СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр и упражнений для развития детей с разными видами нарушений

Нажмите, чтобы узнать подробности

...........................................................

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр и упражнений для развития детей с разными видами нарушений»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Картотека игр и упражнений для развития детей с разными видами нарушений

СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Специальность 44.02.02 Преподавание в

начальных классах

ГРУППА Ш-32

Костырина Ксения Викторовна

Преподаватель педагогики: Великановская Людмила Анатольевна

Ейск,2019г.









Игры и упражнения для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата



Игра «Нарисуй в небе солнышко»

Указательным пальцем «рисуем» круг, используя при этом как правую, так и левую руку. В дальнейшем можно делать это упражнение одновременно двумя руками.

Игра «Маракасы»

В небольшие пластиковые бутылки насыпаем мелкие предметы: бусинки, камешки, монетки, семена. Вместе с ребенком можно просто наполнять бутылочки и закручивать их, а можно усложнять задачу: смешать наполнители в кучу и раскладывать каждый вид в «свой сосуд». Каждый из них будет иметь свой «голос», кроме того, через прозрачные стенки интересно отдыхая рассматривать содержимое!



Упражнения с крупами

- Массаж ладоней при помощи горошины или фасоли,

- пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки),

- «волшебный мешочек» - угадывание на ощупь (различные крупы),

- «Сухой бассейн» из фасоли и гороха,

- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам,

- выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв.



















Игры и упражнения для детей с интеллектуальными нарушениями



Упражнение «Зайка»

Взрослый читает стихотворный текст: 

Зайке   холодно   сидеть, (дует на руки ребенка),

надо лапоньки погреть. (сложенные лодочкой),

Л апку заинька обжег. (Над теплой струей воздуха),

На нее подуй, дружок (дует на руки ребенка холодной струей воздуха).





Упражнение «Найди и покажи»

Ребенку предъявляется предметная картинка с изображением человека или куклы. Попросите малыша показать свою ножку и найти ножку у куклы на картинке.



Упражнение «Кисточки»

В зрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточки: мягкую большую - для нанесения макияжа и клеевую жесткую. Затем начинает гладить (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки, ладонь, каждый пальчик, комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой». Фиксируется эмоциональная реакция ребенка на предлагаемый тактильный контакт.

















Игры и упражнения для детей с искажённым развитием



И гра «Съедобное – несъедобное»

Оборудование: мяч.

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.





Игра «Нос, пол, потолок»

Дети выполняют различные команды, сказанные взрослым. Взрослый произносит слово «нос» - дети должны дотронуться рукой до кончика своего носа. «Пол» - показать вытянутой рукой на пол, «потолок» - показать рукой на потолок. Взрослый запутывает детей, одновременно с ними показывая неверные движения.



Упражнение «Где стереть?»

- коррекция зрительной памяти.

На доске или на листочках каждый воспитанник рисует «рожицу», затем с закрытыми глазами должны стереть только то, что попросит ведущий. Например: «Сотри левый глаз, волосы, подбородок и т.д.»













Игры и упражнения для детей с комплексными дефектами развития



Подвижная игра «Посуда»

Дети выходят на ковер. Логопед читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник. Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули- «носик».

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные бедняжки. Присели, одну руку поставили на пояс

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни- разобьются. Рисуют в воздухе круг

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес. Легли, вытянулись.



Игра «Любопытный»

Играющие садятся в круг. Водящий – «любопытный» - становится в середине и громко называет какую-нибудь букву. Ждет, пока игроки приготовятся, затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему с короткими вопросами: «Кто?» - «Куда?» - «Зачем?»
Тот, к кому он обращается, должен быстро отвечать словами, начинающимися с объявленной буквы, например:
К–компот, в кино, каждый день, с керосином
Игрок, не сумевший ответить сразу, меняется с «любопытным» местами и объявляет другую букву.






Игра «Солнышко»

Дети становятся вокруг обруча, держатся за него. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение несколько раз. Детям необходимо поднять обруч вверх, опустить вниз под стихи, которые читает учитель.

Утром солнышко встает-

Светом озаряет.

Вечером оно заходит-

Ночка наступает.

Если дети не могут самостоятельно удерживать равновесие с помощью обруча, осуществляется педагогическое сопровождение.













Игры и упражнения для детей с сенсорными нарушениями



Игра «Лото-вкладки»

Цель: Продолжать формировать целостный образ предмета, обратить внимание на

пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями

целого.

Оборудование: Карты лото с изображениями (предметными или сюжетными)

разной степени сложности, имеющие вырезы и вкладки, заполняющие эти вырезы.

Ход игры: Вначале ребенок рассматривает целую карту, заполненную вкладками,

по возможности называет изображенные предметы или ситуацию. Затем взрослый

вынимает вкладки, перемешивает их и просит ребенка вставить «окошки» на свои места.

Игра «Лото-вкладки»

Цель: Продолжать формировать целостный образ предмета, обратить внимание на

пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями

целого.

Оборудование: Карты лото с изображениями (предметными или сюжетными)

разной степени сложности, имеющие вырезы и вкладки, заполняющие эти вырезы.

Ход игры: Вначале ребенок рассматривает целую карту, заполненную вкладками,

по возможности называет изображенные предметы или ситуацию. Затем взрослый

вынимает вкладки, перемешивает их и просит ребенка вставить «окошки» на свои места.

Игра «Лото-вкладки»

Цель: Продолжать формировать целостный образ предмета, обратить внимание на

пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями

целого.

Оборудование: Карты лото с изображениями (предметными или сюжетными)

разной степени сложности, имеющие вырезы и вкладки, заполняющие эти вырезы.

Ход игры: Вначале ребенок рассматривает целую карту, заполненную вкладками,

по возможности называет изображенные предметы или ситуацию. Затем взрослый

вынимает вкладки, перемешивает их и просит ребенка вставить «окошки» на свои места.

Упражнение "Узнай фигуру"

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
Игра "Узнай предмет по контуру"
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
Игра "Догадайся, что за предмет"
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.









Игры и упражнения для детей с нарушениями речи



Упражнение «Часики»

Р от открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на 
«раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении  
 счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения 
предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы» ; сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.
Упражнение «Качели»
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на 
«раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.
  В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

                      

Упражнение «Далеко и близко»

  Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то 
кажется тихим и его трудно расслышать.
  Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом 
(это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би, 
ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).
  Задача других детей отгадать, далеко или  близко находится животное или звенит звонок.
  Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!