг и по кругу передают мячи в противоположные стороны, по команде «стоп», у кого остались мячи в руках, те ребята и командиры. Для определения кто первым из командиров будет набирать к себе в компании командиры кидают игральные кубики, у кого выпало больше число тот первым и начинает.


3 «Цепочка». 

Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих и т. д.

4 Ленточки. «Радуга»

В шапку нарезаются ленточки нужного количества цветов, чтобы получилась радуга, каждый вытягивает ленточку, потом по цветам дети расходятся на команды, чтобы получилось две радуги, раскладывают и проверяют себя. Для помощи можно дать детям образец – картинку радуги.














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!