МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»
Сборник игр
на коррекцию страхов у детей дошкольного возраста
подготовила студентка группы № 4203 специальность Дошкольное образование
ФИО Рябко Надежда Александровна
Руководитель: преподаватель Коняева Г.А.
Дальнегорск 2023г.
содержание
введение 3
1. Придумываем сказку. 4
2. Закапываем страх. 4
3. Угощу свой страх. 4
4. Где живет страх? 4
5. Игра «В темной норе» 5
6. Упражнение «Качели». 5
7. «Покажи того, кого боишься» 5
8. «Смелый разведчик» 5
9. «Кто притаился в темноте?» 5
10. Напугаем страх. 6
Заключение 7
Список литературы 8
ВВЕДЕНИЕ
Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.
Причины детских страхов: многотравмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, впечатлительность, внушаемость, перенесенный стресс, болезнь. Часто у детей возникают ситуативные страхи из-за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т.д.
О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:
— не засыпает один, не разрешает выключать свет;
— часто закрывает уши ладонями;
— прячется в угол, за шкаф;
— отказывается от участия в подвижных играх;
— не отпускает маму от себя;
— беспокойно спит, кричит во сне;
— часто просится на руки;
— не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
— отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;
— категорически отказывается принимать незнакомую пищу.
Мы не можем защитить детей от всех опасностей, но Мы можем научить правильно, воспринимать окружающее, сражаться со своими страхам и преодолевать их. Для этого ребенку необходимо давать возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Мы же можем слегка помочь ребенку и научить его овладеть методами саморегуляции, которые позволят ребенку справиться со своими страхами.
Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, то поиграйте вместе с ним. Предлагаю Вам следующие игры для коррекции детских страхов.
Придумываем сказку.
Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это.
Закапываем страх.
Подготовьте коробочки с песком и одну большую пустую коробку. Слепите из глины несколько плоских кругов. Спросите ребенка: «Как будет называться этот страх?» (Страх темноты, страх шума, страх, «меня не заберут из сада» и т.д.). Получив ответ, предложите заковать страх. Когда все страхи будут закопаны, поставьте коробочки в большую коробку и предложите ребенку нарисовать сторожа, который не выпустит страхи из коробки. Коробку надо спрятать в шкаф,
Угощу свой страх.
Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение по одной строчке:
Страх боится солнечного света,
Возьму три килограмма плюшек,
Конфет, пирожных и ватрушек,
Печенья, шоколада,
Варенья, мармелада.
Лимонада и кефира,
И какао, и зефира,
Персиков и апельсинов,
И чернил добавлю синих.
Страх все это съест и вот,
У него болит живот.
Надулись у страха щечки,
Разлетелся страх на кусочки.
Когда ребенок повторит стихотворение, попросите нарисовать к нему картинку, запереть на ключ.
Где живет страх?
Предложите ребенку несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко».
Игра «В темной норе»
В комнате, где находится ребенок, как бы по ошибке выключите на 3 — 5 минут свет. Предложите ребенку представить, что он попал в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты. «Светлячок» с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места.
Упражнение «Качели».
Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 — 3 минуты.
«Покажи того, кого боишься»
Предложите ребенку разыграть такую сценку. Пусть он выберет игрушку, которая будет играть его роль. Сам же он должен перевоплотиться в того кого боится и начать типичные для ситуации разговоры или действия. Когда наступает очередь ребенка отвечать, то он должен озвучить игрушку, взяв ее в руки и двигая в соответствии со сценарием.
«Смелый разведчик»
Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается припасы, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.
«Кто притаился в темноте?»
Эта игра проходит гораздо оживленнее, если в ней участвуют несколько детей. Ребенок (он называется своим, а не вымышленным именем) ложится на кровать или на два сдвинутых кресла и делает вид, будто засыпает. Поначалу свет выключается понарошку, но со временем можно будет делать это и по-настоящему. Внезапно в темноте ребенку чудится какое-то лохматое чудовище. Он дрожит от ужаса, хочет закричать, позвать маму, но потом собирается с духом, встает, зажигает свет... И выясняется, что чудовище - это маленький, милый котенок (изображаемый либо куклой, либо другим ребенком).
Напугаем страх.
Страх боится солнечного света,
Страх боится летящей ракеты,
Страх боится весёлых людей,
Страх боится интересных затей!
Я улыбнусь, и страх пропадёт,
Больше меня никогда не найдёт,
Страх испугается и задрожит,
И навсегда от меня убежит!
(Дети повторяют каждую строчку, улыбаются и хлопают в ладоши
Заключение
Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.
Список литературы
В.Бавина, Е.И.Агаркова Детские страхи: Решение проблемы в условиях детского сада. М.АРКТИ, 2008.
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка, СПб Союз, 1997.
Кедрова Н.Б. Лекции, М., МГИ, 2007.
Панфилова М.А. Игротерапия общения , М.2001.
Психология. Словарь \ Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, М.:Политиздат, 1990.
Наревская И.Н., Сабирова Н.Г.